Страницатеряем

Брянск. Мы теряем наш город.

Значительным культурным событием для жизни Брянска стала выставка, посвященная истории брянской архитектуры и творчеству брянских архитекторов, работавших в Д0- 50 годы прошлого века. Для людей, болеющих за облик любимого города, увиденное на выставке дало большую пищу для размышлений и сравнений. Но удивительно: проект был реализован не местным Союзом архитекторов, а группой ветеранов проектировщиков во главе с Евгенией Ильченко й активистами из общественной организации «Наш Брянск» во главе с профессором БГИТА Александром ГОРОДКОВЫМ.

  • Александр Васильевич, почему вы ув­леклись этим проектом?
  • Больше года в небольшой газете брян­ских проектировщиков «Брянский проект» мы публиковали статьи о знаменитых в свое время брянских архитекторах, восстанавли­вали по крупицам их биографии с помощью учеников, родственников, по архивам. В итоге собранный материал оказался столь интере­сен, что мы и решили показать его широкой общественности. Архитектурная судьба Брян­ска весьма поучительна.

Маленький провинциальный городок, он начал активно развиваться и строиться только после войны. Архитекторы Б. Шавы- рин, В. Городков, А. Саломахин, 3. Озерова, Н. Куспак, А. Фридман, Р. Рейшер — все они, по­лучив отличное образование, приехали на ра­боту в Брянск из разных мест. И будучи такими разными, сумели работать сообща, по сути, сформировав новый, яркий стилистически единый центр областного города. Каждый сумел реализовать не один десяток успеш­ных проектов, а В. Городков и вовсе около ста. То. что мы сегодня зовем Брянском — это во многом не только наш, но и их город. Жаль, что с таьич трудом нам удается устанавливать памятные доски на лучших брянских зданиях, горвласть с большим скрипом соглашается на наши предложения. Пока таких памятных досок лишь несколько, а надо бы, по полу­ченному результату — минимум несколько десятков.

  • А что, по вашему мнению, объединяло и отличало брянских архитекторов того времени?
  • Может, сегодня это прозвучит пафосно, но они искренне переживали за облик горо­да, они хотели, делали все, что от них воз­можно, чтобы сделать его краше. Хотя у них, думаю, были те же, что и сейчас, проблемы по преодолению косности заказчика, которым в ту пору выступала только власть. Однако, был высок авторитет профессионального со­общества и градостроительная дисциплина в те годы была достаточно жесткой. И по­том — это были очень культурные, разно­сторонние люди. Шавырин с удовольствием писал для «Брянского рабочего» рецензии на спектакли брянского театра, Куспак увле­кался живописью, архитектор Розовский был знаком с великим Ильей Репиным, и я когда- то видел в его скромной квартирке репинские этюды. И все они держали высокую эстети­ческую и культурную планку, которая в итоге и реализовывалась в их проектах.
  • Прошло время. Вы ходите по городу и можете, как говорится, сравнивать. Ка­кие впечатления?
  • Главное настроение: чувство трево­ги. Для меня, моих товарищей важно опыт сравнений употребить в оценке нашего на­стоящего и будущего. Смотрите: казалось бы, сегодня для архитектуры счастливое время. Заказчиков — множество, деньги порой про­сто текут рекой. И вот обнаружилось новое серьезное испытание: отсутствие реального городского и областного контроля, в опреде­ленной степени слабость власти плюс явные уступки архитекторов алчности заказчика. Эти поступки повторяют, пусть и по другому поводу, образные слова Гойи, когда «сон раз­ума рождает чудовищ».
  • Разве не вопиющий цинизм — застройка безобразными много­этажными зданиями кромки Судка на улице Грибоедова? Или дикий монстр, который вырос на месте кинотеатра «Родина», пред­варительно уничтожив два сквера? Или так называемый дом Тимошковых на Красно­армейской, построенный без разрешения и согласованный задним числом? В парке «Первомайский» в Бежице цинично затея­ли строительство развлекательного центра, которое горвласть почему-то оправдывает. Почему? А еще что-то невероятное хотели исполнить в районе Набережной. И такие примеры можно продолжать долго. Что­бы хоть как-то остановить эту вакханалию, от лица «Нашего Брянска» мы инициирова­ли несколько судов. И, в частности, удалось остановить совершенно бредовую и очень недешевую идею реконструкции лестницы на бульваре Гагарина, сохранить зеленый фонд на площади у цирка, запретить строи­тельство на месте детского сада «небоскре­ба» в жилом квартале напротив собора.

