СтраницаСтановление

Становление Брянской организации художников

В 1946 году в Брянске было открыто областное отделение Всерос­сийского союза кооперативных товариществ работников изобразитель­ного искусства («Всекохудожник»). Это послужило активному развитию живописи, графики, скульптуры в нашем городе в послевоенные годы. Трудно переоценить деятельность пионеров художественного движения тех лет. Недавние фронтовики и молодёжь, ещё только начинающая свой путь в мире изобразительного искусства, смогли создать во вновь обра­зованной области (1944) творческую атмосферу, объединив разрознен­ных до этого художников.

В ноябре 1947 года благодаря совместным усилиям областного отдела по делам искусств, товарищества «Художник» и Дома народного творчества состоялась Первая Брянская областная выставка изобразительного и при­кладного искусства. Это знаменательное для города событие прошло в До­ме офицеров на улице Калинина.

Среди представленных работ были как живописный и графический пей­зажи, так и фронтовые наброски, портреты партизан. По воспоминаниям художников-участников, все произведения отличались искренностью, ка­мерностью и непритязательностью мотивов. Несомненно, Первая Брян­ская областная выставка изобразительного и прикладного искусства для многих мастеров стала не просто важным, а определяющим событием в дальнейшей профессиональной деятельности.

Так, Виктор Иванович Андреев, на тот момент член организации «Всекоху­дожник», именно этот факт считает началом своей творческой биографии. В 1956 году он первым на Брянщине был принят в члены Союза художни­ков СССР. Евгений Николаевич Антонов, ветеран Брянской организации СХР, ныне заслуженный художник РФ, участвовавший в выставке от Дома народного творчества как самодеятельный художник, именно тогда опре­делился с выбором будущей профессии. Среди участников Первой област­ной выставки были как члены «Всекохудожника» — Борис Фёдорович Фа-енков, Павлин Сергеевич Котиков, Леонид Брониславович Кун, Павел Ива­нович Акулов, Трофим Игнатьевич Рожков, Пётр Иванович Филиппов, Вла­димир Александрович Верташ, так и мастера от Дома народного творче­ства — Пётр Акимович Чернышевский, Иван Иванович Сергеев и другие. Ежегодные областные выставки изобразительного и прикладного искусства привлекали всё новых участников. Росло количество художников, входив­ших в члены товарищества «Всекохудожник». Во Второй Брянской област­ной выставке изобразительного и прикладного искусства, проведённой в 1948 году, участвовало 20 художников и экспонировалось 76 произведе­ний. А уже через год в Третьей областной выставке приняли участие 39 ав­торов, которые представили на суд зрителя 125 своих творений. Пейзажный жанр оказался самым востребованным у художников тех лет. Наряду с живописными полотнами на выставке были представлены и гра­фические работы: зарисовки бытовых сцен, архитектурные пейзажи, пор­треты героев войны. Существовало чёткое разделение работ членов «Всеко-художника» и рисунков, живописи, вышивок, фотографий самодеятельных ху­дожников Дома народного творчества. Впоследствии прикладное искусство стало самостоятельным разделом. Именно в этой области активно выставля­лись учащиеся ремесленного училища Дятьковского хрустального завода. Декабрь 1950 года был отмечен организацией и проведением Отчётной выставки произведений живописи и графики художников Брянского об­ластного товарищества. Мероприятие состоялось в фойе здания на углу улиц Фокина и Калинина, приспособленного под кинотеатр «Октябрь». В ней принимали участие художники Брянского, Бежицкого, Клинцов-ского, Мглинского и Новозыбковского районов. Среди них особо стоит отметить П.И. Акулова, В.И. Андреева, Е.Н. Антонова, В.В. Боголюбова, В.А. Игнатьева, П.С. Котикова, Л.Б. Куна, Н.В. Сергеева, И.Ф. Смирнова, Б.Ф. Фаенкова, Ф.Е. Филюкова, П.А. Чернышевского, Г.Ф. Шмелёва, И.Л. Эйди-нова и других. Опыт проведения подобной выставки оказался настолько успешным, что через год мероприятие повторили. Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобрази­тельного искусства сыграл значительную роль в становлении профессио­нального изобразительного искусства Брянского края. В июле 1953 года эта организация была ликвидирована по всей стране, а её функции были переданы Художественному фонду СССР.

