Страницастарообрядцев

Старинные книги старообрядцев Стародубья. Брянская земля.

Так, архивные документы, изученные нами, подтвержда-ют, что до 1919 г. старообрядцы и единоверцы этого региона со-храняли уникальные книги кириллической печати и рукописи в храмах и монастырях. На основании «Описи церквей и имуще-ства единоверческих Никитской и Никольской церквей посада Злынка Новозыбковского уезда», составленной 10 марта 1919 г., можно утверждать, что среди святынь Никитской единоверче-ской церкви имелось «Евангелие напрестольное Московской пе-чати в красном бархатном переплете с четырьмя медными позо-лоченными евангелистами, печатано в лето от сотворения мира 7135(1627)» [4]. Данная «Опись…» также свидетельствует, что Никитский и Никольский единоверческие храмы этого посада были утварью и богослужебными книгами в 1919 г. достаточ-ны» [5].
В XX в. археографические экспедиции МГУ им. Ломоно-сова продолжили выявление памятников книжности, происхо-дящих из старообрядческих поселений Ветки-Стародубья. В 1970-80 гг. ими было обнаружено 349 рукописей и 313 книг ки-риллической печати XV – начала XX вв. [6] «Ветковско-Стародубское собрание Отдела редких книг и рукописей оцени-вается как репрезентативное относительно истории традицион-ной местной книжности».

Среди редких книг из коллекции Брянского государ-ственного краеведческого музея – книги первопечатника Ивана Федорова – «Апостол» 1564 г. (Москва), 1574 г. (Львов), старо-обрядческие издания Супрасля, Почаева, Клинцов. В личных книжных коллекциях этого региона можно также обнаружить редкие книги кириллической печати и рукописи, имеющие вла-дельческие записи. Эти записи подтверждают, что книги при-надлежали как представителям священства (епископ Флавиан), так и жителям г. Новозыбкова (новозыбковский житель Афана-сий Иванович Подребенников – запись 1906 г.)

Зачастую кни-ги, вывозимые из старообрядческих поселений Стародубья, ат-рибутировались как ветковские. Вместе с тем, имея общие исто-ки и корни, наследие старообрядцев Стародубья и Ветки полу-чает свои особенности во второй половине XIX – начале XX вв. Именно в это время широко распространяется рукописная тра-диция среди жителей старообрядческих посадов Стародубья; книги переписывают в монастырях, издания клинцовских старо-обрядческих типографий способствуют просвещению населе-ния; книги широко распространяются среди мещан слобод, по-садов и городов Стародубья.
Как ни в одной другой европейской стране, в России со-хранялась традиция рукописной крестьянской книги вплоть до XIX в. В старообрядческой среде традиция рукописной книги сохранялась на протяжении XX в.

«В XVIII в. в раскольнических монасты-рях сосредотачивалось огромное количество старопечатных книг и рукописей, особенно старопечатными книгами был богат Ветковский Покровский монастырь» [24]. В период первой вы-гонки с Ветки (1735 г.) согласно «Ведомости об отправленной правительствующего Синода Сенату и канцелярии Министер-ского Малороссийского правления, забранной в Ветковском мо-настыре утвари» (1736 г.) в Московскую Синодальную канцеля-рию отправлено 807 книг, 1,5 мешка рукописей, при этом учеб-ной литературы 130 единиц [25]. В то же число вошли 38 книг, «забранных» поручиком Распоповым из Стародуба, изъятых у климовского попа Иова, чернецов Иринарха, Голендуха, Фад-дея, Иуды, черниц Нимфодоры и Маремьяны, черного Шела-мовского попа Макария. При этом князь Шаховской доносил: «По силе присланного ко мне из Святейшего Синода Ея Импе-раторского Величества Указу, забранные в слободе Ветки цер-ковная утварь, образы, книги в канцелярию отосланы, а после той отсылки из Стародуба в Глухов и из Глухова от бригадира князя Барятинского присланы ко мне, отобранных раскольниче-ских слобод в пустынях у чернецов и черниц книги и при них некоторые святоши» [26]. Как видно из процитированного до-кумента, старообрядцы Ветки в XVIII в. обладали значительны-ми монастырскими книжными и рукописными собраниями. По распоряжению Синода книги изымались у них и передавались в православные монастыри; книги, утварь и иконы попали в Чу-дов монастырь, колокол и напрестольное Евангелие – в Заико-носпасский монастырь, два Евангелия – в Николаевскую Бор-щевскую пустынь [27]. В XIX в. в ветковских монастырях Па-хомьеве, Никольском было значительное собрание книг кирил-лической печати XVII в. [28] Книги Никольского монастыря имели печать и надпись, подтверждающую принадлежность мо-настырской книжнице [29]. Среди утвари уцелевшей от пожара церкви в м. Ветка были: «Евангелие в серебряном окладе – 1, Евангелие простое с медным крестом»

