СтраницаТРИШКИНА

АННА ТРИШКИНА: «УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ В ТЕМЕ!»

Мы сидим в актовом зале городской школы № 1. Заместитель директора по воспитательной работе Анна Тришкина, обладатель муниципального гранта в рамках приоритетной программы «Образование», учитель русского языка и литературы с почти 2 О-летним стажем рассказывает о своих учениках. У Анны Викторовны строгий макияж и высокие каблуки, а вперемешку с цитатами Толстого и Некрасова — слова из молодёжного лексикона: драббл, lol, фэйк, зацеперы. Завуч одной из лучших брянских школ уверена: с детьми нужно уметь говорить на их языке. Главное, делать это грамотно.

  • Анна Викторовна, согласитесь, очевидное боль­шинство теперешних взрослых мечтали в начальных классах о профессии учителя или врача, но, когда дело доходило до вступительных экзаменов в вузы, далеко нем­ногие подавали документы в пед и мед. А для вас стать учителем —это детская мечта?
  • Я рано научилась читать, была книжным ребёнком. Всё началось с «Конька-Горбунка», а затем от произведе­ния к произведению постигала русскую и зарубежную классику. До сих пор читаю много и с удовольствием. Но, согласитесь, далеко не все книжные дети становятся пре­подавателями литературы. Видимо, у меня было призва­ние к этой профессии. Просто в определённый момент начинаешь осознавать, что ты — гуманитарий. Естествен­но, поначалу у меня были какие-то душевные метания, но остановилась всё же на профессии педагога.

Маленькие девочки очень любят играть в учителей. Обязательно нужно взять красную пасту, всё исчеркать. Когда я рассказываю детям на уроках, как выбрала про­фессию, обязательно вспоминаю, как рисовала на тетрад­ных листах красной ручкой. И всегда добавляю, что теперь мечтаю, чтобы в тетрадках моих учеников было как мож­но меньше красной пасты — как можно меньше ошибок.

  • Какими были ваши первые шаги в профессию?
  • Педагогический институт я окончила в конце 90-х, в тяжёлые для страны годы. Долго думала, идти или не идти работать в школу. Это большая ответственность. Педагог — публичная профессия. Мы — словно медий­ные лица, и это накладывает определённую несвободу в действиях. Нужно чётко осознавать, готов ли ты на та­кие жертвы, или нет. Плюс работа с людьми, что всегда непросто. А работать с детьми — сложно вдвойне. По­тому как учитель отвечает за ребёнка: его безопасность, становление личности, за его душу, как бы высоко это ни звучало. Взвесив все «за» и «против», я всё-таки сделала свой первый шаг в профессию.
  • Контролировать класс для молодого учителя — сложное дело? Чтобы слушали, а не перебрасывались за­писками и CMC...

Меня всегда выручает чувство юмора. Любую про­

вокацию класса можно перевести в шутку, и дети, поверь­
те, способны это оценить. Один мой коллега, когда уче­
ники переставали его слушать, начинал читать стихи.
Иногда со стихами входил в галдящий класс. Иногда де­
лал это посреди урока. А читал он превосходно! Дети за­
слушивались! Потом ребята даже спрашивать стали: «По­
чему это вы сегодня без стихов?!» Значит, как минимум,
он своего добился.

Одна ситуация не похожа на другую. Нет универсаль­ных решений, как усмирить класс. Но есть одно негласное правило: важно войти, не ненавидя, а любя. Показать, что в аудитории есть взрослый, и взрослый прав, что его нуж­но слушать. Дети всё прекрасно понимают. Они словно лакмусовая бумажка: когда ученикам интересно, они мол­чат. А если класс шумит, это сигнал для учителя задумать­ся, всё ли он делает правильно.

«СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ ДОМА>

  • Раньше считалось, что воспитанием ребёнка должна заниматься школа, как один из институтов общества. Теперь всё больше ответственности пере­кладывается на семью. Где, на ваш взгляд, золотая се­редина?
  • Школа и семья должны идти рука об руку. Когда со­блюдается триединство: школьник, учитель, родитель — тогда и возникает успех в воспитании. Перекладывание ответственности с одного общественного института на другой пользы ребёнку не принесёт. Но, к сожалению, иногда и семья становится объектом профилактиче­ской работы. Неслучайно сейчас появился термин «со­циальное сиротство».

Социальный сирота — это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся о нём. Не­смотря на благополучие семьи, ребёнок — очень одинок.

  • А как этого триединства добиться? Как моти­вировать родителей заниматься воспитанием, забо­титься о ребёнке?Ведь если вспомнить ещё одну цитату классика: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»...
  • Насильно за руку родителей в школу привести не­возможно. Необходима взаимная заинтересованность. Это очень важный элемент взаимодействия. Непросто интересоваться учёбой, спрашивая каждый вечер: «Что ты сегодня принёс в дневнике? Двойку? Пятёрку?» — а жизнью своего чада в целом. Не пропускать роди­тельские собрания: уж четыре раза в год в школу можно прийти! С оценками дело обстоит ещё проще. Их мож­но в онлайн-режиме узнать на портале dnevnik.ru. Мно­гие школы России уже подключены к этой бесплатной школьной образовательной сети, где родители и учени­ки могут найти расписание, список домашних заданий, оценки, полученные на уроках. Правда, любая иннова­ция основывается на традиции. А главным до сих пор остаётся индивидуальная работа с семьёй. И в этом за­слуга в первую очередь классного руководителя.

