СтраницаСтарый

Князь Роман Михайлович Старый. Брянщина.

Князь Роман был одним из выдающихся государственных деятелей и военачальников Руси второй половины XIII века. Роман был сыном князя Михаила Всеволодовича Черниговского, который в годы детства Романа княжил в Новгород-Северском. Время и место его рождения в источниках не прослеживается. По всей видимости, он родился во вто­рой половине 10-х годов XIII века. Его матерью была Феофания - дочь Романа Мстиславича Галицкого, «короля Руси», в честь которого он, по-видимому, и был назван. До 1263 года Роман в летописях не упоминается и его биографию можно восстановить лишь предположительно.

Отсутствие упоминаний о нем можно объяснить лишь тем, что Ро­ман не принимал участия в военно-политических акциях своего отца и находился в отдаленном от столичных центров уделе, скорее всего в Де-брянске, расположенном в устье реки Болвы (в урочище «Чашин курган»).

Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III. Картина Н.В, Неврева (1875 г.)

Во время монголо-татарского нашествия весной 1238 года, по-видимому, благодаря хорошо налаженной князем Романом системе опо­вещения, горожане Дебрянска были заранее предупреждены о прибли­жении врагов по льду Десны со стороны уничтоженного ими Вщижа, и организованно покинули город. Сопротивление монголам оказали лишь немногочисленные воины, охранявшие детинец Дебрянска, и, по всей ви­димости, также, как и горожане, его своевременно покинувшие. Монголы ограбили и сожгли Дебрянск и ушли по льду Болвы на север к Козельску. Князь Роман был профессиональным воином и прекрасно понимал, что укрепления как Вщижа, так и Дебрянска не представляли серьезной преграды для монгольских войск. Поэтому он не стал отстраивать го­род на старом месте и выбрал наиболее защищенную самой природой местность (в 3 км от старого Дебрянска, остатки которого теперь стали называть «Городищем») на нынешней Покровской и Петровских горах. Защиту обеспечивали высокий и обрывистый правый берег реки Десны, мощный овраг Верхний Судок и его северное ответвление, почти вплот­ную подходящее к пойме Десны (вблизи от современного памятника жертвам Чернобыля). Здесь был вырыт глубокий ров, соединивший от­ветвление оврага с поймой Десны. Таким образом, образовалось хорошо защищенная от нападения врага городская территория, площадью в 35 гектаров. Здесь (в районе современной гимназии № 7) еще с конца X века существовали обычные деревни, которые вошли в городскую черту. На Покровской и Петровской горах были построены мощные деревянно-зем­ляные укрепления детинца и окольного града, а выше по течению Десны - Петровский монастырь. Укрепленная площадь нового Дебрянска в во­семь раз превышала прежнюю.

После утраты его старшим братом Ростиславом разоренного монго­лами Чернигова в 1243 году и последовавшей вскоре женитьбы Ростислава на венгерской принцессе, а также мученической гибели его отца Михаила Всеволодовича 20 сентября 1246 года в ставке Батыя, Роман фактически оказался старшим в семье. И, скорее всего, именно его встретил в мае 1247 года на границе с монголо-татарскими владениями посол римского папы Иннокентия IV, францисканский монах Иоанн де Плано Карпини. Роман со свитой ехал в Орду, по-видимому, за ярлыком на Брянское кня­жение. В Дебрянске вместо себя он оставил княжить своего младшего брата Юрия Тарусского.

С именем Романа историческая традиция, на основании фрагмен­тарных косвенных свидетельств различных источников (собственно чер­ниговское летописание 2-й половины XIII века не сохранилось) связывает перевод из пришедшего в полное запустение Чернигова в Брянск велико­княжеского стола и епископской кафедры.

