Страницасоветский

Архитектура - Брянск советский

Архитектурная жизнь была кипучей — возникли десятки различных архитектурных обществ и объединений, проводились конкурсы на разработку проектов новых типов общественных зданий, таких как Дворец труда в Москве. Проектные предложения обсужда­лись на бесчисленных дискуссиях. В это время начинают вырисовываться новые архитектурные образы советской архитектуры. Пафос социалисти­ческого созидания охватывает сферу архитектуры и строительства. Совет­ская архитектура в этот период становится ведущей в мире. Выдающиеся прогрессивные архитекторы Западной Европы и Америки приезжают в нашу страну, участвуют в конкурсах, строят здания.

С началом восстановительного периода быстро возрастает значение Брян­ска и Бежицы, как промышленных центров и крупного железнодорожного узла. Поселок Бежица становится городом. Брянск расширяет свои грани­цы. Он включает в свой состав пристанционные поселки, быстро выросшие в Володарский и Фокинский районы города.

В это время в Брянске строятся крупные по его масштабам здания, кото­рые положили начало преобразованию лица города, ставшего в 1920 году, впервые за свою историю, губернским. Основным градостроительным ме­роприятием явилась реконструкция центра.

Случилось так, что Брянск оказался первым городом республики, где решено было не на бумаге, а в действительности осуществить новый тип здания для размещения советских органов власти — Дом Советов. В 1925 году газета «Брянский рабочий» писала: «История постройки ненова... Еще в 1921 году по заданию Губисполкома архитектором Лебедевым был со­ставлен эскиз постройки «Дома Советов», но ввиду большого типа требова­лись колоссальные средства, постройку осуществить не удалось».

Однако три года спустя губисполком нашел эти средства, и весной 1925 года начато строительство. За год до этого Брянский губисполком объявил в Москве Всероссийский конкурс на разработку проекта. Конкурс привлек широкий круг участников. Победителем его оказался московский архитек­тор-художник А. 3. Гринберг. Его проект был принят для строительства. На месте постройкой руководил инженер-архитектор М.Г. Шилянский.

В канун девятой годовщины Великого Октября здание Дома Советов и в комплексе с ним построенное здание Гостеатра — «Зала съездов и конфе­ренций» — на 1200 мест было торжественно открыто. Построенное в неви­данно короткий срок — менее двух лет — это здание привлекло внимание центральной печати. В газетах «Вечерняя Москва» и «Известия» были опуб­ликованы статьи, посвященные строительству Дома Советов в Брянске: «... В Брянске заканчивается строительство Дома Советов, которому пред­стоит до известной степени стать образцом строительства для всей страны... Это — грандиозное сооружение в 60 тысяч кубических метров...» («Вечер­няя Москва», 19.x.1926 г.).

Здание Дома Советов: -  проект А.З. Гринберга был принят к строительству.

Вторую премию жюри конкурса присудило проекту, поданному под деви­зом «Силикат». Его автором был академик архитектуры И.А.Фомин — изве­стный еще до революции большой мастер неоклассического направления. Проект Дома Советов в Брянске по времени пришелся на переломный в творчестве мастера период. В это время И.А. Фомин ищет новые пути ис­пользования классических традиций, посредством их переработки пытает­ся создать «пролетарскую классику» — новый стиль эпохи. Проектируя Дом Советов в Брянске, он стремился найти свежий, созвучный эпохе образ советского административного здания, идя по пути предельного упроще­ния архитектуры. Но где-то мастером была утрачена мера простоты и упро­щение перешло в обеднение архитектуры. Это привело к утрате вырази­тельности и масштабности здания. Принятое развитие объемов здания в глубь участка вокруг внутреннего двора, параллельного улице Фокина, не было активным по отношению к предположенной перед ним площади, так как открывалось на нее сравнительно небольшим входящим углом. Это не помогло и успешному выявлению образа советского административного здания, и правильному градостроительному решению площади.

