Страницасостояние

 СОСТОЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ БРЯНСКЕ И БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2016 ГОДУ.

В настоящее время в культурно-досуговой сфере области зарегистрировано 60 юридических лиц. В конце 2016 года произошло объединение в одно юридическое лицо Городского дома культуры и Дома культуры «Современник» в г.Клинцы.

В большинстве муниципальных районов, в 19 из 27, созданы централизованные клубные системы, в состав одного юридического лица вошли на правах структурных подразделений сельские учреждения культуры. В Унечском районе в настоящее время проводится процедура создания централизованной клубной сети в связи с решением о передаче полномочий по оказанию услуг населению культурно-досуговыми учреждениями на уровень муниципального района.

Не переданы полномочия сельских поселений на уровень муниципальных районов в Дубровском районе. Сеть учреждений культуры представлена следующим образом:

МБУК «Центральный межпоселенческий Дом культуры Дубровского района» с 2 филиалами;

МБУК «Сещинское поселенческое культурно-досуговое учреждение» с 4 филиалами;

МБУК «Пеклинский СДК» с 1 филиалом;

МБУК «Рябчинский СДК» и МБУК «Алешинский СДК» без филиалов.

В Жуковском районе не переданы на район полномочия –МБУК «Городской центр культуры и досуга» с 1 структурным поразделением.

В Навлинском районе не переданы району полномочия Бяковского сельского поселения – МБУК «Бяковский СДК» с 1 структурным подразделением.

В Погарском районе не переданы району полномочия Гетуновского сельского поселения – МБУК «Гетуновский центр библиотечно-культурного досуга населения» с 1 филиалом.

В Почепском районе не переданы району полномочия Гущинского сельского поселения – МБУК «Первомайский СДК». В Суземском районе в состав централизованной клубной системы не входит МБУК «Суземский культурно-досуговый центр».

В Суражском районе не переданы району полномочия Лопазненского сельского поселения – МБУК «Ляличский социально-культурный центр».

В 2016году число КДФ составило 4469 ед., что по сравнению с предыдущим годом меньше на 148. Количество участников КДФ сократилось на 1844 человек и составило 54723 человек. В сельских учреждениях культуры количество КДФ сократилось на 293 и составило 3257 ед. Количество участников клубных формирований составило 32456 человек, что на 3507 человек меньше, чем в 2015г.

Наибольшее снижение КДФ произошло в Суземском (-20), Брянском (-18), Суражском (-17), Погарском (-16), Карачевском (-15), Рогнединском (-14), Трубчевском (-10), Севском (-9), Климовском (-6) районах. По 4 КДФ сократили учреждения Брасовского, Жуковского, Клетнянского, Красногорского, Почепского районов. На 3 КДФ уменьшилось в Дубровском, Дятьковском, Злынковском, Унечском районах, на 2 в Мглинском районах. Одной из причин сокращения КДФ можно считать в Рогнединском, Трубчевском, Севском районах закрытие или приостановку деятельности КДУ, в других вышеназванных районах сеть сохранилась.

В Гордеевском, Жирятинском, Клинцовском районах число КДФ сохранилось на уровне предыдущего года.

Увеличилось число КДФ в г. Комаричском (+4), г. Брянске, Стародубском и Выгоничском (+3), Навлинском и Новозыбковском (+1).

Среднее число КДФ на 1 КДУ в целом по области осталось на уровне предыдущего года -7,5, в КДУ городских округов 28,6 (+0,2 к предыдущему году), в районах области показатель снизился с 7,0 до 6,9 КДФ на 1 КДУ, в том числе в сельской местности с 6,3 до 6,1.

Наиболее высокие показатели по числу КДФ на одно КДУ в Дятьковском – 18,3; Карачевском -12,2; Жуковском и Новозыбковском -10,2; Рогнединском -9,7; Дубровском – 9,5 районах. Самые низкие значения этого показателя в Злынковском - 3,4; Суземском - 4,1; Суражском - 4,6; Погарском - 4,8 районах.

Уменьшилась наполняемость КДФ, в целом по области она составила 12,2 участников на одно КДФ, на 0,1 меньше, чем в предыдущем году, в сельской местности 10,0 против 10,1 в 2015 году.

