Торговля и торговые пути. Брянщина.
В XVIII веке в Брянском регионе происходят значительные сдвиги в развитии торговли, благодаря определенным достижениям в промышленном производстве и сельском хозяйстве. Увеличилось количество местных торжков и ярмарок, что свидетельствует о постепенном вовлечении брянских крестьян в рыночные отношения.
Торжки проводились в разные дни недели от понедельника до воскресенья во всех средних и крупных населенных пунктах края один-два раза в неделю. Ярмарки проводились гораздо реже, но торговля здесь была масштабней. Например, на юго-западе проводилось 10 ярмарок в 8 городах и местечках. Дважды в год ярмарки проходили в Стародубе и Погаре.
Все ярмарки приурочивались к церковным праздникам. Продолжительность торговли на них была разной - от половины дня до 15 дней, но, в основном, длилась от одного (в селе Великой Топали) до трех дней (в Почепе и Погаре).
На местные ярмарки сельские жители привозили зерно, хлеб, сено, дрова, строительные материалы, мед, воск, пеньку, деготь, смолу, щетину, полотно, сало, мясо, овощи, местные фрукты, грибы и ягоды, деревянную посуду и т. д. Две стародубские ярмарки длились по 2-3 недели. На эти ярмарки купцы из Москвы, Тулы, Брянска, Курска, Калуги, Севска, Рыль-ска везли сукно, шелк, галантерейные товары, серебряные изделия, меха, сахар, фарфоровую и глиняную посуду, железо и изделия из него.
С Волги и днепровского лимана привозили разнообразную речную и морскую рыбу. Из Риги доставляли голландскую сельдь, лосося, миног и угрей, французские вина (шампанское и бургундское), английское пиво, «сыры пармазаны и голландские».
Безмен (весы)
Из лесных Мглинской и Новоместской сотен привозили на продажу шкуры и меха медведей, волков, лисиц, куниц, белок, рысей, горностаев, бобров и выдр. Из Клинцов везли кожу, выделанную на местном заводе.
Брянские старообрядцы поставляли на ярмарки полотно и продукцию своих ремесленников - шапочников, портных, скорняков, красильщиков, рукавичников, бондарей. Купцы-старообрядцы торговали конопляным маслом, солью, рыбой, дегтем, кожевенными товарами.
Казачья старшина вела торговлю водкой, горилкой, пенькой, гутным стеклом (простым зеленым и аптечным) и хрусталем.
В Стародубе осуществлялась основная на юго-западе края торговля местной продукцией: пенькой, конопляным маслом, воском, медом, мехами. Пенька до середины XVIII века шла преимущественно за границу, и именно она приносила наибольшую прибыль. В Стародубе купцы покупали ее свыше 8 тысяч тонн и отправляли в Рижский и Петербургский порты.
Местные производители широко торговали на брянских ярмарках конопляным маслом, лаптями из лыка, дегтем, циновками, рогожей и поташом. Поташ активно вывозили в Ригу, Польшу и даже Крымское ханство.
Современники отмечали, что на ярмарках в Стародубе продавали осетров, белуг, икру, лимоны, севрюгу, белорыбицу. Конечно же, торговали и крепостными людьми.
Славились своими ярмарками Карачевский уезд (близ Одринской Николаевской пустыни), Трубчевск (две - на Троицын и Духов дни, торг сукнами, шелком, медной и оловянной посудой по неделе на каждой), Севский уезд (в селах Брасово и Радогощь, близ Площанскои пустыни и г. Севске), село Рогнедино Брянского уезда.
Крупнейшим торговым центром края продолжал оставаться Брянск.
Российские монеты XVIII века
Из Брянска эти товары шли в Ригу, Санкт-Петербург, Москву, Калугу и другие города. Кожи, овчины, шедшие из Украины, направлялись в Москву, Петербург, Калугу и Ростов. Мясо и сало потреблялись, в основном, в Брянске, часть отправлялись в Калугу. Привоз хлеба в отличие от XVII века был небольшим. Значительное место занимали поставки водки и табака. Водка направлялась в Коломну, а табак в Торжок и Бело-озеро.
