Местные традиции, обряды, самобытная культур Брянского края
Формирование материальной культу-
ры края неразрывно связано с этнической
историей Брянской земли и заключается
в том, что фактически во все исторические
периоды на ее территории проходили раз-
личные этнические процессы, население
подвергалось этническим воздействиям, ас-
симилируясь одно другим и создавая свою
местную самобытную культуру. Результа-
том различных влияний и было формирова-
ние местных традиций, которые отражали
различные этапы развития тех или иных
элементов культуры населения на протяже-
нии веков. Изучая современную народную
культуру, мы можем наблюдать, например,
элементы декора жилища, воплотившие не-
которые мифологические представления
славянских и балтских племен, заселявших
Брянщину еще в глубокой древности; моти-
вы вышивки, восходящие к языческим вре-
менам и др.
Характер взаимоотношений славян
и коренного населения определяется по
П.Н. Третьякову: «При расселении сла-
вян.....местное население в массе остава-
лось на своих старых землях, веками жило
чересполосно с пришельцами-славянами
и мало-помалу смешалось с ними» [19,
С. 160]. Русские летописи упоминают о су-
ществовании в течение долгого времени на
территории Брянщины балтского племени
голядь. С помощью топонимов, происхо-
дящих от названия «голядь», можно выде-
лить два района расселения этого племени:
междуречье Десны и Болвы (деревни Взго-
ляжье, Гляднево, Глаженка, с. Голяжье –
все на территории Рогнединского, Дубров-
ского, Дятьковского, Брянского районов)
и территория, ограниченная с севера р. На-
вля, с юга – нижним течением р. Нерус-
са и р. Усож (деревни Глашево, Гладское,
Глоднево, Глядино, Голынь – на территории
Навлинского, Брасовского, Комаричского
и Севского районов).
Рассмотрим основные элементы деко-
ра жилища, где прослеживаются элементы
древней охранительной символики.
Домовая резьба Брянщины в своем раз-
витии прошла тот же путь, что и домовая
резьба других областей России. Массовое
применение резьбы относят к XVII веку
[10, С. 7]. Есть мнения, что деревянная резь-
ба в своем развитии прошла несколько эта-
пов. Архитектурная сквозная резьба была
известна русским мастерам еще в XI веке
[10, С. 24–34]. Данные археологии могут
подтвердить высокий уровень деревообра-
ботки [14, С. 460]. Одной из ранних форм
резьбы была глухая резьба. Образцы ее
встречаются на территории области крайне
редко, чаще представлена трехгранно-вы-
емчатой резьбой. Основным мотивом дан-
ной резьбы было изображение солнца в цен-
тре очелья и изображение вееров по краям.
Данный мотив встречается практически по
всей территории Брянской области.
Рассмотрим основные мотивы орна-
мента наличника, получивших распростра-
нение на территории Брянской области.
Наибольшее распространение получило
изображение ромба, которое является наи-
более древнейшим из существующих сегод-
ня. Ромб известен еще с палеолита. Древ-
нейшее изображение ромба обнаружено на
стенке сосуда, найденного во время рас-
копок раннеземледельческого поселения
под г. Почепом [1, С. 54–68; 2, С. 62–67].
Изображение ромба широко распростра-
нено на вышивке. Ромбический орнамент,
являясь изображением растительного пло-
дородия, сохранялся в течение тысячеле-
тий. Он присутствует в одежде, предметах
быта, украшает жилище. Распространено
изображение ромба, разделенного двумя
линиями на четыре равных квадрата. Часто
внутри квадратов изображались точки. На
территории области данный вид ромба при-
сутствует в украшении одежды и росписи
рушников.
Сохранился обряд, связанный со
строительством дома в с. Кветунь Трубчев-
ского района. После закладки первого вен-
ца хозяин очерчивал квадрат, делил его по
диагонали на четыре части и клал в каждую
часть по камню с четырех различных по-
лей. В Стародубском районе вместо камней
засеваются зерна пшеницы. Следовательно,
изображение ромба может рассматриваться
как символ плодородия, и нанесение его на
наличник служит обеспечением достатка
и богатства в доме.
Рассмотрим некоторые мотивы орна-
мента наличника. Женщина может изо-
бражаться в головном уборе, в окружении
S-образных растительных побегов, иногда
растительные побеги могут напоминать ми-
фических животных. Данное изображение
напоминает сходные мотивы, распростра-
ненные в вышивке области. На рушниках
часто присутствует стилизованное изобра-
жение женщины в окружении всадников,
коней или лосей. Изображение окружено
символами плодородия.
Изображение женщины может изменять
свои очертания. Часто внутри фигуры про-
сматривается 3-х лепестковый цветок или
имитация цветка, что могло быть символом
рождения.
Среди антропоморфных мотивов рас-
пространено изображение хоровода. Это
изображение трех (на некоторых налични-
ках пять и более) женских фигур, взявшихся
за руки. На головы фигур надеты головные
уборы, которые чаще выглядят как рога. Это
изображение кички ‒ головного убора, ха-
рактерного для северных районов Брянской
области. Исследователи XIX века отмечали,
что ォ...в крестьянском быту сохранилось, осо-
бенно в женских головных уборах, различие
особливо; здесь не встретишь русских кокош-
ников и повойников, но какие-то высокие ши-
шаки, в некоторых уездах однорогие, в дру-
гих – двурогие...サ [5, С. 50]. Данный головной
убор – кичка – до сих пор сохранился у по-
жилых женщин в дд. Дорожево, Дягтеревка.
Неудивительно появление его в декоре жили-
ща. Появление и широкое распространение
антропоморфного мотива хоровода на налич-
нике на территории Брянщины не случайно.
Хороводы на праздники водили в крае вплоть
до Великой Отечественной войны, а хоровод-
ные песни и поныне исполняют женщины
старшего возраста.
В сельской местности можно наблюдать
сохранение старинных обрядов, среди ко-
торых можно выделить поклонение рожа-
ницы (п. Ржаница), купальская обрядность
(дд. Фошня, Ходиловичи), распространены
хороводы на Духов день, Ильи Пророка,
(д. Дягтеревка) и др. Особенностью обрядов
является участие в них только женщин. Муж-
чины к обрядам не допускаются или высту-
пают в роли силы, мешающей исполнению
обрядов (похороны костромы). Поклонение
рожаницы отразилось в следующем обряде:
по окончании жатвы ржи оставляют на по-
следнем загоне несколько несжатых коло-
сьев, завивают их верхи и под них кладут на
землю ломоть хлеба с солью [5, С. 54–56].
Подобные обряды до Великой Отечествен-
ной войны сохранялись в дд. Фошня, Ходи-
ловичи, Косилово, Глаженка и др.
Таким образом, балто-славянская традиция прослеживается в формировании традиционной материальной культуры Брянщины вплоть до ХХ века.
СЛАВЯНО-БАЛТСКАЯ ТРАДИЦИЯ В МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ БРЯНЩИНЫ
Чернышов С.В.