СтраницаСТРАНИЧКИ

СТРАНИЧКИ ИСТОРИИ БРЯНЩИНА

Садово-парковое искусство нашей Родины своими корнями уходит в глубокую древность. Первые русские сады создавались в Киевской Руси — в Киеве, Новгороде, Владимире. Каждое боярское поместье или монастырь имели «плодовитые» сады с фруктовыми деревьями и цвет­никами и огороды с овощами, а иногда с лекарственными растениями. Реже высаживались декоративные деревья — липа, рябина, лесной орех. Непре­менным украшением сада был пруд, использовавшийся для поливки, разве­дения рыбы, купания, катания на лодках.

К XVII веку появляются и декоративные сады со сложной сетью дорожек, с рощами, с охотничьими территориями, с цветочными участками. Царь Алек­сей Михайлович в подмосковном селе Измайлове устроил образцовый питомник, в котором велено было разводить русский виноград, дыни, арбу­зы, кизил кавказский, венгерские дули и даже финиковые и тутовые дере­вья. Из Астрахани доставляли «виноградную и арбузную землю». Кроме заморских плодовых деревьев сажали яблони, груши и сливы разных сор­тов, смородину, крыжовник, клубнику, малину и вишню.

В начале XVIII века в Петербурге действовала специальная «садовая кон­тора», ведавшая зеленым украшением новой столицы и Москвы. В Москве тогда же был создан «Аптекарский сад», сохранившийся до наших дней как Ботанический.

К этому времени в европейских державах меняются принципы паркостро-ения. Получившие в XVII веке законченное воплощение в грандиозных коро­левских дворцово-парковых ансамблях, как, например, Версальский, прин­ципы построения строго геометрических, «регулярных» парков уступают место пейзажным, или, как позже стали называть, ландшафтным паркам.

Регулярные сады и парки появились в ранний период развития культуры в странах Востока, а затем в Европе — в Италии эпохи Возрождения и во Франции. Французские регулярные парки оказали большое влияние на ев­ропейское паркостроение. При дворах различных государей стремились не отставать от «короля-солнца» — Людовика XIV и украшали резиденции ре­гулярными парками.

Весьма характерной чертой русских парков является использование во­доемов и разного рода водных устройств — фонтанов, каскадов, ручьев, водопадов. Планировочные решения — регулярные и пейзажные — имели искусную разработку не только внутрипарковых видов и перспектив, но и видов из парка на красивый русский пейзаж. Очень часто собственно парки сочетались в единую композицию с фруктовыми садами, что увеличивало массив зелени, соединяло пользу и красоту и создавало своеобразие пар­ковым ансамблям. Все эти черты русских парков придавали им особый национальный колорит, делали произведения русских паркостроителей цен­ным вкладом в мировое садово-парковое искусство.

В памятниках садово-паркового искусства Брянского края основные черты отечественного паркостроения проявляются в различных формах и сочетани­ях. Эти памятники являются неотъемлемыми страницами истории русской куль­туры, иногда — скромными и проникновенно лиричными, а порою — яркими и эффектными.

Последнее столетие внесло чрезвычайно существенный элемент в пар-костроение — это необходимость обеспечивать отдыхом большие массы людей. Парки начали превращаться в центры общественной жизни на при­роде, в своеобразные клубы среди природного окружения.

В XX веке появилось и понятие ландшафтной архитектуры. Под этим тер­мином понимают комплекс взаимосвязанных мероприятий по рациональ­ному использованию внешней среды. Ландшафтная архитектура имеет це­лью организацию и формирование пространства вне зданий. Материалом и объемами этой организации являются приспособление и использование рельефа местности, зеленые насаждения в массах и отдельными экземпля­рами, водоемы, расположение и объемы зданий и сооружений среди при­роды, благоустройство и оборудование территории для жизни и деятельно­сти людей под открытым небом. Целью ландшафтной архитектуры является также создание наилучших санитарно-гигиенических условий, микрокли­матических районов и зон, формирование эстетически выразительного облика населенных мест.