Трубчевск Брянск
В двенадцати километрах от современного Трубчевска на берегах Десны находятся два достопримечательных места — так называемое Кветунское городище и руины древнего Чолнского монастыря.
Как полагают, Кветунское городище — это место, где находился древний Трубчевск. Только в ХП веке он был перенесен вверх по Десне, где находится сейчас. Городище расположено на крутом мысу. В древности оно омывалось Десной, которая являлась естественной преградой. По тем временам это было очень важно для целей обороны.
Кветунское городище уже не первый год изучается археологами. Работы проводятся под руководством В. А. Падина, директора Трубчевского краеведческого музея, знатока древностей города и его окрестностей. На месте древнего Трубчевска жили люди еще в доисторические времена, что подтверждается находками кремневых и бронзовых топоров, ножей и наконечников стрел. Со временем облюбованное место было укреплено земляными валами, по верху которых поставлены деревянные стены, а у их подножия вырыты глубокие рвы — так возник древний Трубчевск, крупный ремесленный центр той поры. Извлеченные из земли многочисленные изделия славян, населявших Трубчевск-Кветунь, — серпы, косы, кувшины, миски и т. д. — собраны в местном музее.
Как пишет В. А. Падин, «Трубчевск состоял из небольшой крепости — детинца. С двух сторон детинец граничил с глубокими и широкими оврагами, крутые склоны которых подправляли, делали неприступными. С третьей стороны был крутой склон к Десне, а с четвертой — мощный земляной вал и глубокий ров, над которым повисал мост. Детинец служил крепостью для князя и его слуг — дружинников. Он был княжеским замком, под защитой и прикрытием которого шло формирование города. А рядом с княжеским замком раскинулись пригороды или посады, где проживал ремесленный и торговый люд... При раскопках найдены остатки одного из кирпичных княжеских домов».
Рядом с этим древним поселением находятся огромные холмы-курганы, насыпанные рукой человека. За последние годы Трубчевский музей исследовал около двухсот таких курганов. Как показали эти исследования, они являются трубчевскими кладбищами IX—XI веков. При раскопках захоронений найдено много изделий тонкой художественной работы — серебряные или бронзовые височг ные кольца, ожерелья, браслеты, бусы и т. п. Примерно пятнадцать курганов раскопкам не подвергались, они оставлены в своем изначальном виде, как наглядные памятники глубокой древности.
Возникает вопрос: почему в XII веке Трубчевск был перенесен вверх по Десне на новое место? Это загадка. Можно только предполагать, что новое местоположение города на высоком, изрезанном оврагами берегу Десны оказалось более выгодным с точки зрения обороны. Возможно, что одной из причин этого переселения явилась также новая религия — христианство. На Кветуни слишком много было напоминаний о язычестве, а христианская религия не хотела мириться с этим.
ЧОЛНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. На меловых отрогах правого берега Десны, поросших кустами — в древности здесь несомненно был дремучий лес, — располагался Чолнский Спасский монастырь, от которого сохранились в перестроенном виде трапезная, остатки колокольни и другие служебные здания, в которых размещен Дом инвалидов. Монастырь был основан в XVI веке одним из князей Трубецких, от которых и пошло наименование города. Уже с XII века известен князь Всеволод Трубчевский, по прозвищу Буй-тур, участник предпринятого в 1185 году похода на половцев, описанного в «Слове о полку Игореве». Возглавлял поход северских дружин брат Всеволода князь Игорь — главный герой «Слова». (Некоторые историки высказывают предположение, что наименование города происходит от слова «труба» как символа дружины.)
Монастырь располагался в непосредственной близости от обрыва к Десне, был огорожен каменной стеной с башнями по углам и надвратной колокольней. Внутри двора помещались две каменные церкви, трапезная и другие здания. Колокольня была построена в классическом стиле, а храмы — в стиле более ранней архитектуры. Остатки зданий еще существовали в первые годы после Великой Отечественной войны, они были замерены и сфотографированы, что и дает возможность судить о характере их архитектуры. Сегодня же ансамбля практически нет, но если вы посетите место его расположения, то убедитесь в том, как умело в старину выбирались «места предивные зело» для поселения и устройства монастырей.
