СтраницаСвенский монастырь

Свенский монастырь

Свенский Свято – Успенский монастырь один из древнейших русских центров духовности, культуры и просвещения. Судьба его – это история всего Государства Российского.
Монастырь расположен против места впадения в Десну речки Свини (Свени), вследствие чего до половины XVIII столетия назывался Свинским. Но затем ввиду явной неблагозвучности его во всех официальных документах стали означать Свенским.
По легенде….
Когда Роман Михайлович сделался стар, он заболел глазами и ослеп. Слыша, что от образа Печерской Божией Матери исходят чудеса, князь отправил в Киево-Печерский монастырь гонца с просьбою отпустить к нему на время чудотворный образ для испрошения исцеления. Архимандрит уважил просьбу Романа Михайловича и отправил на лодках в Брянск три иконы: Печерской Божией Матери, св. Николая Чудотворца и свв. Афанасия и Кирилла. Посланные уже подъезжали к месту назначения, как вдруг в двух верстах от Брянска, лодка, на которой находились иконы, остановилась. Все усилия гребцов не могли сдвинуть ее с места. Пробившись бесполезно целый день, гонцы решили здесь заночевать. Когда же настала ночь, то лодка с иконами сама собою приплыла к правому берегу реки Десны и стала около того места, где теперь стоит Свенский монастырь. На другой день народ опять собрался к лодкам, чтобы пробовать продолжать путь; но каково же их было изумление, когда в лодках не оказалось ни одной иконы: все три образа исчезли ночью неизвестно куда. Начались деятельные поиски.

Иконы были найдены в разных местах, далеко друг от друга. Икона "Николая Чудотворца" — в селе Уты, в 48 верстах от Свенского монастыря, а икона "Афанасия и Кирилла" —в селе Лопашь - в 30 верст. Между прочим, икона Печерской Божией Матери стояла на ветвях высокого дуба на правом берегу реки Десны, близ того места, где в нее впадает небольшая речка Свинь. Роман Михайлович, узнав о новом чуде, совершенном чрез привезенный образ, вместе с епископом, боярами и духовенством, пешком отправился к тому месту, где была найдена икона. Не доходя немного до заветнаго дуба, он остановился и обратился к Божией Матери со следующею молитвою: "О, Пречудная Владычице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, очима узрети свет и Твой чудотворный образ; елико узрю с места сего на все четыре стороны, толико придам к Дому Твоему и созижду храм и обитель, идеже Ты возлюбила место".

Тотчас же после этой молитвы князь увидел тропинку, ведущую к дубу; (на том месте, где началось исцеление князя, был поставлен крест, а теперь там стоять монастырские врата и церковь в честь Сретения Господня). Около дуба (на котором стояла икона) князь, вместе с народом, опять начал усердно молиться о своем исцелении. Молитва их была услышана, и Роман Михайлович прозрел совсем. Тогда икона была снята с дерева; самый дуб срублен, на его место поставили каменный столб и на столбе утвердили образ. После молебна, совершенного в благодарность за исцеление, Роман Михайлович, вместе со свитою, начал своими руками рубить деревья для закладки храма; храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Тут же положено было начало монастырю. Князь обнес его оградою, поставил игумена, дал ему денег на содержание обители, а сам возвратился в Брянск. Монастырь по имени реки Свини назван Свинским.

Написан «Акафист Божией Матери в честь Ея иконы, именуемой «Свенская».
Но отнюдь не легендой является тот факт, что Свенский монастырь был основан князем Романом Михайловичем в 1288 году.
Великий князь Роман Михайлович Брянский правил на нашей земле в XIII веке. (1200 год) Это время называют «золотым веком» Брянщины. Под предводительством Романа наши войска разгромили литовцев, наводил князь страх и на татаро-монголов, претендовал на объединение земель русских.


Свенский монастырь

Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме был погребён и сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заострённых брёвен.
С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной.
Московские правители по достоинству оценивали его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами.  Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния. Так например, вклад на помин души царевича Иоанна Иоанновича, убитого самим Грозным, был по тем временам огромен: - он жаловал Свенской обители 650 рублей (так например боевой конь стоил 15 рублей), шесть икон в ценных окладах, 27 книг церковного содержания и тарханную грамоту, освобождающую монастырь от налогов.
При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году.

Овеяна легендами и былью
Минувших дней далёкая пора.
…Запорошён густой дорожной пылью,
На краткий отдых стал возок Петра.
Его встречала колокольным звоном
Обитель Свенская…

 Чёрной строкой вошли в летопись Свенского монастыря 1660 –е годы. 9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, - сообщалось в записях обители, - и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви сожгли».
Постройкой в 1764 году каменной ограды, протяжённостью 800 метров и высотой до 7 метров, Свенский монастырь получил своё архитектурное завершение. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с 6 башнями.
Свенская обитель была также крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгорнем стане, тринадцать – в Батаговской волости, шесть – в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тысяч крепостных крестьян. Свенский монастырь также располагал собственными подворьями в Брянском и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес. Монахи Свенского монастыря имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже пристань. В довершение всего крестьяне платили ещё оброк маслом, мёдом, грибами, холстами и деньгами.
В начале 1900 – х годов Свенский монастырь насчитывал сто монахов.
Много было чёрных страниц в летописи монастыря, но все они бледнеют при описании полного разграбления и уничтожения в первые годы Советской власти. К сожалению это тоже страницы нашей истории.
. Прошли десятилетия. На высшем уровне принимались различные законы и постановления об охране и использовании такого древнейшего художественно – архитектурного ансамбля, каким являлся Свенский монастырь.
. В 1970-х годах взялись, наконец, за восстановление монастыря. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения  обители Русской Православной Церкви. 16 октября 1992 года наместником был назначен архимандрит Никодим (Анискин).

МОЛИТВА
О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Свенс-кая Похвало и украшение, державный покрове Святаго места сего, Истинная Владычице избраннаго удела своего. Приими нас недо¬стойных рабов Твоих, убогое моление, с верою и любовию прино¬сящих, пред чудным образом Твоим, да посетиши милостивно гре¬ховное житие наше, просвещающе его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьми многими, Твоею небесною радостию, сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии на месте свя-тем сем, да без порока прешедше путь жития нашего помощию Твоею достигнем вечнаго вселения во светлости святых и препо¬добных отец наших Кукши, Олега и Поликарпа Брянских и всех угодников Божиих, и едиными усты и сердцы воспоим Тя с Пред¬вечным Сыном Твоим и Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.

 

             Свенский монастырь. На Брянщине он стал первой школой философских и экономических знаний. В монастыре на основании древних законов разработали важнейшие и обязательные для всех своды юридических и этических правил. Именно церковь, первые христианские священники стали устроителями нравственности и миропорядка, который потом признали и люди и власть. Главное случилось: - разрозненные, разделённые пространством и временем славянские племена получили единую скрепу – веру. Люди жили в страшное время – войны, нашествия, болезни косящие целые города. Это общество только Верой и спаслось. Иначе никак бы не прожить.