СтраницаТроицы

Церковь в честь «Святой Живоначальной Троицы» Дубровский район Брянской области

с.Алешня. В 19 веке Алешней владеет помещик В. Р. Демидов. В 1849 году на средства владельца с. Алешни В. Р. Демидова строится церковь. 9 января 1850 года церковь была освящена в честь «Святой Живоначальной Троицы», с этого момента в церкви начали совершаться богослужения.

Церковь Святой Троицы   Церковь Троицы расположена на высоком берегу Десны в центре села и доминирует в окружающем ландшафте. По типу – это четырехстолпный одноглавый храм, в плане квадратный, с высоты имеет три полукруглых апсиды, с запада примыкает небольшое помещение паперти с колокольней над ней. Куб церковного зала завершен световым барабаном, покоящимся на подпружных арках, и увенчан куполом с небольшой головкой под крестом. Церковь каменная на высокой подклети, декоративный убор – граненые полуколонны, ступенчатые карнизы и тяги, килевидный фронтон, обрамления окон и дверей выполнены из кирпича, без штукатурки. Своеобразно устроена колокольня – в виде глубокой полукруглой ниши, огражденной балюстрадой.

Троицкая церковь представляет собой оригинальный образец новорусского стиля XIX века, начальной стадии его развития. Это свидетельствует о том, что Брянский уезд был далеко не медвежьим углом в области культуры. Архитектурой своих построек он составлял часть пленительного облика Земли Русской. 27 июля 1986 года в северном приделе храма был освящен Престол в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. С 2008 года храм является – Свято-Троицким Архиерейским подворьем.

Дубровский район, село Голубея, церковь Троицы, 1844 год постройки.

с.Алешня.

История Алешни восходит еще к 16 веку. Доподлинно известно, что в 17 в. Алешня входила в Подивотский стан, названный так по реке Ивот - правому притоку реки Десна. Центром этого стана было село Голубея. Владельцем с. Алешни в 17 в. был Михаил Толочанов, затем его четверо детей, получившие здесь земли. В 19 веке Алешней владеет помещик В. Р. Демидов. В 1849 году на средства владельца с. Алешни В. Р. Демидова строится церковь. 9 января 1850 года церковь была освящена в честь «Святой Живоначальной Троицы», с этого момента в церкви начали совершаться богослужения.

Богослужения совершались до 2 – ой четверти 20 – го века. Во времена Советской власти церковь была разграблена и частью разрушена. В 2002 году по просьбе жителей с. Алешни церковь

начали восстанавливать. Епископ Брянский и Севский освятил восстановление. В этом же году Алешинская церковь была

передана Русской Православной Церкви. С 2011 года Алешинская церковь – действующая, в ней проходят богослужения.

 

С историей Алешинской церкви связана судьба величайшего ученого, основоположника новой науки – гелиобиологии Александра Леонидовича Чижевского. (1897-1964 гг).

Его детство проходило в имении Александровка  около села Алешня.

Его родители – мать Надежда Александровна Невиандт, отец – Леонид Васильевич Чижевский венчались в Алешинской церкви 15 апреля 1896 года. После рождения сына Александра, менее чем через год, мать умерла от туберкулеза. Отец похоронил ее в ограде Алешинской церкви, там же, впоследствии, легла ее мать. С1908 года А. Л. Чижевский проживал в Москве, последний раз навещал могилу матери в Алешне в 1915 году.

В настоящее время на одной из стен Алешинской церкви находится Доска памяти, посвященная жизни и деятельности великому ученому, профессору, нашему земляку Александру Леонидовичу Чижевскому.

Церковь во имя Святой Троицы в деревне Голубея Дубровского района Брянской области

ГОЛУБЕЯ

ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ, сер. 19 в.

Расположена на высоком берегу Дес­ны в центре древнего села, доминирует в окружающем ландшафте. Построена в 1844 г. по заказу и на средства помещика графа В.Д. Олсуфьева вместо прежней, деревянной, известной с 1600 г.; в 1869 г. после пожара отремонтирована. Один из ранних образцов культового зодчества русского стиля на Брянщине, подражаю­щих памятникам архитектуры домон­гольской Руси.

Крестово-купольный четырехстолп-ный и одноглавый храм с тремя апсида­ми и притвором сооружен из кирпича и не оштукатурен. Его крупный кубиче­ский объем с полукруглыми понижен­ными апсидами имеет четырехскатную кровлю, отличающую его от прототипов с позакомарным покрытием; световой цилиндрический барабан с пологим ку­полом увенчан маленькой главкой. Ори­гинален высокий притвор, примыкаю­щий с запада к центральному пряслу ку­ба.

Лаконичный декор фасадов состав­ляют членящие стены на три прясла граненые полуколонки с массивными импостами, пояс из двух рядов выпу­щенной кладки на уровне середины вы­соты здания и ступенчатый карниз, вен­чающий фасады, апсиды и барабан. Арочные проемы и ложные окна пря­сел храма,

Главный, западный вход укра­шен порталом с килевидным фронто­ном и круглой нишей над ним.

В интерьере храма четыре квадрат­ных столба, связанные между собой и со стенами подпружными арками, несут при помощи парусов барабан с куполом и плоские перекрытия боковых ячеек. Три проема ведут в апсиды алтаря, пе­рекрытые конхами и соединенные меж­ду собой узкими проходами (в северной находился придел Афанасия и Кирилла Александрийских, в южной - Воскресе­ния). Деревянная лестница в притворе поднимается к звоннице, имеющей ци­линдрический свод. Внутреннее убран­ство храма, включая иконостас с икона­ми и утварь, относится к 19-20 вв.

Историческое описание.., с 163-164; Холмого­ров. с. 236-239.

До 1850 года село Алешня входило в состав имения Демидовых и принадлежало к приходу храма села Рековичи. Каменный храм был построен в селе на средства владения имения В.Р. Демидова и был освящен 9 января 1850 года во Имя Святой Троицы. В приходе храма имелись Церковно-приходская школа и церковный дом. После большевистского переворота храм был закрыт и полуразрушен. Ныне находится в стадии возстановления.

Расположена на высоком берегу Десны в центре древнего села, доминирует в окружающем ландшафте. Построена в 1844 г. по заказу и на средства помещика графа В.Д. Олсуфьева вместо прежней, деревянной, известной с 1600 г.; в 1869 г. после пожара отремонтирована. Один из ранних образцов культового зодчества русского стиля на Брянщине, подражающих памятникам архитектуры домонгольской Руси.