Через Брянск провозились на север промышленные товары, главным образом, восточные, шедшие с Украины и Турции. Большая часть этих товаров направлялась в Москву, часть шла на север в Галич и Яренск. Важную роль в снабжении Москвы экспортными товарами играло брянское купечество. В свою очередь Москва снабжала брянский рынок различной продукцией. Значительная часть этих товаров направлялась на Украину -галантерея и обувь.
Кроме этого, через Брянск и другие пограничные таможенные края Украина снабжалась волжской рыбой. Брянские купцы туда же поставляли товары крестьянского домашнего производства, которые они скупали в соседних уездах: земледельческо-растительные и москательные. Из первых преобладала пенька, хлеб, сено, овес, холст, масло, мясо, живой скот, сало, кожи и шкуры, мед, воск, звери и икра, съестные припасы, калачи. Торговали вином и овсом.
Несомненными являются тесные торговые связи Брянска с Киевом, Москвой, Ригой, Смоленском, Курском, Санкт-Петербургом, Порецкой и Гжатской пристанями. Торговали они в Пскове, Владимире, Ярославле, Царицыне, Изюме и других городах. Таким образом, Брянск становится центром торгового обмена не только между городами России, Украины и Белоруссии, но и центром международной, экспортной торговли пенькой и поташом с европейскими государствами через торговые города.
В начале 1720-х годов по размерам товарооборота (7135,8 руб.) Свенская более чем в два раза превосходила все другие российские ярмарки.
С российской стороны на ярмарке у стен Свенского Успенского монастыря в течение 2-3 недель торговали купцы из западных, юго-западных и южных городов России и из Москвы. На ярмарку ежегодно поступали товары из Сибири (пушнина, китайские ткани). Меха по-прежнему занимали первое место, их продавали здесь больше, чем на Макарьев-ской. Здесь был самый крупный пушной торг России.
Из других отечественных товаров чаще всего на ярмарку привозили холст и крашенину, изделия из овчины (шубы, кожухи), выделанные кожи и изделия из железа разнообразного ассортимента (замки, сковороды, петли, гвозди, таганы, ножи и т. п.). Среди товаров иностранного производства были китайские бумажные и шелковые ткани, шелк-сырец, мерлушка (выделанные шкурки молодых овец) и другие товары Среднего Востока, листовое железо, проволока, свинец, олово, краска, квасцы, медный купорос, ладан, сукно и другие западноевропейские товары.
С Украины также привозили товары иностранного происхождения. Это были, прежде всего, бумажные ткани (кумач) и хлопчатая бумага, которые именовались крымскими и турецкими товарами. На ярмарке российские купцы приобретали также сукно из Европы, писчую бумагу, грецкие орехи, винные ягоды. Из товаров, изготовленных на Украине, продавали лошадиные попоны, пояса, овечью шерсть.
В конце 1720-х годов на ярмарку стала поступать водка (тысячами ведер) и табак (сотнями пудов), порох и конопляное масло. В 80-е годы XVIII века Свенская ярмарка начинает постепенно терять свой международный характер, что было вызвано значительным удалением Брянска от государственных границ после разделов Польши. Впрочем, самым важным фактором снижения значения ярмарочной торговли в России вообще и на брянских ярмарках, в частности, стал рост постоянной торговли, в первую очередь в городах. Торговля все более и более приобретала постоянный характер в лавках и магазинах.
Таким образом, Свенская ярмарка большую часть XVIII столетия была важным центром международного и внутреннего товарооборота, что характеризует ее как ярмарочный торг всероссийского значения.
Торговые пути по территории края XVIII века были немногочисленными. Доставка товаров осуществлялась водными и сухопутными путями. Грузы перевозились в различной таре: бочках, рогожных кулях, мешках из холстины, в сундуках или накладывались без тары.
