Третий этап
Третий этап, самый продолжительный, начинается с апреля 1942 года. Происходит централизация действий партизанских отрядов и создается объединение отрядов. Командиром которого назначается Д.В. Емлютин. Создается Брянский штаб партизанского движения. Характерной чертой этого этапа становятся диверсии и рейды по тылам врага.
На протяжении лета немцы проводят карательные операции против партизан. Большими силами обрушились на Дятьковский партизанский край, на отряд Ф.С.Данченкова (позже переросший в 1-ю Клетнянскую партизанскую бригаду) в Бочаровском лесу на юго-западе Дубровского района, на южный партизанский край. В условиях значительного численного превосходства противника, поддержанного танками, артиллерией и авиацией, находившиеся здесь партизанские отряды были вынуждены оставлять населенные пункты и уходить в леса. Попытки «прочесывать» лесные массивы обернулись для оккупантов значительными потерями, и тогда они приступили к планомерному уничтожению материальной базы партизанского движения. Заняв селения, захватчики сжигали все постройки, уничтожали имущество жителей, взрывали погреба, землянки, колодцы, угоняли скот, а самих жителей частью истребляли, частью угоняли на оборонительные работы, разминирование минных полей или увозили в Германию.
Проведенные карательные операции оккупантов не достигли главной цели - покончить с партизанским движением. Даже в это трудное время партизаны Брянщины не ограничивались оборонительными боями, не раз совершая крупные диверсии, особенно на дорогах.
Особый урон гитлеровцам наносили диверсанты-подрывники. За май-август 1942 г. ими было взорвано 60 вражеских поездов, а за сентябрь-декабрь - уже 166. Среди подрывников были настоящие мастера этого дела: А.И.Ижукин, И.И.Мартынов, А.Ф.Безгодов, В.Новиков, Д.Сигутин и другие. В числе героев, подорвавших вражеские эшелоны ценой собственной жизни, - Анатолий Коршунов, Дмитрий Дзынов, Петр Береснев, Александр Измайлов, Степан Иванченков... В октябре-ноябре партизаны стали возвращаться на прежние места, строить землянки, разбивать новые лагеря, но центром связи с «большой землей» стал в это время Суземский район с его аэродромом у д. Смелиж.
Здесь ночью 6 ноября в партизанской землянке поэт А.Сафронов впервые спел песню, написанную вместе с композитором СА.Кацем, «Шумел сурово брянский лес» партизанам. А утром слепой баянист «с голоса» разучил мелодию, и пошла песня кочевать от землянки к землянке, от одного отряда к другому. После этого песня стала популярной не только у партизан, но и у фронтовиков (а с ноября 1998 г. - песня стала гимном Брянской области).
Самой крупной операцией брянских партизан весной 1943 г. стал взрыв 300-метрового железнодорожного моста (его называли Синим или Голубым] через Десну у пос. Выгоничи. Ее провели 8 марта партизаны бригады им. Щорса при участии некоторых других частей под общим командованием М.П.Ромашина. Движение по железной дороге Гомель-Брянск на месяц оказалось парализованным.
Мост был особенно важен для обеспечения снабжения немецко-фашистских войск и быстрого их продвижения вглубь советской территории.
Понимая стратегическую важность данного объекта, немцы его тщательно охраняли. У моста были сооружены оборонительные укрепления: окопы, доты, дзоты. Подходы к мосту были заминированы. Окопы между собой сообщались и имели заграждения из колючей проволоки. Все деревья и кусты у Десны были вырублены. По краю леса была протянута проволока с нанизанными пустыми консервными банками. При любом шорохе или звоне консервных банок фашисты открывали уничтожающий огонь.
Несмотря на постоянные бомбардировки советской авиацией мост продолжал работать.
Тем не менее советское командование поставило партизанам задачу вывести Голубой мост из строя: через этот мост в сутки проходило до 30 эшелонов с немецкой техникой, продовольствием и войсками.
Партизаны усиленно готовились к предстоящему нападению. 4 марта 1943 года в 6 километрах к востоку от Выгонич партизанами бы захвачен немецкий солдат, который сообщил ценные подробности и детали охраны моста.
До 6 марта шла подготовка подрывников, обследование подступов к мосту; в окрестности моста доставлялось большое количество взрывчатки. В течение суток 7 марта партизанские группы по лесным дорогам достигли мест сосредоточения.
В операции участвовало почти 2 тысячи партизан. Нападение на мост началось с обеих сторон железнодорожного моста. Ударные группы партизан напали на охрану моста, а отряды отвлекающего действия - на расположенный рядом гарнизон.
Из леса на юго-западной оконечности моста велся поддерживающий наступление огонь из пулеметов и минометов. Уже в течении боя партизаны начали перемещать на мост мешки со взрывчаткой и устанавливать их в мостовые ящики. По данным партизан, для взрыва использовались 450 килограммов тола и 500 килограммов аммонита. В результате партизанам удалось выйти непосредственно к мосту и подорвать один из его пролётов. В ходе операции уничтожено около 300 солдат и офицеров противника, разрушена телефонная связь протяженностью около трех с половиной километров.
Эта операция стала одной из наиболее значимых в ходе «рельсовой войны»: регулярное движение поездов было прервано на 28 суток, что существенно затруднило снабжение немецкой армии на брянском направлении.
В Музее партизанской славы на Партизанской поляне действует диорама «Взрыв Голубого моста». В ноябре 2010 года близ Голубого моста на средства брянских железнодорожников был установлен памятник в честь подвига партизан.