Страницастахановцы

Дети-стахановцы 

Ученические бригады Брянской области вносили свой посильный вклад во всенародную копилку трудовых достижений.

Скоро школы, вузы и ссу-зы покинут очередные вы­пускники. Куда они пойдут, где ждёт их важное и полез­ное дело всей жизни? А ведь было время, когда государс­тво задолго до последнего звонка предпринимало ме­ры, способные сориенти­ровать школьников в плане будущей профессии.

Как школьные бригады помогали селу

Семимильными шагами

Творческая инициатива лю­дей создала немало конкретных форм трудового воспитания подрастающего поколения. В Брянской области стали актив­но создавать ученические про­изводственные бригады. В 1956 году в Новозыбковском районе появились три такие бригады. Летом того же года в Красно­горском районе сформирова­лись четыре овощеводческие и полеводческие бригады школь­ников. В 1958 году ученические бригады имелись уже во многих районах области: в Брасовском их было 17, в Погарском — 22. Всего же в том году действова­ло 460 бригад, в которых труди­лись 6058 учеников.

Позже движение по вовле­чению школяров в борьбу за урожай ширилось с каждым годом. Этому в немалой степе­ни содействовал совместный приказ Брянского облоно и областного управления сель­ского хозяйства от 27 мая 1970 года, согласно которому все соответствующие районные организации обязаны были создавать в сельских средних восьмилетних школах учени­ческие бригады и обеспечить их участие в сельскохозяйствен­ных работах на выделенных для этого участках.

В итоге только осенью того же года в школах Суражского района было создано девять бригад, Карачевского района — 11. Десятками они появлялись в разных концах региона. Все­го в Брянской области в 1983 году 9326 школьников были объединены в 570 ученических бригад, 8772 школьника - в 320 звеньев. Закрепленные участки были размером от 10 до 25 га и больше.

 Бригада делилась на звенья, возглавляемые звеньевыми. План работы создавала дирек­ция школы и специалисты кол­хоза или совхоза при активном участии школьного комитета комсомола и членов бригады.

Также дети проводили опыт­ническую работу на своих учас­тках, согласно тематике, разра-ботанной областной опытной станцией юных натуралистов, под наблюдением учителей био­логии. В 1958 году в Жирятинс-кой средней школе Брянского района проводились опыты по теме «Влияние удобрений на урожай». К примеру, при ис­пользовании 350 тонн навоза и 450 тонн торфа школьники получили на участке в 50 га по 420 центнеров зелёной массы кукурузы (в колхозе вырабаты­вали только по 300), и по 220 центнеров картофеля (в колхозе — по 90) с гектара.

Демьяновская школа Ста-родубского района определила влияние удобрения на урожай картофеля. Самым эффектив­ным показал себя сорт «Лорх». Определили и лучшие сорта по­мидорной рассады. Лучшими были «Тёмно-красный», «Бу-ковинский», «Грушевидный», «Заря». Юннаты Любечанской восьмилетней школы Кли-мовского района выращивали синюю люцерну и новый сорт яровой пшеницы «Краснозёр-

ная яровая»; получая урожай в полтора-два раза выше взрос­лых аграриев.

В 1964 году 60 школ проводи­ли опыты с сахарной свёклой, 20 школ - с картофелем, 35 учебных учреждений занима­лись сортоиспытанием ско­роспелых гибридов кукурузы. Троснянская школа Жуковско­го района на учебно-опытном участке выращивала капустно-брюквенный гибрид, который дал высокие урожаи зелёной массы и корнеплодов.

О масштабах работы мож­но судить по таким данным: детьми засевались тысячи гектаров земли, а урожай разных культур измерялся тысячами тонн. В 1983 году бригадами области было сдано государс­тву продукции на 712,2 тысячи рублей.

Но ценность опытнической работы школьников была и в том, что их результаты внед­рялись в практику колхозов и совхозов. Исходя из того, что партия и правительство требо­вали подъёма животноводства, звенья бригад в течение многих лет трудились под девизом «Животноводство - ударное де­ло комсомола!». Для успешной работы за этими звеньями прав­лениями колхозов и совхозов закрепили опытных специалис­тов, оказывавших всесторон­нюю помощь ребятам.

В 1983 году на Брянщине на­считывалось 188 животновод­ческих звеньев (2259 школь-ников). Достижения юных животноводов были тоже зна­чительными. Только с 1958-го по 1959 год было выращено 820 телят, 1320 свиней, 85 600 кро­ликов, 110 400 голов домашней птицы.

С 1971 года почти во всех школах области было введено обучение детей механизаторс­ким профессиям с прохожде­нием теоретической и практи­ческой подготовки. Поэтому в учебных заведениях создали механизированные звенья.

В период операции «Уро-жай-83» 15 ребят звена Вель-яминовской средней школы Карачевского района в совхозе «Бугровский» за 25 дней соб­рали урожай с площади в 958 гектаров. А пять учеников на местной птицефабрике скосили травы на площади в 434 гектара и сумели намолотить 785 тонн зерна.

Так ученические бригады Брянской области вносили свой посильный вклад во всенарод­ную копилку трудовых дости­жений. Руководители колхозов и совхозов высоко оценивали работу юных тружеников. Мно­гие из них были награждены Почётными грамотами Минис­терства просвещения РСФСР,