СтраницаТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БРЯНЩИНА

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ - понимание и оценка автором характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем, поставленных в литературном произведении.

АЛЛЕГОРИЯ (греч. alios - иной, agoreuo - говорю) - литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными ре­алиями. Так, зеленая ветка в руках человека с давних пор считается аллего­рическим изображением мира, змея и чаша являются аллегорией врачевания, медицины. В отличие от многозначных символов, аллегории всегда имеют только одно значение.

АНАЛОГИЯ (греч. analogia - соотношение, пропорция) - неполное подо­бие, основанное на соответствующих отношениях подобных предметов. В литературе часто используется язык аналогий в виде метафор, аллегорий, притч, сравнений и символов.

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение), единоначатие - повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф или фраз: «Клянусь я первым днем творенья, / Клянусь его последним днем...» (М.Ю. Лермонтов).

ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ - действующее лицо в литературном произведе­нии, художественный образ, отражающий человеческую индивидуальность в судьбе, поступках, размышлениях о самом себе, других персонажах, об окружа­ющей действительности.

ГИМН (греч. hymnos - хвала, восхваление) - торжественная песнь в честь богов, победителей, героев, позднее - в честь каких-нибудь событий. Гимном называется также торжественная песнь, прославляющая национальное един­ство и мощь государства, ставшая вместе с государственным флагом и гербом важнейшим элементом державной символики.

ГУМАННОСТЬ (лат. humanus - человечный) - человечность, человеколю­бие. Система нравственных и социальных установок, предполагающая необ­ходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи.

ДИАЛОГ (греч. dialogos - разговор между двумя лицами) - разговор меж­ду двумя или несколькими лицами в произведении.

ЖАНР (от франц. genre - род, вид) - сложившийся в процессе развития литературы, исторически повторяющийся вид литературных произведений (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, памфлет, стихотворение в прозе, послание, хокку, эпиграмма, ода, сонет, элегия, коме­дия, трагедия, водевиль и др.).

ЗВУКОПИСЬ - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Например: «...Чуть слышно, бес­шумно шуршат камыши» (К. Бальмонт).

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (греч. idea - понятие, представление) - основ­ная мысль, заключённая в художественном произведении. В идее выражено отношение автора к поставленной в его сочинении проблеме, к мыслям и поступкам персонажей. Идея произведения является обобщением всего содер­жания произведения.

ИСТОРИЗМ - рассмотрение явлений, событий в их историческом разви­тии, с исторической точки зрения.

КОНФЛИКТ (лат. conflictus - столкновение) - противоборство, противо­речие между изображенными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.

ЛЕГЕНДА (лат. legenda - то, что должно быть прочитано) - устный народ­ный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или пред­ставление, воспринимаемые рассказчиком и слушателем как достоверность. По содержанию легенда всегда фантастична, повествует как о прошлом, так и о настоящем и будущем.

ЛЕЙТМОТИВ (нем. leitmotiv - ведущий, руководящий мотив) - конкрет­ный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в про­изведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации; многократно упоминаемая отдельная деталь или слово, служащее ключевым для раскрытия писательского замысла.

ЛИРИКА (греч. lyrikos - произносимый под аккомпанемент лиры (струн­ного музыкального инструмента); музыкальный, волнующий) - один из трех основных литературных родов (наряду с эпосом и драмой), воплощающий самые глубокие, задушевные переживания личности, вызывающий у читате­ля (слушателя) чувство сопереживания, тяготеющий к стихотворной форме выражения.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - образ поэта в лирике, художественный «двойник» автора, выступающий как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика.

МЕМУАРЫ (франц. mfimoires, от лат. memoria - память) - воспомина­ния о прошлом, написанные участниками или современниками каких-либо событий.

МЕТАМОРФОЗА (греч. тег.д между, после, вслед за и morphe - форма) -превращение, полная, совершенная перемена.

МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенос) - перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение, например: «В саду горит костер рябины красной...» (С.Есенин).

НАРОДНОСТЬ - способность автора смотреть на мир глазами народа, ис­пытывать такие чувства, какие испытывает человек из народа.

НЕОЛОГИЗМ АВТОРСКИЙ - см.: ОККАЗИОНАЛИЗМ.

ОБРАЗ - совокупность определенных, ярко выраженных, значимых при­мет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную фор­му; самый способ существования произведения с точки зрения его воздей­ствия на читателя.

