Становление Брянской организации художников
В 1946 году в Брянске было открыто областное отделение Всероссийского союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства («Всекохудожник»). Это послужило активному развитию живописи, графики, скульптуры в нашем городе в послевоенные годы. Трудно переоценить деятельность пионеров художественного движения тех лет. Недавние фронтовики и молодёжь, ещё только начинающая свой путь в мире изобразительного искусства, смогли создать во вновь образованной области (1944) творческую атмосферу, объединив разрозненных до этого художников.
В ноябре 1947 года благодаря совместным усилиям областного отдела по делам искусств, товарищества «Художник» и Дома народного творчества состоялась Первая Брянская областная выставка изобразительного и прикладного искусства. Это знаменательное для города событие прошло в Доме офицеров на улице Калинина.
Среди представленных работ были как живописный и графический пейзажи, так и фронтовые наброски, портреты партизан. По воспоминаниям художников-участников, все произведения отличались искренностью, камерностью и непритязательностью мотивов. Несомненно, Первая Брянская областная выставка изобразительного и прикладного искусства для многих мастеров стала не просто важным, а определяющим событием в дальнейшей профессиональной деятельности.
Так, Виктор Иванович Андреев, на тот момент член организации «Всекохудожник», именно этот факт считает началом своей творческой биографии. В 1956 году он первым на Брянщине был принят в члены Союза художников СССР. Евгений Николаевич Антонов, ветеран Брянской организации СХР, ныне заслуженный художник РФ, участвовавший в выставке от Дома народного творчества как самодеятельный художник, именно тогда определился с выбором будущей профессии. Среди участников Первой областной выставки были как члены «Всекохудожника» — Борис Фёдорович Фа-енков, Павлин Сергеевич Котиков, Леонид Брониславович Кун, Павел Иванович Акулов, Трофим Игнатьевич Рожков, Пётр Иванович Филиппов, Владимир Александрович Верташ, так и мастера от Дома народного творчества — Пётр Акимович Чернышевский, Иван Иванович Сергеев и другие. Ежегодные областные выставки изобразительного и прикладного искусства привлекали всё новых участников. Росло количество художников, входивших в члены товарищества «Всекохудожник». Во Второй Брянской областной выставке изобразительного и прикладного искусства, проведённой в 1948 году, участвовало 20 художников и экспонировалось 76 произведений. А уже через год в Третьей областной выставке приняли участие 39 авторов, которые представили на суд зрителя 125 своих творений. Пейзажный жанр оказался самым востребованным у художников тех лет. Наряду с живописными полотнами на выставке были представлены и графические работы: зарисовки бытовых сцен, архитектурные пейзажи, портреты героев войны. Существовало чёткое разделение работ членов «Всеко-художника» и рисунков, живописи, вышивок, фотографий самодеятельных художников Дома народного творчества. Впоследствии прикладное искусство стало самостоятельным разделом. Именно в этой области активно выставлялись учащиеся ремесленного училища Дятьковского хрустального завода. Декабрь 1950 года был отмечен организацией и проведением Отчётной выставки произведений живописи и графики художников Брянского областного товарищества. Мероприятие состоялось в фойе здания на углу улиц Фокина и Калинина, приспособленного под кинотеатр «Октябрь». В ней принимали участие художники Брянского, Бежицкого, Клинцов-ского, Мглинского и Новозыбковского районов. Среди них особо стоит отметить П.И. Акулова, В.И. Андреева, Е.Н. Антонова, В.В. Боголюбова, В.А. Игнатьева, П.С. Котикова, Л.Б. Куна, Н.В. Сергеева, И.Ф. Смирнова, Б.Ф. Фаенкова, Ф.Е. Филюкова, П.А. Чернышевского, Г.Ф. Шмелёва, И.Л. Эйди-нова и других. Опыт проведения подобной выставки оказался настолько успешным, что через год мероприятие повторили. Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства сыграл значительную роль в становлении профессионального изобразительного искусства Брянского края. В июле 1953 года эта организация была ликвидирована по всей стране, а её функции были переданы Художественному фонду СССР.
