Сергей Иванович Танеев. Брянщина.
Сергей Иванович Танеев (1856-1915 гг.) вошел в историю русской музыки как талантливый композитор, пианист-виртуоз, музыкальный педагог и ученый, общественный деятель. Ученик Н.Г. Рубинштейна и П.И. Чайковского, окончивший (в 1875 г.) Московскую консерваторию с Большой золотой медалью, в своем творчестве сочетал принципы классической русской (от М.И. Глинки до П.И. Чайковского) и западноевропейской (от Баха до Бетховена) музыки. Им созданы 4 симфонии, ряд кантат (в том числе знаменитая «Иоанн Дамаскин» по поэме А.К. Толстого), опера «Орестея», хоры (среди них «Восход солнца» на слова Ф.И. Тютчева), романсы, произведения для детей (среди них «Горные вершины», «Сосна» на слова М.Ю. Лермонтова) и др. Насколько сильным был Танеев как педагог, видно уже по тому, что из его класса вышли в мир большой музыки СВ. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.М. Метнер, СМ. Ляпунов, З.П. Палиашвили, P.M. Глиэр и многие другие выдающиеся музыканты. Между прочим, он «благословил» и 11-летнего Сергея Прокофьева.
СИ. Танеев впервые появился в Селище летом 1876 года как гость Ф.И. Маслова. Он предстал «молодым человеком, довольно тучным для своих лет, безбородым и безусым», лишь год как окончившим консерваторию, но уже побывавшим на гастролях в Греции, Италии, Франции, Швейцарии, с блеском исполнившим 1-й концерт для фортепиано с оркестром И. Брамса и 1-й концерт П.И. Чайковского (дирижировал Н.Г. Рубинштейн), переполненным и впечатлениями от недавних знакомств с А.Г. Рубинштейном, Н.А. Римским-Кор-саковым, А.П. Бородиным, Ц.А. Кюи, — «очень жизнерадостным, веселым, всегда готовым принять участие в какой-нибудь шутке» и «весьма острым на язычок». Притом простым, приветливым, отзывчивым.
Частым гостем в Селище был также молодой и энергичный художник Владимир Егорович Маковский (1846— 1920 гг.), у которого Варвара Маслова брала уроки живописи. Фёдор Иванович Маслов писал стихи в греческом стиле. Возник музыкально-литературно-художественный юмористический журнал с ироническим названием «Захолустье». Рукописный, издаваемый в одном экземпляре. Создание подобных журналов было тогда модным в среде интеллигенции, особенно провинциальной. Все обзавелись псевдонимами, под которыми и фигурировала в журнале:
СИ. Танеев — Эхидон Иванович Невыносимое (или Ядовитов),
Ф.И. Маслов—Крючкотвор (Эвклид),
Н.И. Маслов—полковник Горлопанов,
В.И. Маслова — графиня Рисуева,
В.Е. Маковский — Немврод Плодовитов,
А.И. Алексеева (соседка-помещица) — маркиза де Фиджи,
Н.И. Бонч-Бруевич (гость-студент) — виконт Строекур (любил «строить куры» дамам),
Ю.А. Юрасова (родственница Масло-вых) — баронесса фон Консилиум (очень любила обращаться к врачам) и т. д.
В журнале друзья повествовали о событиях своей сельской жизни, забавных приключениях, подшучивая друг над другом. Например, посмеивались над ездой тучного Танеева на велосипеде или верхом. Тексты сопровождались рисунками. Каждый выпуск журнала долго готовили, а потом каждую страничку восторженно читали, а некоторые и инсценировали.
СИ. Танеев в «Захолустье» выступал как автор юмористических стихотворений и музыкальных приложений, «премий» — большей частью романсов для сольного или ансамблевого исполнения в дружеском кругу.
«Луна на небе голубом», слова СМ. Языкова — 1876 г.,
«Что тебе в имени моем», слова СИ. Танеева(?)—1877 г.,
«Находка», слова И.В. Гете — 1878 г.,
«Вечер у взморья», слова А.А. Фета — 1879 г.,
«Голос в лесу», слова А.Н. Майкова — 1880 г.,
«С озера веет прохлада и нега», слова Ф.И. Тютчева—1881 г.,
«Колышется море», слова А.К. Толстого (из Шиллера) — 1884 г,
«Ночной зефир струит эфир», слова А.С Пушкина — 1886 г. и др.
Характерно тяготение СИ. Танеева к стихам поэтов-классиков, в том числе уроженцев Брянщины Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого.
Некоторые из созданных в Селище опусов в дальнейшем были доработаны СИ. Танеевым, приобрели более совершенный, а порой и более строгий вид. Так, «Серенада на отъезд маркизы де Фиджи» (1884 г.) затем стала романсом «Не ветер, вея с высоты» на слова А.К. Толстого.
На вечерних селищенских «посиделках» часто звучала и ансамблевая музыка, Сергей Иванович музицировал вместе с В.Е. Маковским — Владимир Егорович солировал на скрипке, Сергей Иванович ему аккомпанировал (Масловы специально для Танеева приобрели фортепиано). В.Е. Маковский очень любил музыку: «Я не знаю, какое искусство люблю больше — живопись или музыку. <.. .> Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю один, для себя...». Он хорошо играл на гитаре, пел, но особенно увлекался скрипкой, даже приобрёл скрипку Гварнери и очень ею гордился. В домашних концертах, в ансамблях он постоянно вёл партию скрипки, причём его исполнение отличалось большой музыкальностью и мастерством.
Около двадцати лет СИ. Танеев самым тесным образом был связан с Селищем. Если учесть, что в Москве Сергей Иванович жил скромно, своей семьи у него не было, станет ясным, какое важное место занимал в его жизни домашний уют селищенского дома.
Скончался СИ. Танеев 6 июня 1915 года, простудившись на похоронах своего любимого ученика и младшего товарища гениального А.Н. Скрябина.
Селищенский дом сгорел в годы гражданской войны... Однако сохранились фотографии СИ. Танеева, его друзей Масловых, их дома.
Некоторых из селищенцев мы видим на полотнах Маковского: на картине «Молебен на святой неделе» (1886 г.) священник написан с СИ. Танеева, старик дьячок — с Ф.И. Маслова для картины «Семейное дело у мирового судьи» (1884 г.) позировали Н.И. Мас-лов и селищенские крестьяне. Они же представлены на картине «Застава на пути свадебного поезда» (1888 г.).
Развитие очагов культуры «усадебного типа», где поощрялись занятия музыкой, литературой, живописью, театром, — характерная черта быта российской провинции XIX — начала XX столетий. На Брянщине, помимо Селища, в этом отношении выделялись усадьбы Красный Рог А.К. Толстого, Овстуг Ф.И. Тютчева, Хоты лево М.К. и В.Н. Тенишевых.