Страницаспециалистов

1875 год Подготовка специалистов на Брянщине

Роль торгово-промышленного предпринимательства в развитии начального и среднетехнического образования в Брянском уезде

Хотелось бы отметить, что наиболее дальновидные представители высших кругов России - промышленники, предприниматели и общественные деятели, к числу которых можно отнести местных промышленников С. И. Мальцова, Л. К. Шешминцева, П.И. Губонина, В. Ф. Голубева, В.Н. Тенишева, его супругу, Марию Клавдиевну - известную меценатку и просветительницу, а также знаменитых меценатов - братьев Могилевцевых, понимали, что успехи экономического процветания страны вообще и Брянского уезда в частности невозможны без подготовленных специалистов в рамках промышленного производства и других сфер деятельности.

Так, создав целый территориально-промышленный комплекс со своей социальной инфраструктурой, С.И. Мальцов уделял большое внимание обучению детей и взрослого населения. Он ценил образованного мастерового и рабочего, считая грамотность основой человеческого развития, стимулом к сознательному труду. Практически при каждом его заводе были открыты бесплатные школы, работу которых он поддерживал исключительно на собственные деньги, на деле показав, что «рабочие его заводов по умственному развитию стояли неизмеримо выше окружавшей их массы населения» [75, с. 47].

В 1875 г. в поселке Стеклянная Радица на средства С.И. Мальцова была открыта школа, преобразованная позже в земское училище. Это учебное заведение быстро превратилось в одно из крупнейших сельских учебных заведений Брянского уезда. Его особенностью было значительное количество обучающихся девочек. В 1894-1895 учебном году там учились 64 мальчика и 28 девочек, а в 1907-1908 учебном году количество учеников увеличилось до 135 [34]. В Людиновской  школе было 154 ученика, которые обучались чтению, письму, арифметике. Школа при Дятьковском хрустальном заводе занимала два этажа большого трехэтажного здания. Обучение в ней длилось три года и было приближено по программе к образцовому трехклассному училищу. С детьми занимались три педагога, заработная плата которых колебалась от 20 до 30 рублей в месяц. Для  них предусматривалось бесплатное питание и жилье. О внимании С.И. Мальцова к проблеме образования местного населения говорит и тот факт, что в завещании он распорядился часть своего состояния направить на распространение грамотности и просвещения [20, с. 5].

