СтраницаТанеев

Сергей Иванович Танеев. Брянщина.

Сергей Иванович Танеев (1856-1915 гг.) вошел в историю русской музыки как талантливый композитор, пианист-виртуоз, музыкальный педа­гог и ученый, общественный деятель. Ученик Н.Г. Рубинштейна и П.И. Чай­ковского, окончивший (в 1875 г.) Мо­сковскую консерваторию с Большой золотой медалью, в своем творчестве сочетал принципы классической рус­ской (от М.И. Глинки до П.И. Чайков­ского) и западноевропейской (от Баха до Бетховена) музыки. Им созданы 4 симфонии, ряд кантат (в том числе зна­менитая «Иоанн Дамаскин» по поэме А.К. Толстого), опера «Орестея», хоры (среди них «Восход солнца» на слова Ф.И. Тютчева), романсы, произве­дения для детей (среди них «Гор­ные вершины», «Сосна» на слова М.Ю. Лермонтова) и др. Насколько сильным был Танеев как педагог, видно уже по тому, что из его класса вышли в мир большой музыки СВ. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.М. Метнер, СМ. Ля­пунов, З.П. Палиашвили, P.M. Глиэр и многие другие выдающиеся музыкан­ты. Между прочим, он «благословил» и 11-летнего Сергея Прокофьева.

СИ. Танеев впервые появился в Селище летом 1876 года как гость Ф.И. Маслова. Он предстал «молодым человеком, довольно тучным для сво­их лет, безбородым и безусым», лишь год как окончившим консерваторию, но уже побывавшим на гастролях в Гре­ции, Италии, Франции, Швейцарии, с блеском исполнившим 1-й концерт для фортепиано с оркестром И. Брамса и 1-й концерт П.И. Чайковского (дирижиро­вал Н.Г. Рубинштейн), переполненным и впечатлениями от недавних знакомств с А.Г. Рубинштейном, Н.А. Римским-Кор-саковым, А.П. Бородиным, Ц.А. Кюи, — «очень жизнерадостным, веселым, всегда готовым принять участие в ка­кой-нибудь шутке» и «весьма острым на язычок». Притом простым, привет­ливым, отзывчивым.

Частым гостем в Селище был так­же молодой и энергичный художник Владимир Егорович Маковский (1846— 1920 гг.), у которого Варвара Маслова брала уроки живописи. Фёдор Ивано­вич Маслов писал стихи в греческом стиле. Возник музыкально-литератур­но-художественный юмористический журнал с ироническим названием «За­холустье». Рукописный, издаваемый в одном экземпляре. Создание подобных журналов было тогда модным в среде интеллигенции, особенно провинциаль­ной. Все обзавелись псевдонимами, под которыми и фигурировала в журнале:

СИ. Танеев — Эхидон Иванович Невыносимое (или Ядовитов),

Ф.И. Маслов—Крючкотвор (Эвклид),

Н.И. Маслов—полковник Горлопанов,

В.И. Маслова — графиня Рисуева,

В.Е. Маковский — Немврод Плодовитов,

А.И. Алексеева (соседка-помещица) — маркиза де Фиджи,

Н.И. Бонч-Бруевич (гость-студент) — виконт Строекур (любил «строить куры» дамам),

Ю.А. Юрасова (родственница Масло-вых) — баронесса фон Консилиум (очень любила обращаться к врачам) и т. д.

В журнале друзья повествовали о со­бытиях своей сельской жизни, забавных приключениях, подшучивая друг над другом. Например, посмеивались над ездой тучного Танеева на велосипеде или верхом. Тексты сопровождались рисунками. Каждый выпуск журнала долго готовили, а потом каждую стра­ничку восторженно читали, а некоторые и инсценировали.

СИ. Танеев в «Захолустье» выступал как автор юмористических стихотворе­ний и музыкальных приложений, «пре­мий» — большей частью романсов для сольного или ансамблевого исполнения в дружеском кругу.

«Луна на небе голубом», слова СМ. Языкова — 1876 г.,

«Что тебе в имени моем», слова СИ. Танеева(?)—1877 г.,

«Находка», слова И.В. Гете — 1878 г.,

«Вечер у взморья», слова А.А. Фета — 1879 г.,

«Голос в лесу», слова А.Н. Майкова — 1880 г.,

«С озера веет прохлада и нега», слова Ф.И. Тютчева—1881 г.,

«Колышется море», слова А.К. Толс­того (из Шиллера) — 1884 г,

«Ночной зефир струит эфир», слова А.С Пушкина — 1886 г. и др.

Характерно тяготение СИ. Танеева к стихам поэтов-классиков, в том числе уроженцев Брянщины Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого.

Некоторые из созданных в Селище опусов в дальнейшем были доработа­ны СИ. Танеевым, приобрели более совершенный, а порой и более строгий вид. Так, «Серенада на отъезд маркизы де Фиджи» (1884 г.) затем стала роман­сом «Не ветер, вея с высоты» на слова А.К. Толстого.

На вечерних селищенских «посидел­ках» часто звучала и ансамблевая музыка, Сергей Иванович музицировал вместе с В.Е. Маковским — Владимир Егорович солировал на скрипке, Сергей Иванович ему аккомпанировал (Масловы специ­ально для Танеева приобрели фортепиа­но). В.Е. Маковский очень любил музы­ку: «Я не знаю, какое искусство люблю больше — живопись или музыку. <.. .> Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю один, для себя...». Он хорошо играл на гитаре, пел, но особен­но увлекался скрипкой, даже приобрёл скрипку Гварнери и очень ею гордился. В домашних концертах, в ансамблях он постоянно вёл партию скрипки, причём его исполнение отличалось большой му­зыкальностью и мастерством.

Около двадцати лет СИ. Танеев са­мым тесным образом был связан с Сели­щем. Если учесть, что в Москве Сергей Иванович жил скромно, своей семьи у него не было, станет ясным, какое важ­ное место занимал в его жизни домаш­ний уют селищенского дома.

Скончался СИ. Танеев 6 июня 1915 года, простудившись на похоронах сво­его любимого ученика и младшего това­рища гениального А.Н. Скрябина.

Селищенский дом сгорел в годы граж­данской войны... Однако сохранились фотографии СИ. Танеева, его друзей Масловых, их дома.

Некоторых из селищенцев мы ви­дим на полотнах Маковского: на картине «Молебен на святой не­деле» (1886 г.) священник написан с СИ. Танеева, старик дьячок — с Ф.И. Маслова  для картины «Семейное дело у мирового судьи» (1884 г.) позировали Н.И. Мас-лов и селищенские крестьяне. Они же представлены на картине «Застава на пути свадебного поезда» (1888 г.).

Развитие очагов культуры «усадеб­ного типа», где поощрялись занятия музыкой, литературой, живописью, театром, — характерная черта быта российской провинции XIX — начала XX столетий. На Брянщине, помимо Селища, в этом отношении выделя­лись усадьбы Красный Рог А.К. Тол­стого, Овстуг Ф.И. Тютчева, Хоты лево М.К. и В.Н. Тенишевых.