О втором конкурсном проекте Брянского Дома Советов говорим с жела­нием дать почувствовать характер архитектурных поисков той, ныне отда­ленной от нас эпохи, полной трудностей и материальных лишений, но пре­исполненной революционного творческого горения, местопроявлением которого у нас стала застройка городской площади Брянска.

Последующие годы принесли другие крупные штрихи лицу застройки цен­тра города. По проектам А.З. Гринберга к десятилетию Октября построено здание поликлиники, Дом банков и промышленности (1928 год), Дом связи (1931 год), три жилых дома горисполкома на улицах К. Маркса и Фокина (1928-1929 годы), памятник В.И. Ленину на площади его имени и сквер при нем.

Здание поликлиники занимает северный внутренний угол площади К. Маркса и угол улицы Советской*, пересекающей площадь. Объемное по­строение подсказано местом расположения и существовавшей тогда заст­ройкой площади. Оно сочетает три корпуса, расположенных последовательно перпендикулярно друг другу. Равновесие их масс достигалось размещени­ем двух, высотой по первому этажу, портиков на массивных столбах с бал­конами, которые выделяли входы в здание с площади и с улицы Советской.

Дом связи: -  Он построен на территории бывшего там до революции «Сада общества трезвости». В 1945-1946 годах восстановлен после пожара в военные годы. В 1962-1964 годах над левой частью здания надстроен третий этаж, оно соединено с зданием поликлиники. Эти дополнения очень сильно нарушили пропорциональный строй первоначального решения, при­дав зданию грузность и лишив остроты его объемную композицию. А она была ярко выразительной. Крупные помещения — операционные залы, рас­положенные в правой части здания, образовали более высокий угловой объем. Из него выступает несколько вперед узкий ризалит с нишей главно­го входа и лестницей, вертикальной лентой окна еще более увеличиваю­щий свою высоту. Операционные залы выделены на фасадах большими окнами и угловым балконом, некогда украшенным крупными рельефными буквами надписи «почта, телеграф, телефон» (не сохранился). В левой ча­сти размещены технические помещения. Они, в соответствии с их назначе­нием, снабжены узкими щелевидными окнами, группы небольших служеб­ных помещений — малыми окнами, прямоугольными и квадратными. Раз­нообразие объемов и проемов создает интересные контрасты в архитекту­ре фасадов, необычность образа технико-административного здания.

Комплекс из трех жилых домов горисполкома, окаймляющий с трех сто­рон один из центральных кварталов города по улицам К. Маркса, Фокина и Луначарского, является первым крупным ансамблем пятиэтажных много­квартирных домов нового, прогрессивного для 1920-х годов секционного типа. Его лаконичная архитектура, лишенная декора и измельченности, рас­члененная плоскими прямоугольными эркерами, несколько возвыша­ющимися над карнизами, в соответствии с делениями домов на секции, строгая и монументальная, отражала образ жилого здания той суровой эпохи. При восстановлении после пожара военных лет фасадам домов приданы не нужные им штукатурные плоскорельефные украшения по эр­керам и по первым этажам.

Ансамбль зданий центра города завершился в 1929 году установкой па­мятника В.И. Ленину в сквере, находящемся против здания съездов и кон­ференций (скульптор ОД. Меркуров и архитектор А.3. Гринберг). Памятник придал законченное идейное содержание главной площади города. К сожа­лению, этот первый крупный памятник вождю в Брянске был уничтожен фашистскими оккупантами. От него сохранился лишь постамент, на котором в 1946 году была установлена другая скульптура В.И. Ленина, выполненная по модели скульптора Г.В. Нерода.

Первый в советские годы генеральный план Брянска, разработанный в Бюро планировки городов Картоиздательства НКВД РСФСР профессором В.Н. Семеновым и архитектором В.А. Пашковым в 1929 году, был представ­лен на рассмотрение губисполкому. Последним была поставлена задача пла­нировочного объединения двух городов Брянска и Бежицы в один. По это­му генплану численность населения города определялась на 1954 год в 221 тысячу человек.