В период кризиса Дятьковско-Людиновского промышленного округа, сопровождавшегося созданием Мальцовского промышленно-торгового това­рищества, учреждением казенного, а затем конкурсного управления, были сокращены многие статьи социальных расходов, в том числе и на образова­ние. Лишь после создания «Акционерного общества Мальцовских заводов» начинаются позитивные изменения в этой сфере. По инициативе акционеров общества непосредственно перед Первой мировой войной была создана новая специализированная институциональная структура, деятель­ность которой была направлена на повышение образовательно-просветительного уровня населения. По инициативе руководства «АО Мальцовских заводов» была создана структура, деятельность которой была направлена на повышение уровня образования населения – Мальцовское учебно-просветительное общество. Оно было учреждено 8 февраля 1914 г. в с. Дятьково, целью которого было «устройство и содержание средне-учебных заведений, как-то: гимназий, реальных, коммерческих и других училищ, а также учебно-воспитательных заведений» [86, с. 1]. Учредителями общества выступили инженер-механик Константин Васильевич Абакумов и кандидат лесоводства Юлий Хрисанфович Тимофеев. Общество находилось в ведении Министер­ства внутренних дел, а его деятельность распространялось на все заводы Дятьковско-Людиновского округа. В качестве инструментов и способов дос­тижения поставленных задач общество могло организовывать «концерты, спектакли, публичные чтения, печатать свои труды», через своих уполномо­ченных «приобретать и отчуждать всякого рода движимое и недвижимое имущество, образовывать капиталы, заключать всякие акты, договоры и ус­ловия,   кредитоваться у частных лиц в кредитных учреждениях, выдавать всякого рода обязательства с неустойками и без оных, защищать свои инте­ресы в суде и т. д.» [86, с. 2]. В отчете общества за 1914 г. сообщается, что в Дятьково было решено открыть подготовительную школу. Это решало вопрос об отправлении детей в город для получения образования. Для многих родителей открытие такой школы было очень удобным, так как первые годы обучения ребенок находился под надзором родителей. Существование подготовительной школы также давало возможность получать образование детям тех родителей, которые не могли обучать детей в городе на свои средства. Учащиеся школы были разделены на четыре класса: младший подготовительный, старший подготовительный, первый и второй классы. Было арендовано подходящее помещение, подобран квалифицированный преподавательский состав, в том числе преподаватель иностранных языков. При школе была организована школьная библиотека со строго продуманным подбором книг. Таким образом, у учащихся появилась возможность для систематического чтения. Преподаватель школы Л. И. Громан ежемесячно жертвовал на библиотеку 15 руб. В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежала и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Педагогический состав школы старался сделать учебу интересной, понимая, что успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы, которая была организована на достаточно высоком уровне. При школе постоянно организовывались детские вечера, образовательные экскурсии, спектакли. В отчете общества за 1914 г. говорится о блестящих результатах святочного и других вечеров, которые «устраняют излишнюю робость, повышают развитие, сближают учащихся и преподавателей» [56, с. 9]. Существование школы, помимо платы за обучение, обеспечивалось доходом от членских взносов, которые можно увидеть из табл. 16 [56, с. 6].

Доходы Мальцовского учебно-просветительного общества за 1914 г.

Наименование статьи

Сумма

Учредительские  и членские взносы

1486 руб. 99 коп.

Пожертвования

230 руб. 75 коп.

Сбор с концерта

136 руб. 55 коп.

Пожертвовано  на библиотеку

60 руб.

Плата  за учебники

226 руб. 11 коп.

Плата  за обучение

120 руб. 76 коп.

Итого

2261 руб. 76 коп.

Несмотря на доходы, в отчете прав­ления общества за 1914 год отмечается острая нехватка денежных средств и говорится о необходимости изыскания дополнительных источников для их привлечения [86, с. 3 - 5].

В 1914 г. просветительное общество планировало на базе школы открыть коммерческое училище. Одной из ближайших задач была постройка для учебного заведения собственного здания, так как арендная плата была обременительна для бюджета общества [73, с. 4]. Но осуществлению многих планов помешала Первая мировая война.

Будучи грамотным предпринимателем, не обошел стороной начальное и среднее образование и владелец АО «Мальцовский портландцемент» Л. К. Шешминцев, так как в его интересах было, чтобы на завод поступали грамотные люди. Дети цементников обучались в школе, рассчитанной на 50 учащихся и находившейся на полном обеспечении завода [93, с. 49]. Здание для школы пожертвовал Дятьковский купец Веревитин [49, с. 25]. В 1905 г. с ними занимались учителя А. А. Орехов и В. М. Никишина. Для детей ежегодно устраивали новогоднюю елку и приобретали подарки. Инициатором и организатором праздников были главный врач больницы В. И. Гедройц и учителя школы.

Руководство Брянского рельсопрокатного завода также заботилось о предоставлении начального образования как детям, так и взрослому малограмотному населению. По инициативе основателя предприятия П. И. Губонина 15 сентября 1877 г. при заводе открылось начальное училище для детей [25]. До этого дети обучались частным образом на дому - школьный класс вела жена служащего строительного цеха Мария Игнатьевна Боровая. Она занималась с 15-16 детьми в одной из комнат барака, уроки стоили 1 руб. в месяц с каждого ученика. В рамках развития начального образования руководство завода сделало обучение в начальном училище бесплатным. В нем обучались сначала 130, а затем 375 детей 8-13 лет. Вакансии ежегодно составляли 50-60 человек, в то время как желающих поступить учиться было 200-300 [30, с. 18]. В 1878 г. при начальном училище открылись вечерние курсы для взрослого населения, проводимые учителем 4 раза в неделю. Их посещало до 200 человек [48]. Из отчета завода за1886-1887 гг. можно увидеть, что на данные курсы записалось 269 человек, что по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 43 человека [2, ф. 20, оп. 6, д. 412.- л. 24]. Учащиеся подразделялись на 3 группы, которые соответствовали общему уровню образования обучаемых:

