СтраницаСудоходная

Брянск. Судоходная Десна, 50-е годы прошлого века.

Моя бабушка в 20-е годы с Володарского поселка на Цен-
тральный рынок (тогда он находился на месте нынешней
Набережной) ездила на пароходике за пятачок. Иного пасса-
жирского транспорта в ту пору в Брянске, считай, не было, и по-
тому пароходик — это было очень удобно. Моя мама после вой-
ны ездила в «город» уже по узкоколейке, проложенной в пойме,
пароходик больше не ходил.
Говорят, до пятидесятых годов осуществлялось пароходное
сообщение по Десне до Трубчевска, а потом и Десна обмелела,
и автобусное сообщение улучшилось. В 70-е годы известный наш
земляк, писатель Николай Грибачев, — он тогда был очень влия-
тельным человеком, — добился от властей, и на Десне запретили
езду на моторках. Считалось, что она рыб пугает и берега об-
рушивает. Тогда был создан Комитет по Десне. Не знаю, какая от
него получилась польза, но что про реку вспоминали, ее здоро-
вье обсуждали — это точно во вред Десне не пошло.
Недавно в Брянске вновь появился пароходик-плоскодон-
ка «Тосна», на котором возят туристов. И это неплохо. А гру-
зы не возят, — и река мелка, да и на машинах сейчас возить
все удобнее и быстрее. В девяностые годы мне в руки случайно
попала справочка о том, что вода в реке ниже Бежицы стала
чище на 40 процентов, и это совпало с падением производства
на БМЗ как раз на 40 процентов. Такая вот прямая зависимость.
Увы, сегодня здоровье Десны никто не изучает. Молчат ее за-
щитники. А вспоминают в городе о реке только к началу купаль-
ного сезона, будто в другое время ее и вовсе нет — любимой
Десны нашей.
Юрий ФАЕВ

На фото: пароход "Любовь", построенный на Брянском заводе в 80-х годах XIX века