Очень интересен естественным сочетанием своей внутренней органи­зации и внешним ее архитектурным отображением другой памятник эпохи конструктивизма — двухзальный кинотеатр «Победа». Построенный в 1932 году, он являлся первым крупным кинотеатром в области. Его композици­онное построение своеобразно. Два зала, торцами обращенные друг к дру­гу, раздвинуты на величину вестибюля-фойе, под которым в цокольном эта­же размещены фойе с буфетом, киосками и служебными помещениями. Широкие открытые лестницы связывают все эти помещения в уровне вто­рого этажа с входами в залы через наклонные галереи, спускающиеся от фойе к внешним торцам здания.

Фасады здания привлекают взор «льющимися» линиями и плоскостями —наклонными, горизонтальными, фронтальными и диагональными, что со­общает динамичность облику здания. Динамика усиливается контрастом лен­точного остекления галерей с глухими стенами залов. Как и многие другие, здание кинотеатра в годы войны горело. Восстановлено в 1947 году с неко­торым обогащением архитектуры: глухие стены фасадов облицованы кир­пичом, уложенным «поребриком», интерьеры отделаны заново. В I960 году со стороны парка Пушкина пристроен третий зрительный зал. Его торец ук­рашен барельефом «Мир» работы скульптора Г. П. Пензева.

Ярким примером жилого дома, построенного в 1930-е годы в стиле конструктивизма, является дом по ул. Ill Интернационала. Его архитекту­ра — это характерная для конструктивизма эстетика прямоугольных плос­костей и прямых линий. Объемы лестничных клеток, выведенные на улич­ные фасады и поднятые над карнизом, оригинальное, гостеприимно рас­пахнутое объятье углового входа, балконы в фасадных нишах и ступен­чатый выразительный парапет над углом здания создают запоминающий­ся образ дома. Этому не мешают мелкие «обогащения» фасадов дета­лями, взятыми из арсенала ретроспективной классики, при послевоен­ном восстановлении дома.

Два корпуса «Дома стахановца» № 3 и № 5 по бульвару 50-летия Октября — это образцы советской архитектуры 1936 года — периода её переориента­ции от стиля конструктивизма к освоению классического архитектурного на­следия, как его понимали в то время. Декор фасадов — пилястры, карниз с кронштейнами, треугольные фронтоны, решетки ограждения балконов — огрубленный ложноклассический ордер, с нарушением присущих ему про­порций и тонкости прорисовки сочетается с элементами конструктивизма, такими как вертикальное ленточное остекление лестничных клеток.

Жилых и общественных зданий в Бежице в 1920-30-е годы построено несколько. Они способствовали решительному изменению сложившегося в конце XIX — начале XX веков облику города, придав ему более крупный масштаб и усилив выразительность силуэта. Многие из этих зданий постра­дали во время Великой Отечественной войны, а после ее окончания вос­становлены с реконструкцией, полностью изменившей их первоначальный облик, принадлежавший стилю конструктивизма.

Немецко-фашистское нашествие не только прервало мирное строитель­ство на территории Брянской области, но и привело к разрушению и гибели большинства зданий в городах и рабочих поселках. Огнем войны сметены крупные районы городов, целые поселки и села. Захватчики взорвали и раз­рушили все промышленные здания, вывели из строя транспорт, сожгли почти три четверти общего количества жилых домов, уничтожили все культурно-просветительные учреждения.

Сразу же после освобождения Брянской области от фашистских окку­пантов начинается интенсивное восстановление городов, рабочих посел­ков и сел, разрушенных врагом.

Решением Советского правительства 1 ноября 1945 года город Брянск включен в число пятнадцати старейших русских городов, подлежащих пер­воочередному восстановлению.