После закрытия «Всекохудожника» в Брянске председатель правления то­варищества П.С. Котиков обратился за помощью в Орловское отделение Со­юза художников РСФСР с просьбой оказать содействие в организации на Брянщине мастерских Художественного фонда. Их создание явилось важ­ным стимулом для дальнейшего профессионального роста изобразитель­ного искусства в нашем крае. Делегированные в Брянск представители Ор­ловского Союза художников К.С. Андросов, А.И. Курнаков и И.А. Круглый способствовали ускорению хода событий. отделения производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Первым председателем художественного совета этой организации стал В.И. Андреев. Создание на Брянщине мастерских в дальнейшем послужи­ло отправной точкой для образования в области отделения Союза худож­ников России. Они были не только материальной базой, помогавшей во­площать творческие замыслы на профессиональном уровне. Мастерские аккумулировали созидательную энергию людей, желающих проявить се­бя в изобразительном искусстве. Мастера, стоящие у истоков создания «Всекохудожника» и мастерских Художественного фонда, останутся в на­шей памяти как первопроходцы, которые проложили путь другому поко­лению людей искусства. Впоследствии именно они составили основной костяк Брянского отделения Союза художников.

В 1956-57 годах творческие силы Брянска пополнились молодыми специа­листами — выпускниками ведущих вузов страны в области изобразительно­го искусства. Имея серьёзную профессиональную подготовку, Л.А. Захаров, В.В. Воробьёв, Г.Е. Коваленко, Г.П. Пензев были способны не только сами соз­давать значительные произведения в живописи и скульптуре, но и оказы­вали благотворное влияние на местных художников. К40-летию Великой Октябрьской социалистической революции состоялась очередная выставка художников Брянщины, самая большая из всех, что проводились ранее — 30 участников представили более 200 работ. Мас­штаб оказался таковым, что залы Дома офицеров не смогли вместить все произведения. Для графики организаторы отвели помещение ДК Пром­кооперации.

Успехом отмечена творческая деятельность В.И. Андреева: из брянских художников он стал первым участником межобластной (1955, Воронеж) и республиканских (1954, 1957, Москва) выставок, а в 1956 году вступает в Союз художников РФ.

В июне 1959 года на Областном съезде работников культуры в докладе Л.А. Захарова прозвучали слова о том, что «несмотря на значительную твор­ческую активность коллектива живописцев и скульпторов, в Брянске нет са­мостоятельного отделения Союза художников». Это было отмечено не зря: члены Союза, живущие и работающие на Брянщине, входили в Орловское отделение СХ. Благодаря настойчивости брянцев, помощи членов Орло­вского отделения Союза художников, а также личному участию председате­ля СХ РСФСР Владимира Серова в 1961 году было создано Брянское отделе­ние Союза художников РСФСР. Его первым председателем стал Г. Коваленко. Деятельность первых членов Брянской организации Союза художни­ков — В. Андреева, Л. Захарова, В. Воробьёва, Г. Коваленко, Г. Пензева

Е. Шувалова, А. Акритас — способствовала тому, что в Брянске на серьёз­ную профессиональную основу становится живопись, успешно развива­ется театрально-декорационное искусство, станковая и монументальная скульптура, появляется печатная графика (офорт, линогравюра). Среди многоплановой общественной и творческой деятельности Л. Захаро­ва особенно выделяется его работа в области театрально-декорационного искусства. В сотрудничестве с режиссёрами им были созданы спектакли, составившие золотой фонд Брянского театра драмы им. А.К. Толстого. Га­строли труппы с успехом прошли в Москве, а эскизы декораций были за­куплены для Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина в Москве, в фондах которого находятся и поныне. Исследуя творчество и преподавательскую деятельность В. Воробьёва, трудно переоценить его роль в развитии изобразительного искусства и ху­дожественной культуры. Его композиции, во многом способствующие раз­витию тематической картины в Брянске, посвящены Гражданской войне, партизанскому движению в годы Великой Отечественной войны. Талант­ливый педагог более 30 лет руководил «Народной изостудией» ДК желез­нодорожников имени В.И. Ленина. Многие его ученики сегодня являются членами Союза художников.

Первый секретарь Брянского обкома КПСС Е.И. Сизенко в мастерской Л.А. Захарова. 1981 г. На открытии персональной выставки

Ю.А. Махотина. Брянский художественный музей. Художники М.Я. Бенцель, A.M. Лобко, Л.А.Захаров. 1980 г.

Групповая выставка «Художники Бежицы», галерея «Персона».!995 г.

