Страница традиции

Местные традиции, обряды, самобытная культур Брянского края

Формирование материальной культу-

ры края неразрывно связано с этнической

историей Брянской земли и заключается

в том, что фактически во все исторические

периоды на ее территории проходили раз-

личные этнические процессы, население

подвергалось этническим воздействиям, ас-

симилируясь одно другим и создавая свою

местную самобытную культуру. Результа-

том различных влияний и было формирова-

ние местных традиций, которые отражали

различные этапы развития тех или иных

элементов культуры населения на протяже-

нии веков. Изучая современную народную

культуру, мы можем наблюдать, например,

элементы декора жилища, воплотившие не-

которые мифологические представления

славянских и балтских племен, заселявших

Брянщину еще в глубокой древности; моти-

вы вышивки, восходящие к языческим вре-

менам и др.

Характер взаимоотношений славян

и коренного населения определяется по

П.Н. Третьякову: «При расселении сла-

вян.....местное население в массе остава-

лось на своих старых землях, веками жило

чересполосно с пришельцами-славянами

и мало-помалу смешалось с ними» [19,

С. 160]. Русские летописи упоминают о су-

ществовании в течение долгого времени на

территории Брянщины балтского племени

голядь. С помощью топонимов, происхо-

дящих от названия «голядь», можно выде-

лить два района расселения этого племени:

междуречье Десны и Болвы (деревни Взго-

ляжье, Гляднево, Глаженка, с. Голяжье –

все на территории Рогнединского, Дубров-

ского, Дятьковского, Брянского районов)

и территория, ограниченная с севера р. На-

вля, с юга – нижним течением р. Нерус-

са и р. Усож (деревни Глашево, Гладское,

Глоднево, Глядино, Голынь – на территории

Навлинского, Брасовского, Комаричского

и Севского районов).

Рассмотрим основные элементы деко-

ра жилища, где прослеживаются элементы

древней охранительной символики.

Домовая резьба Брянщины в своем раз-

витии прошла тот же путь, что и домовая

резьба других областей России. Массовое

применение резьбы относят к XVII веку

[10, С. 7]. Есть мнения, что деревянная резь-

ба в своем развитии прошла несколько эта-

пов. Архитектурная сквозная резьба была

известна русским мастерам еще в XI веке

[10, С. 24–34]. Данные археологии могут

подтвердить высокий уровень деревообра-

ботки [14, С. 460]. Одной из ранних форм

резьбы была глухая резьба. Образцы ее

встречаются на территории области крайне

редко, чаще представлена трехгранно-вы-

емчатой резьбой. Основным мотивом дан-

ной резьбы было изображение солнца в цен-

тре очелья и изображение вееров по краям.

Данный мотив встречается практически по

всей территории Брянской области.

Рассмотрим основные мотивы орна-

мента наличника, получивших распростра-

нение на территории Брянской области.

Наибольшее распространение получило

изображение ромба, которое является наи-

более древнейшим из существующих сегод-

ня. Ромб известен еще с палеолита. Древ-

нейшее изображение ромба обнаружено на

стенке сосуда, найденного во время рас-

копок раннеземледельческого поселения

под г. Почепом [1, С. 54–68; 2, С. 62–67].

Изображение ромба широко распростра-

нено на вышивке. Ромбический орнамент,

являясь изображением растительного пло-

дородия, сохранялся в течение тысячеле-

тий. Он присутствует в одежде, предметах

быта, украшает жилище. Распространено

изображение ромба, разделенного двумя

линиями на четыре равных квадрата. Часто

внутри квадратов изображались точки. На

территории области данный вид ромба при-

сутствует в украшении одежды и росписи

рушников.

Сохранился обряд, связанный со

строительством дома в с. Кветунь Трубчев-

ского района. После закладки первого вен-

ца хозяин очерчивал квадрат, делил его по

диагонали на четыре части и клал в каждую

часть по камню с четырех различных по-

лей. В Стародубском районе вместо камней

засеваются зерна пшеницы. Следовательно,

изображение ромба может рассматриваться

как символ плодородия, и нанесение его на

наличник служит обеспечением достатка

и богатства в доме.

Рассмотрим некоторые мотивы орна-

мента наличника. Женщина может изо-

бражаться в головном уборе, в окружении

S-образных растительных побегов, иногда

растительные побеги могут напоминать ми-

фических животных. Данное изображение

напоминает сходные мотивы, распростра-

ненные в вышивке области. На рушниках

часто присутствует стилизованное изобра-

жение женщины в окружении всадников,

коней или лосей. Изображение окружено

символами плодородия.

Изображение женщины может изменять

свои очертания. Часто внутри фигуры про-

сматривается 3-х лепестковый цветок или

имитация цветка, что могло быть символом

рождения.

Среди антропоморфных мотивов рас-

пространено изображение хоровода. Это

изображение трех (на некоторых налични-

ках пять и более) женских фигур, взявшихся

за руки. На головы фигур надеты головные

уборы, которые чаще выглядят как рога. Это

изображение кички ‒ головного убора, ха-

рактерного для северных районов Брянской

области. Исследователи XIX века отмечали,

что ォ...в крестьянском быту сохранилось, осо-

бенно в женских головных уборах, различие

особливо; здесь не встретишь русских кокош-

ников и повойников, но какие-то высокие ши-

шаки, в некоторых уездах однорогие, в дру-

гих – двурогие...サ [5, С. 50]. Данный головной

убор – кичка – до сих пор сохранился у по-

жилых женщин в дд. Дорожево, Дягтеревка.

Неудивительно появление его в декоре жили-

ща. Появление и широкое распространение

антропоморфного мотива хоровода на налич-

нике на территории Брянщины не случайно.

Хороводы на праздники водили в крае вплоть

до Великой Отечественной войны, а хоровод-

ные песни и поныне исполняют женщины

старшего возраста.

В сельской местности можно наблюдать

сохранение старинных обрядов, среди ко-

торых можно выделить поклонение рожа-

ницы (п. Ржаница), купальская обрядность

(дд. Фошня, Ходиловичи), распространены

хороводы на Духов день, Ильи Пророка,

(д. Дягтеревка) и др. Особенностью обрядов

является участие в них только женщин. Муж-

чины к обрядам не допускаются или высту-

пают в роли силы, мешающей исполнению

обрядов (похороны костромы). Поклонение

рожаницы отразилось в следующем обряде:

по окончании жатвы ржи оставляют на по-

следнем загоне несколько несжатых коло-

сьев, завивают их верхи и под них кладут на

землю ломоть хлеба с солью [5, С. 54–56].

Подобные обряды до Великой Отечествен-

ной войны сохранялись в дд. Фошня, Ходи-

ловичи, Косилово, Глаженка и др.

Таким образом, балто-славянская традиция прослеживается в формировании традиционной материальной культуры Брянщины вплоть до ХХ века.

СЛАВЯНО-БАЛТСКАЯ ТРАДИЦИЯ В МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ БРЯНЩИНЫ

Чернышов С.В.