М.И. Калинин обратился с письмом к советским архитекторам, в котором указывал на необходимость скорейшего восстановления разрушенных го­родов. Он рекомендовал восстанавливать их на основе современных науч­ных данных советского градостроительства, строить дома не только краси­выми, но прежде всего удобными для жизни и деятельности людей, восста­навливать города значительно улучшенными во всех отношениях по срав­нению с тем, чем они были до войны. Рабочие, строители, архитекторы и инженеры приняли эти указания и с энтузиазмом трудились на восстанови­тельных работах.

В Брянске организуется несколько проектных организаций, приезжают демобилизованные из Советской армии архитекторы, инженеры и техники, молодые специалисты. Требуется много работников проектного дела, что­бы обеспечить проектами широкий фронт строительства.

В Москве в институте проектирования городов (Гипрогор) в 1946 году разрабатывается и утверждается правительством генеральный план горо­дов Брянска и Бежицы — научно-проектный документ развития этих горо­дов на двадцать предстоящих лет, предусматривающий возможность соеди­нения их в будущем в один город (архитектор В.А. Пашков).

По этому плану предусмотрено самостоятельное градостроительное раз­витие обособленных районов — Советского, Володарского и Фокинского — с расширением транспортных связей между ними.

Но вернемся к основному документу — к генплану города 1946 года. В значительной мере он осуществлялся в строительстве. После успешно и быстро проведенных восстановительных работ в конце 1940-х - начале 1950-х годов в Брянске строится целый ряд общественных и жилых зданий. Почти полностью завершается застройка исторического центра города.

На площади К. Маркса первым зданием из построенных после Великой Отечественной войны было здание областного комитета КПСС. Его проек­тировал архитектор Б.П. Шавырин — в то время главный архитектор Брянс­ка. Здание заменило собой очень сильно разрушенное одноэтажное здание Орловского коммерческого банка начала века. Внешняя архитектура вос­крешает традиции русского классицизма первой трети XIX века. Многие счи­тали, и не без оснований, что для застройки разрушенных русских городов, в том числе и Брянска, наиболее подходяща именно такая архитектура, ко­торая органично впишется в их облики.

Здание одним концом примыкает к корпусу бывшей женской гимназии, построенной архитектором Н. А. Лебедевым в началеXX века. Другим торцом выходит на улицу Советскую. Предполагалось фасад здания гимназии одеть в классицистические одежды и, таким образом, изменить характер архитекту­ры площади в пользу классицизма. Такая же участь ожидала и здание бывших винных складов. Торцы зданий склада и обкома КПСС — друг против друга — имелось в виду украсить одинаковыми портиками. Эти портики должны были создать своеобразные пропилеи — парадный вход на площадь К. Маркса. Идея осуществилась лишь наполовину и ждет завершения в будущем.

Главный фасад здания, обращенный к площади, выполнен близко к клас­сицистическим образцам. Его центр выделяется традиционным портиком над главным входом с шестью коринфскими колоннами, который придает зданию общественный, представительный характер.

В 1953-1955 годах со стороны двора сделана к зданию пристройка. В ней разместился большой колонный зал заседаний с парадно сделанными фойе и вестибюлем отдельного входа. Проект пристройки выполнен архитектором-художником В.Н. Городковым и инженером-конструктором М.И. Ивановым.

На углу улиц Луначарского и Фокина, облицованный розовым кирпичом, стоит четырех-пятиэтажный дом. Он входит в панораму центра города и играет роль в ритмичном нарастании высотности домов улицы Луначарско­го от Судков к улице Советской, от трехэтажной — к пятиэтажной застройке, к неосуществленным башням. Проект этого дома составлен архитектором А.А. Саломахиным. Следующее здание по улице Фокина — Дом профсою­зов, построенный по проекту архитекторов А.И. Гуроваи Н.В. Куспака. Фасад Дома профсоюзов с типичным классицистическим обликом довольно удач­но выражает административный характер здания. Этому способствует чет­кий ритм ионических пилястр, объединяющих три верхних этажа с двухсвет­ным залом заседаний на третьем и четвертом этажах.

