Станция Брянск-Льговский
Возникновение станции связано с пуском Полесской железной дороги. На видном месте на стене вокзала прикреплена мемориальная доска. Надпись гласит, что движение на дороге открылось в августе 1887 года. Спустя десять лет завершилось строительство линии Льгов — Брянск.
Ветеран железнодорожного транспорта Андрей Гаврилович Панков свидетельствует, что первое здание пассажирского вокзала было небольшое, деревянное. Перрон усыпан гравием. Был он узкий и короткий. На станции имелось два пакгауза: первый для приема и хранения отправляемых грузов, второй — для рассортировки мелких грузов. Действовали вагонные весы. Неподалеку от пассажирского здания находилось паровозное депо с поворотным кругом. В пределах станции располагался угольный склад. Здесь находились и дрова, сложенные в ряды. Загрузка в тендер паровоза производилась вначале копрами с журавлем ящиками емкостью до десяти пудов. Позже была выстроена механическая эстакада...
Станция расширялась. Это было вызвано потоком грузов и ростом пассажирских перевозок. В 1911 году появилось более десяти новых путей. В следующем году в эксплуатацию вступило новое кирпичное здание вокзала с перроном, покрытым асфальтом. Брянск-Льговский узел оснащался новой техникой вместе со всеми железными дорогами. За годы первых советских пятилеток на станции произошли коренные изменения. Была проведена реконструкция сортировочных парков, вновь построены и механизированы две сортировочные горки, оборудована электрическая централизация стрелок и сигналов.
Станция Брянск II стала одной из крупных и технически хорошо оснащенных на западном направлении железных дорог. Здесь внедрялось новое, передовое в технологии обработки поездов. Достаточно сказать, что в некоторые дни коллектив станции формировал более ста поездов в сутки. Люди работали творчески. Метод двухстороннего формирования поездов, разработанный составителем А.И. Ефимовым, был одобрен Наркоматом путей сообщения. Он широко применялся на сети дорог. Умело мобилизовывали резервы составитель Д.П. Гарбузов, начальник горки А.Н. Нефедов. Примером творческого труда служил маневровый диспетчер И.И. Георгиевский. Он был подлинным мастером формирования и отправления поездов с. высокой маркой качества.
Большие трудности пришлось пережить работникам станции в военные годы. Работа под бомбежкой. Эвакуация. Возвращение. Восстановление разрушенного. Творчество, смекалку проявляли станционники во всех делах. «Брянск стал родиной многих передовых методов труда, своеобразной научно-исследовательской лабораторией железнодорожного транспорта. Метод двухстороннего формирования поездов, предложенный в 1946 году брянскими составителями, получил признание у всех железнодорожников сети и стал основным методом работы на транспорте. Учиться комплексному применению передовых методов труда, отличному формированию поездов, коллективной гарантии за качество транспортной продукции сюда приезжали из Москвы, Горького, Рязани, Литвы, Белоруссии и Украины», — писала газета «Брянский рабочий» 5 февраля 1950 года о делах железнодорожников узла Брянск П. И далее: «Творческий труд коллектива и его передовых людей составителя Степина, диспетчера Пан-ченко, машинистов Ушкалова и Рыжкова, бригадира пути Ожгихина и многих сотен других стахановцев принес брянцам немало производственных побед...»
Коллектив станции всегда в поиске новых прогрессивных форм работы. Здесь впервые в Советском Союзе и в мире была внедрена горочная автоматическая централизация. Станция удостоилась звания коллектива коммунистического труда. Она с честью оправдывала почетное название «Фабрика формирования поездов». За успехи в техническом прогрессе, доблестный труд коллектив станции награжден специальным дипломом Выставки достижений народного хозяйства СССР. Он неоднократно завоевывал классные места. Здесь вырос большой отряд передовиков производства, рационализаторов и новаторов, умелых организаторов производства: Б.А. Клюев, М.И. Паршин, А.Я. Сердюков, Д.Е. Бизюков, Н.А. Петров, Ф.А. Кор-чиго, М.Д. Погибельский, М.А. Погибельская, В.В. Чихирина, А.А. Селенский... Орденом Ленина отмечен труд горочного составителя поездов С.Н. Усикова, орденами Трудовой Славы II и III степени награжден составитель поездов B.C. Симонов, орденом Дружбы народов — маневровый диспетчер В.В. Семенихин. Гвардия стальных путей здесь велика. Славные традиции продолжаются.
Один за другим прибывают и уходят товарные поезда. Следуют пассажирские. Со стороны Брянска-Орловского они подходят к вокзалу. С противоположной — останавливаются у платформы на междопутье. Здесь до войны располагался вокзал. Пассажиры поднимаются на пешеходный мост. Взору их предстает множество разбегающихся рельсов. Жизнь на станции не замирает ни на минуту. Вахту люди несут круглые сутки.
Я. Соколов