СтраницаТрадиционная

Традиционная одежда. Брянщина.

Одежда была своеобразным «паспортом»: по ней легко было опреде­лить принадлежность человека к тому или иному сословию, состоятель­ность и даже семейное положение. Посещавших Московское государство иностранцев поражала пышность, красочность и роскошь одежды знат­ных и богатых людей, и бедность, скромность одежды простонародья.

Главной нательной одеждой мужчин и женщин были рубахи, изго­тавливавшиеся из льняного или конопляного полотна, либо из шерстяной ткани (власяницы). Шили их просто: отрез ткани (он назывался «руб», от­сюда и слово «рубаха») складывали пополам, на месте сгиба делали вырез для ворота, боковины сшивали, в оставленные в верхней части отверстия вшивали рукава. Рубахи по вороту и плечам отделывались вышивкой, ко­торая служила не только украшением, но и, по поверьям, сохранившимся с языческих времен, оберегала человека от «сглаза» и «нечистой силы». Мужские рубахи могли доходить до колен. Женщины носили очень длин­ные рубахи - почти до пят, словно легкие платья. Богатые бояре носили дорогие шелковые рубахи.

Беление холста (крестьянки за работой) (с картины 3. Серебряковой). Вытканный льняной холст был серым. Чтобы сделать его белым, холст вываливали в золе, и окунув в речку или озеро, сушили, расстелив на чистом лугу. Вымачивание и сушку повторяли несколько раз. Кре­стьянки, белящие холст, одеты в рубахи, понёвы и повойники

Чтобы соткать 7 метров ткани (столько в среднем уходило на пару рубах), женщина должна просидеть около 14 часов за ткацким станком. До этого нужно было еще прясть нити из льняного или конопляного во­локна или из шерсти.

Обязательным элементом одежды мужчин и женщин был пояс. Вый­ти на улицу «распоясанным» (без пояса) считалось крайне неприличным. Мужчины подпоясывали рубахи тоненькими поясками и носили поверх портов (так до середины XVIII века на Руси называли штаны). Порты делались из холста белого или крашенного, или сермяги - грубой шерстя­ной ткани.

Женщины помимо рубах носили понёвы - шерстяные юбки длиной до щиколоток. Понева не имела завязок и прикреплялась поясом. Брян­ские женщины понёвы надевали сшитой стороной назад, а края завора­чивали спереди и спускали один на другой. Затем сшитая часть припод­нималась к талии и затыкалась на правом боку за пояс, образуя «кулёк», который или приглаживался к фигуре, или стоял торчком.

Мужская одежда русских в XVI - XVII веках. 1 - крестьянин в подпоясанной рубахе и лаптях. 2 — крестьянин в кафтане, лаптях и колпаке. 3 - небогатый горожанин в армяке и сапогах. 4 — горожанин в кафтане и сапогах. 5 - знатный горожанин в ферязи. 6 ~ боярин в шубе и горлатной шапке

Верхняя одежда крестьян не отличалась изысками. Это были овчин­ные тулупы (сейчас мы назвали бы их «дублёнками») и армяки (догопо-лая одежда без пуговиц, из грубой шерстяной ткани). Горожане в качестве верхней одежды предпочитали кафтаны с полами ниже колен. С XVII века к кафтану прибавился высокий стоячий украшенный воротник - ко­зырь. Бояре и дворяне могли надевать ферязь - особый кафтан из дорогой ткани, широкий, с длинными до земли рукавами: в один рукав продевали руку, собирая его «гармошкой»; а другой спускали до земли. Эта одежда подчеркивала пренебрежение знати к физическому труду. Отсюда пошло выражение «работать спустя рукава».

Исконно русской одеждой была шуба. Шубы носили все слои на­селения - от крестьян до бояр и великого князя или царя. Сверху шубу покрывали различными тканями и шили только мехом внутрь. Крестьяне носили шубы на овчине или зайце, с верхом из сукна. Знать - на куньем, собольем, лисьем меху с верхом из парчи и бархата. В торжественных случаях шубу носили даже летом и даже в помещении.

Обычная обувь крестьянина - лапти. Их плели из лыка - узких по­лос коры. Продетая в задник лаптя лыковая веревка обматывалась вокруг ноги. Пара лаптей снашивалась за две-три недели, потому готовили эту обувь про запас. Плести лапти умел любой крестьянин.

Кроме лаптей крестьяне носили поршни и калиги, кроившиеся из целого куска кожи, стяну­того ремнём по щиколотке. Валенки в качестве зимней обуви в то время еще не изобрели, они появились лишь в XVIII веке. Горожане в основ­ном носили кожаную обувь - башмаки и сапоги - и без каблуков, и с подкованными каблуками. Мужские шапки имели вид колпака или тю­бетейки, и обычно были с опушкой или оторочкой. Они шились из ткани либо были сваляны из шерсти. По улице мужчины и женщины ходили в головных уборах. Но мужчина должен был «ломать шапку» (снимать её) в знак почтения перед встречными людьми более высокого положения. Бояре часто носили горлатные шапки, сшитые из горлышек куницы или чернобурой лисы. Они представляли собой высокий, расширяющийся кверху меховой цилиндр с бархатным или парчовым верхом. Такую шап­ку часто не надевали на голову, а держали на сгибе руки.

Сорока (Брянская область)

Большое значение имел головной убор женщин. Девушки носили поеязки-очелъя в виде лент, украшенных вышивкой, бусами, бахромой. В отличие от девушки, замужняя женщина не могла показаться на люди с непокрытой головой (простоволосой), чтобы не опозорить себя. В будние дни замужние носили полностью покрывающий волосы повойник (пла­ток или закрученное на голове длинное полотенце), часто дополняемый кикой. Кика - шапочка из бархата или полотна, в которую спереди встав­ляли дощечку, придающаую ей форму лопатки или рогов, связанную с языческим культом плодородия. Ношение рогатой кики, характерной для юга Брянщины, преследовалось духовенством.