Юрий ЗАХАРОВ: Когда я был стилягой
Так случилось, что в конце 1950-х мне невольно пришлось стать участником двух знаменитых брянских событий. Одно из них — катастрофа в кинотеатре «Октябрь». Я был на том сеансе. А другое позже брянской прокуратурой будет названо делом «Божьей коровки».
ОБ АВТОРЕ.
Юрий Георгиевич Захарове 1978 по 1990 годы работал в брянском обкоме КПСС заведующим лекторской группой. В настоящее время — заместитель директора Брянской областной научной библиотеки им. Ф.И. Тютчева
ВЫСТРЕЛ С УПРЕЖДЕНИЕМ
Как-то в Интернете мне попалась статья одного молодого автора, посвященная брянским стилягам. Позволю себе процитировать некоторые ее места:
«Праздный образ жизни растлевает душу. Из лоботрясов был сформирован комитет представителей тайной организации. В это же время по Брянску и Бежице прокатилась волна изнасилований, совершенных стилягами. Но КГБ ничего по своей части не нашел, поэтому следствие перешло в прокуратуру. На основании заявлений и показаний потерпевших суд вменил в вину стилягам шесть эпизодов: изнасилования, групповые изнасилования, покушения на изнасилования. Рабочий класс, оскорбленный поведением этих отщепенцев, негодовал и требовал тщательного разбирательства и сурового наказания. В результате следственной работы из 29 участников „второго состава" „Божьей коровки" на скамье подсудимых оказалось 10 человек. Кому же понадобилось сегодня обелять насильников-повес? Кому понадобилось по-злопыхать над „народным протестом"? Да все тем же неугомонным борцам с „проклятым совковым прошлым". Дескать, посмотрите, люди добрые, как в ваши золотые денечки проклятые коммунисты на нары несчастных детей сажали! А они-то и есть настоящие герои тех времен! Что ж, когда нет других героев, подойдут и такие».
Казалось бы, что этому молодому человеку до истории полувековой давности? Но нет, ничего не зная и не ведая о том времени, автор с удивительной готовностью примеривает на себя мантию прокурора.
Я был хорошо знаком с большинством ребят из «Божьей коровки». Со многими из них учился в одной школе, вместе мы занимались спортом. Хорошие во всех отношениях ребята, ставшие впоследствии заметными людьми не только в нашем городе.
А громкий судебный процесс в Брянске, виновные по которому в духе того времени были объявлены заранее и заклеймены в областной газете, а еще на всю страну в «Известиях» устами знаменитой моралистки Татьяны Тэсс, я могу объяснить только редчайшим стечением обстоятельств. В стране повеяло ветром перемен, началось короткое время, которое позже историки назовут «оттепелью». И многие не преминули воспользоваться этой недолгой передышкой.
Однако где-то кто-то решил дать официальную отповедь всем этим отступникам от генеральной линии. Это был выстрел с упреждением и предупреждением всем «изменникам», в духе стишка: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
СКАЗОЧНОЙ КРАСОТЫ ТУФЛИ
Я учился в мужской школе № 4 (тогда обучение было раздельным), а школа № 2, расположенная этажом ниже, была женской. И девчонки на школьные вечера приходили к нам в гости. Школу нашу по тем временам можно было назвать элитной и по составу высокопрофессиональных преподавателей, и по уровню обучения, и по спортивным достижениям.
Получив в 1955 году аттестат зрелости, я поступил в Киевское высшее инженерное радиотехническое училище. Это было как раз то самое время перемен, коснувшихся многих сфер нашей жизни, в том числе и моды. Не обошла стороной эта мода и армию. Мы, например, в училище за свои деньги перешивали в армейской мастерской форму, чтобы она сидела, как влитая. Зеленые габардиновые гимнастерки, синие брюки, хромовые сапоги, офицерские погоны.Красавцы!
Летом 1956 года я приехал в Брянск на каникулы с нехитрым багажом в виде небольшого фибрового чемоданчика. А в нем — приобретенные по случаю шикарные югославские туфли вишневого цвета с белой каучуковой подошвой.
На привокзальной площади я встретил своего одноклассника Юру Михайлова. Он был первым встреченным МНОЙ СТИЛЯГОЙ: В УЗКИХ брюках, зеленоватом пиджаке и легком шарфике. Он же первый оценил мою обновку, не скрывая своего восхищения. А вскоре и я, прикупив в комиссионке твидовый пиджак, заузив у знакомого портного брюки, тоже, что называется, «вышел в свет». Но щеголять по Брянску в модной одежде мне приходилось нечасто, так как в городе в то время я был наездами и общался со своими приятелями-стилягами только во время каникул.