Мученическая смерть благоверного князя Михаила Черниговского. Литография. Конец XIX века

По первому пункту следует отметить, что княжеская династия Ольговичеи, потомков черниговского князя Олега Святославича, внука Ярослава Мудрого, даже в XIII веке помнила о своем родстве и сохра­няла единство в действиях. Главный город Ольговичеи - Чернигов, как и титул великого князя Черниговского, - всегда доставался самому стар­шему среди потомков Олега Святославича, а второй по значению город - Новгород-Северский - второму по старшинству Ольговичу. Это особен­но важно, если учесть, что в первой трети XIII века число одновременно живущих Ольговичеи достигало двух десятков человек. И это единство Ольговичеи мешало распаду Чернигово-Северской земли.

Роман Михайлович, как настоящий Ольгович, не стал нарушать сло­жившегося порядка, и стал великим князем Черниговским по старшин­ству. Но он к этому времени сделал свой удельный Брянск реальной сто­лицей великого княжества.

18 октября 1239 года Чернигов был взят монголами штурмом и пе­рестал существовать как городское поселение. Его жители были либо уничтожены, либо уведены в плен. После ухода монголов на Запад, какое-то поселение в Чернигове появилось, но он находился слишком близко от контролируемой монголами степи. К тому же, как и в Киеве, согласно Плано Карпини, «людей тех держат они (монголы) в самом тя­желом рабстве».

Не избежал этой участи и Новгород-Северский. Поэтому, большин­ство населения южной части Чернигово-Северской земли было вынуж­дено бежать на север, под защиту дремучих лесов и Брянской крепости. А когда Роман Михайлович соорудил в Брянске Спасо-Преображенский собор, то сюда, вслед за паствой, переехал и черниговский епископ Пор-фирий, устроив в соборе свою кафедру. Таким образом, Брянск стал поли­тической и религиозной столицей одного из крупнейших православных государств Европы того времени.

Князь Роман как «Дебрянский» или «Брянский» упоминается в ле­тописи под 1263, 1264, 1274 и 1285/86 годами. Вместе с ним под 1264 годом названы его четвертая дочь Ольга и его старший сын князь Михаил. В то же время он уже имел и младшего сына Олега Романовича, который упомянут и под 1274 годом. Великим князем Черниговским он назван в 1288 году (надпись на иконе Богоматери Свенской).

Миндовг

Брянский кафедральный собор, выстроенный князем Романом на месте современной Спасо-Гробовской церкви в северо-западной части окольного города, сохранил Черниговскую традицию и был посвящен Спасу, культ которого, наряду с культом Богородицы, был важнейшим «официальным» культом на Руси. Сам характер этого религиозного об­раза отождествлялся с идеей могущества верховной княжеской власти. Утвердив в своей столице культ Спаса, Роман Михайлович тем самым содействовал и притоку населения на территорию княжества.

Во второй половине XIII века Брянск стал одним из центров (наря­ду с Ростовом и Суздалем, где аналогичные действия предприняли тетки Романа - сестры Михаила Святого Мария и Ефросинья Всеволодовны) культа Михаила Черниговского. По всей вероятности, именно при Романе в городе был основан храм Михаила Архангела (прослеживается по до­кументам XVII-XVIII веков). 20 сентября в храме происходило помино­вение погибших от «поганых», что в сознании народа символизировало готовность к самопожертвованию и непокорность Орде.

В начале 60-х годов XIII века Роман Михайлович Брянский заклю­чил военно-политический союз с Волынским княжеством, закреплен­ный браком его дочери Ольги с Владимиром Васильковичем Волынским. Союз сложился в борьбе за древнерусское наследие против агрессии объ­единенного князем Миндовгом великого княжества Литовского. В конце 1263   года «послал бяше Миндовг всю свою силу за Днепр на Романа на Бряньского князя». А тайно вернувшийся в начале похода в Литву князь
Довмонт Налынанский убил Миндовга.

