1916 год Станция Брянск-город
«Сообщение между станцией Брянск Риго-Орловской ж.д. и городом: 1. Пароходное. Пароходы отходят приблизительно через каждые полчаса. Цена билета за проезд в один конец — 10 коп. Учащиеся платят 5 коп. 2. Сообщение линейками. За один конец от вокзала до города — 14 коп.», — сообщалось в одном из старинных брянских справочников. Эти сведения мне вспомнились, когда в беседе с одним старожилом зашел разговор о том, что давным-давно, еще в довоенный период, из Брянска до Бежицы он добирался поездом через Брянск-Орловский. И садился в вагон не где-то, а перейдя мост через Десну. Был там и деревянный вокзал, деревянный перрон.
— Знаешь ли ты об этом? — поинтересовался мой собеседник.
А как же. Знаю. Сам ездил не раз этим поездом. Но после войны. И вспомнились мне деревянные вагоны с деревянными сиденьями. Рельсы, бегущие по деснянской пойме мимо наполненных весенним разливом водяных блюдцев. Решил установить, когда же возникла эта железнодорожная колея. Оказалось, что еще в 1916 году от станции Брянск-Орловский к городу была проложена железнодорожная ветка. У Десны возник и небольшой вокзал.
«Еще издали вагоны обращают на себя внимание своей чистотой. Поезд готовится в очередной рейс. Началась посадка... Поезд тронулся. Бригадир Надя Мухина уже на ходу вскочила на подножку. Она была довольна: ни одного пассажира на подножке, ни одного оставшегося...» — это выдержка из корреспонденции «Сделать пригородные поезда образцовыми», опубликованной в газете «Брянский железнодорожник» в середине сороковых годов.
Газета отмечала, что комсомольский коллектив брянских проводников внимательно следит за чистотой, порядком в поезде, и рабочие заводов «Красный Профинтерн», имени Урицкого ездят на работу и с работы в чистейших и хорошо освещенных вагонах. Речь шла о поезде Бежица — Брянск-город. Эта станция долгие годы была самостоятельной. В 1960 году она была присоединена, вернее, вошла в подчинение станции Брянск I. С развитием городского транспорта необходимость перевоза по ней пассажиров отпала.
Я. Соколов
Разрушенный путепровод на станции Брянск-I. Весна 1942 г.
На фото железнодорожная станция Брянск начала XX века.