Что еще беспокоит. Не так давно губерна­тор совершенно отчетливо высказался против точечной застройки жилых территорий в об­ластном центре. Но одновременно в городе де­лаются попытки реализовать несколько ком­плексных проектов в Бежицком, Советском, Володарском районе. Они прошли через Гра­достроительный совет, но на деле город опять получает каменные джунгли из безрадостных высотных домов. Жить людям там будет тес­но, неудобно и нехорошо. И это такое будущее мы сегодня готовим нашим детям и внукам?

Волнует ситуация с застройкой поймы Дес­ны. При реализации планов застройщиков Брянск вскоре престанет быть зеленым горо­дом, как ныне. Превращение поймы Десны в обширную урбанизованную территорию — это безумная идея и ее реализацию необхо­димо срочно остановить!

  • А почему это происходит?
  • Деньги, огромные деньги застят глаза. В городской власти — постоянная чехарда, один за другим непонятно откуда возникают чиновники, которым, судя по всему, напле­вать на исторический облик города. Мы его теряем, наш любимый Брянск. За последние двадцать лет отреставрировано только одно историческое здание — Петровской таможни. Что сегодня туристам показывать в тысяче­летнем городе? Ну, как можно было допустить разрушение в центре города Дома Боровича, на котором висит охранная доска. «Довели до ручки» Дом Полянского. И это при полном равнодушии Комитета по охране памятников. По многим новым проектам мы ныне не мо­жем дознаться, кто их все же проектирует?

И на наши запросы областной Союз архитек­торов не отвечает. Авторитет Союза оказался столь низок, что даже собственное поме­щение он не сумел сохранить. Город его за­брал и, говорят, сразу продал.

Так что сегодня единственный выход — бо­роться, формировать общественное мнение в пользу защиты последних островков само­бытной брянской архитектуры. Радует, что общественное мнение — на нашей стороне. Да и заветы наших учителей-архитекторов не позволяют нам сидеть сложа руки.

Сейчас создалась парадоксальная ситуация с границами брянских Судков. В 2010 г. об- лдума своим решением щедро раздала куски памятника природы застройщикам, приняв решения о корректировке границ территорий. В последующие годы эта тактика была про­должена областным правительством. Облсуд положил конец этим притязаниям инвесторов на охраняемую законом территорию, а недав­но — редчайший случай в практике! — Вер­ховный суд РФ оставил без удовлетворения все апелляционные жалобы областной Думы и Правительства области. Так что застрой­щикам овражных склонов есть о чем приза­думаться...

РАЗВЕ НЕ ВОПИЮЩИЙ ЦИНИЗМ — ЗАСТРОЙКА БЕЗОБРАЗНЫМИ МНОГОЭТАЖНЫМИ ЗДАНИЯМИ КРОМКИ СУДКА НА УЛИЦЕ ГРИБОЕДОВА? ИЛИ ДИКИЙ МОНСТР, КОТОРЫЙ ВЫРОС . НА МЕСТЕ КИНОТЕАТРА «РОДИНА»? ИЛИ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ДОМ ТИМОШКОВЫХ НА КРАСНОАРМЕЙСКОЙ, ПОСТРОЕННЫЙ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ И СОГЛАСОВАННЫЙ ЗАДНИМ ЧИСЛОМ? В ПАРКЕ «ПЕРВОМАЙСКИЙ» ВБЕЖИЦЕ ЦИНИЧНО ЗАТЕЯЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА, КОТОРОЕ ГОРВЛАСТЬ ПОЧЕМУ-ТО ОПРАВДЫВАЕТ. ПОЧЕМУ?

Беседовал Юрий ФАЕВ

Профессор Александр ГОРОДКОВ