- неграмотные;

- малограмотные;

- грамотные;

После окончания работы мастеровые обучались чтению, письму и арифметике, что в конечном итоге способствовало повышению их квалификации и, как следствие, улучшению качества труда на предприятии.

Несмотря на это школ и в поселке все равно не хватало. В 1878 г. газета «Орловский вестник» писала: « Дик и темен здешний край. Как много нужно света, чтобы хоть слегка прорезать эту тьму вековечного невежества и безграмотности, как еще густо висит эта тьма над здешними деревнями, затерявшимися среди и около леса» [42, с. 45].

В октябре 1889 г. В.Ф. Голубев обсудил на правлении акционерного общества завода вопрос о необходимости увеличения средств на школьное образование в Бежице. Будучи председателем правления АО, он сам докладывал на правлении по этому вопросу: «Ввиду ежегодных отказов о приеме в училище и увеличения их с каждым годом необходимо пригласить еще одного учителя и увеличить сообразно сему школьное помещение» [1, ф. 4. оп. 1, д. 25, л. 103]. По предложению В.Ф. Голубева для размещения школы было решено сделать пристройку к детскому саду. Увеличение числа учащихся в 1891-1892 годах вынудило правление АО приспособить заброшенный цех на территории завода под школу, где стало заниматься до 400 учащихся.

Наблюдая непростую социальную картину, княгиня Тенишева, прожив в поселке всего четыре года, внесла большой вклад в развитие образования. Свои действия она начала с заботы о детях, что отвечало и устремлениям самого князя Тенишева видеть рабочего более грамотным и приобщенным к технике. В 1892 г. княгиня открыла в Бежице платную школу для обу­чения детей обоего пола более обеспеченных родителей. Спустя два года в ней обучались уже 112 учеников. Наслушавшись о злоупотреблениях заведующего начальным училищем, сосредоточившего в своих руках торговлю учебными пособиями, учебниками, тетрадями, Мария Клавдиевна заменила его Н.П. Смирновым, приглашенным из Телепневского училища Смоленской губернии. Новый заведующий, имевший огромный опыт педагогической деятельности, сумел поставить школьное дело на должную высоту.

Готовясь к двадцатипятилетию рельсопрокатного завода, правление АО по предложению председателя В.Ф. Голубева приняло решение о строительстве начальной школы. Архивные данные свидетельствуют, что на постройку было ассигновано 50000 руб. [1, ф. 220, оп. 3, д. 112, л. 156].

По предложению В.Ф. Голубева эту школу было решено построить с залом для народных чтений, с водяным отоплением, квартирами для учителей. Здание школы было двухэтажным с прачечной и сараем. Здесь учились дети заводских руководителей. Преподавательский состав школы был высококвалифицированным, обеспечивал высокий уровень преподавания и предъявлял высокие требования к учащимся. Заведовал училищем А.М. Васильев - выпускник физико-математического факультета Московского университета, историю преподавал также выпускник Московского университета - В.С. Пушкарев, черчение - В.М. Адамов - выпускник Строгановского училища в Москве.