По сторонам спроектированного московским архитектором Г.Н. Зелене-ным и построенного в 1949 году кинотеатра «Октябрь» возведены два зда­ния: Дом книги слева и жилой дом № 37 справа от него. Оба дома построены по проектам архитектора-художника В.Н. Городкова. Совместно с кинотеат­ром они образовали небольшой архитектурный ансамбль. От него начина­ется самая короткая улица центра — улица Карла Маркса, пересекающая одноименную площадь*.

Следующее здание, выходящее главными фасадами на проспект Лени­на и улицу Фокина, — административное здание МВД (архитектор Г.И. Спири­донов) — более высокое, выводит застройку улицы Фокина на театральную площадь. В этом ему помогает еще одно здание — здание Центрального универмага. «Подвязанный» своей высотой и протяженностью по проспек­ту Ленина к административному зданию универмаг, заменивший малоцен­ную одно-двухэтажную застройку, оформил южную сторону театральной площади и участок проспекта Ленина от площади до Нижнего Судка. Его внешняя архитектура отражает переход от ретроспективной классики к на­ступившей позднее эпохе экономичной, но бездуховной и лапидарной архитектуры. Первая очередь универмага с угловым главным входом про­ектировалась архитектором В. Н. Городковым, вторая очередь с входом со стороны Судка — архитектором А.А. Саломахиным.

В эти же годы застраиваются пустыри, оставленные городу войной в цен­тральной части улицы Горького. Первым в 1946 году восстанавливается по проекту архитектора Б.П. Шавырина жилой дом на углу улиц К. Маркса и М. Горького. Напротив его, несколько позже, строится новое здание коопе­ративного техникума, проект которого выполнен архитекторами ГА. Гвозди­ковым и В.Н. Городковым. С некоторым отступом от красной линии улицы Горького против улицы К. Маркса строится Дом пионеров (ныне театр юных зрителей). Он сооружен по повторному проекту аналогичного здания в Ря­зани с приспособлением и некоторыми переделками его для местных усло­вий архитектором А.А. Саломахиным.

В Бежицком районе восстановлен с полной реконструкцией на фунда­ментах своего предшественника, разрушенного войной, пышно украшен­ный декоративными деталями, башней и шпилем вокзал станции Орджони-кидзеград (архитектор Кулагин).

В Советском районе коробка сгоревшей мужской гимназии на улице Ка­линина перестраивается для Дома культуры коммунальных предприятий. В архитектуре нового главного фасада просматриваются несколько запозда­лые следы влияния «советской классики» академика архитектуры И.А. Фо­мина — цилиндрические, прижатые друг к другу парные колонны с общей капителью. Архитектура, не лишенная величавости и выразительных про­порций. Ее автор архитектор-художник А.Э.Фридман.

В Фокинском районе построен значительный по объему Дворец культу­ры железнодорожников, размещенный на зарождающейся районной пло­щади. Спроектировал его известный московский архитектор Я.А. Корнфельд. Главный и боковые фасады опоясаны двухъярусной колоннадой, над вхо­дом эффектно выделяющейся лоджией. Здание стало главным архитектур­ным акцентом новой площади.

Уничтоженный пожаром войны Дворец культуры машиностроительного завода в Бежице полностью реконструирован во внутренней планировке и особенно во внешней архитектурной обработке. Следов бывшего конст­руктивистского здания почти не осталось, если не считать открытых галерей и некоторых элементов, закамуфлированных ложноклассическими деталя­ми. Зданию придан новый облик нарядными декоративными деталями в формах модернизированной классики.

Перед главным входом в здание устроен портик на восьми стройных колоннах слитыми металлическими капителями и круглыми пьедестала­ми. Из металла сделаны и другие элементы фасадов — капители столбов открытых фойе-галерей, шпицы на сценической коробке, решетки ог­раждений и другие детали декора. Применение металлического литья в отделке фасадов, видимо, должно было конкретизировать образ обще­ственного здания, вплоть до прочтения его принадлежности машиностро­ительному заводу.