ОККАЗИОНАЛИЗМ (лат. occasionalis - случайный) - индивидуально-автор­ский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста как лексическое средство ху­дожественной выразительности или языковой игры. Например: «Мы еще из-веселим берлинские улицы» (В. Маяковский].

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления. Например: «Что, дремучий лес, / При­задумался, / Грустью темною / Затуманился?» (А.В.Кольцов].

ПАФОС (греч. pathos - воодушевление, страсть] - идейно-эмоциональ­ная настроенность художественного произведения или всего творчества писателя.

ПОВЕСТВОВАНИЕ - рассказ о действиях и событиях. В эпическом роде ли­тературы повествование - основная часть произведения (включает авторские рассуждения, описания различных предметов, мест, людей, несобственно-пря­мую речь героев], практически весь текст, кроме прямой речи героев.

ПОВЕСТЬ - прозаический жанр, для которого характерны развернутый событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей, раз­витие действия на более или менее значительном отрезке времени, позволя­ющем раскрыть психологический мир героя.

ПОВТОР - повторение одного или нескольких слов в одном предложении или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразитель­ность текста. Например: «Лениво дышит полдень мглистый, / Лениво катится река, /Ив тверди, пламенной и чистой, / Лениво тают облака» (Ф.И. Тютчев].

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего по­учительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»].

ПОРТРЕТ (франц. portrait - портрет, изображение] - воссоздание внеш­ности персонажей эпических и драматургических произведений, внешнего облика людей в лирических стихотворениях (лицо, фигура, одежда, походка, жесты, манера держаться].

ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамма­тически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в рит­мически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»].

ПОЭМА - крупное стихотворное произведение с повествовательным сю­жетом. Существует множество жанровых разновидностей поэмы: героическая, историческая, дидактическая, сатирическая.

ПРОБЛЕМА (греч. problema - преграда, задача] - вопрос, поставленный в художественном произведении, как правило, не имеющий однозначного ре­шения или предполагающий множество равнозначных решений.

РАССКАЗ - малый эпический жанр: прозаическое произведение неболь­шого объема, в котором, как правило, изображается одно или несколько со­бытий жизни героя.

РЕАЛИЗМ (франц. raalisme, от лат. realis - вещественный, действитель­ный] - художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

РИТМ - (греч. rhythmos - соразмерность, согласованность, такт] - повто­ряемость через определенные промежутки времени тех или иных сходных явлений. В литературных произведениях ритм создается повторяемостью фонетических элементов: звуков, пауз, ударений, слогов, сочетаний ударных и безударных слогов, а также слов, рядов слов, синтаксических конструкций.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. Например: «Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?» [М.Ю. Лермонтов).

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - построение речи, при котором в фор­ме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие. Например: «Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!» (Ф.И. Тютчев].

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, пате­тическую, ироническую и т.д. Например: «Как часто в горестной разлуке, / В моей блуждающей судьбе, / Москва, я думал о тебе!» [А.С. Пушкин].

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ - обобщенный тип литературы, основной способ построения произведения, отличающийся от других таких же способов соот­ношением мира и человека в создаваемых картинах жизни. Для каждого ли­тературного рода выделяется основной признак - родовая доминанта: это повествование о событиях (эпос], субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма).

РОМАН (франц. roman - так называли произведения, написанные на ро­манских языках) - жанр литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих, человеческих судеб и охватывающий длительный период времени.

СКАЗ - 1) Жанр народной прозы; устный рассказ, повествующий о ка­ких-либо примечательных событиях современной или недавней жизни, сви­детелем которой был сам рассказчик или другой вызывающий его доверие человек. Любимыми героями сказов являются народные умельцы, правдои­скатели. 2) Особая манера повествования, основанная на стилизации живой разговорной речи рассказчика.

СКАЗКА - древнейший жанр устного народного поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, аван­тюрного или бытового характера.

СКВОЗНАЯ ТЕМА - тема, проходящая через все произведение или ряд про­изведений, преломляясь в различных героях и в различных ситуациях.

СРАВНЕНИЕ - вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобля­ется другому по какому-либо общему для них признаку. Формой сравнения служит соединение двух его членов при помощи союзов «как», «словно», «по­добно», «будто» и т.п. Встречается и бессоюзное сравнение («В железных латах самовар / Шумит домашним генералом...» НА. Заболоцкий).

СТИЛЬ (лат. stilus, stylus - остроконечная палочка для письма) - вначале - почерк писавшего, затем - склад речи, манера письма и, наконец, идейно-ху­дожественные особенности творчества писателя в целом.

