Архитектура - Брянск советский
Архитектурная жизнь была кипучей — возникли десятки различных архитектурных обществ и объединений, проводились конкурсы на разработку проектов новых типов общественных зданий, таких как Дворец труда в Москве. Проектные предложения обсуждались на бесчисленных дискуссиях. В это время начинают вырисовываться новые архитектурные образы советской архитектуры. Пафос социалистического созидания охватывает сферу архитектуры и строительства. Советская архитектура в этот период становится ведущей в мире. Выдающиеся прогрессивные архитекторы Западной Европы и Америки приезжают в нашу страну, участвуют в конкурсах, строят здания.
С началом восстановительного периода быстро возрастает значение Брянска и Бежицы, как промышленных центров и крупного железнодорожного узла. Поселок Бежица становится городом. Брянск расширяет свои границы. Он включает в свой состав пристанционные поселки, быстро выросшие в Володарский и Фокинский районы города.
В это время в Брянске строятся крупные по его масштабам здания, которые положили начало преобразованию лица города, ставшего в 1920 году, впервые за свою историю, губернским. Основным градостроительным мероприятием явилась реконструкция центра.
Случилось так, что Брянск оказался первым городом республики, где решено было не на бумаге, а в действительности осуществить новый тип здания для размещения советских органов власти — Дом Советов. В 1925 году газета «Брянский рабочий» писала: «История постройки ненова... Еще в 1921 году по заданию Губисполкома архитектором Лебедевым был составлен эскиз постройки «Дома Советов», но ввиду большого типа требовались колоссальные средства, постройку осуществить не удалось».
Однако три года спустя губисполком нашел эти средства, и весной 1925 года начато строительство. За год до этого Брянский губисполком объявил в Москве Всероссийский конкурс на разработку проекта. Конкурс привлек широкий круг участников. Победителем его оказался московский архитектор-художник А. 3. Гринберг. Его проект был принят для строительства. На месте постройкой руководил инженер-архитектор М.Г. Шилянский.
В канун девятой годовщины Великого Октября здание Дома Советов и в комплексе с ним построенное здание Гостеатра — «Зала съездов и конференций» — на 1200 мест было торжественно открыто. Построенное в невиданно короткий срок — менее двух лет — это здание привлекло внимание центральной печати. В газетах «Вечерняя Москва» и «Известия» были опубликованы статьи, посвященные строительству Дома Советов в Брянске: «... В Брянске заканчивается строительство Дома Советов, которому предстоит до известной степени стать образцом строительства для всей страны... Это — грандиозное сооружение в 60 тысяч кубических метров...» («Вечерняя Москва», 19.x.1926 г.).
Здание Дома Советов: - проект А.З. Гринберга был принят к строительству.
Вторую премию жюри конкурса присудило проекту, поданному под девизом «Силикат». Его автором был академик архитектуры И.А.Фомин — известный еще до революции большой мастер неоклассического направления. Проект Дома Советов в Брянске по времени пришелся на переломный в творчестве мастера период. В это время И.А. Фомин ищет новые пути использования классических традиций, посредством их переработки пытается создать «пролетарскую классику» — новый стиль эпохи. Проектируя Дом Советов в Брянске, он стремился найти свежий, созвучный эпохе образ советского административного здания, идя по пути предельного упрощения архитектуры. Но где-то мастером была утрачена мера простоты и упрощение перешло в обеднение архитектуры. Это привело к утрате выразительности и масштабности здания. Принятое развитие объемов здания в глубь участка вокруг внутреннего двора, параллельного улице Фокина, не было активным по отношению к предположенной перед ним площади, так как открывалось на нее сравнительно небольшим входящим углом. Это не помогло и успешному выявлению образа советского административного здания, и правильному градостроительному решению площади.
О втором конкурсном проекте Брянского Дома Советов говорим с желанием дать почувствовать характер архитектурных поисков той, ныне отдаленной от нас эпохи, полной трудностей и материальных лишений, но преисполненной революционного творческого горения, местопроявлением которого у нас стала застройка городской площади Брянска.
Последующие годы принесли другие крупные штрихи лицу застройки центра города. По проектам А.З. Гринберга к десятилетию Октября построено здание поликлиники, Дом банков и промышленности (1928 год), Дом связи (1931 год), три жилых дома горисполкома на улицах К. Маркса и Фокина (1928-1929 годы), памятник В.И. Ленину на площади его имени и сквер при нем.