В XIX в. изъятие книг у старообрядцев Стародубья и Ветки продолжалось. Министерство внутренних дел располага-ло сведениями о наличии большого количества уникальных ис-торических документов у них. Миссионеры официальной церк-ви, направляемые в стародубские слободы и посады, изымали рукописи административным порядком [34]. Они поступали в библиотеку Черниговской духовной семинарии, где к 1880-м гг. находилось их значительное число. Рукописи в эту библиотеку также передавались из старообрядческих монастырей, обращен-ных в единоверческие, и в качестве пожертвований от священ-нослужителей официальной церкви. Они собирались как посо-бие по изучению раскола. В библиотеке насчитывалась 201 ру-копись. В их составе богословские, исторические, учебные и ка-нонические [35]. Значительное количество книг в этом собрании происходило из стародубских монастырей: во имя Живоначаль-ной Троицы и Успения Богородицы, Покровского Климовского, личных книжных собраний старообрядцев, так как «книгописа-нием и книгособиранием занимались и «раскольники слобо-жане» [36]. При ликвидации ветковских Никольского и Пахомь-ева монастырей книги и другая церковная утварь передавались в единоверческий Макарьев монастырь и приходские церкви [37]. Таким образом, за счет изъятия рукописных и старопечатных книг из книжных собраний старообрядцев и их духовных цен-тров происходило пополнение книжных собраний официальной церкви и в XIX в.

Вторая типография – Карташовых – действовала до 1797 г., когда императором Павлом I были запрещены частные типогра-фии. Инициатором ее создания был клинцовский купец 3 гильдии Федор Козьмич Карташов. Как свидетельствует «Ревизская сказка посада Клинцы…» (1811 г.), годы его жизни – 1750-1805 [41]. Он происходил из рода клинцовских просветителей; его отец был учителем и преподавал в училище, где обучались грамоте буду-щие купцы, предприниматели, издатели и «справщики» старооб-рядческой литературы. Основателями этой большой династии бы-ли Федор Карташов и Козьма Федорович Карташов (1708-1769), выходцы из Москвы. Козьма Федорович Карташов некоторое время вместе с отцом жил в Польше, потом оказался в 1748 г. в слободе Клинцы [42]. Федор Козьмич Карташов имел сыновей: Акима (Якима), Ивана и Семена. Акиму в 1805 г. был 31 год, и он с 90-х гг. XVIII в. продолжал книгоиздательскую деятельность отца. Иван Карташов был также купцом 3 гильдии, но увлекался иконописью и зодчеством: строил пятиярусную колокольню при церкви во имя Вознесения Господня в Клинцах в 1801-1807 гг. [43] По-видимому, с ними в родстве состоял Василий Лавров сын Карташов, иконописец, внук Козьмы Карташова и сын Лавра Кар-ташова. Ему в 1811 г. был 21 год [44]. Эти сведения еще раз сви-детельствуют об огромном образовательном и духовном уровне стародубских старообрядцев: книгоиздателей, иконописцев, архи-текторов, просветителей.

