Страницастарообрядчество

Церковный раскол и старообрядчество. Брянщина.

В 1653-1667 годах произошёл церковный раскол. За столетия отно­сительной изоляции Московского государства из-за некачественных пере­водов с греческого накопились различия в текстах богослужебных книг и обрядах московских православных, с одной стороны, и православных Европы и Ближнего Востока, - с другой. Царь Алексей Михайлович и Патриарх всея Руси Никон приказали исправить московские церковные книги на европейский манер, ввели обычай креститься тремя пальцами вместо двух, отменили в храмах многогласие (одновременное исполнение нескольких различных песнопений, отличающихся по тексту и напеву).

Часть православных с изменениями не согласилась, сочтя их сви­детельством пришествия Антихриста и конца света. После дискуссии на поместном Соборе в 1666 году таких противников новшеств стали на­зывать «раскольниками», «старообрядцами» и преследовать - вплоть до сожжения на кострах. Однако они решили сохранить старинные церков­ные обычаи, книги, иконы, считая царя и патриарха слугами дьявола. От преследований старообрядцы бежали в глушь и за рубеж.

Патриарх Никон предлагает новые богослу-       Старообрядец (со ста-

жебные книги (с картины А. Кившенко)           ринной гравюры, Российская государственная библиотека

Земли Стародубского полка находились как раз в пограничье и были полны глухих лесистых и болотистых мест. Знакомый сотника Гаврилы Ивановича - настоятель московского Всехсвятского храма на Куличках священник-старообрядец Козьма приехал сюда со своими прихожанами.

В 1669 году у села Понуровка переселенцы основали свое поселение. Со всей страны потянулись сюда хранители «древлей веры». Возникли четы­ре старообрядческих слободы: Белый Колодец, Синий Колодец, Шеломы и Замишево. Казачья старшина поощряла заселение малообжитых диких мест, давая освобождение от налогов на несколько лет. Постепенно на Брянской земле выросли более 30 старообрядческих поселений, 13 из них к концу XVII века имели статус посадов, а три (Зыбкое - будущий Ново-зыбков, Клинцы и Злынка) стали городами.

Поскольку места были малопригодны для земледе­лия (неплодородные почвы, лес, болото), старообряд­цы развивали кустарные промыслы. Большую роль играло и наличие в крае промышленного сырья (же­лезные руды, стекольные пески, глина, древесина). Поскольку староверы не знали крепостного рабства, им легче давалось разви­тие предпринимательства. Близость к границе спо­собствовала налаживанию хозяйственных и торговых связей с зарубежными стра­нами. Переселенцы были состоятельными людьми, они торговали, писали ико­ны, переписывали, а позже и печатали книги, строили храмы. В селе Синий Колодец сложилась само­бытная гончарная школа. В 1695 году, когда царевна Софья возобновила гонения на старообрядцев, многие перешли польскую границу и посели­лись в местности Ветка (ныне Гомельская область Беларуси). Старооб­рядцы определили облик и культуру целого ряда городов и сёл Брянской области: Клинцов, Новозыбкова, Злынки, Святска, Климова, Митьковки, Лужков, Воронка.

Старообрядческий храм великомученика Георгия в с. Елеонка под Стародубом