Высокая наполняемость КДФ в Карачевском районе - 15,2 человек в 1 КДФ, Красногорском – 13,5; Дятьковском -13,7; Комаричском -13,1; Жуковском -12,9; Новозыбковском – 11,8. Низкая наполняемость КДФ в Рогнединском районе – 8,3; Стародубском - 8,7; Погарском – 8,9; Брасовском - 9,1; Трубчевском - 9,2 районах.

Среднее число КДФ на одного специалиста основного персонала в целом по области составило как и в предыдущем году-2,8; по городским округам на уровне предыдущего года -1,4; по муниципальным районам - 3,1 как и в предыдущем году; в сельских КДУ нагрузка КДФ на 1 специалиста основного персонала возросла с 3,8 до 4,1 в связи со значительным уменьшением численности специалистов основного персонала. Наибольшая нагрузка на одного специалиста КДД в Рогнединском - 5,4 КДФ, Стародубском - 4,9; Новозыбковском -4,8; Мглинском- 4,7; Карачевском – 4,4; Красногорском -4,2; Севском – 4,1. Наименьшая нагрузка на одного специалиста основного персонала в Климовском районе-1,3; Суземском -1,7; в Брасовском, Брянском, Дятьковском – по 2,2 КДФ; Трубчевском – 2,1. Из вышесказанного следует вывод, что специалисты ряда районов в полной степени не загружены работой по созданию и организации работы культурно-досуговых формирований различной направленности или число специалистов явно превышает необходимое их количество, хотя сокращаться уже некуда.

В 2016 году число КДФ для детей до 14 лет составило 2140, на 154 ед. меньше, чем в предыдущем году. В сельской местности число КДФ для детей уменьшилось на 71. Число участников в КДФ для детей в целом по области уменьшилось на 706 человек, в сельской местности – на 1957.

Число КДФ для молодежи в целом по области составило 811 ед. (-24 к 2015г.), в сельской местности-551 ед.(-71). Число участников в КДФ для молодежи уменьшилось на 620 человек и составило 9718, в сельской местности уменьшилось на 1070 человек и составило 5530.

Количество инклюзивных формирований, включающих в состав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, составило 305 ед. (+43ед. к 2015г.), возросло количество участников в них.

В 2016 году количество творческих коллективов со званием «народный» и «образцовый» составило 190 ед., число участников в них 4952 (-34 чел. к 2015 г.). Несмотря на сложные финансовые возможности, руководители учреждений находят возможности для участия творческих коллективов и отдельных исполнителей в международных и всероссийских фестивалях и конкурсах. В 2016г. по сравнению с предыдущим годом возросло количество творческих коллективов и исполнителей – лауреатов этих творческих состязаний почти в 2 раза и составило 262 участников-коллективов и отдельных исполнителей. Число участников-лауреатов составило 2797 человек (+ 817 человек).

В 2016 году клубными учреждениями в целом по области проведено 132117 культурно - массовых мероприятий, что на 6958 меньше, чем в 2015 году, в сельской местности число КММ составило 106785 (- 9331 к 2015г.) Число посетителей культурно-массовых мероприятий составило 8482567 человек, это на 311120 человек меньше, чем в предыдущем году.

Среднее число КММ на 1 КДУ составило 223 против 227 в предыдущем году, в сельской местности число КММ на 1 КДУ составило 201 против 207 в 2015 году. В КДУ городских округов проведено в среднем 737 КММ на 1 учреждение (+17). В районах области это показатель уменьшился с 227 до 223. Наибольшее количество КММ на 1 КДУ проведено в Дятьковском- 326, Севском – 301, Клинцовском – 243, Гордеевском – 241, Жуковском -235, Новозыбковском – 232, Почепском -231 районах. Наименьшее количество КММ на 1 КДУ – в Суземском -129, Брянском – 134, Клетнянском -151, Погарском – 155 районах.

Важное место в организации досуга населения занимают парки культуры и отдыха. В отчетном году их сеть не изменилась. На базе парков проведено 1825 мероприятий (-72), из них 900 (-105) для детей до 14 лет. Количество посетителей парковых мероприятий составило 865474 человека (+1511). В 2016 году увеличились расходы на содержание парков области на 12686 тысяч рублей и составили 45575 тысяч рублей.От предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности получено 10654 тысячи рублей, что составляет 23,4% общих финансовых поступлений. В общих расходах собственные средства составили 7929 тысяч рублей (17,4%). 2725 тысяч рублей собственных средств (25,6%) направлены на текущие расходы парков.

