СтраницаСвятский

Д.О. Святский, Брянская земля

Имя Даниила Осиповича Святского (1881-1940) – историка науки, астронома и краеведа, уроженца Севского уезда – до сегодняшнего дня остается малоизвестным не только широкому кругу читателей, но и значительной части современных историков. Несмотря на весомый вклад, который этот ученый внес в отечественную науку, и на очевидный успех, сопутствовавший ему в карьере, наследие, оставленное Святским, до сих пор в полной мере не исследовано.

Святский родился 14 сентября 1881 г. (ст. ст.) в г.

Севске Орловской губернии в семье священника. Он окон-

чил Орловскую духовную семинарию, но основные зна-

ния, послужившие фундаментом для его научной деятель-

ности, приобрел путём самообразования. В 1909 г. Свят-

ский перебрался в Петербург, где с 1912 по 1930 гг. был

редактором научного журнала «Мироведение», издававше-

гося Русским Обществом Любителей Мироведения

(РОЛМ). С 1918 по 1930 гг. он являлся ассистентом по от-

делению астрономии в Научным Институте имени П.Ф.

Лесгафта, с 1919 по 1921 гг. работал также и в Главной

Географической Обсерватории, в отделении Ежемесячного

Бюллетеня. С начала 20-х годов Святский занимал пост

ученого секретаря в Ленинградском Центральном бюро

краеведения при Академии наук. В 1930 г. ученый был

арестован вместе со своими коллегами по бюро по знаме-

нитому делу «краеведов», которое являлось составной ча-

стью известного Академического дела или «дела академи-

ка Платонова». После освобождения в 1932 г. Святский

работал в Гидрологическом институте. В начале 1935 г.,

после событий, связанных с убийством С.М. Кирова, под

угрозой нового ареста Святский выехал в Казахстан, где в

1940 г. скончался.

Библиографию работ Святского составляют десятки

статей и публикаций в научных и научно-популярных из-

даниях, а также более двадцати монографий и работ, вы-

шедших отдельными книгами. Среди наиболее известных

 «Крестьянские костюмы в области соприкосновения Ор-

ловской, Курской и Черниговской губернии», исследова-

ние, удостоенное серебряной медали Русского Географи-

ческого Общества [4], «Астрономические явления в рус-

ских летописях с научно-критической точки зрения» [5], и

вышедшие уже после смерти автора, «Очерки по истории

астрономии Древней Руси».

Первые годы жизни, детство и молодость Святского

неразрывно связаны с г. Севском и Орловской губернией.

Род Святских принадлежал к духовному сословию [7]. В

юности Даниил Осипович был отдан на учебу в Севское

духовное училище. Успешно закончив его летом 1897 г.,

он был переведен в Орловскую духовную семинарию, с

пребывания в которой началась его взрослая жизнь

В Севске Святский

работал наблюдателем метеорологической станции при

земской управе – записывал показания 14-ти приборов три

раза в сутки: в 7 ч. утра, в час дня и в 9 ч. вечера [19]. Вви-

ду того, что в уездном городе было трудно найти «челове-

ка знакомого с требованиями метеорологии», Святскому

было разрешено продолжать работу на станции и в период

нахождения под гласным надзором полиции

Увлечение ботаникой и природой Орловщины сде-

лало Святского в 1905 г. активным участником Общества

для исследования природы Орловской губернии, а интерес

к историческому прошлому привел его в том же году в

ряды членов Орловской ученой архивной комиссии

1905 год оказался весьма знаменательным в жизни

Даниила Осиповича. Именно в этом году в Санкт-

Петербурге впервые отдельной книгой был издан его труд

– «Очерк растительности Севского уезда Орловской гу-

бернии», работа, составленная на основании ботанических

экскурсии, произведенных автором в Севском уезде в 1903-1904 гг.

На основании полученных сведений и веществен-

ных доказательств, найденных при обыске, Святского 21

мая 1905 г. заключили под стражу [31]. Его обвинили в не-

легальной политической деятельности. Вскоре арест заме-

нили особым надзором [32], и Святский перебрался в г. Елец.

Здесь Святский поступил на должность корреспон-

дента «Орловского вестника», позже стал зав. отделения

этой газеты [34]. Однако на воле оставался недолго. Дело

приняло новый оборот. Несмотря на то, что Святский (как

позже он отмечал в автобиографии) непосредственно не

состоял ни в одной партии, в том числе и левого направле-

ния, жандармы, перехватив «шифрованную записку», вы-

явили его причастность к некому тайному кружку [35].

Члены этого кружка подозревались в распространении за-

прещенной периодической литературы (в частности, газет

«Освобождение» и «Искра») [36]. На квартире Святского

был снова произведен обыск, который дал свои результа-

ты. По обвинению в хранении запрещенной литературы, а

также в произнесении антиправительственной речи на ми-

тинге 15 декабря 1905 г. Святский снова был арестован и

посажен на этот раз в Елецкую тюрьму, в камеру-одиночку

казавшись вновь в заключении и ожидая, когда

ему предъявят обвинение, Святский в камере начинает ве-

сти дневник. Этот источник сохранил его размышления об

общественной жизни России того времени. Он сочувство-

вал социал-демократам, и следил за их деятельностью в

Государственной Думе

В конце 1907 г. Святский приступил к написанию

исторического очерка по истории г. Севска [44]. В 1908 г.

вышла его книга, которая называлась «Исторический

очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой волости»

[45]. Немногим ранее, в 1906 г., в Сборнике Орловского

церковного археологического общества была опубликова-

на работа Пясецкого (к тому времени уже покойного) «Ис-

торические очерки г. Севска и его уезда» [46], где автор

уже довольно основательно изложил событийную исто-

рию края и дал описание его церковно-религиозной жизни.

Однако исторический очерк Святского стал первым сочи-

нением, где была предпринята попытка подробного освя-

щения прошлого г. Севска и его округи в соответствии с

уровнем исторической науки начала XX века.

Книга Святского начинается характеристикой

местности, описанием природы рассматриваемого района

[50]. Далее автор рассказывает о древних обитателях края,

в кратком очерке дает историю Севска XII-XVI вв. [51]. В

книге повествуется о Севской крепости [52], о военно-

оборонительной роли города в XVII – н. XVIII в. [53]

Святский впервые освещает историю землевладения и кре-

стьянских волнений в XVIII – XIX вв. («Мобилизация зе-

мельной собственности и аграрные мятежи в XVIII и XIX

в.») [54], что еще раз свидетельствует о том, что он, в от-

личие от Пясецкого, более широко понимает предмет ис-

торической науки.

Впоследствии, продолжая работу по изучению ис-

тории родного города, Святский планировал выпустить

новое издание книги.

Время, проведенное в г. Севске и в Орловской гу-

бернии, бесспорно, оказало немаловажное влияние на про-

цесс становления личности Святского и заложило фунда-

мент для его дальнейшей научной практики. Недостаток

знаний и опыта часто определяли любительский характер

его занятий и некоторую бессистемность сделанных им

выводов. Несмотря на это, обладая огромным трудолюби-

ем и желанием продвигаться вперед в своих изысканиях,

не останавливаясь на достигнутых результатах, Святский

был готов к дальнейшему совершенствованию своих навы-

ков, к пополнению своего научного багажа и к вхождению

в круг столичной интеллигенции тех лет. Анализ началь-

ного периода научной деятельности Святского, безуслов-

но, поможет продвинуться вперед в понимании неорди-

нарных способностей и дарований этого замечательного

человека и ученого.

М.В. Синицына, студентка, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского

Д.О. Святский: начало научной деятельности