Весть о приближении литовского войска достигла Брянска в начале 1264  года В это время в городе праздновали свадьбу Ольги и Владимира и Роман Михайлович от свадебного стола отправился навстречу литовцам «... бился и с ними и победи их, сам же ранен бы и не мало бо по­каза моужьство свое и приехал во Брянск (Дебрянескъ) с победою и честью великою». Летописец сооб­щает о том, что у Романа были еще три дочери (Ольга была младшая) и сын Михаил, названный явно в честь деда Михаила Святого.

В 1274 году князь Лев Данилович обратился в Золотую Орду к хану Менгу-Темиру с просьбой о помощи в походе на Литву. Хан «дал ему рать Ягоураина воеводы и заднепровских князей всих ему в помощь - Романа Дьбряньского с сыном Ольгом... и иных князей много, ведь тогда были вси князи в воли татарской». С татарским войском к Новогрудку прибыл «...один Олег, сын Романов... пришел бо бяше наперед с татары. Тата-рови же вел ми ждахоуть Романа абы притягл». Лев Галицкий втайне от своих братьев захватил окольный город Новогрудка, но детинец устоял. На следующий день подошел «Роман... с великою силою и гневохоеся вси князи на Лва». Судя по летописи, рассерженные на Льва Галицкого князья сняли осаду Новогрудка и вернулись домой.

Окончание данной летописной статьи вносит дополнительный штрих к характеристике князя Романа Брянского. Владимир Василькович пригласил его погостить к себе на Волынь и повидаться с дочерью, но Роман отказался, поскольку сам должен был повести свое войско назад домой: «.. .не могу от рати своей ехать, се хожю в земли ратной, а кто до-править рать мою домой, а се в мое место сын мой Олег ать едет с тобою».

В очередной раз Роман Брянский упоминается в лето­писи под 1285 годом: «Роман князь Брянский приходил ратью к Смоленску и пожже пригороди и идее восвояси».

В 1288 году Роман Михай­лович, претендуя на гегемонию над всей территорией Южной Руси, по примеру Андрея Боголюбского, осуществил акт «иде­ологического» обоснования сво­ их претензий. По просьбе князя из Киевского Печерского мона-стыря в Брянск перевозится зна

менитая чудотворная икона Богоматери Печерской, которая позднее стала называться «Свенской», призванная играть главную роль в политических расчетах князя Романа.

Южнее Брянска на берегу Десны в устье реки Свинь он основал мо­настырь (был срублен в 1 день), где в дальнейшем и хранилась эта святы­ня Русской православной церкви.

Роман жертвует иконе драгоценный оклад 26 сентября 1288 года, о чем свидетельствует надпись на ней: «В лето 6796 (1288 г.). Окладована бы ся икона благоверным великим князем Романом Михайловичем Чер­ниговским и благоверною великою княжною Анастасею, месяца октября в 26 день на память Иоанна Богослова».

Дата смерти Романа Михайловича Брянского в источниках отсут­ствует. Во всяком случае она последовала после 1288 года - последнего надежно датированного упоминания о нем. Судя по данным родословных книг XVI века, жизнь князя Романа закончилась трагически: «А у велико­го князя Михаила Всеволодовича у Киевского и Черниговского было пять сынов... А другой его сын князь Роман был после отца своего на княже­нии в Чернигове и Брянске, и от него пошли Осовецкие князья, а убил его царь в Орде».

Обстоятельства смерти князя Романа мы уже не узнаем никогда, но так или иначе причиной его гибели стала монголо-татарская политика на Руси, которая «выражалась в стремлении всячески препятствовать кон­солидации, поддерживать рознь отдельных политических групп и кня­жеств». Талантливый полководец и незаурядный политический деятель своего времени, князь Роман Михайлович Брянский, более чем на полве­ка отодвинувший литовский натиск на Южную Русь и претендовавший на роль ее объединителя, являлся потенциальным противником Орды, представлял угрозу ее политике и стал, как и его отец Михаил Святой, ее жертвой.