Ведь что такое школа? Это здание? Нет. Это люди, ко­торые здесь работают! И именно люди создают атмосферу, психологический комфорт, условия для обучения ребён­ка. Когда ребёнку хорошо в школе, он и учится хорошо. Во всяком случае он будет стараться. Сверхзадача школы — создать этот психологический комфорт.

  • Как организуется подобная ра­бота в вашей школе?
  • Не хочется перечислять дела. Если кого-то из родителей заинте­ресует конкретика, можно заглянуть в ежегодный анализ воспитательной работы школы. Но за любыми цифра­ми, отчётами и итогами всегда стоят люди. Всё основывается на человече­ском факторе. Для ребёнка и родителей важнее, чтобы школьный учитель был в первую очередь личностью, которая способна повести за собой. Любой урок, любое меро­приятие, классное или внеклассное, имеет в основе вос­питательный момент. Другими словами, цель школы — сформировать у ребёнка чёткое представление о том, что такое хорошо, что такое плохо. Если ребёнок выхо­дит во взрослую жизнь с этими понятиями, значит, мы, педагоги, свою работу выполнили.

ДЕКОДИРОВАТЬ ШКОЛЬНИКА

  • Какими качествами, на ваш взгляд, должен обла­дать современный учитель?
  • Быть хорошим педагогом очень просто. Нужно любить детей, профессию, быть готовым к постоянному самосовершенствованию. Верно говорят: «Учитель — это человек, навечно вызванный к доске». Кто каждый день делает домашнюю работу в тетрадях? Учитель! Сегодня, к примеру, я, как обычно, понесу с собой стопку тетра­дей — 10-й класс написал контрольную, проверить в шко­ле не успею, полно других дел. И это нормально. Ни один педагог не воспринимает работу, взятую на дом, как под­виг. И, конечно же, важны личностные качества учите­ля, и в первую очередь харизма. Потому что дети любят не предмет, а человека.

Недавно, втомчислеблагодаряудачнойэкраниза-ции, стал довольно популярен роман пермского писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Главный герой книги не педагог, но в то же время автор показывает одну из возможных моделей взаимодействия с детьми. Например, разделение 9-классников на «зондер-коман­ду», «красную профессуру», «отцов», совершенно пани­братский сплав по реке на плотах... Где граница, кото­рую школьныйучителъ никогда не должен переступать?

  • Фамильярность, панибратство в школе уж точно недопустимы: ни со стороны учеников, ни со стороны учителя. Ребёнок должен видеть в педагоге друга, настав­ника, но ни в коем случае не равного себе. И при этом учитель должен быть в теме, должен понимать, о чём го­ворит с ребёнком.

Недавно на родительском собрании я спросила у пришедших мам и пап, знают ли они, кто такие за-цеперы, о чём поют исполнители в стиле death metal и так далее. Новых молодёжных движений очень много. За безобидными словами порой скрываются опасные социальные явления. Например, вот какое «красивое» определение зацепинга даёт один из тематических сай­тов. «Это способ езды на различном транспорте, при­цепившись к нему снаружи. Главными объектами за­цепинга являются электрички, поезда, трамваи, троллейбусы, автобусы, мет­ро. Также зацеперы практикуют пе­редвижение на крыше транспортных средств, которое называется руфрай-динг». Ничего хорошего в этом нет: опас­ная активность становится причиной многих несчастных случаев, в том чи­сле и со смертельным исходом. А в те­матике значительного количества дэт-метал групп достаточно большую роль играет сатанистская направленность... Я, учитель русского языка и лите­ратуры, пол-лета потратила на состав­ление собственного словаря подрост­кового сленга. Как только вижу новую аббревиатуру — lol, например, или XD — спешу проверить, что это значит, не выходит ли за рамки цензурной лек­сики. Многие классные руководители нашей школы заре­гистрированы в сети Интернет, кто-то под своим именем, кто-то создал фэйк. На сленге так называется странич­ка-подделка с вымышленными именем и содержанием. В личное ребят не лезем, но если я обнаружу непристой­ное (для детей этого возраста) фото или клип с сомни­тельной смысловой нагрузкой, обязательно подниму вопрос: сначала в разговоре с ребёнком, затем, если по­требуется,— с родителями.

Учитель должен быть наставником, но он обязан по­нимать, о чём говорит ребёнок. Сленг, как и жаргон или, скажем, арго — это всего лишь закодированная лекси­ка. Хороший педагог должен иметь ключ ко всем этим кодам, должен быть современным. Даже если не нра­вится музыка, которую слушают дети, досмотри до кон­ца — только такудастся обнаружить аргументы, которые в дальнейшем можно будет отлично использовать в спо­ре о хорошем вкусе!

Тема