В ТРУБЧЕВСКВ. По приезде в Трубчевск советуем спуститься с возвышенности к Десне, переехать на ее противоположный берег и с широкого луга окинуть взором местоположение города. По правому берегу, у самой воды, вы увидите лес и кусты, а за ними — крутые, иногда совсем обрывистые возвышенности, пересеченные глубокими оврагами. В расположении древних городов есть что-то общее, они всегда строились у реки и на возвышенностях, а на славянских землях почти всегда они будут правым берегом, ибо реки текут преимущественно с севера на юг. Самым показательным в этом отношении является расположение Киева. Так же расположен и Трубчевск. На одном из возвышений даже издали заметна ровная площадка, тогда как другие возвышения холмисты. Сразу понятно, что это выравнивание —дело рук человеческих. С обеих сторон площадка ограничена глубокими оврагами, что весьма выгодно с точки зрения обороны. Это и есть место, где находится детинец, а иначе говоря — кремль древнего, но второго Труб-чевска.
Если со стороны Десны преградами являлись сама река и крутые обрывы, то с противоположной, напольной стороны укрепления делались искусственно в виде рвов, валов и рубленых стен. Мощные рвы и валы хорошо видны и сейчас, а от древних строений остался один Троицкий собор с колокольней. Очертания собора и некоторых других, более поздних церквей хорошо видны из-за Десны, они украшают общий силуэт города.
На месте древнего детинца сейчас разбит городской парк, весь заставленный щитами с разного рода надписями. Ни у кого не вызывает сомнения полезность наглядной агитации, но когда на древних рвах и валах, у стен старинных памятников, повествующих о делах давно прошедших дней, вдруг красуются плакаты о повышении удоев молока — это нам кажется неуместным, для этой цели надо выбирать другие места. Это замечание относится не только к Трубчевску, но и к многим другим древним городам, например Новгород-Северско-му, где такие же плакаты красуются на территории древнего Спасо-Преображенского монастыря. (Но это — между прочим.)
ТРОИЦКИЙ СОБОР И ДРУГИЕ ПАМЯТНИКИ. Перед нами — Троицкий собор, самый древний из сохранившихся памятников Брянщины. Собор этот сооружен не позже XV века, о чем • свидетельствуют надписи на надгробных плитах князей Трубецких, сохранившихся в крипте — усыпальнице собора. Сами плиты представляют большой художественный интерес, они белокаменные и покрыты орнаментальной резьбой. На одной из плит указана дата захоронения — 1520 год, из чего следует, что собор, вероятно, построен в XV веке, а может быть, и раньше.
Собор перестраивался много раз, его современный наружный декор носит черты архитектуры рубежа XVIII—-XIX веков, а колокольня пристроена в начале XIX века. Поэтому его вид несколько разочаровывает. Но стоит призадуматься над его датировкой. Во времена татарского нашествия в XIII веке в этой части Киевской Руси все памятники были разрушены, последующие XIV—XV века также являются белым пятном в зодчестве Киевского, а также Черниговского, Новгород-Север-ского и Брянского удельных княжеств. Таким образом, по времени сооружения мы имеем дело с единственным в своем роде памятником.
Если мысленно памятник «раздеть», освободив от поздних наслоений, то он предстанет перед нами в совершенно ином- виде, чем выглядит сейчас. Даже при беглом осмотре заметно, что западная часть храма необычайно широка и массивна и похожа на гражданское здание.
Восточная же часть — то есть собственно церковь с захоронениями в цокольном этаже — является, по существу, самостоятельным сооружением. Возникает предположение, что «трапезная» является не чем иным, как остатками древнего дворца князей Трубецких, к которому примыкала дворцовая церковь с фамильными захоронениями. Как известно, в Боголюбове под Владимиром сохранились подобного рода уникальные остатки дворца и церкви князя Андрея Боголюбского.
Чтобы вынести окончательное суждение о первоначальном назначении и облике трубчевского памятника, его необходимо тщательно исследовать.
Внутри собора сохранился иконостас с иконами XVIII века.
Наружные огромные рвы и валы расположены недалеко от собора, из чего следует, что княжеский кремль занимал небольшую площадь.
Недалеко от бывшего трубчевского детинца находится обветшалая церковь, о которой мы уже упоминали,— Преображенская. Как утверждают местные краеведы, это бывший костел, перестроенный в церковь. Основанием для такого предположения послужила резная надпись на наружной стене здания, гласящая, что оно возведено в 1640 году. Действительно, в это время городом владели поляки. Учитывая настойчивую полонизацию захваченных русских земель, трудно допустить, чтобы поляки разрешили строить в это время православный храм. Как мы видели, в Погаре они тоже построили костел. Но польскому владычеству пришел конец уже в 1645 году, и вскоре после этого костел был перестроен в православный храм. А перестраивался он неоднократно и современный вид приобрел в XVIII веке. По его архитектурным формам трудно, однако, предположить, что он когда-либо носил явные черты готического или барочного стиля, свойственные костелам. Видимо, по заказу польских властей он был построен местными мастерами, которые не знали западноевропейских стилей. Напоминанием того, что в XVII—XVIII веках Труб-чевск был сотенным городом Стародубского полка, является один малоприметный, небольшой дом на площади Карла Маркса {расположенный неподалеку от упомянутых выше памятников). Это так называемая каме-ница, которые обычно строились в годы гетманщины для хранения казны, боевых и всяких иных припасов в полковых и сотенных городах. Подобные каменицы сохранились в Козельце и Седневе Черниговской области и в некоторых других старых, теперь небольших городах.