Здание поликлиники занимает северный внутренний угол площади К. Маркса и угол улицы Советской*, пересекающей площадь. Объемное построение подсказано местом расположения и существовавшей тогда застройкой площади. Оно сочетает три корпуса, расположенных последовательно перпендикулярно друг другу. Равновесие их масс достигалось размещением двух, высотой по первому этажу, портиков на массивных столбах с балконами, которые выделяли входы в здание с площади и с улицы Советской.
Дом связи: - Он построен на территории бывшего там до революции «Сада общества трезвости». В 1945-1946 годах восстановлен после пожара в военные годы. В 1962-1964 годах над левой частью здания надстроен третий этаж, оно соединено с зданием поликлиники. Эти дополнения очень сильно нарушили пропорциональный строй первоначального решения, придав зданию грузность и лишив остроты его объемную композицию. А она была ярко выразительной. Крупные помещения — операционные залы, расположенные в правой части здания, образовали более высокий угловой объем. Из него выступает несколько вперед узкий ризалит с нишей главного входа и лестницей, вертикальной лентой окна еще более увеличивающий свою высоту. Операционные залы выделены на фасадах большими окнами и угловым балконом, некогда украшенным крупными рельефными буквами надписи «почта, телеграф, телефон» (не сохранился). В левой части размещены технические помещения. Они, в соответствии с их назначением, снабжены узкими щелевидными окнами, группы небольших служебных помещений — малыми окнами, прямоугольными и квадратными. Разнообразие объемов и проемов создает интересные контрасты в архитектуре фасадов, необычность образа технико-административного здания.
Комплекс из трех жилых домов горисполкома, окаймляющий с трех сторон один из центральных кварталов города по улицам К. Маркса, Фокина и Луначарского, является первым крупным ансамблем пятиэтажных многоквартирных домов нового, прогрессивного для 1920-х годов секционного типа. Его лаконичная архитектура, лишенная декора и измельченности, расчлененная плоскими прямоугольными эркерами, несколько возвышающимися над карнизами, в соответствии с делениями домов на секции, строгая и монументальная, отражала образ жилого здания той суровой эпохи. При восстановлении после пожара военных лет фасадам домов приданы не нужные им штукатурные плоскорельефные украшения по эркерам и по первым этажам.
Ансамбль зданий центра города завершился в 1929 году установкой памятника В.И. Ленину в сквере, находящемся против здания съездов и конференций (скульптор ОД. Меркуров и архитектор А.3. Гринберг). Памятник придал законченное идейное содержание главной площади города. К сожалению, этот первый крупный памятник вождю в Брянске был уничтожен фашистскими оккупантами. От него сохранился лишь постамент, на котором в 1946 году была установлена другая скульптура В.И. Ленина, выполненная по модели скульптора Г.В. Нерода.
Первый в советские годы генеральный план Брянска, разработанный в Бюро планировки городов Картоиздательства НКВД РСФСР профессором В.Н. Семеновым и архитектором В.А. Пашковым в 1929 году, был представлен на рассмотрение губисполкому. Последним была поставлена задача планировочного объединения двух городов Брянска и Бежицы в один. По этому генплану численность населения города определялась на 1954 год в 221 тысячу человек.
Очень интересен естественным сочетанием своей внутренней организации и внешним ее архитектурным отображением другой памятник эпохи конструктивизма — двухзальный кинотеатр «Победа». Построенный в 1932 году, он являлся первым крупным кинотеатром в области. Его композиционное построение своеобразно. Два зала, торцами обращенные друг к другу, раздвинуты на величину вестибюля-фойе, под которым в цокольном этаже размещены фойе с буфетом, киосками и служебными помещениями. Широкие открытые лестницы связывают все эти помещения в уровне второго этажа с входами в залы через наклонные галереи, спускающиеся от фойе к внешним торцам здания.
Фасады здания привлекают взор «льющимися» линиями и плоскостями —наклонными, горизонтальными, фронтальными и диагональными, что сообщает динамичность облику здания. Динамика усиливается контрастом ленточного остекления галерей с глухими стенами залов. Как и многие другие, здание кинотеатра в годы войны горело. Восстановлено в 1947 году с некоторым обогащением архитектуры: глухие стены фасадов облицованы кирпичом, уложенным «поребриком», интерьеры отделаны заново. В I960 году со стороны парка Пушкина пристроен третий зрительный зал. Его торец украшен барельефом «Мир» работы скульптора Г. П. Пензева.