В городских округах доля мероприятий, проводимых на платной основе, составила 46,7% в общем числе культурно-массовых мероприятий, при этом она снизилась по сравнению с предыдущим годом. В муниципальных районах доля платных мероприятий в общем числе КММ достигла 11,3% (+13%) , в целом по области - 17,7% (+3,8%). Число платных КММ увеличилось в абсолютном выражении как в целом по области, так и в сельской местности. Число платных мероприятий возросло и для детей и для молодежи. Что касается посетителей платных мероприятий, то их количество по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 31505 человек, при этом уменьшилось среднее число посетителей на одном платном мероприятии ( с 37 в 2015г. до 35 в 2016г.)

В сельской местности при снижении общего количества посетителей, в т.ч. молодежных мероприятий, число посетителей детских платных мероприятий увеличилось на 4517 человек.

В расчете на одно КДУ число мероприятий на платной основе составило 32 мероприятия (в предыдущем году-31).

Следует отметить, что показатель «доля мероприятий на платной основе» в процентах от всех культурно – массовых мероприятий имеет большой разброс. В муниципальных районах наиболее высокая доля платных мероприятий в общем количестве культурно-массовых мероприятий проводится в Гордеевском районе -38,7%, Жирятинском -29,4%, Рогнединском -28,7%, Севском -22,3%, Брянском – 20%. Очень мало мероприятий на платной основе проводится в учреждениях культуры Почепского района -5,8%, Стародубского -2,8%, Суражского -1,7%.

В Гордеевском, Дубровском, Жирятинском, Жуковском все сельские учреждения культуры оказывают населению часть услуг на платной основе. Большая часть сельских учреждений оказывает платные услуги в Трубчевском районе, Унечском и Новозыбковском. Очень небольшое количество КДУ оказывает платные услуги в Мглинском, Суражском районах. Не оказывают платные услуги сельские КДУ Клетнянского, Погарского, Суземского районов. Этот факт мы отмечаем ежегодно, но реакции со стороны директоров межпоселенческих учреждений никакой.

Предоставлением платных услуг занимаются все КДУ городских округов и КДУ, расположенные в центрах муниципальных районов, но результаты этой работы резко отличаются в разных учреждений. Так, районный дом культуры Погарского района провел только 5 (!!!) платных мероприятий.

Виды платных услуг чаще представлены танцевальными вечерами и дискотеками в сельской местности, в центральных КДУ муниципальных районах – танцевальными вечерами, дискотеками, концертами; в КДУ городских округов – платным обучением в различных клубных формированиях.

Важным показателем являются доходы, полученные КДУ от основных видов уставной деятельности. В 2016г. их получено 42095 тысяч рублей (- 8199 т.р. к 2015г).

Следует рассматривать как возможность увеличения доходов от основных видов уставной деятельности проведение танцевальных вечеров на платной основе. В отчетном году в целом по области на платной основе проводилось 21,5% всех танцевальных вечеров против 19,6% в 2015г., в в сельской местности соответственно 19,3% против 17,5% в предыдущем году.

Для улучшения деятельности КДУ на платной основе требуется создание необходимого пакета документов, регламентирующих работу КДУ по оказанию платных услуг населению, пересмотреть стоимость платных услуг, выработать единые требованию к специалистам учреждений как со стороны руководителей межпоселенческих учреждений культуры, так и со стороны руководителей отделов культуры.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность учреждений культуры клубного типа, является кадровый ресурс. Недостаток квалифицированных кадров – одна из сложнейших ресурсных проблем.

На 1.01.2017г. численность сотрудников, занятых в сфере культурно-досуговой деятельности, составила 2643 человека, это на 95 человек меньше, чем в предыдущем году. Численность штатных сотрудников уменьшилась на 58 человек и составила 2500 человек. Численность основного персонала составила 1613человек, на 60 человек меньше, чем в 2015г.