Во всех районах наряду с восстановлением разрушенных строится все больше и больше новых жилых домов. Особенно крупномасштабное стро­ительство производится в Бежицком и Советском районах города.

В 1953 году город Бежица стал районом города Брянска.

В 1950-х годах в местной проектной организации дважды корректировал­ся генеральный план 1946 года. Рост промышленности, жилищного строи­тельства и строительства общественных зданий, увеличение населения го­рода большими темпами, чем это предусматривалось в первом послевоен­ном генплане, вызывали необходимость текущей корректировки его. Руко­водил этой работой главный архитектор города Б.П. Шавырин. В проектной организации — главный архитектор проекта В.Н. Городков и руководитель бригады архитектор Н.В. Куспак.

Примитивная застройка участков, самых ценных для облика Советского района — древнего ядра города, объясняется отсутствием детальных про­ектов, которые обычно разрабатываются на основные части генерального плана и служат его точному воплощению. Этого почти не было. Как след­ствие — ряд градостроительных ошибок нарушил композиционную чистоту исторического силуэта города: постановка четырех-пятиэтажных домов и производственных корпусов по гребню высокого берега; гостиницы «Брянск», «задавившей» своим объемом рядом стоящие памятники архи­тектуры; обезображен речной фасад города бездумной застройкой разно­великими домами, поставленными случайно на одной части набережной, и хаосом мелких складских и производственных построек, отделивших город от реки, в другой части ее. Ну, а что же рекомендовал новый генплан? Он был начат разработкой в 1958 году. У его колыбели в Московском институте проектирования городов (Гипрогор) находился уже известный нам архитек­тор В.А. Пашков и архитектор Ф.И. Янсон.

Этот генплан развил и углубил решения предыдущего проекта — плани­ровочными средствами смягчить территориальную разобщенность четы­рех городских районов. В нем дано единое решение городского транспорта, инженерных сетей, использование пойменных и прибрежных территорий, намечено увеличение более чем в семь раз удельного веса многоэтажной застройки, которая отныне должна производиться микрорайонами и укруп­ненными кварталами, дана комплексная схема организации пригородной лесопарковой зоны и многое другое. В осуществление этого плана росли и развивались существующие предприятия и возникали новые, среди кото­рых домостроительный комбинат и другие предприятия стройиндустрии, обеспечивающие выполнение государственных планов по жилищному стро­ительству. Последнее в 1960-е годы приобрело невиданно широкий масш­таб. Застройка идет во всех частях города, особенно на свободных террито­риях, где возникают крупные микрорайоны многоэтажных жилых домов и зданий общественного назначения. Постройка их ведется современными индустриальными методами, путем монтажа элементов и конструкций, вы­пускаемых брянскими предприятиями стройиндустрии, развивается круп­ноэлементное домостроение.

С Октябрьского моста, как, впрочем, и со всей новой дамбы, с привок­зальной площади, из окон следующих через Брянск поездов открывается отличный вид на панораму древнего города. Особенно на правую часть ее с Покровской и Петровской горами, бывшей Ямской слободой и на рощу «Соловьи».

Урочище «Соловьи» — живописное, исстари излюбленное место отдыха горожан — удобно расположено в центре Брянска между Советским и Бе-жицким районами, соседствуя с Володарским. Оно словно предназначено для создания здесь общегородского комплекса отдыха.

Проект Центрального парка культуры и отдыха выполнен в 1959-1967 годах архитектором-художником В.Н. Городковым. Тогда же были сделаны первые заметные шаги по его осуществлению.

Парки — не здания. Их устройство охватывает многие годы, иногда десяти­летия, так как связано с живой природой, медленно изменяющейся во вре­мени, со строительством многих объектов разного назначения и характера архитектуры и конструкций, с развитием многообразия массовой культурно-воспитательной, спортивной работы, зрелищных устройств и многого друго­го. Парк проектировался совместно с общегородским стадионом. Они раски­нулись на живописной по рельефу и растительности территории в сто шест­надцать гектаров, заключенной между проспектом Ленина и рекой Десной.