Ярким примером жилого дома, построенного в 1930-е годы в стиле конструктивизма, является дом по ул. Ill Интернационала. Его архитектура — это характерная для конструктивизма эстетика прямоугольных плоскостей и прямых линий. Объемы лестничных клеток, выведенные на уличные фасады и поднятые над карнизом, оригинальное, гостеприимно распахнутое объятье углового входа, балконы в фасадных нишах и ступенчатый выразительный парапет над углом здания создают запоминающийся образ дома. Этому не мешают мелкие «обогащения» фасадов деталями, взятыми из арсенала ретроспективной классики, при послевоенном восстановлении дома.
Два корпуса «Дома стахановца» № 3 и № 5 по бульвару 50-летия Октября — это образцы советской архитектуры 1936 года — периода её переориентации от стиля конструктивизма к освоению классического архитектурного наследия, как его понимали в то время. Декор фасадов — пилястры, карниз с кронштейнами, треугольные фронтоны, решетки ограждения балконов — огрубленный ложноклассический ордер, с нарушением присущих ему пропорций и тонкости прорисовки сочетается с элементами конструктивизма, такими как вертикальное ленточное остекление лестничных клеток.
Жилых и общественных зданий в Бежице в 1920-30-е годы построено несколько. Они способствовали решительному изменению сложившегося в конце XIX — начале XX веков облику города, придав ему более крупный масштаб и усилив выразительность силуэта. Многие из этих зданий пострадали во время Великой Отечественной войны, а после ее окончания восстановлены с реконструкцией, полностью изменившей их первоначальный облик, принадлежавший стилю конструктивизма.
Немецко-фашистское нашествие не только прервало мирное строительство на территории Брянской области, но и привело к разрушению и гибели большинства зданий в городах и рабочих поселках. Огнем войны сметены крупные районы городов, целые поселки и села. Захватчики взорвали и разрушили все промышленные здания, вывели из строя транспорт, сожгли почти три четверти общего количества жилых домов, уничтожили все культурно-просветительные учреждения.
Сразу же после освобождения Брянской области от фашистских оккупантов начинается интенсивное восстановление городов, рабочих поселков и сел, разрушенных врагом.
Решением Советского правительства 1 ноября 1945 года город Брянск включен в число пятнадцати старейших русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению.
М.И. Калинин обратился с письмом к советским архитекторам, в котором указывал на необходимость скорейшего восстановления разрушенных городов. Он рекомендовал восстанавливать их на основе современных научных данных советского градостроительства, строить дома не только красивыми, но прежде всего удобными для жизни и деятельности людей, восстанавливать города значительно улучшенными во всех отношениях по сравнению с тем, чем они были до войны. Рабочие, строители, архитекторы и инженеры приняли эти указания и с энтузиазмом трудились на восстановительных работах.
В Брянске организуется несколько проектных организаций, приезжают демобилизованные из Советской армии архитекторы, инженеры и техники, молодые специалисты. Требуется много работников проектного дела, чтобы обеспечить проектами широкий фронт строительства.
В Москве в институте проектирования городов (Гипрогор) в 1946 году разрабатывается и утверждается правительством генеральный план городов Брянска и Бежицы — научно-проектный документ развития этих городов на двадцать предстоящих лет, предусматривающий возможность соединения их в будущем в один город (архитектор В.А. Пашков).
По этому плану предусмотрено самостоятельное градостроительное развитие обособленных районов — Советского, Володарского и Фокинского — с расширением транспортных связей между ними.
Но вернемся к основному документу — к генплану города 1946 года. В значительной мере он осуществлялся в строительстве. После успешно и быстро проведенных восстановительных работ в конце 1940-х - начале 1950-х годов в Брянске строится целый ряд общественных и жилых зданий. Почти полностью завершается застройка исторического центра города.
На площади К. Маркса первым зданием из построенных после Великой Отечественной войны было здание областного комитета КПСС. Его проектировал архитектор Б.П. Шавырин — в то время главный архитектор Брянска. Здание заменило собой очень сильно разрушенное одноэтажное здание Орловского коммерческого банка начала века. Внешняя архитектура воскрешает традиции русского классицизма первой трети XIX века. Многие считали, и не без оснований, что для застройки разрушенных русских городов, в том числе и Брянска, наиболее подходяща именно такая архитектура, которая органично впишется в их облики.