Важным событием в жизни города явилась установка первых памятников, вы­полненных брянскими скульпторами Г. Коваленко и Г. Пензевым. Каждый из этих монументов имеет свои характерные черты, определяемые почерком авторов и индивидуальностью героев. 60-е годы для БОСХР ознаменовались участием в вернисажах А. Акритас, делающей первые шаги в искусстве имен­но в нашем городе. Её графические серии в технике линогравюры и чёрно-белой гравюры на картоне стали заметным явлением на выставках и оказа­ли благотворное влияние на развитие печатной графики в Брянском крае. Первым художником Дятьковского хрустального завода, получившим за­служенное признание, станет Е. Шувалов. В эти годы он создаёт этапные произведения, выполненные в лучших традициях русского стеклоделия. В дальнейшем, в 70-е годы, приток новых сил значительно поднял творче­ский уровень организации. Этому во многом способствовало участие кол­лектива в выставках республиканского и всесоюзного значения. В одном из решений Первого съезда художников России предусматривалось объеди­нение творческих коллективов по зонам. Брянская область вошла в груп­пу «Край Чернозёмный» и участвовала во всех зональных художествен­ных выставках, проходивших в Воронеже (1964,1985), Туле (1967), Курске (1969), Орле (1974), Брянске (1980).

Выступление председателя Брянской организации Союза художников России Ю.В. Новикова на встрече с братьями Ткачёвыми. 1984 г

Скульптор-монументалист Г.П. Пензев

Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина Е.С. Шувалов

Зональная выставка в г. Брянске. 1980 г.

В живописи Брянска традиционно преобладал пейзаж. В этом направлении успешно работали В. Андреев и Л. Захаров. Пейзажная живопись определила рактерен индустриальный пейзаж. Яркий творческий след в деятельности организации 70-80-х годов оставили портреты и сюжетно-тематические картины на современные и исторические темы А. Лобко. Городские мо­тивы нашли своё отражение в живописи В. Матюшина. Жанровая карти­на и портрет занимали ведущее место в творчестве А. и Г. Обрезумовых. Брянские графики находили вдохновение в разных аспектах жизни малой родины. Сюжеты партизанской Брянщины ярко характеризовали творчество Е. Антонова, а серии линогравюр о родном городе — М. Бенцеля. Жанровые композиции, непосредственно передающие атмосферу повседневной жизни деревни, стали визитной карточкой Е. Кожевникова. Индустриальная тема­тика отражена в ранних офортах В. Сидорова. Серия политических карика­тур принадлежит В. Коршкову. Важной стороной деятельности Е. Антонова, М. Бенцеля, В. Сидорова являлась работа с издательствами (промграфика). Брянская скульптура развивалась преимущественно в портретном жан­ре. Активно работали Г. Коваленко и Г. Пензев. Галерею образов своих со­временников — участников Великой Отечественной войны, героев пар­тизанского движения, известных людей города создаёт Н. Козлова. В жан­ровой скульптуре, не обходя стороной и портрет, работает Г. Копий. В эти годы творческие заслуги брянских скульпторов связаны с созданием зна­чительных по художественному уровню монументальных памятников в городе и области. А. Кобилинец, представляющий скульптуру 80-х годов, продолжал в своём творчестве эту линию.

С приездом в Брянск группы молодых художников-монументалистов ста­ло возможным развитие монументально-декоративного искусства. За не­сколько лет В. Кочетков, В. Орешин, Ю. Новиков, В. Меньков выполнили ряд крупных работ, получивших широкое признание жителей города и обла­сти. Множество тем было охвачено монументальными произведениями: история Брянского края, завоевание человеком космоса, военная герои­ка, трудовые будни, искусство, наука, спорт.

Декоративно-прикладное искусство Брянщины неразрывно связано с художниками Дятьковского хрустального завода. Талантливые мастера-прикладники М. Грабарь, В. Шевченко, В. Котов способствовали дальней­шему расцвету стеклодувного искусства нашего края. Впоследствии на за­вод приходит целая плеяда талантливых художников: Е.Вольнова, М. Кизлов, И. Мачнев, И. Мачнева, В. Погребной, 3. Чумакова. Их творчество многогранно, индивидуальность каждого автора выражается в широте и ориги­нальности затронутых тем, в использовании разнообразных технических приёмов, а также в мастерстве работы с материалом. Они одинаково успеш­но творят из цветного стекла и хрусталя, их произведения становятся экс­понатами как всероссийских, так и международных конкурсов-выставок. Сегодня традиции художников-хрустальщиков продолжаются в творче­стве молодых специалистов — И. Кизлова и М. Чумаковой. Приятно со­знавать, что на Брянщине существует преемственность поколений как в декоративно-прикладном искусстве, так и в живописи, графике, скульптуре. Обращение к природе родного края, его неповторимым уголкам, связан­ным с именами выдающихся земляков Ф.И.Тютчева и А.К.Толстого, откры­вается в творчестве старшего поколения: графических пейзажах Е. Антоно­ва, В. Сидорова и живописных полотнах В. Лаворько, Ю. Махотина. Сохранение и развитие реалистическихтрадиций является приоритетным в творчестве брянских художников. Тем не менее многообразное видение мира находит своё отражение в авангардном искусстве. Поиски оригиналь­ных пластических решений, свободное цветение композиции, а также не­обычный подход к трактовке тех или иных явлений представлены худож­никами других направлений.