Стремясь предоставить детям возможность получить среднее образование, служащие и рабочие Брянского рельсопрокатного завода в 1896 г. выступили перед заводским начальством с просьбой об открытии при заводе учебного заведения, «в котором бы их дети, как девочки, так и мальчики, основательно готовились к поступлению в средние учебные заведения» [2, ф. 733, оп. 191, д. 2260, л. 7]. Численность заводского население к тому времени достигло 20000 человек, а ближайший уездный город Брянск, где располагались средние учебные заведения, находился от завода в 6 км, сообщение с которым было крайне затруднительным, особенно во время весеннего ледохода на реке Десне. Поэтому руководством завода было принято решение  возбудить ходатайство об открытии местного среднеучебного заведения.

Однако из-за недостаточности материальных средств лишь в 1898 году на заводе было открыто частное училище 3 разряда на основании положения о начальных народных училищах, утвержденного 25 мая 1874 года [2, ф. 733, оп. 191, д. 2260, л. 4]. Быстрый и прогрессивный в учебно-воспитательном отношении рост вновь открытого учебного заведения побудил комитет его учредителей ходатайствовать перед попечителем учебного округа о преобразовании этого частного училища из 3-х разрядного во 2-й. Согласно официальной бумаге директора народных училищ Орловской губернии от 31 августа 1900 года за № 1714, ходатайство это было удовлетворено, о чем комитет учредителей был извещен официальной бумагой от 4 октября 1900 года за № 1751, а в следующем 1901 году было разрешено  открыть при училище и 5-й класс [2, ф. 733, оп. 167, л. 3.]. В период с 1898 по 1899 гг. в нем обучались 25 человек (10 мальчиков и 15 девочек), а к 1902 г. их численность увеличилась до 117 (46 мальчиков и 71 девочка) [2, ф. 733, оп. 167, л. 3].

Следует отметить, что, несмотря на довольно хорошую постановку учебно-воспитательного процесса в этом учебном заведении, последнее все-таки не могло вполне удовлетворить желаниям его учредителей. Заводское училище, хоть и готовило детей к поступлению в средние учебные заведения, не имело возможности обучать их дальше, в то время как большинство девочек, удовлетворительно выдержавших приемные испытания в одной из женских гимназий ближайших к Бежице городов Брянска Орла, Карачева и Смоленска, за неимением в этих гимназиях свободных вакансий возвращались домой и вынуждены были ограничиваться курсом своего 5-ти классного училища.

Что же касается мальчиков, то они, готовясь к поступлению в средние учебные заведения разного типа, обучались только по одной программе в одинаковых направлениях. По этой причине не только не было возможности поставить учебно-воспитательное дело на надлежащую высоту, но и сам строй учебного заведения был нарушен. В связи с этим конкурсные испытания во всех средних учебные заведениях, вызванные большим наплывом желающих попасть в них, значительно усложнили возможность поступления в эти учебные заведения учеников Бежицкого заводского училища.

Приведенные нежелательные условия для жизни частного заводского училища привели комитет его учредителей к мысли о необходимости коренного преобразования всего училищного строя и после всестороннего обсуждения этого вопроса 5-классное частное училище было решено разделить на два самостоятельных учебных заведения: мужское и женское. Причем мужское было решено реорганизовать в среднее учебное заведение по типу правительственных училищ, а второе преобразовать сначала в женскую гимназию (рис. 18), а затем в полную гимназию ведомства Министерства народного просвещения. В связи с этим в 1903 году комитет учредителей заводского училища возбудил перед учебным начальством ходатайство о выделении женского учебного заведения из состава 5-классного частного училища 2-го разряда и преобразовании его в 5-классную женскую прогимназию со всеми правами, присвоенными прогимназиям Министерства народного просвещения. 3 апреля 1904 года данное ходатайство было удовлетворено Благодаря хорошо поставленному учебно-воспитательному делу, женская прогимназия сразу стала на твердую почву, уже в следующем 1905 году была преобразована в 6-классную прогимназию, в 1906 году из шестиклассной в полную 7-классную (распоряжение г. Попечителя Московского учебного округа от 20 марта 1906 года за № 5823).