Страницастили

АРХИТЕКТУРНЫЕ  СТИЛИ И ЗОДЧЕСТВО БРЯНЩИНЫ

Любое архитектурное сооружение несёт на себе печать своего времени. А времена были разные, и отношение к зданиям в каждую историческую эпоху менялось. Архитектура эпохи античности  отличается от зодчества эпохи Средневековья (см. сло­варик), а то, в свою очередь, от архитектуры эпохи Возрождения  и т. д.

Основная задача архитектуры, или зодче­ства, — создание искусственной среды для жизни и деятельности людей. Их желания на протяжении веков изменялись. Эпохи отлича­лись друг от друга религиозными взглядами, политическими идеями, научными представле­ниями. Поэтому каждому историческому пери­оду соответствует свой архитектурный стиль.

Под архитектурным стилем понимается совокупность определённых черт, по которым здание относят к барокко или классицизму, неоготике или модерну и т. д. Стиль присут­ствует во всех видах искусства, но форми­руется в первую очередь в архитектуре, так как именно в ней эти определённые черты и проявляются отчётливее всего. Можно ска­зать, что архитектура ярко отражает эпоху, которая и создаёт стиль.

Выделяют большие стили, или как их ещё называют — стили эпохи. Они как раз охва­тывают не только архитектуру, но и разные виды искусства: живопись, музыку, литерату­ру и т. д. Кроме того, большие стили широко проявляются в архитектуре многих стран. К большим стилям относят романский стиль, готический стиль, стиль барокко, рококо, классицизм, модерн.

Стили в искусстве не имеют чётких гра­ниц, они плавно переходят один в другой, находясь в непрерывном развитии. В рамках одного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий.

Многие стили сосуществуют одновременно, дополняя и обогащая друг друга, и поэтому стилей в чистом виде вообще не бывает.

Кроме больших стилей выделяют очень своеобразные и яркие по своим характерным чертам, но присущие одной или нескольким странам, национальные стили. Поскольку они были распространены на небольших террито­риях, то, как правило, не всегда проявляли се­бя в других видах искусства. К национальным стилям относят египетский, древнегреческий, древнеримский, японский, индийский, визан­тийский, русский и др. Но и это ещё не всё. Внутри больших стилей могут складываться художественные направления и течения.

Таким образом, подведём итог:

•  есть понятие архитектурный стиль, который характеризуется определёнными общими чер­тами;

•  архитектурный стиль в любой стране приоб­ретает свои национальные особенности;

•  при разных правителях и в разных регионах страны один и тот же стиль включает ещё и сво­еобразные элементы.

Мы с вами будем рассматривать архитек­туру Брянского края, знакомясь с наиболее яркими памятниками зодчества Брянщины, созданными в разных архитектурных стилях, направлениях и течениях.

На рубеже XVII-XVIII веков в России за­кончилась эпоха Средневековья и началось Но­вое время. Этот переход произошёл быстро — в течение жизни одного поколения, поэтому освоение общеевропейских стилей в России XVIII столетия протекало стремительно, и, как справедливо замечено исследователями, уже в Петровскую эпоху существовали зачатки ос­новных стилей (барокко, классицизма).

В России период развития архитектуры второй половины XVIII века называется ранним класси­цизмом, а первой половины XIX века — зрелым и поздним классицизмом. В свою очередь русский классицизм можно делить на екатерининский, александровский, московский и т. д.