В результате мероприятий по оптимизации из числа специалистов основного персонала на полную ставку занято 49,7%, на 0,75 ставки – 16,5%, на 0,5 ставки – 24,1%, на 0,25 ставки – 6,2%. Как следствие этого на 1.01.2017г. на неполный

рабочий день функционируют 265 сельских культурно-досуговых учреждений, что составляет половину всех сельских КДУ.

В 2016 году на деятельность КДУ из всех источников поступило 612673тыс. рублей, что составляет 103,8% к 2015 году, в сельской местности 222782 тыс. рублей или 92% к предыдущему году. В среднем на деятельность одного КДУ в целом по области поступило 1034,2 против 964,2 в 2015 году, но это меньше чем в 2014г. На деятельность 1 КДУ в сельской местности поступило в среднем 418,7 т.р. (в 2015г.-431 т.р.), что говорит не просто о недостаточности выделяемых средств на деятельность сельских КДУ, но и о ежегодном их снижении.

Как уже было отмечено, КДУ получили доходов от основных видов уставной деятельности 42095 тысяч рублей, что меньше, чем в предыдущем году, однако учреждениям культуры удалось привлечь 35889 тысяч рублей благотворительных и спонсорских вкладов. От сдачи имущества в аренду учреждения культуры в целом по области получили доходов на 5948 тысяч рублей (+2340 т.р. к 2015г.), сельские КДУ – 880 тысяч рублей (+543 т.р.). Всего собственные средства всех учреждений культуры составили 90783 тысяч рублей, что на 27904 тысячи рублей больше, чем в предыдущем году, а по сравнению с 2012 годом – в 2,8 раза больше. Собственные средства сельских учреждений культуры составили 7695 тысяч рублей (+2290т.р. к 2015г.), а по сравнению с 2012г. – в 2,2 раза больше.

Рост доходов от основных видов уставной деятельности обеспечен во всех КДУ городских округов кроме г.Клинцы. По городским округам собственные доходы составляют 17,7% в общей сумме поступлений, в муниципальных районах 4,2%. в сельских КДУ - 1,4%.

Увеличили доходы относительно предыдущего года 15 муниципальных районов. Снизили доходы Брасовский, Дятьковский, Жирятинский, Клетнянский, Почепский, Рогнединский, Севский, Стародубский, Суземский, Суражский, Трубчевский районы.

Доходы от основных видов уставной деятельности использованы на оплату труда специалистов КДД, на ремонт учреждений, приобретение оборудования, проведение социально значимых мероприятий.

В 2016 году на проведение ремонтных работ, приобретение оборудования, проведение социально значимых мероприятий израсходовано 66724 тысяч рублей, из них 39704тысяч рублей (или 59,5%) – собственные средства учреждений культуры, в сельской местности на эти цели израсходовано 14951 тысяч рублей, из них 3946 тысяч рублей или 26,4% -собственные средства учреждений.

Расходы собственных средств на оплату труда составили 19993 тысячи рублей или 20% от всех собственных средств, в т.ч. в сельской местности 1138 тысяч рублей или 14,7% от всех собственных средств.

В 125 учреждениях культуры проведены ремонтные работы на общую сумму 35588 тысяч рублей, из них собственных средств затрачено 22877 тысяч рублей или 63,3 %, в т.ч. в сельских КДУ на ремонт использовано 8816 тысяч рублей, из них 2588 тыс.руб. или 29,4 % - собственные средства учреждений.

161 КДУ (в 2015г.-108) приобрели оборудование (оргтехника, музыкальное и световое оборудование, концертные костюмы, мебель, бытовая техника, приборы учета, фотоаппараты, видеокамеры) на сумму 12496 тысяч рублей, в т.ч. в сельской местности - 2744 тыс. руб.

На проведение социально-значимых мероприятий культурно-досуговыми учреждениями использовано 10594 тыс. руб., в т.ч. в сельской местности 2615 тыс.руб., собственные средства учреждений в этих затратах составляют соответственно 41,6% и 37%.

Если благотворительные и спонсорские вклады имеют целевой характер и направляются на ремонтные работы, приобретение оборудования, проведение мероприятий, то доходы от основных видов уставной деятельности кроме этих целей используются на оплату текущих расходов учреждений, оплату коммунальных услуг, др. На это затрачено 31086 тысяч рублей или 34,2% собственных средств, в сельской местности соответственно 2611 тысяч рублей (33,9%).