Наиболее значительным книжным собранием обладал Злынковский монастырь во имя Живоначальной Троицы и Успения Богородицы. Как свидетельствует архивный документ, «основанный около 1780 года покойным благочестивым мона-хом иноком Никодимом … оный вышеописанный Никодимов монастырь в центре посадов наших состоящий, более сорока го-дов был поддерживаем нашими пожертвованиями и усердием, и мест был величайшим украшением обществом нашим чрез при-лежное устройство и строгий порядок, всегда соблюдаемые в оном» [77]. Святынями монастыря, наряду «с иконами Божьей Матери Казанской и Св. Николы, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца были замечательные по древности своей книги» [78]. Впоследствии к 1880 г. в связи с упразднением монастыря 14 рукописей находились в библиотеке Черниговской духовной семинарии. Среди них были книги по всеобщей истории, исто-рии раскола, полемические рукописи, труды инока Никодима [79]. Так, Хронограф (рукопись. 1°, 696 л., начала XVII в., полу-устав) содержал в себе библейскую и всеобщую историю до времени правления царя Михаила Федоровича [Романова – М.К.].

Не менее значительными книжными собраниями обладали старообрядческие скиты и обители Стародубья. Так, большую библиотеку древних книг и рукописей имел Каменский Успен-ский женский скит близ посада Злынки [89]. Скит существовал до начала 30-х гг. XX в. Книги из его «книжницы» были обна-ружены археографическими экспедициями МГУ им. Ломоносо-ва в 70-е гг. XX в. Библиотеке этого скита принадлежали «Кон-волют» конца XVII в. (850 л.), Львовский (1574 г.) и Москов-ский (1564 г.) «Апостолы» первопечатника Ивана Федорова, ру-кописный сборник XVIII в., посвященный чудесам Богоматери [90].
Архивные источники позволяют сделать вывод, что кни-ги, так же как и иконы, передавались по наследству, их завеща-ли и ими благословляли. Так, инокиня-схимница клинцовской обители «Княжных» Минодора (в миру Мария Авраамовна Лап-тева, вологодская купеческая дочь) завещала своим евангель-ским сестрам – инокиням Елизавете и Александре в 1814 г. кни-ги: «Псалтирь следованную», «Минею общую», «Каноник» большой, «Цветник» толстый, «Каноник» новый, маленький «Каноничек», «Шестоднев» и «Каноничек Николе Чудотворцу», «Апокалипсис» [

Большую роль в жизни старообрядческих общин играли старообрядческие начетчики – грамотные, образованные, поль-зующиеся большим уважением староверов. Так, старообрядче-ский начетчик Ефим Епифанович Бушев слыл у жителей посада Воронок в середине XIX в. «многоначитанным». «Среди старо-обрядцев по нашему посаду да и по всему нашему Стародубью, такого начитанного человека тогда не было. Поэтому наши по-садские его уважали не только в духовном деле по старообряд-честву, но и в гражданском»

Вклад старообрядцев в духовную культуру Брянского края является более изученным вопросом, чем их вклад в художественную культуру региона [1]. Вместе с тем результаты экспедиций последних лет, изучение архивных документов и коллекций музеев позволяют дополнить и расширить представление о духовном наследии старообрядцев Стародубья и Ветки, показать на конкретных примерах наличие значительных книжных собраний не только в крупных духовных центрах: монастырях, скитах, пустынях, но и у старообрядцев-слобожан и жителей посадов, а также доказать, что традиции рукописной и кириллической книги сохранились на протяжении XVIII-XX вв.

Духовная культура русского старообрядчества: региональный аспект

М.В. Кочергина, кандидат исторических наук, доцент Брянского института управления и бизнеса, директор Брянского техникума управления и бизнеса