После закрытия «Всекохудожника» в Брянске председатель правления товарищества П.С. Котиков обратился за помощью в Орловское отделение Союза художников РСФСР с просьбой оказать содействие в организации на Брянщине мастерских Художественного фонда. Их создание явилось важным стимулом для дальнейшего профессионального роста изобразительного искусства в нашем крае. Делегированные в Брянск представители Орловского Союза художников К.С. Андросов, А.И. Курнаков и И.А. Круглый способствовали ускорению хода событий. отделения производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Первым председателем художественного совета этой организации стал В.И. Андреев. Создание на Брянщине мастерских в дальнейшем послужило отправной точкой для образования в области отделения Союза художников России. Они были не только материальной базой, помогавшей воплощать творческие замыслы на профессиональном уровне. Мастерские аккумулировали созидательную энергию людей, желающих проявить себя в изобразительном искусстве. Мастера, стоящие у истоков создания «Всекохудожника» и мастерских Художественного фонда, останутся в нашей памяти как первопроходцы, которые проложили путь другому поколению людей искусства. Впоследствии именно они составили основной костяк Брянского отделения Союза художников.
В 1956-57 годах творческие силы Брянска пополнились молодыми специалистами — выпускниками ведущих вузов страны в области изобразительного искусства. Имея серьёзную профессиональную подготовку, Л.А. Захаров, В.В. Воробьёв, Г.Е. Коваленко, Г.П. Пензев были способны не только сами создавать значительные произведения в живописи и скульптуре, но и оказывали благотворное влияние на местных художников. К40-летию Великой Октябрьской социалистической революции состоялась очередная выставка художников Брянщины, самая большая из всех, что проводились ранее — 30 участников представили более 200 работ. Масштаб оказался таковым, что залы Дома офицеров не смогли вместить все произведения. Для графики организаторы отвели помещение ДК Промкооперации.
Успехом отмечена творческая деятельность В.И. Андреева: из брянских художников он стал первым участником межобластной (1955, Воронеж) и республиканских (1954, 1957, Москва) выставок, а в 1956 году вступает в Союз художников РФ.
В июне 1959 года на Областном съезде работников культуры в докладе Л.А. Захарова прозвучали слова о том, что «несмотря на значительную творческую активность коллектива живописцев и скульпторов, в Брянске нет самостоятельного отделения Союза художников». Это было отмечено не зря: члены Союза, живущие и работающие на Брянщине, входили в Орловское отделение СХ. Благодаря настойчивости брянцев, помощи членов Орловского отделения Союза художников, а также личному участию председателя СХ РСФСР Владимира Серова в 1961 году было создано Брянское отделение Союза художников РСФСР. Его первым председателем стал Г. Коваленко. Деятельность первых членов Брянской организации Союза художников — В. Андреева, Л. Захарова, В. Воробьёва, Г. Коваленко, Г. Пензева
Е. Шувалова, А. Акритас — способствовала тому, что в Брянске на серьёзную профессиональную основу становится живопись, успешно развивается театрально-декорационное искусство, станковая и монументальная скульптура, появляется печатная графика (офорт, линогравюра). Среди многоплановой общественной и творческой деятельности Л. Захарова особенно выделяется его работа в области театрально-декорационного искусства. В сотрудничестве с режиссёрами им были созданы спектакли, составившие золотой фонд Брянского театра драмы им. А.К. Толстого. Гастроли труппы с успехом прошли в Москве, а эскизы декораций были закуплены для Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина в Москве, в фондах которого находятся и поныне. Исследуя творчество и преподавательскую деятельность В. Воробьёва, трудно переоценить его роль в развитии изобразительного искусства и художественной культуры. Его композиции, во многом способствующие развитию тематической картины в Брянске, посвящены Гражданской войне, партизанскому движению в годы Великой Отечественной войны. Талантливый педагог более 30 лет руководил «Народной изостудией» ДК железнодорожников имени В.И. Ленина. Многие его ученики сегодня являются членами Союза художников.
Первый секретарь Брянского обкома КПСС Е.И. Сизенко в мастерской Л.А. Захарова. 1981 г. На открытии персональной выставки
Ю.А. Махотина. Брянский художественный музей. Художники М.Я. Бенцель, A.M. Лобко, Л.А.Захаров. 1980 г.
Групповая выставка «Художники Бежицы», галерея «Персона».!995 г.
Важным событием в жизни города явилась установка первых памятников, выполненных брянскими скульпторами Г. Коваленко и Г. Пензевым. Каждый из этих монументов имеет свои характерные черты, определяемые почерком авторов и индивидуальностью героев. 60-е годы для БОСХР ознаменовались участием в вернисажах А. Акритас, делающей первые шаги в искусстве именно в нашем городе. Её графические серии в технике линогравюры и чёрно-белой гравюры на картоне стали заметным явлением на выставках и оказали благотворное влияние на развитие печатной графики в Брянском крае. Первым художником Дятьковского хрустального завода, получившим заслуженное признание, станет Е. Шувалов. В эти годы он создаёт этапные произведения, выполненные в лучших традициях русского стеклоделия. В дальнейшем, в 70-е годы, приток новых сил значительно поднял творческий уровень организации. Этому во многом способствовало участие коллектива в выставках республиканского и всесоюзного значения. В одном из решений Первого съезда художников России предусматривалось объединение творческих коллективов по зонам. Брянская область вошла в группу «Край Чернозёмный» и участвовала во всех зональных художественных выставках, проходивших в Воронеже (1964,1985), Туле (1967), Курске (1969), Орле (1974), Брянске (1980).
