Страницасовести

О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 1991 год

— Свобода совести, свобода выбора убеждений, самостоятельного

определения своего отношения к религии всегда занимала важное место

в духовной жизни советских людей. Значительный интерес к этой проблеме

сохраняется и в настоящее время, в период перестройки общественной

жизни нашей страны. В связи с этим, Михаил Александрович, хотелось бы

услышать от вас, заместителя уполномоченного Совета по делам религий

по Брянской области, ответы на ряд вопросов. Прежде' всего хотелось бы

узнать, какие религиозные объединения действуют на сегодняшний день на

Брянщине?

— В области действуют 140 зарегистрированных в органах власти

и свыше 20 незарегистрированных религиозных объединений девяти

конфессий. В числе этих объединений 92 объединения Русской право-

славной церкви, 33 — евангельских христиан-баптистов, 2 — христиан

веры евангельской, 3 — иудеев, 9 — старообрядческий церквей трех

согласий, 1 — адвентистов седьмого дня, несколько объединении сто-

ронников Совета церквей евангельских хрнстиан-баптистов.

— Михаил Александрович, в нашей стране принят новый Закон

сО свободе-совести и религиозных организациях». Какие возможности он

открывает для религиозных организаций и верующих?

— Новый Закон не только декларирует, но и гарантирует свободу

совести и вероисповеданий. Государство обеспечивает конституционное

право каждого гражданина выбирать, иметь и распространять религи-

озные или атеистические убеждения. Новый Закон признает за релнги-

' 19

озными организациями права юридического лица, право на благотвори-

тельную и издательскую деятельность, право собственности, право

отправлять религиозные обряды и церемонии в квартирах, домах,

больницах, тюрьмах, в армии, право замены воинской службы альтерна-

тивной. На граждан, работающих в религиозных объединениях, включая

священнослужителей, распространены законы о труде, социальном

обеспечении и социальном страховании. Не подлежат налогообложению

все виды денежных поступлений от граждан, имущественные и финансо-

вые пожертвования.

В негосударственных учебных заведениях, на дому или при религиозных

объединениях может осуществляться преподавание вероучения. Предста-

вители религиозных объединений могут вести преподавание вероучения

в любом дошкольном и учебном заведении факультативно, по желанию

граждан.

Религиозные организации получили право учреждать производ-

ственные, реставрационные, художественные, сельскохозяйственные и

иные предприятия, обладающее правами юридического лица.

— Как выполняется принятый Закон, есть ли трудности в его

осуществлении?

— Верующие и священнослужители встретили Закон с одобрением. За

последние три года объединениям верующих возвращено 40 культовых

зданий; изъятых в 30 — 60 годы и используемых не по назначению,

выделены земельные участки под новое строительство в 12 селах и городах

области.

Большие трудности испытывают православные верующие, которым

вернули церковные здания в полуразрушенном или аварийном состоянии.

Восстанавливаются такие храмы за счет верующих, у которых на это еще

нет необходимых средств, строительных материалов. Считаю правильной

позицию тех хозяйственных руководителей, которые оказывают в этом деле

верующим гражданам помощь.

— Имеются ли в области религиозные экстремисты?

— Экстремистов в прямом смысле слова в области нет. Есть, особенно

среди протестантов, отдельные молодые люди, не доверяющие происходя-

щим переменам, призывающие своих единоверцев к обособлению.

В Комаричском и других районах группы верующих пятидесятников до сих

пор считают себя на нелегальном положении. Если в прошлом верующие

опасались административных мер, направленных на борьбу с религиозны-

ми убеждениями, то в настоящее время некоторые проповедники

испытывают боязнь, что скоро в административном порядке начнут

загонять людей в церкви.

— Михаил Александрович, строятся ли новые храмы, молитвенные

дома?

— С 1988 года, после празднования 1000-летия крещения Руси,

в области стали возвращать по требованию православных верующих

ранее изъятые у них храмы и регистрировать новые религиозные

объединения. На сегодняшний день к 40 ранее действовавшим церквям

зарегистрировано еще 50. В 12 населенных пунктах, где церковные здания

не сохранились, начато строительство новых. Это п. Навля, г. Жуковка,

п. Дубровка, г. Унеча, п. Белая Березка, г. Сельцо, с. Гордеевка и

др. В Дятькове и Клетне строительство церквей уже закончено.

Евангельские христиане-баптисты построили вместительные молитвен-

ные дома в Навле, Клетне, Дятькове, Брянске.

— Насколько активно верующие занимаются благотворительной,

другой общественной деятельностью?

— Заниматься благотворительной деятельностью ранее верующим было

запрещено. Принятый в 1990 году Закой «О сводобе совести и религиозных

организациях» дает право религиозным организациям осуществлять

благотворительную деятельность и милосердие как самостоятельно, так и

через общественные фонды. Православные церкви от своих доходов

отчисляют деньги в Фонд милосердия, Фонд мира, Фонд культуры, <

Детский фонд. В 1990 году на счета этих фондов ими было отчислено около

100 тысяч рублей.

Входит в практику оказание помощи престарелым и одиноким

прихожанам, уход за больными. Протестантские церкви г. Брянска

организуют специальные благотворительные миссии. Некоторые свя-

щенники (протоиерей Жук Н.А., Козлов А. А . ) избраны в состав

президиумов этих фондов.

— Какие формы используются для пропаганды религии?

— В российском Законе «О свободе вероисповедания» гражданину

РСФСР дано право высказывать и распространять религиозные убежде-

ния в устной, печатной и любой другой форме.

Священнослужители и миряне широко используют это право. Увеличи-

лось число печатных церковных изданий, выступлений проповедников по

радио, телевидению, где излагаются основы того или иного вероучения.

Евангельские христиане-баптисты г. Брянска в домах и дворцах

культуры проводят концерты духовной музыки с хоровым исполнением

своего вероучения. Увеличилось количество продаваемой религиозной

литературы (Библий, Евангелий, молитвенников).

В ряде церквей и молитвенных домов организованы воскресные школы

для изучения вероучения и Закона Божьего. Такие школы созданы,

например, в Брянске, Севске.

— Как решается вопрос обеспечения верующих религиозной литерату-

рой?

— Каждая конфессия рбеспечивает своих единоверцев необходимой

литературой централизованно.

Русская православная церковь продает в церквях молитвенники,

календари, Новый Завет, Псалтырь и т.д. Евангельские христиане-

баптисты своим единоверцам выдают Библии бесплатно, желающим —

продают. Получают литературу из духовного центра или из-за рубежа.

Старообрядцы печатают и распространяют литературу через свои церкви.

Иудеи — через Московскую синагогу.

— Михаил Александрович, в заключение хотелось бы узнать, как

относятся верующие, священнослужители к перестройке?

— Верующие, служители культа возносят молитвы за инициатора

перестройки М. С. Горбачева. В проповедях призывают всевышнего

умножать любовь к ближнему, развеять вражду, ненависть и неприязнь

между людьми, осуждают тех людей и руководителей, кто, по словам главы

Русской православной церкви Алексия П, «...из драмы вскормившего их

Отечества норовят извлечь личную выгоду», ибо «кто бросает камень

вверх, бросает его на свою голову».

Интервью у М. Лазаренко взял Е. ПАВЛЮЧКОВ, доцент Брянского

сел ьскохозя йственного и нститута.__