Брянский государственный технический университет
Брянский государственный технический университет предлагает абитуриентам 1507 бюджетных мест в новом учебном году. Имеется возможность обучаться и за плату. Также в ведении вуза — политехнический колледж. Подавать документы на поступление можно с 20 июня.
1507 бюджетных мест для набора на 1 курс в 2023 году.
Более 50 направлений подготовки/специальностей:
cреднее профессиональное образование — 165 мест;
бакалавриат — 890 мест;
специалитет — 188 мест;
магистратура — 254 места;
аспирантура — 10 мест.
Абитуриентам необходимо предоставить результаты ЕГЭ по предметам, установленным на выбранной специальности. В основном обязательными являются русский язык и математика, также потребуются результаты по еще одному предмету. В зависимости от направления подготовки это могут быть, например, физика, химия, информатика, иностранный язык или обществознание.
«В Брянске стоял вопрос о рабочем университете. Я думаю, что если уже где и открывать рабочий университет, то в первую очередь в Бежице, там все учатся, тяга к знаниям огромная, и тем более он должен быть в самом рабочем центре», — отмечала на заседании президиума Главполитпросвета Н.К. Крупская после своего посещения Брянска и Бежицы в сентябре 1927 года. Об открытии технического вуза на Брянщине ходатайствовали и местные органы власти.
«Разрешить ВСНХ СССР организовать в 1930 году в г. Бежице Брянского округа втуз нового типа — Бежицкий машиностроительный институт для подготовки инженеров по машиностроению...» — гласило решение Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 22 декабря 1929 года. Учебной базой для института послужил Бежицкий рабфак и школа, размещавшаяся в здании бывшей женской гимназии по улице Карачевской, 30. Первым директором института стал инженер завода «Красный Профинтерн» Г.С. Дибнер.
«От жарких мартенов, где плавится сталь, от токарных станков и рубильников они пришли во втуз, чтобы переплавить жизнь, ускорить оборачиваемость колес индустриализации», — писала газета «Брянский рабочий» о первых питомцах вуза. К занятиям 10 января 1930 года приступило 124 студента. Их обучали 25 преподавателей. В этом же году был проведен в мае второй набор, а в сентябре — третий. Число студентов увеличилось до трехсот тридцати.
Материально-техническая и лабораторная база института создавалась одновременно с организацией учебного процесса. Учебные занятия чередовались с производственной практикой в цехах завода «Красный Профинтерн». Пополнялся вуз и научными кадрами.
Выходят «Бюллетень машиностроительного института», сборники научных трудов «Записки БМИ». Член-корреспондент Украинской академии наук, профессор М.А. Короткевич пишет первые в стране учебники: «Основы вагоностроения», «Расчет и конструирование вагонов». Над учебником «Изотермические вагоны» трудится профессор Е.Д. Гриневский. Главный инженер по вагоностроению завода «Красный Профинтерн» и преподаватель кафедры «Вагоностроение» М.Т. Мержанов, побывав в научной командировке в США, выпустил книгу «Вагоностроение в Америке», а также учебник «Производство вагонов»... Издаются работы Г.Д. Шевченко и Г.И. Погодина-Алексеева «Предварительный и текущий контроль при сварочных работах», «Физические явления в электрической дуге» и ряд других научных трудов.
При созданной в институте аспирантуре кандидатские диссертации защищают выпускники вуза П.Н. Афанасьев, A.M. Тимашев, Л.Н. Никольский, Н.В. Афанасьев, Е.А. Луцук... Крепнет база института, пополняется кадрами, увеличивается число студентов. До 1941 года в институте было подготовлено на дневном и вечернем обучении более тысячи высококвалифицированных специалистов.
С началом войны часть сотрудников и студентов ушла на фронт. Институт эвакуировался в город Нижний Тагил. В конце августа сорок первого два эшелона ушли на далекий Урал, увозя наиболее ценное оборудование, литературу, документацию преподавателей и студентов. Были на новом месте трудности, сложности военного времени. Профессорско-преподавательский состав вел подготовку инженеров. Важной составной частью деятельности института стала научная работа по испытанию материалов для производства боевой техники и боеприпасов. За трехлетний период деятельности института в Нижнем Тагиле он осуществлял связь с семнадцатью предприятиями. Было выполнено для них более тридцати научно-исследовательских работ.
В эвакуации ученые вуза поддерживали творческие связи с эвакуированным институтом электросварки Украинской академии наук, во главе которого стоял Е.О. Патон. Некоторое время он по совместительству возглавлял кафедру электросварки в институте. Электросварка широко применялась в производстве бронетехники, особенно танков Т-34.
После освобождения Брянщины институт в августе 1944 года прибыл в Бе-жицу. Началась послевоенная жизнь. С годами он креп, развивался. По-разному назывался вуз. Сначала Бежицкий машиностроительный институт, потом Орджоникидзеградский машиностроительный, Бежицкий механико-машиностроительный, Бежицкий институт транспортного машиностроения, а с июля 1956 года он стал именоваться Брянским институтом транспортного машиностроения (БИТМ). За успехи в области подготовки специалистов для народного хозяйства страны вуз был награжден орденом «Знак Почета». В 1996 году приобрел статус Брянского государственного технического университета.
Более 36 тысяч специалистов и научных работников подготовлено со дня основания вуза. Они трудятся во многих уголках России, странах СНГ. Многие занимают важные руководящие посты. Так, например, Г.П. Бирюков, пройдя многие ступени, стал генеральным директором и генеральным конструктором бюро транспортного машиностроения Российского космического агентства (КБТМ), доктором технических наук и философии, профессором, действительным членом Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. Он удостоен многих орденов и медалей, звания заслуженного машиностроителя Российской Федерации. Среди выпускников — Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий, академик Академии наук Российской Федерации К.В. Фролов, академик Национальной академии Белоруссии П.И. Ящерицын и много других.
Весомый вклад в развитие учебного заведения внесли многие профессора, преподаватели, сотрудники, а также руководители вуза П.Г. Королев, А.Г. Лебедев, И.В. Шамин, Э.В. Рыжов, В.Т. Буглаев... В наши дни ректором БГТУ является профессор А.В. Лагерев. После окончания этого вуза он прошел все ступени от ассистента до руководителя университета.
Сегодня БГТУ — Брянский государственный технический университет — это учебно-научно-исследовательский комплекс. На трех его факультетах обучается около семи тысяч студентов и сто аспирантов и докторантов. Занятия ведут почти четыреста высококвалифицированных преподавателей — доктора наук, профессора, кандидаты наук, доценты. Университет располагает хорошей материальной базой — учебными корпусами, учебно-научными лабораториями. Информационная база — это четыреста современных компьютеров, уникальное оборудование для организации видеоконференций через Интернет и создания виртуально-исследовательских лабораторий.
Высокая репутация учебного заведения позволяет получать до двадцати самых различных грантов ежегодно. В университете реализуется ряд международных программ, направленных на его интеграцию в международную общеобразовательную сферу. Тесное сотрудничество поддерживается с техническими университетами Германии — Дрезденским и Гамбургским, Мас-сачусетским из США, а также Дублинским, Будапештским, Белградским... Координатором Ассоциации вузов славянских государств, в которую вошли 25 вузов, выбран БГТУ. Богаты история и традиции брянского вуза. Впереди новые дали.
Я. Соколов