Выступление председателя Брянской организации Союза художников России Ю.В. Новикова на встрече с братьями Ткачёвыми. 1984 г
Скульптор-монументалист Г.П. Пензев
Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина Е.С. Шувалов
Зональная выставка в г. Брянске. 1980 г.
В живописи Брянска традиционно преобладал пейзаж. В этом направлении успешно работали В. Андреев и Л. Захаров. Пейзажная живопись определила рактерен индустриальный пейзаж. Яркий творческий след в деятельности организации 70-80-х годов оставили портреты и сюжетно-тематические картины на современные и исторические темы А. Лобко. Городские мотивы нашли своё отражение в живописи В. Матюшина. Жанровая картина и портрет занимали ведущее место в творчестве А. и Г. Обрезумовых. Брянские графики находили вдохновение в разных аспектах жизни малой родины. Сюжеты партизанской Брянщины ярко характеризовали творчество Е. Антонова, а серии линогравюр о родном городе — М. Бенцеля. Жанровые композиции, непосредственно передающие атмосферу повседневной жизни деревни, стали визитной карточкой Е. Кожевникова. Индустриальная тематика отражена в ранних офортах В. Сидорова. Серия политических карикатур принадлежит В. Коршкову. Важной стороной деятельности Е. Антонова, М. Бенцеля, В. Сидорова являлась работа с издательствами (промграфика). Брянская скульптура развивалась преимущественно в портретном жанре. Активно работали Г. Коваленко и Г. Пензев. Галерею образов своих современников — участников Великой Отечественной войны, героев партизанского движения, известных людей города создаёт Н. Козлова. В жанровой скульптуре, не обходя стороной и портрет, работает Г. Копий. В эти годы творческие заслуги брянских скульпторов связаны с созданием значительных по художественному уровню монументальных памятников в городе и области. А. Кобилинец, представляющий скульптуру 80-х годов, продолжал в своём творчестве эту линию.
С приездом в Брянск группы молодых художников-монументалистов стало возможным развитие монументально-декоративного искусства. За несколько лет В. Кочетков, В. Орешин, Ю. Новиков, В. Меньков выполнили ряд крупных работ, получивших широкое признание жителей города и области. Множество тем было охвачено монументальными произведениями: история Брянского края, завоевание человеком космоса, военная героика, трудовые будни, искусство, наука, спорт.
Декоративно-прикладное искусство Брянщины неразрывно связано с художниками Дятьковского хрустального завода. Талантливые мастера-прикладники М. Грабарь, В. Шевченко, В. Котов способствовали дальнейшему расцвету стеклодувного искусства нашего края. Впоследствии на завод приходит целая плеяда талантливых художников: Е.Вольнова, М. Кизлов, И. Мачнев, И. Мачнева, В. Погребной, 3. Чумакова. Их творчество многогранно, индивидуальность каждого автора выражается в широте и оригинальности затронутых тем, в использовании разнообразных технических приёмов, а также в мастерстве работы с материалом. Они одинаково успешно творят из цветного стекла и хрусталя, их произведения становятся экспонатами как всероссийских, так и международных конкурсов-выставок. Сегодня традиции художников-хрустальщиков продолжаются в творчестве молодых специалистов — И. Кизлова и М. Чумаковой. Приятно сознавать, что на Брянщине существует преемственность поколений как в декоративно-прикладном искусстве, так и в живописи, графике, скульптуре. Обращение к природе родного края, его неповторимым уголкам, связанным с именами выдающихся земляков Ф.И.Тютчева и А.К.Толстого, открывается в творчестве старшего поколения: графических пейзажах Е. Антонова, В. Сидорова и живописных полотнах В. Лаворько, Ю. Махотина. Сохранение и развитие реалистическихтрадиций является приоритетным в творчестве брянских художников. Тем не менее многообразное видение мира находит своё отражение в авангардном искусстве. Поиски оригинальных пластических решений, свободное цветение композиции, а также необычный подход к трактовке тех или иных явлений представлены художниками других направлений.