Парк начинается просторной полукруглой площадью главного входа с про­спекта. Отсюда широкая аллея Героев ведет внутрь территории по направ­лению к реке. Справа от аллеи намечался стадион с трибунами по склонам оврага на 26 тысяч зрителей. Гигантская чаша стадиона вписывалась в как будто бы специально для этого созданный здесь природой овраг. По соседству —здание техникума физической культуры. Слева от аллеи, неда­леко от входа в парк должен был разместиться детский сектор со своими площадками, открытым театром, кафе и прочим. Ниже его по Селецкой бал­ке площадка пионерского костра, сборов следопытов, юннатов, а зимой — катки, русские ледяные горы. Второй детский сектор должен быть сделан на нижней, прибрежной территории парка, к которой подходит древняя улица Калинина. Широкая полоса аллеи Героев длиной 450 метров разделена цве­точными партерами натри части. Средняя предназначалась для скульптур­ных изображений Героев революции, Гражданской и Великой Отечествен­ной войн, Героев труда. Аллея замыкается Курганом Бессмертия. За ним она, несколько меняя направление, приводит к площади выставок, а затем в зону зрелищ и аттракционов. Здесь аллея дважды пересекается коль­цевыми аллеями, окаймляющими площадь с фонтаном. Внутренняя аллея

это аллея Роз; внешняя — прогулочная. С нее открывается вид на Десну и пойму, лесопарк, части города и заречные дали. Она связывает площадки аттракционов, спортивных игр, танцев, поле массовых действий, кафе, па­вильоны, зеленый театр, лыжный трамплин и слаломный спуск. Дальше уча­сток главной аллеи заменен широкой парадной лестницей спуска к нижнему входу в парк с улицы Калинина, к Десне.

В 1968 году воздвигнут Курган Бессмертия.

Это памятник во славу тех, кто погиб на Брянской земле, защищая ее от врагов. Он сооружен по инициативе и трудом комсомольцев города. В основание кургана положена капсула с письмом-обращением к комсомольцам 2016 года.

Курган Бессмертия стал идейным и композиционным центром нагорной части парка. Одновременно он играет важную градостроительную роль в об­щей панораме исторического города, утратившей часть высотных доминант на своем правом фланге. Он стал новым архитектурным акцентом ее силуэта. Со стороны проспекта Ленина (ныне ул. Дуки) он придал мемориальное со­держание парку, получившему наименование «Центральный парк культуры и отдыха имени 50-летия Советской власти» (современное название — Цент­ральный парк культуры и отдыха им. 1000-летия Брянска.—Прим. составителя).

Курган имеет вид пятигранной усеченной пирамиды высотой одиннадцать метров. С четырех сторон она охвачена гранитными лестницами, ведущими на верхнюю видовую площадку. У начала лестниц мраморная стена с памят­ной надписью. Откосы насыпи кургана покрыты травяным ковром. Холм кур­гана замыкает перспективу первого, парадного, участка главной аллеи. В кон­це его, перед курганом, проектировалось устройство водяного зеркала — восьмигранного бассейна. Аллея Героев с двух сторон обрамлена посадками кленов, сгруппированными около круглых площадок отдыха. Крупный ритм кленовых «букетов» соответствует масштабу открытого пространства парте­ра перед курганом и придает известную торжественность на подходе к нему.

Выбор места и сооружение Кургана Бессмертия с лестницами всхода на него осуществлено по проекту архитектора-художника В.Н.Городкова —ав­тора проекта Центрального парка культуры и отдыха и стадиона. Восемь лет спустя, в 1976 году, на верхней площадке кургана построена объемная звез­да, состоящая из пяти трехлучевых элементов, соединенных чеканным коль­цом-поясом. Это завершение спроектировал архитектор В.А. Тепляков.