Страницаторговые пути

Торговля и торговые пути. Брянщина.

В XVIII веке в Брянском регионе происходят значительные сдвиги в развитии торговли, благодаря определенным достижениям в промышлен­ном производстве и сельском хозяйстве. Увеличилось количество местных торжков и ярмарок, что свидетельствует о постепенном вовлечении брян­ских крестьян в рыночные отношения.

Торжки проводились в разные дни недели от понедельника до вос­кресенья во всех средних и крупных населенных пунктах края один-два раза в неделю. Ярмарки проводились гораздо реже, но торговля здесь была масштабней. Например, на юго-западе проводилось 10 ярмарок в 8 горо­дах и местечках. Дважды в год ярмарки проходили в Стародубе и Погаре.

Все ярмарки приурочивались к церковным праздникам. Продолжи­тельность торговли на них была разной - от половины дня до 15 дней, но, в основном, длилась от одного (в селе Великой Топали) до трех дней (в Почепе и Погаре).

На местные ярмарки сельские жители привозили зерно, хлеб, сено, дрова, строительные материалы, мед, воск, пеньку, деготь, смолу, щетину, полотно, сало, мясо, овощи, местные фрукты, грибы и ягоды, деревянную посуду и т. д. Две стародубские ярмарки длились по 2-3 недели. На эти ярмарки купцы из Москвы, Тулы, Брянска, Курска, Калуги, Севска, Рыль-ска везли сукно, шелк, галантерейные товары, серебряные изделия, меха, сахар, фарфоровую и глиняную посуду, железо и изделия из него.

С Волги и днепровского лимана привозили разнообразную речную и морскую рыбу. Из Риги доставляли голландскую сельдь, лосося, миног и угрей, французские вина (шампанское и бургундское), английское пиво, «сыры пармазаны и голландские».

Безмен (весы)

Из лесных Мглинской и Новоместской сотен привозили на продажу шкуры и меха медведей, волков, лисиц, куниц, белок, рысей, горностаев, бобров и выдр. Из Клинцов везли кожу, выделанную на местном заводе.

Брянские старообрядцы поставляли на ярмарки полотно и продук­цию своих ремесленников - шапочников, портных, скорняков, красиль­щиков, рукавичников, бондарей. Купцы-старообрядцы торговали коно­пляным маслом, солью, рыбой, дегтем, кожевенными товарами.

Казачья старшина вела торговлю водкой, горилкой, пенькой, гутным стеклом (простым зеленым и аптечным) и хрусталем.

В Стародубе осуществлялась основная на юго-западе края торговля местной продукцией: пенькой, конопляным маслом, воском, медом, ме­хами. Пенька до середины XVIII века шла преимущественно за границу, и именно она приносила наибольшую прибыль. В Стародубе купцы по­купали ее свыше 8 тысяч тонн и отправляли в Рижский и Петербургский порты.

Местные производители широко торговали на брянских ярмарках конопляным маслом, лаптями из лыка, дегтем, циновками, рогожей и по­ташом. Поташ активно вывозили в Ригу, Польшу и даже Крымское хан­ство.

Современники отмечали, что на ярмарках в Стародубе продавали осетров, белуг, икру, лимоны, севрюгу, белорыбицу. Конечно же, торгова­ли и крепостными людьми.

Славились своими ярмарками Карачевский уезд (близ Одринской Николаевской пустыни), Трубчевск (две - на Троицын и Духов дни, торг сукнами, шелком, медной и оловянной посудой по неделе на каждой), Севский уезд (в селах Брасово и Радогощь, близ Площанскои пустыни и г. Севске), село Рогнедино Брянского уезда.

Крупнейшим торговым центром края продолжал оставаться Брянск.

Российские монеты XVIII века

Из Брянска эти товары шли в Ригу, Санкт-Петербург, Москву, Калугу и другие города. Кожи, овчины, шедшие из Украины, направля­лись в Москву, Петербург, Калугу и Ростов. Мясо и сало потреблялись, в основном, в Брянске, часть отправлялись в Калугу. Привоз хлеба в отли­чие от XVII века был небольшим. Значительное место занимали поставки водки и табака. Водка направлялась в Коломну, а табак в Торжок и Бело-озеро.