Здание одним концом примыкает к корпусу бывшей женской гимназии, построенной архитектором Н. А. Лебедевым в началеXX века. Другим торцом выходит на улицу Советскую. Предполагалось фасад здания гимназии одеть в классицистические одежды и, таким образом, изменить характер архитектуры площади в пользу классицизма. Такая же участь ожидала и здание бывших винных складов. Торцы зданий склада и обкома КПСС — друг против друга — имелось в виду украсить одинаковыми портиками. Эти портики должны были создать своеобразные пропилеи — парадный вход на площадь К. Маркса. Идея осуществилась лишь наполовину и ждет завершения в будущем.
Главный фасад здания, обращенный к площади, выполнен близко к классицистическим образцам. Его центр выделяется традиционным портиком над главным входом с шестью коринфскими колоннами, который придает зданию общественный, представительный характер.
В 1953-1955 годах со стороны двора сделана к зданию пристройка. В ней разместился большой колонный зал заседаний с парадно сделанными фойе и вестибюлем отдельного входа. Проект пристройки выполнен архитектором-художником В.Н. Городковым и инженером-конструктором М.И. Ивановым.
На углу улиц Луначарского и Фокина, облицованный розовым кирпичом, стоит четырех-пятиэтажный дом. Он входит в панораму центра города и играет роль в ритмичном нарастании высотности домов улицы Луначарского от Судков к улице Советской, от трехэтажной — к пятиэтажной застройке, к неосуществленным башням. Проект этого дома составлен архитектором А.А. Саломахиным. Следующее здание по улице Фокина — Дом профсоюзов, построенный по проекту архитекторов А.И. Гуроваи Н.В. Куспака. Фасад Дома профсоюзов с типичным классицистическим обликом довольно удачно выражает административный характер здания. Этому способствует четкий ритм ионических пилястр, объединяющих три верхних этажа с двухсветным залом заседаний на третьем и четвертом этажах.
По сторонам спроектированного московским архитектором Г.Н. Зелене-ным и построенного в 1949 году кинотеатра «Октябрь» возведены два здания: Дом книги слева и жилой дом № 37 справа от него. Оба дома построены по проектам архитектора-художника В.Н. Городкова. Совместно с кинотеатром они образовали небольшой архитектурный ансамбль. От него начинается самая короткая улица центра — улица Карла Маркса, пересекающая одноименную площадь*.
Следующее здание, выходящее главными фасадами на проспект Ленина и улицу Фокина, — административное здание МВД (архитектор Г.И. Спиридонов) — более высокое, выводит застройку улицы Фокина на театральную площадь. В этом ему помогает еще одно здание — здание Центрального универмага. «Подвязанный» своей высотой и протяженностью по проспекту Ленина к административному зданию универмаг, заменивший малоценную одно-двухэтажную застройку, оформил южную сторону театральной площади и участок проспекта Ленина от площади до Нижнего Судка. Его внешняя архитектура отражает переход от ретроспективной классики к наступившей позднее эпохе экономичной, но бездуховной и лапидарной архитектуры. Первая очередь универмага с угловым главным входом проектировалась архитектором В. Н. Городковым, вторая очередь с входом со стороны Судка — архитектором А.А. Саломахиным.
В эти же годы застраиваются пустыри, оставленные городу войной в центральной части улицы Горького. Первым в 1946 году восстанавливается по проекту архитектора Б.П. Шавырина жилой дом на углу улиц К. Маркса и М. Горького. Напротив его, несколько позже, строится новое здание кооперативного техникума, проект которого выполнен архитекторами ГА. Гвоздиковым и В.Н. Городковым. С некоторым отступом от красной линии улицы Горького против улицы К. Маркса строится Дом пионеров (ныне театр юных зрителей). Он сооружен по повторному проекту аналогичного здания в Рязани с приспособлением и некоторыми переделками его для местных условий архитектором А.А. Саломахиным.
В Бежицком районе восстановлен с полной реконструкцией на фундаментах своего предшественника, разрушенного войной, пышно украшенный декоративными деталями, башней и шпилем вокзал станции Орджони-кидзеград (архитектор Кулагин).
В Советском районе коробка сгоревшей мужской гимназии на улице Калинина перестраивается для Дома культуры коммунальных предприятий. В архитектуре нового главного фасада просматриваются несколько запоздалые следы влияния «советской классики» академика архитектуры И.А. Фомина — цилиндрические, прижатые друг к другу парные колонны с общей капителью. Архитектура, не лишенная величавости и выразительных пропорций. Ее автор архитектор-художник А.Э.Фридман.
