Страницасвадебные

Брянские свадебные песни

Совершенно особый пласт нашей музыкальной культуры — свадебные песни.

Это сложные, длившиеся по несколь­ку дней обрядовые действия, каждому этапу которых соответствовали свои песни — на сватовство и сговоры, место-глядение, венчание, повивание (причесывание жениха и невесты свахой перед их отъездом в дом жениха) и т. д.

Как известно, у нас свадьбу «игра­ют»: здесь всё сценично и обставлено старинной обрядностью, основанной на обычае, на предании, причем нема­ловажна роль разных символических действий. Многое на свадьбе сопрово­ждается песнями, приспособленными к тому или иному моменту, к положению действующих лиц. Но среди свадебных песен есть и простые, отчасти вели­чальные, отчасти исполняемые ради развлечения.

Приводим несколько таких песен, отличающихся местным колоритом. (Текст свадебных песен взят из газеты, издававшейся в Брянске с 1894 г. на соб­ственные средства Павлом Никитичем Тихановым. Подготовлен текст И.В. Ал­феровой).

1.

Коло1 сада зелендва,

Раным-рано, зелендва,

Коло сада зелендва, душаль2 мой.

Ясный сокол облетает,

Раным-рано облетает,

Ясный сокол... и проч.

(припев после каждого стиха)

В зелен садик заглядает,

Что моя пташка работает,

Работает, не гуляет,

Теплы гнезда совивает:

Ей пташечки помогают,

По перушку собирают.

Коло тёрьма высокдва

Иванушка объезжает,

В высок терем заглядает:

Что моя Марья работает,

Работает, не гуляет,

Золот венчик совивает,

Ей подружки помогают,

По цветочку прикладают.

Раным-рано, прикладают,

По цветочку прикладают,

душаль мой.

2.

 Буйный ветер в поле

Калину колышет.

Ой, раным-рано.

Калину колышет.

Иванушка Марьюшке

Всё письмецы пишет.

(припев)

По два по три, по два по три,

Разом по четыре:

Не думай ты, Марьюшка,

Великую думу.

Первую годинушку

Я батюшку пришлю,

Другую годинушку

Я матушку пришлю,

Третию годинушку

Я сам к тебе буду,

Четверту годинушку

Тебя к себе возьму.

Ой, раным-рано,

Тебя к себе возьму.

3

Липушка зеленая

Всю осень шумела.

Ой, раным-ранёшенъко,

Всю осень шумела.

Всю осень шумела, С листом говорила:

(припев)

Листок мой бобровенъкий,

Будет нам разлука,

Разлучат нас, разлучат нас,

Все буйные ветры;

Не так ветры, не так ветры,

Как буйные дожди;

Не так дожди, не так дожди,

Как люты морозы.

Марьюшка Ивановна

Всю ночку не спала,

Всю ночку не спала,

С маткой говорила:

Матушка родимая,

Будет нам разлука,

Разлучат нас, разлучат нас

Все добрые люди,

Все добрые люди,

Ближние соседи,

Ближние соседи,

Дальние бояре.

Ой, раным-ранёшенъко.

Дальние бояре.

4.

 А в нас  на дворе непогодушка,

Раным-рано, непогодушка:

То дождь, то снег,

то метелица,

(припев)

По дорожке всё скользелица3.

Поскользнулся под дружком

конь вороненький,

1 Коло — около.

2 Душаль — производная от «душа».

3          Скользелица — слякоть.

Для брянских календарных и особен­но лирических песен характерны повто­ры строф и слов, растягивание конечных слогов, а порой и недопевание конечных слогов строф, вставка звуков в отдель­ные слова. Певческой манере южных западных районов области свойственно «гуканье» — завершение строф возгла­сами «У!» («ГУ!») в высоком регистре. В северных районах поют строже. В ин­тонациях, лексике многих песен ощути­мо влияние украинского и белорусского фольклора.

Свойственен русской народной песне и подтекст — когда за внешней сдержанностью, плавностью повество­вания скрываются глубокие чувства, а нередко просматривается намёк, ирония или просто дружеская улыбка. Обычен и психологический параллелизм — об­разов и состояний природы с образами и состояниями людей.

Наряду с народными песнями разви­валось и профессиональное музыкаль­ное искусство: в храмах, в крепостных театрах. В церкви любая служба сопро­вождается хоровым пением, в котором участвуют как служители церкви, так и прихожане.