Страницастанция

1916 год Станция Брянск-город

«Сообщение между станцией Брянск Риго-Орловской ж.д. и городом: 1. Па­роходное. Пароходы отходят приблизительно через каждые полчаса. Цена би­лета за проезд в один конец — 10 коп. Учащиеся платят 5 коп. 2. Сообщение линейками. За один конец от вокзала до города — 14 коп.», — сообщалось в одном из старинных брянских справочников. Эти сведения мне вспомнились, когда в беседе с одним старожилом зашел разговор о том, что давным-давно, еще в довоенный период, из Брянска до Бежицы он добирался поездом через Брянск-Орловский. И садился в вагон не где-то, а перейдя мост через Десну. Был там и деревянный вокзал, деревянный перрон.

— Знаешь ли ты об этом? — поинтересовался мой собеседник.

А как же. Знаю. Сам ездил не раз этим поездом. Но после войны. И вспом­нились мне деревянные вагоны с деревянными сиденьями. Рельсы, бегущие по деснянской пойме мимо наполненных весенним разливом водяных блюдцев. Решил установить, когда же возникла эта железнодорожная колея. Оказалось, что еще в 1916 году от станции Брянск-Орловский к городу была проложена железнодорожная ветка. У Десны возник и небольшой вокзал.

«Еще издали вагоны обращают на себя внимание своей чистотой. Поезд го­товится в очередной рейс. Началась посадка... Поезд тронулся. Бригадир Надя Мухина уже на ходу вскочила на подножку. Она была довольна: ни одного пас­сажира на подножке, ни одного оставшегося...» — это выдержка из корреспон­денции «Сделать пригородные поезда образцовыми», опубликованной в газете «Брянский железнодорожник» в середине сороковых годов.

Газета отмечала, что комсомольский коллектив брянских проводников вни­мательно следит за чистотой, порядком в поезде, и рабочие заводов «Красный Профинтерн», имени Урицкого ездят на работу и с работы в чистейших и хоро­шо освещенных вагонах. Речь шла о поезде Бежица — Брянск-город. Эта стан­ция долгие годы была самостоятельной. В 1960 году она была присоединена, вернее, вошла в подчинение станции Брянск I. С развитием городского транс­порта необходимость перевоза по ней пассажиров отпала.

Я. Соколов

Разрушенный путепровод на станции Брянск-I. Весна 1942 г.

На фото железнодорожная станция Брянск начала XX века.