СЦЕНА - см. ЭПИЗОД

СЮЖЕТ (франц. sujet - предмет, тема] - последовательность событий в литературном произведении, разворачивающихся во времени и простран­стве, объединенных временны'ми или причинно-следственными связями.

ТЕМА (греч. thema - нечто, положенное в основу) -жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении.

ФАНТАСТИКА (греч. phantastikg - способность, искусство воображать] -одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и обра­зы строятся исключительно на вымышленном автором «чудесном мире», на изображении странного и неправдоподобного.

ФИНАЛ (лат. finis - конец] - последняя часть художественного произведе­ния, заключительная сцена.

ФОЛЬКЛОР (англ. folklore - народная мудрость) - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая дея­тельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемые народом и бытующие в народных массах.

ФОЛЬКЛОРИСТ - ученый, изучающий фольклор.

ФОРМА (лат. forma - форма, внешний вид) - способ обнаружения содержа­ния литературного произведения, его внешнее оформление. К компонентам формы относятся: предметная изобразительность, т.е. все жизненные явле­ния, изображенные писателем; композиция; язык произведения.

ФЭНТЕЗИ - жанр сказочно-фантастической прозы, предполагающий изо­бражение воображаемого мира. Заведомо невозможные (сказочные, услов­ные) персонажи и ситуации описываются в произведениях этого жанра в объ­ективно-эпической манере.

ХАРАКТЕР (греч. character - отпечаток, признак, отличительная примета) - образ человека в литературно-художественном произведении, через кото­рый автор раскрывает свои нравственно-эстетические представления и изо­бражает исторически обусловленный тип человеческого поведения.

ЭПИЗОД (греч. epeisodion - вставка, привходящее, постороннее) - неболь­шая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия.

ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) - образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно прилагательным, но иногда и наречием, именем существительным, числительным. Например: ве­селый ветер, задумчивая ива.

ЭПИТЕТ ПОСТОЯННЫЙ - красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее с ним устойчивое образно-поэтическое выражение. Этот прием характерен для фольклора. Например: сине море, бе­локаменные палаты, красна девица, ясный сокол, сахарные уста.

ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ - обычно длинная повествовательная поэма, рас­сказывающая о героических деяниях; другое ее название - героический эпос.

ЭПОС (греч. epos - слово, речь) - литературный род, в котором объектом изображения могут быть любые явления внешнего мира (люди, события, предметы) в их сложных отношениях и взаимосвязях, а также внутренний мир людей. Основа эпоса - повествование, не имеющее ограничений во вре­мени и пространстве.

АЛЛЮЗИЯ (лат. allusio - намек, шутка] - отсылка к широко известному высказыва­нию, конкретному факту литературной, исторической, общественно-политической жиз­ни, к тому или иному словесно-художественному тексту.

АНТИТЕЗА (греч. anti - против, то есть противоположение, противоположность и thesa - положение] - противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции.

АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio - соединение] - компонент образного мышления, спон­танно возникающая связь между отдельными ощущениями, восприятиями, представле­ниями, идеями на основе частичного совпадения, сходства каких-то сторон, качеств, форм различных, не связанных в обыденной жизни предметов.

АФОРИЗМ (греч. aphorismos - определение] - оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впослед­ствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. Например: «Мысль изреченная есть ложь» (Ф.И. Тютчев].

БАЛЛАДА (провансальское ballada, от ballar - плясать] - лиро-эпический стихотвор­ный жанр, в котором черты эпического произведения (сюжет, наличие персонажей] со­четаются с ярко выраженным лирическим началом (психологизмом, эмоционально-экс­прессивной окраской стиля, передающего идеи и настроения самого поэта].

БЫЛИНА - один из жанров русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, героических событиях или примечательных исторических эпизодах истории Древней Руси.

ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (фр. detail - часть, подробность] - выразительная под­робность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

ЗАМЫСЕЛ - творческий набросок, как правило, зафиксированный на бумаге, перво­начальная общая схема будущего произведения.

ИГРА СЛОВ - см. КАЛАМБУР.

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство, насмешка] - осмеяние, содержащее оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительный признак иронии - двой­ной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему, под­разумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония. Например: «Ну ты храбрец!» (говорят трусливому человеку].

КАЛАМБУР (фр. calembour - игра слов] - стилистический оборот или самостоятель­ная миниатюра, основанная на нарочитой или невольной двусмысленности, порожден­ной сходным звучанием слов и словосочетаний, имеющих разное значение. Например: «Область рифм - моя стихия. // И легко пишу стихи я» (Д.Д. Минаев].