Скульптор Н.Н. Козлова

Художник-монументалист В.П. Кочетков

Встреча с братьями Ткачёвыми. 1984 г.

Сегодня многие авторы активно работают как в живописи и графике, так и в скульптуре. В творчестве многих художников присутствует обраще­ние ко всем традиционным жанрам изобразительного искусства. В крат­ком экскурсе невозможно охватить всё многообразие творческих интере­сов членов Брянского отделения СХ. Можно лишь расставить небольшие акценты, выявляющие наиболее яркие аспекты деятельности художника в составе организации.

На выставке. Искусствовед Т.Н. Матох, художники B.C. Мурашко и Ю.В. Новиков

Начальник управления культуры Брянской области Н.А. Сомова и ведущий специалист управления культуры О.П. Петровская в гостях у народного художника России Е.А. Кожевникова

К тематической картине в своём творчестве обращаются В. Сичков, В. Му­рашко, М. Шмыров, В. Волков, С. Ишков, С. Кузькин. Круг тем широк. Парти­занская Брянщина в годы Великой Отечественной войны отражена в кар­тинах Н. Енина, история Древней Руси вдохновляет Е. Воскобойникова. Батальные сцены славного прошлого России представлены в творчестве М. Решетнёва. Литературно-философские композиции характерны для Е. Попхадзе. Историко-бытовые сюжеты предпочитает Т. Папсуева (былины Брянского края — одно из ярких направлений в её творчестве). Возрождение православных традиций малой родины выражено в архитектурно-жанровых композициях В. Херувимова. Жанровые сцены и сюжеты разнообразно, где с юмором, где философски, интерпретиру­ются в творчестве Ю. Новикова, В. Машина, В. Сидорова, В. Комарова, Ю. Комарова, В. Алдошина, В. Потапова. Интерес к историческим, памят­ным местам города характерен для творчества И. Херувимова. Патриоти­ческая тема прослеживается в творческих поисках В. Борисова. Сюжеты охоты интересуют В. Коршкова.

Востребованным жанром является портрет. Разнообразны живописные манеры и творческие находки художников. По-разному находят отраже­ние на холсте характерные черты людей, мастера великолепно передают сложность их духовного мира. Сегодня в этом жанре работают Е. Фетисов,

B. Мурашко, Н. Енин, М. Решетнёв, С. Кузькин, М. Шмыров, В. Волков, В. Луневский, В. Бурдин, А. и Г. Обрезумовы.

Любовь к родной земле, умение передать неброскую красоту природы нашего края, восхищение необъятностью просторов, упоение снежным покровом и летней свежестью передают в своих картинах признанные мастера пейзажа Ю. Махотин и В. Лаворько. Свежо и пастозно работа­ет в этом жанре Е. Воскобойников. Крепкая реалистическая школа, ли­ризм и тонкие душевные интонации характерны для пейзажей Е. Фети­сова, В. Сичкова, М. Решетнёва, Н. Енина, С. Кузькина. Различные состо­яния природы Брянщины, сельские мотивы и городские пейзажи столь непохоже отражаются в картинах М. Колесника, И. Дашко, В. Антошина,

C. Халютина, В. Ерукова, К. Захарова, А. Ивахненко, А. Осипенко, А. Луцевич, Л.Трубецкой.

Обращение к натюрморту — важная составляющая творчества почти каж­дого художника. Наиболее ярко и самобытно он представлен цветочной гармонией в картинах В. Мурашко, Е. Попхадзе, Е. Яковлевой. Мир вещей со своей поэтической повседневностью нашёл свое отражение в работах В. Потапова, В. Хроменкова. Лаконизм и отточенность ритмических ком­позиций В. Бурдина завораживают своей простотой. Энергией цвета, декоративной подачей, пластическими поисками напол­нены работы В. Луневского, В. Хроменкова, В. Алдошина. Самобытность восприятия окружающего мира наблюдается в работах В. и Л. Масюковых. Заметным явлением на Брянщине стала акварель. Многоликость этой тех­ники отражается в творческих работах Д. Ашеко, Г. Довгополия, В. Злато-горского, Н. Надеина, В. Потапова. Большинство из них активно сотрудни­чают с книжными издательствами.

Интересны и разнообразны по сюжетным мотивам и технике исполне­ния работы брянских графиков. В частности, на качественно новый уро­вень вышел такой вид графического искусства, как плакат. Это во многом связано с деятельностью А. Зуенко, работающего и в книжной графике. Обширный тематический диапазон и совершенное владение графиче­скими техниками отличали творчество С. Калужиной. С именами А. Недо-ступенко и Л. Левицкой связано развитие литографии в Брянске.