НЕ ТАКИЕ, МАИ ВСЕ
И ребята они, как это вызывающе ни прозвучит в духе последующих судебных приговоров, в большинстве своем были отличные. Не было среди них бездельников и повес. Все учились в институтах. Кто-то уже работал. И все тогда занимались спортом. Какие же это лоботрясы и дармоеды?
А что до перемен во внешности, то ведь главные перемены после доклада Хрущева на XX съезде происходили в обществе. Это было недолгое время, которое позже назовут «оттепелью». И часть молодых людей, которые
всегда острее чувствовали подобного рода перемены, решили, что теперь можно быть не такими, как все, что прежде было совершенно невозможно, практически исключено.
В компании, в которой я бывал, на десять человек обычно была одна бутылка портвейна «Три семерки», водку не пили, и девушки там бывали редко. О политике не говорили в принципе, говорили о музыке — Армстронге, Миллере, джазе. И, конечно, о девчонках, но без пошлостей, а уважительно и где-то даже восхищенно. Ведь во все времена мальчики хотят нравиться девочкам, а девочки — мальчикам. Помню, какой фурор произвели Инка Матюнина и Аза Кузина, первыми в городе надевшие короткие юбки.
И вот то, что в Брянске появилась группа молодых людей, непохожих одеждой на всех остальных, было воспринято как «политика». У кинотеатра «Новости дня» усилиями наиболее ретивых комсомольцев на стендах появились стенгазеты, в которых начали клеймить стиляг.
Вспоминаю такой случай.
На очередных каникулах
я со своим приятелем Эди
ком Скачковым прогули
вался по нынешнему буль
вару Гагарина, размышляя
о том, какое будущее нас
ждет. Оба мы уже заканчи
вали свои вузы. И вдруг на
встречу — комсомольский
патруль, во главе которого
был сам первый секретарь
обкома ВЛКСМ А. Гудков.
Их внимание привлек наш
внешний вид: узкие брю
ки, галстуки, белые корот
кие плащи. Пригласили
нас в комитет комсомола.
Попросили представиться.
Видимо, не поняв значения
слова «дипломант», приняли
моего приятеля за диплома
та. Я, как слушатель военно
го училища, тоже почему-
то не внушил им доверия.
«Наши клиенты» — так на
звал нас главный брянский
комсомолец. Составили протокол, пригрозили наказанием. Мне пришлось обращаться к отцу за помощью. Он в то время работал начальником областной милиции. Кстати, несмотря на занимаемую высокую должность, отец мои перемены в одежде воспринял спокойно, не считая, что это как-то негативно скажется на моем моральном облике.
Должен сказать, что никакой организации «Божья коровка» — проводников западного образа жизни — в Брянске не существовало никогда. Была компания молодых шутников, которые, начитавшись книг о похождениях Остапа Бендера, придумали некую тайную организацию. Все-то по молодости полагали, что время репрессий за такие шутки навсегда миновало. Но, во-первых, никогда не переведутся дураки и доносчики. И такие доносы, разумеется, были написаны. А во-вторых, в лесу из ружья застрелился Кава (Веселков), вечно мрачноватый, тихий парень из нашей компании. Как и почему это произошло, неизвестно до сих пор. Но вот тут-то все и началось. Общий рефрен расследования был сформулирован так: «Стиляги довели».
ТАЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Казалось бы, «тайная организация» — что может быть заманчивее для нашего КГБ. Но в те годы работали там все-таки неглупые люди, и, ознакомившись с материалами, они не стали заниматься этим странным случаем. Зато в прокуратуре не побрезговали и в короткий срок слепили большое дело, по которому привлекли около трех десятков человек, как развратников и перерожденцев. Главное обвинение — изнасилования или покушения на изнасилования. И, действительно, по городу пошла молва о невероятных безобразиях, которые творили эти стиляги.
