Брянские свадебные песни
Совершенно особый пласт нашей музыкальной культуры — свадебные песни.
Это сложные, длившиеся по нескольку дней обрядовые действия, каждому этапу которых соответствовали свои песни — на сватовство и сговоры, место-глядение, венчание, повивание (причесывание жениха и невесты свахой перед их отъездом в дом жениха) и т. д.
Как известно, у нас свадьбу «играют»: здесь всё сценично и обставлено старинной обрядностью, основанной на обычае, на предании, причем немаловажна роль разных символических действий. Многое на свадьбе сопровождается песнями, приспособленными к тому или иному моменту, к положению действующих лиц. Но среди свадебных песен есть и простые, отчасти величальные, отчасти исполняемые ради развлечения.
Приводим несколько таких песен, отличающихся местным колоритом. (Текст свадебных песен взят из газеты, издававшейся в Брянске с 1894 г. на собственные средства Павлом Никитичем Тихановым. Подготовлен текст И.В. Алферовой).
1.
Коло1 сада зелендва,
Раным-рано, зелендва,
Коло сада зелендва, душаль2 мой.
Ясный сокол облетает,
Раным-рано облетает,
Ясный сокол... и проч.
(припев после каждого стиха)
В зелен садик заглядает,
Что моя пташка работает,
Работает, не гуляет,
Теплы гнезда совивает:
Ей пташечки помогают,
По перушку собирают.
Коло тёрьма высокдва
Иванушка объезжает,
В высок терем заглядает:
Что моя Марья работает,
Работает, не гуляет,
Золот венчик совивает,
Ей подружки помогают,
По цветочку прикладают.
Раным-рано, прикладают,
По цветочку прикладают,
душаль мой.
2.
Буйный ветер в поле
Калину колышет.
Ой, раным-рано.
Калину колышет.
Иванушка Марьюшке
Всё письмецы пишет.
(припев)
По два — по три, по два — по три,
Разом по четыре:
Не думай ты, Марьюшка,
Великую думу.
Первую годинушку —
Я батюшку пришлю,
Другую годинушку —
Я матушку пришлю,
Третию годинушку —
Я сам к тебе буду,
Четверту годинушку —
Тебя к себе возьму.
Ой, раным-рано,
Тебя к себе возьму.
3
Липушка зеленая
Всю осень шумела.
Ой, раным-ранёшенъко,
Всю осень шумела.
Всю осень шумела, С листом говорила:
(припев)
Листок мой бобровенъкий,
Будет нам разлука,
Разлучат нас, разлучат нас,
Все буйные ветры;
Не так ветры, не так ветры,
Как буйные дожди;
Не так дожди, не так дожди,
Как люты морозы.
Марьюшка Ивановна
Всю ночку не спала,
Всю ночку не спала,
С маткой говорила:
Матушка родимая,
Будет нам разлука,
Разлучат нас, разлучат нас
Все добрые люди,
Все добрые люди,
Ближние соседи,
Ближние соседи,
Дальние бояре.
Ой, раным-ранёшенъко.
Дальние бояре.
4.
А в нас на дворе непогодушка,
Раным-рано, непогодушка:
То дождь, то снег,
то метелица,
По дорожке всё скользелица3.
Поскользнулся под дружком
конь вороненький,
1 Коло — около.
2 Душаль — производная от «душа».
3 Скользелица — слякоть.
Для брянских календарных и особенно лирических песен характерны повторы строф и слов, растягивание конечных слогов, а порой и недопевание конечных слогов строф, вставка звуков в отдельные слова. Певческой манере южных западных районов области свойственно «гуканье» — завершение строф возгласами «У!» («ГУ!») в высоком регистре. В северных районах поют строже. В интонациях, лексике многих песен ощутимо влияние украинского и белорусского фольклора.
Свойственен русской народной песне и подтекст — когда за внешней сдержанностью, плавностью повествования скрываются глубокие чувства, а нередко просматривается намёк, ирония или просто дружеская улыбка. Обычен и психологический параллелизм — образов и состояний природы с образами и состояниями людей.
Наряду с народными песнями развивалось и профессиональное музыкальное искусство: в храмах, в крепостных театрах. В церкви любая служба сопровождается хоровым пением, в котором участвуют как служители церкви, так и прихожане.