КОМИЧЕСКОЕ (греч. kymikys - веселый, смешной, от kymos - веселая процессия; ря­женые на дионисииских празднествах], в широком смысле - вызывающее смех над кем-то или чем-то.

КОМПОЗИЦИЯ (лат. componere - складывание, построение] - соответствующее рас­положение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение. Композиция включает в себя расстановку персонажей, их систему (в эпических и драматургических произведениях]; порядок сообщения о событиях в сюжете (композицию сюжета]; чере­дование сюжетных и внесюжетных компонентов повествования, смену приемов пове­ствования в эпических произведениях (авторской речи, повествования от первого лица, диалогов и монологов персонажей, различных видов описаний: пейзажей, портретов, ин­терьеров], а также соотношение глав, частей, строф, речевых оборотов.

КОМПОЗИЦИЯ КОЛЬЦЕВАЯ - повторение начального фрагмента в конце текста.

КОНТРАСТ (франц. contraste, от лат. contrarie - противоположным образом] - резкое различие, противоположность.

КУЛЬМИНАЦИЯ (лат. culminis - вершина] - момент наивысшего напряжения в раз­витии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, ре­шающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - фрагмент повествования, в котором автор, отклоня­ясь от прямого сюжетного изложения событий, дает комментарий происходящему или размышляет на темы, не связанные с магистральной линией произведения непосред­ственно. Лирические отступления открыто вводят в произведение субъективную пози­цию автора.

МЕТАФОРА РАЗВЕРНУТАЯ - метафора, построенная на различных ассоциациях по сходству. Например: «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (М. Горький].

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование] - перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал - изделие из него, содержимое - содержащее, продукт - его производитель, действие - орудия действия и т.д.]. Например: выпить кружку, ходит вся в золоте.

МИНИАТЮРА (лат. minium - красные краски, применявшиеся в оформлении руко­писных книг] - жанр «малых форм», небольшое по размеру произведение.

МИФ (греч. mytos - сказание] - повествование о деяниях богов, героев, демонов, ду­хов. Цель мифа - объяснить человеку его место в мире, его связь с высшими силами, по­казать священный характер мироздания; в этом его отличие от сказки или легенды.

МИФОЛОГИЯ (греч. mythos - повествование, сказание и logos - учение, слово] - фан­тастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в ха­рактерном для древности устном народном творчестве.

МОНОЛОГ (греч. monologos из monos - один + logos - речь] - вид художественной речи, используемый практически во всех литературных произведениях; это универсаль­ная речевая форма. Большинство лирических стихотворений представляют собой лири­ческие монологи. В пьесах и в эпических произведениях монологи - форма высказываний персонажей

МОТИВ (франц. motif, от лат. motivus - подвижный] - простейшая смысловая едини­ца художественного текста; его устойчивый компонент, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу] и литературно-художе­ственных произведениях.

МУЗА 1. В греч. мифологии - одна из девяти богинь, покровительниц различных ис­кусств и наук, вдохновлявших поэтов и ученых в их творчестве, 2. перен. Источник поэти­ческого вдохновения, олицетворяемый в образе женщины, богини. 3. Творчество поэта в его отличительных особенностях.

ОКСЮМОРОН [греч. охэтогоп - умная глупость) - сочетание слов с противополож­ным значением [то есть сочетание несочетаемого). Например: печальная радость, горя­чий снег.

ОЧЕРК - разновидность малой формы эпической литературы, отличающаяся от дру­гих ее форм [рассказ, новелла) отсутствием единого быстро разрешающегося конфликта и большой развитостью описательного изображения.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ [греч. parallelos - находящийся или идущий рядом) - композици­онный прием, подчеркивающий связь обычно двух или трех элементов речи в художе­ственном произведении. Эти элементы располагаются параллельно в смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность, создается единый поэтиче­ский образ. Например: «Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой...» [М.Ю. Лермонтов).

ПЕЙЗАЖ [франц. paysage, от pays - страна, местность) - изображение природы в ли­тературном произведении.

ПЕРСОНАЖ [франц. personnage; от лат. persona - лицо, личность, личина; этим сло­вом называли маску, которую надевал актер в древнеримском театре) - действующее лицо, человек в литературном произведении с его внешностью, поступками, поведением, речью, отношениями с другими персонажами.