В Фокинском районе построен значительный по объему Дворец культуры железнодорожников, размещенный на зарождающейся районной площади. Спроектировал его известный московский архитектор Я.А. Корнфельд. Главный и боковые фасады опоясаны двухъярусной колоннадой, над входом эффектно выделяющейся лоджией. Здание стало главным архитектурным акцентом новой площади.
Уничтоженный пожаром войны Дворец культуры машиностроительного завода в Бежице полностью реконструирован во внутренней планировке и особенно во внешней архитектурной обработке. Следов бывшего конструктивистского здания почти не осталось, если не считать открытых галерей и некоторых элементов, закамуфлированных ложноклассическими деталями. Зданию придан новый облик нарядными декоративными деталями в формах модернизированной классики.
Перед главным входом в здание устроен портик на восьми стройных колоннах слитыми металлическими капителями и круглыми пьедесталами. Из металла сделаны и другие элементы фасадов — капители столбов открытых фойе-галерей, шпицы на сценической коробке, решетки ограждений и другие детали декора. Применение металлического литья в отделке фасадов, видимо, должно было конкретизировать образ общественного здания, вплоть до прочтения его принадлежности машиностроительному заводу.
Во всех районах наряду с восстановлением разрушенных строится все больше и больше новых жилых домов. Особенно крупномасштабное строительство производится в Бежицком и Советском районах города.
В 1953 году город Бежица стал районом города Брянска.
В 1950-х годах в местной проектной организации дважды корректировался генеральный план 1946 года. Рост промышленности, жилищного строительства и строительства общественных зданий, увеличение населения города большими темпами, чем это предусматривалось в первом послевоенном генплане, вызывали необходимость текущей корректировки его. Руководил этой работой главный архитектор города Б.П. Шавырин. В проектной организации — главный архитектор проекта В.Н. Городков и руководитель бригады архитектор Н.В. Куспак.
Примитивная застройка участков, самых ценных для облика Советского района — древнего ядра города, объясняется отсутствием детальных проектов, которые обычно разрабатываются на основные части генерального плана и служат его точному воплощению. Этого почти не было. Как следствие — ряд градостроительных ошибок нарушил композиционную чистоту исторического силуэта города: постановка четырех-пятиэтажных домов и производственных корпусов по гребню высокого берега; гостиницы «Брянск», «задавившей» своим объемом рядом стоящие памятники архитектуры; обезображен речной фасад города бездумной застройкой разновеликими домами, поставленными случайно на одной части набережной, и хаосом мелких складских и производственных построек, отделивших город от реки, в другой части ее. Ну, а что же рекомендовал новый генплан? Он был начат разработкой в 1958 году. У его колыбели в Московском институте проектирования городов (Гипрогор) находился уже известный нам архитектор В.А. Пашков и архитектор Ф.И. Янсон.
Этот генплан развил и углубил решения предыдущего проекта — планировочными средствами смягчить территориальную разобщенность четырех городских районов. В нем дано единое решение городского транспорта, инженерных сетей, использование пойменных и прибрежных территорий, намечено увеличение более чем в семь раз удельного веса многоэтажной застройки, которая отныне должна производиться микрорайонами и укрупненными кварталами, дана комплексная схема организации пригородной лесопарковой зоны и многое другое. В осуществление этого плана росли и развивались существующие предприятия и возникали новые, среди которых домостроительный комбинат и другие предприятия стройиндустрии, обеспечивающие выполнение государственных планов по жилищному строительству. Последнее в 1960-е годы приобрело невиданно широкий масштаб. Застройка идет во всех частях города, особенно на свободных территориях, где возникают крупные микрорайоны многоэтажных жилых домов и зданий общественного назначения. Постройка их ведется современными индустриальными методами, путем монтажа элементов и конструкций, выпускаемых брянскими предприятиями стройиндустрии, развивается крупноэлементное домостроение.
С Октябрьского моста, как, впрочем, и со всей новой дамбы, с привокзальной площади, из окон следующих через Брянск поездов открывается отличный вид на панораму древнего города. Особенно на правую часть ее с Покровской и Петровской горами, бывшей Ямской слободой и на рощу «Соловьи».
Урочище «Соловьи» — живописное, исстари излюбленное место отдыха горожан — удобно расположено в центре Брянска между Советским и Бе-жицким районами, соседствуя с Володарским. Оно словно предназначено для создания здесь общегородского комплекса отдыха.
