СТРАНИЧКИ ИСТОРИИ БРЯНЩИНА
Садово-парковое искусство нашей Родины своими корнями уходит в глубокую древность. Первые русские сады создавались в Киевской Руси — в Киеве, Новгороде, Владимире. Каждое боярское поместье или монастырь имели «плодовитые» сады с фруктовыми деревьями и цветниками и огороды с овощами, а иногда с лекарственными растениями. Реже высаживались декоративные деревья — липа, рябина, лесной орех. Непременным украшением сада был пруд, использовавшийся для поливки, разведения рыбы, купания, катания на лодках.
К XVII веку появляются и декоративные сады со сложной сетью дорожек, с рощами, с охотничьими территориями, с цветочными участками. Царь Алексей Михайлович в подмосковном селе Измайлове устроил образцовый питомник, в котором велено было разводить русский виноград, дыни, арбузы, кизил кавказский, венгерские дули и даже финиковые и тутовые деревья. Из Астрахани доставляли «виноградную и арбузную землю». Кроме заморских плодовых деревьев сажали яблони, груши и сливы разных сортов, смородину, крыжовник, клубнику, малину и вишню.
В начале XVIII века в Петербурге действовала специальная «садовая контора», ведавшая зеленым украшением новой столицы и Москвы. В Москве тогда же был создан «Аптекарский сад», сохранившийся до наших дней как Ботанический.
К этому времени в европейских державах меняются принципы паркостро-ения. Получившие в XVII веке законченное воплощение в грандиозных королевских дворцово-парковых ансамблях, как, например, Версальский, принципы построения строго геометрических, «регулярных» парков уступают место пейзажным, или, как позже стали называть, ландшафтным паркам.
Регулярные сады и парки появились в ранний период развития культуры в странах Востока, а затем в Европе — в Италии эпохи Возрождения и во Франции. Французские регулярные парки оказали большое влияние на европейское паркостроение. При дворах различных государей стремились не отставать от «короля-солнца» — Людовика XIV и украшали резиденции регулярными парками.
Весьма характерной чертой русских парков является использование водоемов и разного рода водных устройств — фонтанов, каскадов, ручьев, водопадов. Планировочные решения — регулярные и пейзажные — имели искусную разработку не только внутрипарковых видов и перспектив, но и видов из парка на красивый русский пейзаж. Очень часто собственно парки сочетались в единую композицию с фруктовыми садами, что увеличивало массив зелени, соединяло пользу и красоту и создавало своеобразие парковым ансамблям. Все эти черты русских парков придавали им особый национальный колорит, делали произведения русских паркостроителей ценным вкладом в мировое садово-парковое искусство.
В памятниках садово-паркового искусства Брянского края основные черты отечественного паркостроения проявляются в различных формах и сочетаниях. Эти памятники являются неотъемлемыми страницами истории русской культуры, иногда — скромными и проникновенно лиричными, а порою — яркими и эффектными.
Последнее столетие внесло чрезвычайно существенный элемент в пар-костроение — это необходимость обеспечивать отдыхом большие массы людей. Парки начали превращаться в центры общественной жизни на природе, в своеобразные клубы среди природного окружения.
В XX веке появилось и понятие ландшафтной архитектуры. Под этим термином понимают комплекс взаимосвязанных мероприятий по рациональному использованию внешней среды. Ландшафтная архитектура имеет целью организацию и формирование пространства вне зданий. Материалом и объемами этой организации являются приспособление и использование рельефа местности, зеленые насаждения в массах и отдельными экземплярами, водоемы, расположение и объемы зданий и сооружений среди природы, благоустройство и оборудование территории для жизни и деятельности людей под открытым небом. Целью ландшафтной архитектуры является также создание наилучших санитарно-гигиенических условий, микроклиматических районов и зон, формирование эстетически выразительного облика населенных мест.