Трубчевская каменица стоит в ряду обычных домов, от которых по внешнему виду ее трудно отличить. Но при ближайшем рассмотрении здание оказывается интересным. Оно выложено из кирпича, толщина стен — до двух метров, что при небольшом размере здания (около тридцати квадратных метров) кажется толщиной непомерной. Перекрыта каменным сомкнутым сводом. Но самое любопытное заключается в том, что над первым этажом устроен второй, еще меньший по площади. Сейчас он полностью скрыт под современной двускатной кровлей, и снаружи его не видно. Вероятно, второй этаж возведен позже. В целом — это редкий тип гражданского здания XVII века.
На другой окраине города находится хорошо сохранившаяся Сретенская церковь первой половины XIX века, в архитектуре которой приемы классицизма уже в значительной мере разбавлены и измельчены стилизаторскими приемами; они скоро станут господствующими и совсем вытеснят строгость и упорядоченную простоту стиля.
При всем этом зданию нельзя отказать в определенной живописности объемов. Колокольня построена отдельно, на западной стороне участка в виде надвратной церкви, что напоминает устройство монастырских комплексов. Может, это и был монастырь?
Есть еще в городе Ильинская церковь, построенная совсем поздно — в 1890 году. Это именно тот период в архитектуре, который обычно не замечается ее историками — мол, все это эклектика, стилизаторство и т. д. В архитектуре Ильинской церкви действительно сочетаются формы разных веков, которые тем не менее нарядны, декоративны, красочны. Но несправедливо не видеть, что наряду со стилизаторством в архитектуре рубежа XIX—XX веков было много нового, особенно в области строительной техники, без коей архитектуры не существует. Вес это видно и на примере Ильинской церкви в Трубчевске.
В заключение нашего пребывания в Трубчевске прогуляемся по его улицам. Сделать это нетрудно: с конца XVIII века город застраивался по регулярному плану, как и многие другие города России. Улица вдоль, улица поперек — заблудиться невозможно. Это тоже была дань классическим принципам четкости и строгого по-
рядка. Но все хорошо, что в меру. С начала XIX века такое градостроение начало приобретать характер некоей казарменной муштры, что и было отображено Салтыковым-Щедриным в деяниях вымышленных им градоначальников.
Разумеется, Трубчевск разросся, и однообразие его планировки теперь уже не ощущается. Но по-прежнему обаяние города составляют задумчивые и уютные улочки старого Трубчевска. Представляется, как когда-то здесь прогуливался местный уроженец юный Александр Галич, впоследствии известный философ и эстетик, воспитатель Пушкина. Великий поэт любил своего наставника и в своем шутливом «Послании к Галичу* советовал ему: «Оставь же город скучный, с друзьями съеди-нись и с ними неразлучно в пустыне уживись. Беги, беги столицы, о Галич мой, сюда!»
Как уже упоминалось, в Трубчевске есть краеведческий музей. Нам много приходилось видеть районных музеев, и мы смело утверждаем, что это один из луч-zthx. Особенно хочется отметить хранящиеся в музее художественные изделия, извлеченные при раскопках курганов древних славян, а также оригинальной художественной работы серебряный оклад Евангелия рубежа 5vn—XVHI веков.
Бережно собраны в музее и реликвии боевой славы Великой Отечественной войны, они напоминают о том, что а эти годы Брянщина была партизанским краем.
Поржавевшая партизанская пушка, извлеченная в гзелевоенные годы из болотистых лесных зарослей, поначалу кажется чуждой музейному собранию, в котором, как всегда, главное место занимают художественные экспонаты. Но эта кажущаяся нееовместимость исчезает но мере осмысления того, что видишь в Трубчевском музее. Партизанское оружие, предметы сурового быта партизанской жизни, все, что показывает героические подвиги тех незабываемых лет, — все это свидетельство нравственной красоты людей, вставших на защиту Родины в тяжелую годину ее истории. И, как все прекрасное, это заслуживает сбережения и показа благодарным потомкам.