Скульптор Н.Н. Козлова
Художник-монументалист В.П. Кочетков
Встреча с братьями Ткачёвыми. 1984 г.
Сегодня многие авторы активно работают как в живописи и графике, так и в скульптуре. В творчестве многих художников присутствует обращение ко всем традиционным жанрам изобразительного искусства. В кратком экскурсе невозможно охватить всё многообразие творческих интересов членов Брянского отделения СХ. Можно лишь расставить небольшие акценты, выявляющие наиболее яркие аспекты деятельности художника в составе организации.
На выставке. Искусствовед Т.Н. Матох, художники B.C. Мурашко и Ю.В. Новиков
Начальник управления культуры Брянской области Н.А. Сомова и ведущий специалист управления культуры О.П. Петровская в гостях у народного художника России Е.А. Кожевникова
К тематической картине в своём творчестве обращаются В. Сичков, В. Мурашко, М. Шмыров, В. Волков, С. Ишков, С. Кузькин. Круг тем широк. Партизанская Брянщина в годы Великой Отечественной войны отражена в картинах Н. Енина, история Древней Руси вдохновляет Е. Воскобойникова. Батальные сцены славного прошлого России представлены в творчестве М. Решетнёва. Литературно-философские композиции характерны для Е. Попхадзе. Историко-бытовые сюжеты предпочитает Т. Папсуева (былины Брянского края — одно из ярких направлений в её творчестве). Возрождение православных традиций малой родины выражено в архитектурно-жанровых композициях В. Херувимова. Жанровые сцены и сюжеты разнообразно, где с юмором, где философски, интерпретируются в творчестве Ю. Новикова, В. Машина, В. Сидорова, В. Комарова, Ю. Комарова, В. Алдошина, В. Потапова. Интерес к историческим, памятным местам города характерен для творчества И. Херувимова. Патриотическая тема прослеживается в творческих поисках В. Борисова. Сюжеты охоты интересуют В. Коршкова.
Востребованным жанром является портрет. Разнообразны живописные манеры и творческие находки художников. По-разному находят отражение на холсте характерные черты людей, мастера великолепно передают сложность их духовного мира. Сегодня в этом жанре работают Е. Фетисов,
B. Мурашко, Н. Енин, М. Решетнёв, С. Кузькин, М. Шмыров, В. Волков, В. Луневский, В. Бурдин, А. и Г. Обрезумовы.
Любовь к родной земле, умение передать неброскую красоту природы нашего края, восхищение необъятностью просторов, упоение снежным покровом и летней свежестью передают в своих картинах признанные мастера пейзажа Ю. Махотин и В. Лаворько. Свежо и пастозно работает в этом жанре Е. Воскобойников. Крепкая реалистическая школа, лиризм и тонкие душевные интонации характерны для пейзажей Е. Фетисова, В. Сичкова, М. Решетнёва, Н. Енина, С. Кузькина. Различные состояния природы Брянщины, сельские мотивы и городские пейзажи столь непохоже отражаются в картинах М. Колесника, И. Дашко, В. Антошина,
C. Халютина, В. Ерукова, К. Захарова, А. Ивахненко, А. Осипенко, А. Луцевич, Л.Трубецкой.
Обращение к натюрморту — важная составляющая творчества почти каждого художника. Наиболее ярко и самобытно он представлен цветочной гармонией в картинах В. Мурашко, Е. Попхадзе, Е. Яковлевой. Мир вещей со своей поэтической повседневностью нашёл свое отражение в работах В. Потапова, В. Хроменкова. Лаконизм и отточенность ритмических композиций В. Бурдина завораживают своей простотой. Энергией цвета, декоративной подачей, пластическими поисками наполнены работы В. Луневского, В. Хроменкова, В. Алдошина. Самобытность восприятия окружающего мира наблюдается в работах В. и Л. Масюковых. Заметным явлением на Брянщине стала акварель. Многоликость этой техники отражается в творческих работах Д. Ашеко, Г. Довгополия, В. Злато-горского, Н. Надеина, В. Потапова. Большинство из них активно сотрудничают с книжными издательствами.
Интересны и разнообразны по сюжетным мотивам и технике исполнения работы брянских графиков. В частности, на качественно новый уровень вышел такой вид графического искусства, как плакат. Это во многом связано с деятельностью А. Зуенко, работающего и в книжной графике. Обширный тематический диапазон и совершенное владение графическими техниками отличали творчество С. Калужиной. С именами А. Недо-ступенко и Л. Левицкой связано развитие литографии в Брянске.