Проект Центрального парка культуры и отдыха выполнен в 1959-1967 годах архитектором-художником В.Н. Городковым. Тогда же были сделаны первые заметные шаги по его осуществлению.
Парки — не здания. Их устройство охватывает многие годы, иногда десятилетия, так как связано с живой природой, медленно изменяющейся во времени, со строительством многих объектов разного назначения и характера архитектуры и конструкций, с развитием многообразия массовой культурно-воспитательной, спортивной работы, зрелищных устройств и многого другого. Парк проектировался совместно с общегородским стадионом. Они раскинулись на живописной по рельефу и растительности территории в сто шестнадцать гектаров, заключенной между проспектом Ленина и рекой Десной.
Парк начинается просторной полукруглой площадью главного входа с проспекта. Отсюда широкая аллея Героев ведет внутрь территории по направлению к реке. Справа от аллеи намечался стадион с трибунами по склонам оврага на 26 тысяч зрителей. Гигантская чаша стадиона вписывалась в как будто бы специально для этого созданный здесь природой овраг. По соседству —здание техникума физической культуры. Слева от аллеи, недалеко от входа в парк должен был разместиться детский сектор со своими площадками, открытым театром, кафе и прочим. Ниже его по Селецкой балке площадка пионерского костра, сборов следопытов, юннатов, а зимой — катки, русские ледяные горы. Второй детский сектор должен быть сделан на нижней, прибрежной территории парка, к которой подходит древняя улица Калинина. Широкая полоса аллеи Героев длиной 450 метров разделена цветочными партерами натри части. Средняя предназначалась для скульптурных изображений Героев революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, Героев труда. Аллея замыкается Курганом Бессмертия. За ним она, несколько меняя направление, приводит к площади выставок, а затем в зону зрелищ и аттракционов. Здесь аллея дважды пересекается кольцевыми аллеями, окаймляющими площадь с фонтаном. Внутренняя аллея
это аллея Роз; внешняя — прогулочная. С нее открывается вид на Десну и пойму, лесопарк, части города и заречные дали. Она связывает площадки аттракционов, спортивных игр, танцев, поле массовых действий, кафе, павильоны, зеленый театр, лыжный трамплин и слаломный спуск. Дальше участок главной аллеи заменен широкой парадной лестницей спуска к нижнему входу в парк с улицы Калинина, к Десне.
В 1968 году воздвигнут Курган Бессмертия.
Это памятник во славу тех, кто погиб на Брянской земле, защищая ее от врагов. Он сооружен по инициативе и трудом комсомольцев города. В основание кургана положена капсула с письмом-обращением к комсомольцам 2016 года.
Курган Бессмертия стал идейным и композиционным центром нагорной части парка. Одновременно он играет важную градостроительную роль в общей панораме исторического города, утратившей часть высотных доминант на своем правом фланге. Он стал новым архитектурным акцентом ее силуэта. Со стороны проспекта Ленина (ныне ул. Дуки) он придал мемориальное содержание парку, получившему наименование «Центральный парк культуры и отдыха имени 50-летия Советской власти» (современное название — Центральный парк культуры и отдыха им. 1000-летия Брянска.—Прим. составителя).
Курган имеет вид пятигранной усеченной пирамиды высотой одиннадцать метров. С четырех сторон она охвачена гранитными лестницами, ведущими на верхнюю видовую площадку. У начала лестниц мраморная стена с памятной надписью. Откосы насыпи кургана покрыты травяным ковром. Холм кургана замыкает перспективу первого, парадного, участка главной аллеи. В конце его, перед курганом, проектировалось устройство водяного зеркала — восьмигранного бассейна. Аллея Героев с двух сторон обрамлена посадками кленов, сгруппированными около круглых площадок отдыха. Крупный ритм кленовых «букетов» соответствует масштабу открытого пространства партера перед курганом и придает известную торжественность на подходе к нему.
Выбор места и сооружение Кургана Бессмертия с лестницами всхода на него осуществлено по проекту архитектора-художника В.Н.Городкова —автора проекта Центрального парка культуры и отдыха и стадиона. Восемь лет спустя, в 1976 году, на верхней площадке кургана построена объемная звезда, состоящая из пяти трехлучевых элементов, соединенных чеканным кольцом-поясом. Это завершение спроектировал архитектор В.А. Тепляков.