В условиях жесткого бюджетного дефицита, недостаточности финансирования на деятельность КДУ важным условием для повышения качества оказываемых услуг является развитие услуг на платной основе, поиск партнеров для поддержки учреждений.

Большой опыт работы по проведению мероприятий на платной основе имеют учреждения культуры г.Брянска, г.Новозыбкова, г.Сельцо, Брянского, Дятьковского, Жуковского, Карачевского, Климовского, Трубчевского районов.

Значительные благотворительные суммы поступили учреждениям культуры Выгоничского, Дятьковского, Климовского, Новозыбковского, Суземского, Унечского районов. МБУК «Дом культуры им. В.В. Мейпариани» г.Сельцо получил денежный грант более 4 миллионов рублей на приобретение современной киноаппаратуры.

В целом можно сделать вывод, что если расходы на деятельность 1 КДУ в целом по области возросли, то в сельской местности наблюдается обратная картина, т.е. можно говорить о некоторой дискриминации в отношении сельских учреждений (см. ниже показатель «израсходовано на 1 КДУ»).

Культурно-досуговые учреждения ежегодно увеличивают объем собственных средств как в целом по области, так и в сельской местности. Это позволило в 2016 году увеличить расходы собственных средств на зарплату, проведение ремонтных работ, приобретение оборудования, проведение мероприятий по сравнению с предыдущим годом в целом по области в 2 раза, в сельской местности в 1,9 раза, а по сравнению с 2012 годом соответственно в 3,8 и 4,5 раз.

В то же время, значительные объемы собственных средств идут на оплату текущих расходов учреждений (оплата коммунальных услуг, штрафы, др. расходы) – в целом по области в 2016 году – 34,2% от всех собственных средств, в сельской местности – 33,9%.

Выводы.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Сложилась устойчивая тенденция к снижению основных показателей деятельности культурно-досуговых учреждений области как в силу объективных причин, так и ввиду серьезных упущений в деятельности КДУ.

2. В значительном количестве учреждений не ведется строгий, своевременный отчет о работе КДУ, количестве проводимых мероприятий в разбивке их как по структуре мероприятий, так и для различных категорий населения.

3. Нет достоверных сведений о техническом состоянии зданий, отсюда недостоверность представляемых сведений по учреждениям, здания которых нуждаются в ремонте.

4. Специалисты основного персонала слабо владеют знаниями об организации работы в культурно-досуговых учреждений, учете работы и отчетности, что говорит о серьезных упущениях в работе руководителей учреждений, специалистов методических служб.

5. Неудовлетворительное состояние зданий и помещений учреждений, недостаток современных технических средств и оборудования делают их недостаточно привлекательными для населения.

6. Проблемой учреждений остается недостаток специалистов, имеющих профессиональное образование.

7. Недостаточно внимания уделяется развитию платных услуг, как одного из источников привлечения внебюджетных средств на деятельность учреждений.

8. В практику работы КДУ слабо внедряются современные информационные технологии.

В целях улучшения работы КДУ необходимо:

- привести в соответствие с требованиями к работе культурно-досуговых учреждений нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность: Уставы, Положения о структурных подразделениях (филиалах); штатные расписания, др.;

- провести анализ выполнения показателей работы в разрезе всех структурных подразделений, определить слабые места, выработать конкретные меры по улучшению показателей деятельности;

- сформировать состав методических служб, определить специалистов, ответственных за работу структурных подразделений, отдельных направлений деятельности учреждений, своевременному оказанию помощи специалистам сельских учреждений культуры;

- специалистам методических служб систематически проводить обучающие мероприятия для специалистов сельских учреждений культуры по различным аспектам культурно-досуговой деятельности;

- должности работников культурно-досуговых учреждений привести в соответствие с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и соцразвития от 30.03.2011г. №251-Н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»;

- привести в соответствие с требованиями документы, регламентирующие деятельность КДУ на платной основе;

- разработать муниципальные задания в разрезе всех сетевых единиц;

- осуществлять мониторинг деятельности КДУ;

- более активно внедрять в практику работы КДУ, их специалистов современные информационные технологии;

- специалистам ГАУК «БОМЦ «Народное творчество» провести зональные семинары для специалистов КДУ муниципальных образований области с конкретными предложениями по улучшению их деятельности.