Страницастекло

1790 год ДЯТЬКОВСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО. Брянщина.

Л.3. УДАЛОВА, искусствовед

ИСТОРИЯ Дятьковского хрустального завода, одного из старейших в отечественном стеклоделии, восходит к концу XVIII столетия.

В 1790 году наследники купца Василия Мальцева открывают стеклянный и хрустальный завод в деревне Дятьково Брянского уезда Орловской губернии. Благоприятные природные условия, высокий спрос на столовую посуду, основную продукцию фабрики, позволили быстро расширить производство. Рост производства был связан и с овладением в начале XIX века способом разделки свинцового хрусталя алмазной гранью. Дятьковский хрусталь отличался высокой прозрачностью и умеренной декорировкой, к тому же был доступен широким слоям населения по цене.

Члены жюри Первой Российской промышленной выставки 1829 года писали о мальцевском стекле, что «оная фабрика — первая, которая доведена до такой степени, что ежедневно употребляемые вещи не уступают и английским» (1). Об успехах производства свидетельствуют награды, полученные на Первой промышленной и Второй мануфактурной выставках в России. Подобные отзывы были оценкой не только энергичной предпринимательской деятельности фабрикантов Мальцевых, но и высокого мастерства безымянных русских стекольщиков. В своих поисках дятьковские стеклоделы шли от лучших зарубежных образцов, но не подражали им, а создавали самобытные изделия. Так, в начале XIX века были изготовлены кубки и бокалы на квадратных подставках, имевшие строгай монументальный вид. В них хорошо сочетались граненые поверхности с гладкими деталями. Отличались классической простотой бокалы с тонкими узорами вензелей, выполненными травлением, с большими шлифованными плоскостями. Можно предположить, что архитекторы классицизма имели определенное влияние на характер дятьковской продукции. Так, по эскизам архитектора В.П. Стасова для Смольного собора в Петербурге были изготовлены в Дятькове балясины к ограде клироса. Строгий четкий ритм их, простые монументальные формы говорят о воздействии эстетических норм классицизма.

В 30-е годы XIX столетия на заводе осваивается трехслойное стекло: на основу из бесцветного стекла набирали слой молочно-белого, а поверх него — цветной. Цветное стекло орнаменитировалось при помощи алмазного гранения. Углубленный узор прорезался до внутренних, иначе окрашенных слоев, в чем и состоял эффект нового способа украшения. В музее завода и поныне хранятся массивные осветительные приборы из трехслойного стекла, служившие церковной утварью. Алмазная грань их соответствует соразмерной, крупной форме и значительно отличается от гранения, принятого для бесцветного хрусталя.

Значительной коллекцией был представлен Дятьковский завод на выставке мануфактурных изделий 1858 года. И здесь вновь отмечается практическое назначение вещей дятьковской фабрики («преимущественно... предметы потребности в общежитии и хозяйстве...») (2). Однако художественный облик изделий этого года оказался менее совершенным по сравнению с теми, которые были показаны на предыдущих выставках. Преобладало шаблонное украшательство, используемое и для цветного стекла, и для хрусталя. Узоры и орнаменты покрывали поверхность изделия обильно, в разных направлениях: горизонтальном, вертикальном, радиальном. Часто узоры имели диагональное пересечение. Эта практика закреплялась в прейскурантах, предписывавших неуклонно выполнять разработанные виды узоров на каждом предмете без всякой связи с его формой. Вместе с тем стандартность и технологичность мальцевских «прейскурантов» способствовали развитию поточного производства хрусталя, расходившегося из Дятькова по всей России.

Одновременно завод в большом количестве производит архитектурное стекло (балясины для балконов и лестниц, плиты для убранства стен), что, несомненно, свидетельствовало о технической сноровке мастеров.  В историко-статистическом обзоре промышленности России 1886 года говорится, что на Дятьковской  хрустальной фабрике мальцевского товарищества изготовлены массивные предметы из шлифованного хрусталя. Они служат украшением местного храма. Храм, уникальный по своему декоративному убранству, ныне не существует, история предметов, находящихся в нем, не известна. «В этом храме не только иконостас весь обделан в сплошной литой хрусталь, но из него сделаны  граненые, из цельного хрусталя  массивные подсвечники пред местными иконами, балдахин над престолом и плащаницею, а также люстра, замечательная по величине и красоте отделки. Предметы эти вырабатываются  из двухцветного стекла, шлифуются и имеют довольно сложные рисунки, требующие искусного и  аккуратного выполнения» (3). Под хрустальные плиты иконостаса была подложена серебристая фольга, что еще более усиливало впечатление игры драгоценного камня. В убранстве было использовано много эффективных образцов XVIII века. Отрадно, что в этом плане Дятьково следовало лучшим традициям русского декоративного искусства.

