АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ И ЗОДЧЕСТВО БРЯНЩИНЫ
Любое архитектурное сооружение несёт на себе печать своего времени. А времена были разные, и отношение к зданиям в каждую историческую эпоху менялось. Архитектура эпохи античности отличается от зодчества эпохи Средневековья (см. словарик), а то, в свою очередь, от архитектуры эпохи Возрождения и т. д.
Основная задача архитектуры, или зодчества, — создание искусственной среды для жизни и деятельности людей. Их желания на протяжении веков изменялись. Эпохи отличались друг от друга религиозными взглядами, политическими идеями, научными представлениями. Поэтому каждому историческому периоду соответствует свой архитектурный стиль.
Под архитектурным стилем понимается совокупность определённых черт, по которым здание относят к барокко или классицизму, неоготике или модерну и т. д. Стиль присутствует во всех видах искусства, но формируется в первую очередь в архитектуре, так как именно в ней эти определённые черты и проявляются отчётливее всего. Можно сказать, что архитектура ярко отражает эпоху, которая и создаёт стиль.
Выделяют большие стили, или как их ещё называют — стили эпохи. Они как раз охватывают не только архитектуру, но и разные виды искусства: живопись, музыку, литературу и т. д. Кроме того, большие стили широко проявляются в архитектуре многих стран. К большим стилям относят романский стиль, готический стиль, стиль барокко, рококо, классицизм, модерн.
Стили в искусстве не имеют чётких границ, они плавно переходят один в другой, находясь в непрерывном развитии. В рамках одного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий.
Многие стили сосуществуют одновременно, дополняя и обогащая друг друга, и поэтому стилей в чистом виде вообще не бывает.
Кроме больших стилей выделяют очень своеобразные и яркие по своим характерным чертам, но присущие одной или нескольким странам, национальные стили. Поскольку они были распространены на небольших территориях, то, как правило, не всегда проявляли себя в других видах искусства. К национальным стилям относят египетский, древнегреческий, древнеримский, японский, индийский, византийский, русский и др. Но и это ещё не всё. Внутри больших стилей могут складываться художественные направления и течения.
Таким образом, подведём итог:
• есть понятие архитектурный стиль, который характеризуется определёнными общими чертами;
• архитектурный стиль в любой стране приобретает свои национальные особенности;
• при разных правителях и в разных регионах страны один и тот же стиль включает ещё и своеобразные элементы.
Мы с вами будем рассматривать архитектуру Брянского края, знакомясь с наиболее яркими памятниками зодчества Брянщины, созданными в разных архитектурных стилях, направлениях и течениях.
На рубеже XVII-XVIII веков в России закончилась эпоха Средневековья и началось Новое время. Этот переход произошёл быстро — в течение жизни одного поколения, поэтому освоение общеевропейских стилей в России XVIII столетия протекало стремительно, и, как справедливо замечено исследователями, уже в Петровскую эпоху существовали зачатки основных стилей (барокко, классицизма).
В России период развития архитектуры второй половины XVIII века называется ранним классицизмом, а первой половины XIX века — зрелым и поздним классицизмом. В свою очередь русский классицизм можно делить на екатерининский, александровский, московский и т. д.