По сухопутным дорогам кладь доставлялась обозами: летом - на возах, а зимой - на санях. Предпочтение при этом отдавалось зимним доставкам как наиболее скорым и дешевым. Сани и повозки (телеги) оставались по-прежнему универсальными сухопутными средствами, которыми пользовались для дальних и близких перевозок клади и людей. По своей конструкции они очень мало изменились по сравнению с XVII веком.
Важные сухопутные дороги связывали города Брянского края с Калугой и Москвой в северном направлении, с Рославлем и Смоленском - в северо-западном, Могилевом и Гомелем - в западном, Новгород-Север-ском, Сумами, Нежиным и Черниговом - в южном, Курском и Орлом - в восточном направлениях. Кроме них складывалась сеть местных дорог между городами и крупными поселениями края.
Зимой интенсивное движение происходило по льду замерзавших крупных и средних брянских рек: Десне, Судости, Ипути, Беседи, Веть-мы, Болвы, Снежети, Навли, Неруссы, Ревны, Усожи, Сева, Вабли, Вары.
В летнее время большая часть всех грузовых и пассажирских перевозок приходилась на долю речного транспорта. Доставка казенных грузов осуществлялась судами, принадлежавшими казне, а купеческие и монастырские товары перевозились судами, принадлежавшими владельцам товаров или нанятыми у судовладельцев. Для перевозки нанимались и судовые команды.
Брянское речное судоходство осложнялось примитивностью тяги (применение паруса лишь при попутном ветре, весел и бечевы - канатов, на которых тянули суда бурлаки, якорей) и наличием мелей, изменением русла и полноводности рек. Лучшим временем года для судоходства даже на Десне оставались весна и часть лета (примерно до конца первой недели июля).
Баидак
Для плавания по рекам требовалось знание всего речного пути, которыми обладали «кормщики». Основную роль в речных перевозках в XVIII столетии играли суда больших и средних размеров, способные перевозить разные грузы большими партиями и на дальние расстояния. Струги (суда от 10 до 30 метров длины при 2-5 метрах ширины, одна мачта и от 16 до 40 весел, грузоподъемность 600-800 и даже 1000 тонн), байдаки (беспалубные плоскодонные барки, перевозили до 60-100 тонн), брянки (длиной 25-40 метров, шириной до 9 метров, перевозили грузы до 100 тонн), дубы (новые для края, двухмачтовые, изготовленные из продольных и поперечных дубовых досок, скрепленных болтами, длиной до 20 метров) были самыми крупными речными судами, ходившими по Десне. По Болве плавали лайбы (небольшие барки с тесовым настилом, носовой и кормовой палубами, ходившие на трех парах весел), а по Ипути и Судости -байдаки. Для быстрой перевозки пассажиров и мелких грузов на Брянщине строили разнообразные всевозможных размеров лодки, которые можно отнести к нескольким типам. Это выдолбленные из стволов деревьев челны и сшитые и сбитые из досок лодки-плоскодонки. Они имели разнообразные местные названия: оси-новки, вичевки, дубки, душегубки, рыбницы и др.
Для перевозки самых тяжелых и крупногабаритных грузов использовали плоты большой величины и длины из связанных между собой бревен. Для дальних перевозок на плоту устраивали «балаган» из досок, чтобы можно было укрыться от дождя и палящего солнца, и делали земляную насыпь для очага, на котором готовили пищу во время сплава вниз по течению реки. Плоты после прибытия в пункт назначения разгружали и продавали на строительные материалы и дрова.
Как отмечали иностранцы, побывавшие на территории Брянского края в XVIII веке, местные торговые грунтовые дороги немного улучшили свое состояние, правда, в основном, почтовые тракты, шедшие из Москвы на Брянск, Севск и далее на Украину. Однако в большинстве своем дороги по-прежнему оставались в неудовлетворительном состоянии, особенно весной и осенью.