Славянские племенные союзы VIII—X веков на территории Брянского края
Итак, Нестор доносит до нас имена двоих вождей удалых славянских «ватаг», пришедших в Брянские земли с запада: Вятко и Радим. Легендарны они или реальны, можно только гадать.
Радимичи - люди Радима - заняли юго-запад и запад современной территории Брянской области (бассейны рек Ипути и Беседи).
Вятичи - люди Вятко - поселились в бассейне верхней Оки.
Третья группа пришельцев с запада «седоша по Десне, и по Семи и по Суле, и нарекошеся север», - отмечал Нестор. Племенное название северян - не славянское, а иранское, от слова «seu» - «черный». Видимо, «северами» их называло дружественное им ираноязычное племя алано-булгар, живших на северных окраинах Хазарского каганата. И радимичи, и вятичи, и северяне, утверждал Нестор, как и их предшественники, платили дань хазарам по «серебряной монете и по белке от дыма» (то есть с очага, от одной семьи).
Археологи сумели дополнить летописную информацию Нестора, установив, что на севере Брянского края, в современных Рогнединском, Дубровском и Дятьковском районах проходила южная граница расселения племени смоленских кривичей.
Откуда нам столь точно известны границы расселения славянских племён? Ведь Нестор указывал их приблизительно. На протяжении нескольких десятилетий археологи Брянского государственного университета работают над уточнением карты расселения славянских племён на территории области.
Нам известно, что радимичи и северяне в VIII в. приносят в наш край Роменскую археологическую культуру, названную так по г. Ромны в Украине. Все «роменцы» вручную, без гончарного круга лепили грубую глиняную посуду, украшая горшки и сковородки защипами по венчику и оттисками «гусеничного штампа» - веревочки, намотанной на палочку.
Практически одинаковыми были на всей территории названных племён орудия труда, бытовые вещи. Однако у каждого племени были свои особенные украшения - перстни, подвески, а в особенности - женские бронзовые или серебряные височные кольца, которые крепились ленточками или ремешками у висков или как серьги непосредственно продевались в уши.
Височные кольца и другие украшения были для язычников оберегами: считалось, что они способны защитить хозяев от злых духов и чар. Обломки таких украшений встречаются и на поселениях в мусоре, но наиболее хорошо сохраняются в погребениях под курганами.
При раскопках курганов находят шейные обручи-гривны, браслеты, перстни, кольца, поясные пряжки; ожерелья из различных бусин: из цветного стекла, хрустальных, сердоликовых, янтарных, серебро- и золотосте-клянных. Входили в состав ожерелий и серебряные монеты - например, денарии императоров Священной Римской империи Отгона I и Генриха I, датского короля Кнута Великого, дирхемы правителей Арабского Халифата и другие.
Учёные, сопоставляя летописные известия с археологическими находками, давно определили, какая форма височных колец соответствует тому или иному племени. Женщины-северянки носили, например, височные кольца в форме спирали (символ Солнца) или же семилучевые с орнаментом. Женщины радимичей предпочитали семилучевые височные кольца без орнамента и подвески-турицы с изображением бычьей головы, а женщины кривичей использовали простые большие проволочные кольца, а в ожерелья включали бронзовые фигурки сказочных коней. Повторяющееся число «семь» считалось магическим - именно столько дней проходит между сменами фаз Луны. Не случайно у всех славянок были популярны и украшения-лунницы в форме серебряного или бронзового Месяца.
О дружбе северян и алано-булгар свидетельствуют традиции употребления северянами в пищу конины (что для большинства славян не характерно), совместное проживание (о чем говорят следы стоявших бок о бок с прямоугольными роменскими полуземлянками круглых жилищ - степных юрт) и частые находки на северянских поселениях посуды и вещей, характерных для алан.
Ведущими отраслями хозяйства радимичей, северян и кривичей было пашенное земледелие, высокоразвитое ремесло и торговля. Среди восточнославянских центров Брянщины в IX-X веках наиболее значимым был населенный пункт в 8 километрах ниже современного Трубчевска по Десне у нынешнего села Кветунь (возможно, что оно сохранило название древней столицы северян). Возле этой крупнейшей северянской крепости располагается и самый известный в Брянском крае курганный могильник, включвший более 3000 насыпей. Всего же древних курганных кладбищ известно в Брянской области больше ста.
Курганный могильник Кветунь (Трубчевский район)
Поселение северян
Поселения и могильники Роменской культуры на Брянщине исследовали археологи М.В. Воеводский, В.А. Падин, Ф.М. Заверняев, И.И. Ля-пушкин, В.Н. Гурьянов, Е.А. Шинаков и другие. Ими раскопаны городища в урочище Макча и в селе Кветунь близ Трубчевска, селища возле Выго-ничей, Хотылёво, в Бежичах, а также многочисленные курганы.