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ НАЗВАНИЕ - название, содержащее имя собственное, на­пример: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

ПЕСНЯ - общее определение стихотворных произведений разных жанров, предна­значенных изначально или используемых для пения. Для песен чаще всего обязательны строфичность, рифма, доступность изложения. Нередко песня имеет припев.

ПОДТЕКСТ - скрытый смысл высказывания, не совпадающий с прямым смыслом текста, вытекающий из соотношения значений слова с контекстом и особенно - речевой ситуацией.

ПОСЛАНИЕ - лирическое произведение в форме письма к реальному или вымыш­ленному лицу [группе лиц).

ПРОБЛЕМАТИКА - совокупность проблем в художественном произведении.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ [лат. reminiscentia - воспоминание) - сознательное или неволь­ное напоминание в тексте о другом художественном произведении [воспроизведение фразовой или образной конструкции), известном факте культурной жизни. Например: «Я пережил и многое и многих» [П. А. Вяземский) - «Я изменял и многому и многим» [В. Я. Брюсов). Как сознательный приём рассчитан на память и ассоциативное восприя­тие читателя.

САРКАЗМ [греч. sarkasmos, от sarkazo - букв, рву мясо) - один из видов комического; высшая степень сатиры, едкая, злая насмешка над изображаемым явлением.

САТИРА [лат. satura - смесь; первоначально - название острого блюда) - вид комиче­ского; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явле­ния, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность.

СЕМАНТИКА [франц. sftmantique, от греч. semantikys - обозначающий, sema - знак) -значения единиц языка, в том числе и слова.

СИМВОЛ [древнегреч. symbolon - знак, примета) - многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним). Например, «тучка золотая» в стихотворении Лермонтова - символ недолговечного счастья, утрата которогозастав-ляет человека страдать.

СИНОНИМЫ (греч. synonymos - одноименный} - слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенка­ми значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Слова, которые сближа­ются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными. Напри­мер: «На сотни верст, на сотни миль, на сотни километров лежала соль, шумел ковыль, чернела роща кедров» (А. Ахматова].

СИНТАКСИС ПОЭТИЧЕСКИЙ - это система специальных средств построения речи, способствующих усилению ее образной выразительности. Изобразительные средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами поэтической речи: повтор, анафора, эпифо­ра, параллелизм, инверсия.

СОДЕРЖАНИЕ - это смысл произведения, воплощенный в особой, образной форме. В содержании литературного произведения различаются три стороны: тема (тематика, то есть совокупность тем], проблема (проблематика, то есть совокупность проблем) и ав­торская позиция.

СОПОСТАВЛЕНИЕ - сравнение различных произведений или их элементов с целью обнаружения сходства и различия.

СТРОКА СТИХОТВОРНАЯ, или СТИХ - речевая ритмическая единица в стихотворении.

СТРОФА (греч. stropho - кружение, поворот) - сочетание нескольких стихотворных строк (стихов), составляющих ритмическое, синтаксическое и смысловое целое. В составе строфы может быть от 2 до 14 стихотворных строк.

ТАВТОЛОГИЯ (греч. tauto - то же самое и logos - слово) - сочетание или повторе­ние одних и тех же, или однокоренных, или близких по смыслу слов. Например: истинная правда, целиком и полностью, яснее ясного.

ТРАГЕДИЯ (греч. tragos - козел и aide - песнь; буквально - козлиная песнь) - древ­нейший жанр драматургии, основанный на непреодолимом конфликте между человеком и судьбой, человеком и природой, человеком и социально-историческими обстоятель­ствами. В трагедиях изображается не только обреченность людей в их схватке с судьбой или обстоятельствами, но и героизм, мужество тех, кто дерзнул бросить им вызов.

ТРОП (греч. tropos - поворот) - слово, используемое в переносном, экспрессивно-об­разном значении. Тропами являются метафора, метонимия, синекдоха и другие приемы.

ФРАЗЕОЛОГИЗМ - устойчивое сочетание слов. Например: сбиться с ног, обвести во­круг пальца.

ЦВЕТОПИСЬ - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком худо­жественного произведения.

ЦИТАТА - дословная выдержка из какого-либо текста.

ЧАСТУШКА - фольклорный жанр; короткая русская народная песня (четверости­шие) юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

ЭПИГРАФ (греч. epigraphe - начертание) - цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать на смысл произведения, передать отношение к нему автора.

ЭССЕ (из фр. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание) - лите­ратурный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции.

ЮМОР (англ. humour - первоначально: влага; свойство человеческого характера) -вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие.