Страницасоюзы

Славянские племенные союзы VIII—X веков на территории Брянского края

Итак, Нестор доносит до нас имена двоих вождей удалых славян­ских «ватаг», пришедших в Брянские земли с запада: Вятко и Радим. Леген­дарны они или реальны, можно только гадать.

Радимичи - люди Радима - за­няли юго-запад и запад современной территории Брянской области (бассей­ны рек Ипути и Беседи).

Вятичи - люди Вятко - посели­лись в бассейне верхней Оки.

Третья группа пришельцев с за­пада «седоша по Десне, и по Семи и по Суле, и нарекошеся север», - отме­чал Нестор. Племенное название се­верян - не славянское, а иранское, от слова «seu» - «черный». Видимо, «северами» их называло дружественное им ираноязычное племя алано-булгар, живших на северных окраинах Ха­зарского каганата. И радимичи, и вятичи, и северяне, утверждал Нестор, как и их предшественники, платили дань хазарам по «серебряной монете и по белке от дыма» (то есть с очага, от одной семьи).

Археологи сумели дополнить летописную информацию Нестора, установив, что на севере Брянского края, в современных Рогнединском, Дубровском и Дятьковском районах проходила южная граница расселе­ния племени смоленских кривичей.

Откуда нам столь точно известны границы расселения славянских племён? Ведь Нестор указывал их приблизительно. На протяжении не­скольких десятилетий археологи Брянского государственного универси­тета работают над уточнением карты расселения славянских племён на территории области.

Нам известно, что радимичи и северяне в VIII в. приносят в наш край Роменскую археологическую культуру, названную так по г. Ромны в Украине. Все «роменцы» вручную, без гончарного круга лепили грубую глиняную посуду, украшая горшки и сковородки защипами по венчику и оттисками «гусеничного штампа» - веревочки, намотанной на палочку.

Практически одинаковыми были на всей территории названных пле­мён орудия труда, бытовые вещи. Однако у каждого племени были свои особенные украшения - перстни, подвески, а в особенности - женские бронзовые или серебряные височные кольца, которые крепились ленточ­ками или ремешками у висков или как серьги непосредственно продева­лись в уши.

Височные кольца и другие украшения были для язычников обере­гами: считалось, что они способны защитить хозяев от злых духов и чар. Обломки таких украшений встречаются и на поселениях в мусоре, но наиболее хорошо сохраняются в погребениях под курганами.

При раскопках курганов находят шейные обручи-гривны, браслеты, перстни, кольца, поясные пряжки; ожерелья из различных бусин: из цвет­ного стекла, хрустальных, сердоликовых, янтарных, серебро- и золотосте-клянных. Входили в состав ожерелий и серебряные монеты - например, денарии императоров Священной Римской империи Отгона I и Генриха I, датского короля Кнута Великого, дирхемы правителей Арабского Хали­фата и другие.

Учёные, сопоставляя летописные известия с археологическими на­ходками, давно определили, какая форма височных колец соответствует тому или иному племени. Женщины-северянки носили, например, височ­ные кольца в форме спирали (символ Солнца) или же семилучевые с орна­ментом. Женщины радимичей предпочитали семилучевые височные коль­ца без орнамента и подвески-турицы с изображением бычьей головы, а женщины кривичей использовали простые большие проволочные кольца, а в ожерелья включали бронзовые фигурки сказочных коней. Повторяю­щееся число «семь» считалось магическим - именно столько дней прохо­дит между сменами фаз Луны. Не случайно у всех славянок были популяр­ны и украшения-лунницы в форме серебряного или бронзового Месяца.

О дружбе северян и алано-булгар свидетельствуют традиции упо­требления северянами в пищу конины (что для большинства славян не характерно), совместное проживание (о чем говорят следы стоявших бок о бок с прямоугольными роменскими полуземлянками круглых жилищ - степных юрт) и частые находки на северянских поселениях посуды и вещей, характерных для алан.

Ведущими отраслями хозяйства радимичей, северян и кривичей было пашенное земледелие, высокоразвитое ремесло и торговля. Среди восточнославянских центров Брянщины в IX-X веках наиболее значимым был населенный пункт в 8 километрах ниже современного Трубчевска по Десне у нынешнего села Кветунь (возможно, что оно сохранило название древней столицы северян). Возле этой крупнейшей северянской крепости располагается и самый известный в Брянском крае курганный могильник, включвший более 3000 насыпей. Всего же древних курганных кладбищ известно в Брянской области больше ста.

Курганный могильник Кветунь (Трубчевский район)

Поселение северян

Поселения и могильники Роменской культуры на Брянщине исследо­вали археологи М.В. Воеводский, В.А. Падин, Ф.М. Заверняев, И.И. Ля-пушкин, В.Н. Гурьянов, Е.А. Шинаков и другие. Ими раскопаны городища в урочище Макча и в селе Кветунь близ Трубчевска, селища возле Выго-ничей, Хотылёво, в Бежичах, а также многочисленные курганы.