В конце XIX столетия в художественной продукции фабрики утверждает себя стиль «модерн» с формами растянутыми, причудливо изогнутых линий. В коллекции заводского музея хранятся кувшины и вазы четырехугольные в сечении, с обтекаемыми очертаниями, с аморфным, вялым завершением в виде раструба или смятых лепестков. Преобладало стекло болотной гаммы. Декоративный мотив кувшинов и ваз — растянутые, длинные, извивающиеся травы и цветы.

Параллельно «модерну» развивается эклиптический, ложнорусский стиль, в котором роспись и золочение —часто механически переносился из другого вида прикладного искусства. Так, в вазе, посвященной Белорусской ССР, орнамент повторяет особенности народной крестьянской вышивки и воспринимается как явление, далекое от специфики стекла. С позиций современности серия ваз Голубкова не выдерживает серьезной критики, но ярко характеризует определенный период в советском стеклоделии.

В начале 30-х годов на заводе работал художник А. Гурецкий. Однако его деятельность не оказала значительного влияния на характер продукции. Гурецкий выступил «...против той фальсификации пышности и богатства предмета, которая действует на первое впечатление неразборчивого покупателя» (6).

Художник пытался реализовать свои взгляды на практике. Справедливо заметив, что живопись на стекле условна и исключает подражание масляной картине, он предложил иное решение. По его способу на поверхность изделия пульверизатором наносился по трафарету цветной силуэтный рисунок. На вазах для цветов Гурецким были созданы незамысловатые композиции. Стиль этих композиций был архаичным, и они несколько напоминали силуэты Елизаветы Бём, сделанные художницей к «Запискам охотника» И.С. Тургенева. Рисунки свидетельствовали о зависимости художника от фарфоровой техники.

Трудности послевоенного восстановительного периода приостановили интерес к художественному поиску. В 1948 году на заводе начинает работу художник Е. Шувалов, но его изделия этого времени не выходят за пределы традиционных мальцевских форм и разделок. Облик изделий так соответствовал эстетическому духу времени, что они сразу заняли ведущее место в ассортименте завода. Наряду с поточными изделиями завод создает помпезные уникальные произведения, связанные с памятными датами — сложные по форме, обильно декорированные и удивляющие техническими сложностями выполнения.

Процесс обновления ассортимента был трудным и длительным. Многое было сделано в этом направленииЕ. Шуваловым. Его поддержала прибывшая в конце 60-х годов талантливая молодежь: В. Сойвер, В. Шевченко, М. Грабарь. Стояла серьезная задача создания предметов, необходимых для быта, отвечающих техническим возможностям предприятия и соответствующих современному художественному стилю. Благодаря усилиям художников обновился облик традиционного хрусталя, ставшего еще прекраснее, совершеннее, цветному стеклу была возвращена его природная естественная красота, успешно осваивалось прессованное стекло.

Все эти изменения были непосредственно связаны с техническим переоснащением завода и при руководстве главного художника Е. Шувалова. Великолепно зная производство, художник умеет соединить современный облик стеклянного предмета с многообразными вкусами потребителя. Являясь творцом массовой вещи, Е. Шувалов следует традиционным особенностям дятьковского стекла: простоте форм, доступности материала, ясно показанной функциональности и в этом направлении воспитывает новое поколение художников. За последние годы творческий коллектив предприятия пополнился В. Котовым и И. Колодиньм. Приход талантливой молодежи, рост творческого коллектива позволяют думать о больших перспективах.

Изделия Дятьковского хрустального завода много раз экспонировались на всесоюзных, республиканских и международных выставках, где неизменно получали высокую оценку. Заводские художники успешно работают над внедрением новых образцов стекла, над совершенствованием видов его обработки. В этом направлении деятельность организованного в 1964 году экспериментально-художественного отдела плодотворна и результативна. Велика роль отдела и в улучшении массовой, серийной продукции. Дятьковский завод в прошлом всегда уверенно служил бытовым потребностям человека, практической «пользе». И поныне продукция завода, в основном, определяется вещами, служащими человеку ежедневно, что придает особый смысл его деятельности.