СтраницаТретий

Третий этап

Третий этап, самый продолжительный, начинается с апреля 1942 года. Происходит централизация действий партизанских отрядов и  создается объединение отрядов. Командиром которого назначается Д.В. Емлютин. Создается Брянский штаб партизанского движения. Ха­рактерной чертой этого этапа становятся диверсии и рейды по тылам врага.

На протяжении лета немцы проводят карательные операции против партизан. Большими силами обрушились на Дятьковский партизанский край, на отряд Ф.С.Данченкова (позже пере­росший в 1-ю Клетнянскую партизанскую бригаду) в Бочаровском лесу на юго-западе Дубровско­го района, на южный партизанский край. В условиях значительного численного превосходства противника, поддержанного танками, артиллерией и авиацией, находившиеся здесь партизан­ские отряды были вынуждены оставлять населенные пункты и уходить в леса. Попытки «про­чесывать» лесные массивы обернулись для оккупантов значительными потерями, и тогда они приступили к планомерному уничтожению материальной базы партизанского движения. Заняв селения, захватчики сжигали все постройки, уничтожали имущество жителей, взрывали погре­ба, землянки, колодцы, угоняли скот, а самих жителей частью истребляли, частью угоняли на оборонительные работы, разминирование минных полей или увозили в Германию.

Проведенные карательные операции оккупантов не достигли главной цели - покончить с партизанским движением. Даже в это трудное время партизаны Брянщины не ограничивались оборонительными боями, не раз совершая крупные диверсии, особенно на дорогах.

Особый урон гитлеровцам наносили диверсанты-подрывники. За май-август 1942 г. ими было взорвано 60 вражеских поездов, а за сентябрь-декабрь - уже 166. Среди подрывников были настоящие мастера этого дела: А.И.Ижукин, И.И.Мартынов, А.Ф.Безгодов, В.Новиков, Д.Сигутин и другие. В числе героев, подорвавших вражеские эшелоны ценой собственной жизни, - Ана­толий Коршунов, Дмитрий Дзынов, Петр Береснев, Александр Измайлов, Степан Иванченков... В октябре-ноябре партизаны стали возвращаться на прежние места, строить землянки, разбивать новые лагеря, но центром связи с «большой землей» стал в это время Суземский рай­он с его аэродромом у д. Смелиж.

Здесь ночью 6 ноября в партизанской землянке поэт А.Сафронов впервые спел песню, написанную вместе с композито­ром СА.Кацем, «Шумел сурово брянский лес» партизанам. А утром слепой баянист «с голоса» разучил мелодию, и пошла пес­ня кочевать от землянки к землянке, от одного отряда к другому. После этого пес­ня стала популярной не только у парти­зан, но и у фронтовиков (а с ноября 1998 г. - песня стала гимном Брянской области).

Самой крупной операцией брянских партизан весной 1943 г. стал взрыв 300-ме­трового железнодорожного моста (его называли Синим или Голубым] через Десну у пос. Выгоничи. Ее провели 8 марта партизаны брига­ды им. Щорса при участии некоторых других частей под общим командованием М.П.Ромашина. Движение по железной дороге Гомель-Брянск на месяц оказалось парализованным.

Мост был особенно важен для обеспечения снабжения немецко-фашистских войск и бы­строго их продвижения вглубь советской территории.

Понимая стратегическую важность данного объекта, немцы его тщательно охраняли. У мо­ста были сооружены оборонительные укрепления: окопы, доты, дзоты. Подходы к мосту были заминированы. Окопы между собой сообщались и имели заграждения из колючей проволоки. Все деревья и кусты у Десны были вырублены. По краю леса была протянута проволока с на­низанными пустыми консервными банками. При любом шорохе или звоне консервных банок фашисты открывали уничтожающий огонь.

Несмотря на постоянные бомбардировки советской авиацией мост продолжал работать.

Тем не менее советское командование поставило партизанам задачу вывести Голубой мост из строя: через этот мост в сутки проходило до 30 эшелонов с немецкой техникой, продоволь­ствием и войсками.

Партизаны усиленно готовились к предстоящему нападению. 4 марта 1943 года в 6 кило­метрах к востоку от Выгонич партизанами бы захвачен немецкий солдат, который сообщил цен­ные подробности и детали охраны моста.

До 6 марта шла подготовка подрывников, обследование подступов к мосту; в окрестности моста доставлялось большое количество взрывчатки. В течение суток 7 марта партизанские группы по лесным дорогам достигли мест сосредоточения.

В операции участвовало почти 2 тысячи партизан. Нападение на мост началось с обеих сто­рон железнодорожного моста. Ударные группы партизан напали на охрану моста, а отряды от­влекающего действия - на расположенный рядом гарнизон.

Из леса на юго-западной оконечно­сти моста велся поддерживающий насту­пление огонь из пулеметов и минометов. Уже в течении боя партизаны начали пе­ремещать на мост мешки со взрывчаткой и устанавливать их в мостовые ящики. По данным партизан, для взрыва использо­вались 450 килограммов тола и 500 кило­граммов аммонита. В результате парти­занам удалось выйти непосредственно к мосту и подорвать один из его пролётов. В ходе операции уничтожено около 300 солдат и офицеров противника, разрушена телефонная связь протяженностью около трех с половиной километров.

Эта операция стала одной из наиболее значимых в ходе «рельсовой войны»: регулярное движение поездов было прервано на 28 суток, что существенно затруднило снабжение немец­кой армии на брянском направлении.

В Музее партизанской славы на Партизанской поляне действует диорама «Взрыв Голубого моста». В ноябре 2010 года близ Голубого моста на средства брянских железнодорожников был установлен памятник в честь подвига партизан.