Был, например, такой Коля Олендский, красивый модный парень, вылитый Ален Делон. Девчонки просто висли на нем, и потому тем, кто хоть немного его знал, невозможно было представить, чтобы он кого-то насильно добивался. Но имел одну слабость: записывал в дневник, как некогда Пушкин, перечень своих любовных побед. Олендскому дали десять лет тюрьмы. Как говорили, как раз по году за каждую зафиксированную победу. Другой паренек из привлеченной к суду компании, списки которой в ходе следствия многократно меняли и тасовали, Шурик Зинов — «Президент» «Божьей коровки». Он сильно хромал и потому был чрезвычайно робок и стеснителен в отношениях с девушками. И за свою короткую жизнь (рано умер от туберкулеза) так и не рискнул познакомиться ни с одной из них. Однако тоже получил срок за покушение на изнасилование. Показательны были признания девушек, что-то вроде.- «Да, я раз в неделю встречалась с Н., приходила к нему, и каждый раз он меня, пьяную, насиловал. И так на протяжении двух лет». Кстати, многие из девушек потом от своих показаний отказывались.
Меня лично эта история не коснулась, в то время в Брянске я бывал редко, но за ребят сильно переживал. Как написала тогда областная газета «...Итак, процесс по делу стиляг-насильников закончен. Суд воздал должное этим развратникам и мерзавцам, этим поклонникам буржуазной мрази».
Вот так десять ребят и были осуждены.
НЕУБЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Это было дутое дело, фальшивые обвинения, что позже подтвердил заместитель прокурора РСФСР Борис Кравцов. Редкий случай: прокурор написал протест по групповому делу — делу «Божьей коровки». Он утверждал, что доказательства вины осужденных неубедительны. Впрочем, на тот момент в местах лишения свободы оставались только двое. Им сократили сроки и освободили по-тихому. Времена опять изменились, и про стиляг вообще больше никто не вспоминал. Да и что говорить, когда сами члены Политбюро ЦК КПСС стали к тому времени носить узкие брюки.
Замечу: те из ребят, кого эта история не сломала, кто не спился и не погиб, позже показали себя достойными людьми, работали на серьезных должностях в самых разных отраслях народного хозяйства. И у каждого была своя судьба, так что большинство старых знакомств распалось навсегда. Общее было: вспоминали об этом деле и том времени с крайней неохотой. Год за годом оправдываться в невинных грехах молодости для большинства из них было ниже своего достоинства. Собственно, вообще про эту историю вспомнили и рассказали о ней в брянской печати только спустя сорок лет.
НА ВЫРУЧКУ
С огромным энтузиазмом клеймя стиляг, брянские газеты не откликнулись ни строчкой на другую, поистине драматическую историю, — катастрофу в кинотеатре «Октябрь». А мне здесь довелось побывать в самом центре событий.
Был теплый апрельский вечер. С большим трудом достал билеты на последний сеанс для себя и своей девушки, ставшей впоследствии моей женой.
Фильм назывался «Сорока-воровка», про несчастную любовь из крепостной жизни. Сегодня кому-то он может показаться пу-стяшным, но мы тогда его смотрели с удовольствием.
Ведь в ту пору кроме кино и катка зимой в Брянске не было иных доступных развлечений. Народу набилось полный зал. У нас были билеты с краю: первое и второе место, шестнадцатый ряд. Когда во время сеанса начал рушиться и обвалился потолок, зал заполнила ужасная пыль — это многие тонны шлака обрушились с чердака. Самое жуткое вначале — гробовая тишина, а затем — громкие стоны и крики. Нас с девушкой спасло то, что огромный кусок потолка, обломившись, уперся в колонну. Пареньку, соседу на третьем месте — мы шутили с ним перед началом сеанса — размозжило голову.
Моя спутница получила контузию и потом многие годы страдала от нее. И сам толком не понимаю, как в этой пыли, грязи я смог ее вытащить из кинотеатра на свежий воздух. Отвез в больницу, вернулся, рассчитывая, что смогу помочь еще кому-то. И вот здесь увидел своих встревоженных приятелей Эдика Гнез-довского и Володю Афонина.
— А вы что тут делаете?
— Тебя прибежали спасать.
Ребята знали, что мы пошли в кино и, ни минуты не раздумывая, кинулись на выручку. Это, так сказать, деталь к характеристике личности тех парней, которых автор статьи о «Божьей коровке» назвал лоботрясами, насильниками и отщепенцами.
Я часто вспоминаю то время и своих друзей. И когда случается читать подобного рода пасквили, мне становится очень обидно за замечательных ребят, волею случая попавших в жернова той эпохи.
Записал Ю. Ф.