Через Брянск провозились на север промышленные товары, главным образом, восточные, шедшие с Украины и Турции. Большая часть этих то­варов направлялась в Москву, часть шла на север в Галич и Яренск. Важ­ную роль в снабжении Москвы экспортными товарами играло брянское купечество. В свою очередь Москва снабжала брянский рынок различной продукцией. Значительная часть этих товаров направлялась на Украину -галантерея и обувь.

Кроме этого, через Брянск и другие пограничные таможенные края Украина снабжалась волжской рыбой. Брянские купцы туда же поставля­ли товары крестьянского домашнего производства, которые они скупали в соседних уездах: земледельческо-растительные и москательные. Из пер­вых преобладала пенька, хлеб, сено, овес, холст, масло, мясо, живой скот, сало, кожи и шкуры, мед, воск, звери и икра, съестные припасы, калачи. Торговали вином и овсом.

Несомненными являются тесные торговые связи Брянска с Киевом, Москвой, Ригой, Смоленском, Курском, Санкт-Петербургом, Порецкой и Гжатской пристанями. Торговали они в Пскове, Владимире, Ярославле, Царицыне, Изюме и других городах. Таким образом, Брянск становится центром торгового обмена не только между городами России, Украины и Белоруссии, но и центром международной, экспортной торговли пенькой и поташом с европейскими государствами через торговые города.

В начале 1720-х годов по размерам товарооборота (7135,8 руб.) Свенская более чем в два раза превосходила все другие российские яр­марки.

С российской стороны на ярмарке у стен Свенского Успенского мо­настыря в течение 2-3 недель торговали купцы из западных, юго-запад­ных и южных городов России и из Москвы. На ярмарку ежегодно посту­пали товары из Сибири (пушнина, китайские ткани). Меха по-прежнему занимали первое место, их продавали здесь больше, чем на Макарьев-ской. Здесь был самый крупный пушной торг России.

Из других отечественных товаров чаще всего на ярмарку привози­ли холст и крашенину, изделия из овчины (шубы, кожухи), выделанные кожи и изделия из железа разнообразного ассортимента (замки, сково­роды, петли, гвозди, таганы, ножи и т. п.). Среди товаров иностранного производства были китайские бумажные и шелковые ткани, шелк-сырец, мерлушка (выделанные шкурки молодых овец) и другие товары Среднего Востока, листовое железо, проволока, свинец, олово, краска, квасцы, мед­ный купорос, ладан, сукно и другие западноевропейские товары.

С Украины также привозили товары иностранного происхождения. Это были, прежде всего, бумажные ткани (кумач) и хлопчатая бумага, которые именовались крымскими и турецкими товарами. На ярмарке российские купцы приобретали также сукно из Европы, писчую бума­гу, грецкие орехи, винные ягоды. Из товаров, изготовленных на Украине, продавали лошадиные попоны, пояса, овечью шерсть.

В конце 1720-х годов на ярмарку стала поступать водка (тысячами ведер) и табак (сотнями пудов), порох и конопляное масло. В 80-е годы XVIII века Свенская ярмарка начинает постепенно терять свой междуна­родный характер, что было вызвано значительным удалением Брянска от государственных границ после разделов Польши. Впрочем, самым важ­ным фактором снижения значения ярмарочной торговли в России вообще и на брянских ярмарках, в частности, стал рост постоянной торговли, в первую очередь в городах. Торговля все более и более приобретала по­стоянный характер в лавках и магазинах.

Таким образом, Свенская ярмарка большую часть XVIII столетия была важным центром международного и внутреннего товарооборота, что характеризует ее как ярмарочный торг всероссийского значения.

Торговые пути по территории края XVIII века были немногочислен­ными. Доставка товаров осуществлялась водными и сухопутными путя­ми. Грузы перевозились в различной таре: бочках, рогожных кулях, меш­ках из холстины, в сундуках или накладывались без тары.

По сухопутным дорогам кладь доставлялась обозами: летом - на возах, а зимой - на санях. Предпочтение при этом отдавалось зимним до­ставкам как наиболее скорым и дешевым. Сани и повозки (телеги) остава­лись по-прежнему универсальными сухопутными средствами, которыми пользовались для дальних и близких перевозок клади и людей. По своей конструкции они очень мало изменились по сравнению с XVII веком.

Важные сухопутные дороги связывали города Брянского края с Ка­лугой и Москвой в северном направлении, с Рославлем и Смоленском - в северо-западном, Могилевом и Гомелем - в западном, Новгород-Север-ском, Сумами, Нежиным и Черниговом - в южном, Курском и Орлом - в восточном направлениях. Кроме них складывалась сеть местных дорог между городами и крупными поселениями края.

Зимой интенсивное движение происходило по льду замерзавших крупных и средних брянских рек: Десне, Судости, Ипути, Беседи, Веть-мы, Болвы, Снежети, Навли, Неруссы, Ревны, Усожи, Сева, Вабли, Вары.

В летнее время большая часть всех грузовых и пассажирских пере­возок приходилась на долю речного транспорта. Доставка казенных гру­зов осуществлялась судами, принадлежавшими казне, а купеческие и мо­настырские товары перевозились судами, принадлежавшими владельцам товаров или нанятыми у судовладельцев. Для перевозки нанимались и судовые команды.

Брянское речное судоходство осложнялось примитивностью тяги (применение паруса лишь при попутном ветре, весел и бечевы - канатов, на которых тянули суда бурлаки, якорей) и наличием мелей, изменением русла и полноводности рек. Лучшим временем года для судоходства даже на Дес­не оставались весна и часть лета (примерно до конца первой недели июля).

Баидак

Для плавания по рекам требовалось знание всего речного пути, кото­рыми обладали «кормщики». Основную роль в речных перевозках в XVIII столетии играли суда больших и средних размеров, способные перевозить разные грузы большими партиями и на дальние расстояния. Струги (суда от 10 до 30 метров длины при 2-5 метрах ширины, одна мачта и от 16 до 40 весел, грузоподъемность 600-800 и даже 1000 тонн), байдаки (беспа­лубные плоскодонные барки, перевозили до 60-100 тонн), брянки (дли­ной 25-40 метров, шириной до 9 метров, перевозили грузы до 100 тонн), дубы (новые для края, двухмачтовые, изготовленные из продольных и по­перечных дубовых досок, скре­пленных болтами, длиной до 20 метров) были самыми крупными речными судами, ходившими по Десне. По Болве плавали лайбы (небольшие барки с тесовым на­стилом, носовой и кормовой па­лубами, ходившие на трех парах весел), а по Ипути и Судости -байдаки. Для быстрой перевозки пасса­жиров и мелких грузов на Брянщине строили разнообразные всевозмож­ных размеров лодки, которые можно отнести к нескольким типам. Это выдолбленные из стволов деревьев челны и сшитые и сбитые из досок лодки-плоскодонки. Они имели разнообразные местные названия: оси-новки, вичевки, дубки, душегубки, рыбницы и др.

Для перевозки самых тяжелых и крупногабаритных грузов исполь­зовали плоты большой величины и длины из связанных между собой бревен. Для дальних перевозок на плоту устраивали «балаган» из досок, чтобы можно было укрыться от дождя и палящего солнца, и делали зем­ляную насыпь для очага, на котором готовили пищу во время сплава вниз по течению реки. Плоты после прибытия в пункт назначения разгружали и продавали на строительные материалы и дрова.

Как отмечали иностранцы, побывавшие на территории Брянского края в XVIII веке, местные торговые грунтовые дороги немного улучши­ли свое состояние, правда, в основном, почтовые тракты, шедшие из Мо­сквы на Брянск, Севск и далее на Украину. Однако в большинстве своем дороги по-прежнему оставались в неудовлетворительном состоянии, осо­бенно весной и осенью.