Храм во имя Великомученика Димитрия Солунского Брянский район Брянской области
Храм во имя Великомученика Димитрия Солунского в селе Отрадное (Голяжье)
В 2001 году началась реставрация храма, организованная благотворительным обществом, но за недостатком средств работы были приостановлены. 14 ноября 2003-го состоялось собрание, на котором жители села проголосовали за образование общины для самостоятельного восстановления храма. Были проведены работы по расчистке храма от мусора и уборке прилегающей территории.
Расположен в центре села на правом высоком берегу Десны. Построен в 1755-57 гг. на средства помещицы полковницы А.В. Алымовой вместо прежней деревянной церкви. К настоящему времени утрачены глава храма и верхний ярус колокольни. Характерная для своего времени культовая постройка в стиле барокко со своеобразными деталями декора.
Отрадное (Голяжье). Церковь Димитрия Солунского. Построена на деньги помещика Ивана Алымова в 1757 году.
Во все времена русские зодчие хорошо понимали роль архитектуры в пейзаже и значение пейзажа как составной, неотъемлемой части архитектурной композиции. Все значительные постройки в селениях, а это главным образом были храмы, они располагали с большим искусством.
Над Десной, в селе Отрадном, среди болотистой местности было найдено возвышение, на котором построили церковь, ставшую главным зданием села и архитектурным акцентом в окружающем пространстве поймы.
Село раньше называлось Голяжье, что связывалось со словом «голь», так как жители села отличались крайней бедностью. После революции, когда «жить стало веселее», село переименовали в Отрадное.
На деревянном кресте, хранившемся в те «безотрадные» годы в построенном «голью» храме, была надпись, повествующая о том, что храм во имя великомученика Димитрия Солунского с приделом во имя священномученика Харлампия построен в 1755-1757 годах, а «освятился храм сей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, святого великомученика Солунского при державе ...Государыни императрицы Елисаветы Петровны всея России... Святил сей храм города Брянска Покровского собора протопоп Алексей, усердием и тщанием и потреблением имущества благородной госпожи полковницы Анны Васильевны Алимовой...»
Храм каменный, бесстолпный, одноапсидный, в плане квадратный, с шестиугольным алтарем, с прямоугольной трапезной и с колокольней над входом. Начетверике церкви световой восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом с купольной крышей и световым барабаном.
Архитектурная отделка фасадов скромная, но весьма любопытная. Ведущий мотив ее — членение стен плоскими пилястрами, рисунок которых отдаленно напоминает свой прообраз — тосканский ордер, малого выноса карниз украшен лишь рельефной полоской древнерусского поребрика и прост в своих элементах.
Особенно своеобразны детали обрамлений окон и входов. В основе их форм заметны следы влияния архитектурного стиля барокко первой половины XVIII века. Руки народных мастеров оставили о себе память в архитектуре церкви. Живой и свободный рисунок в духе древнего зодчества совместно с вольной трактовкой классических архитектурных форм и хорошей пропорциональной слаженностью всех объемов и их частей сообщает памятнику жизнерадостное, оптимистическое «звучание».
Хорошо вписанный в ландшафт и сросшийся с ним в единое целое храм является прочным звеном в архитектурном ожерелье красавицы Десны.
Необходимо остановить его разрушение, изменить характер современного использования и возвратить памятнику первозданный облик.
Славянское селение Голяжье возникло не позже 1Х-Х вв. и названо так по занимавшим ранее это место жителям из племени голядь. Сведений о первых веках существования селения не сохранилось. Можно утверждать, что оно уже в XVI веке было селом — в церковных документах упоминается о разорении церкви села Голяжье в годы Смутного времени. В документах 1670-х гг. отмечалось, что находившаяся в Голяжьем церковь Дмитрия Солунского "без пения из дальних лет и службы в ней не было от ветхости". Лишь в 1679 году местный помещик Измаил Тимофеевич Алымов, старший из трех братьев, оставшихся после смерти их отца — Тимофея Дмитриевича, взялся построить новую деревянную церковь.
В декабре 1713 года эта церковь сгорела, и владелец Голяжьего, поручик Иакинф (Акинфий) Евстратович Алымов, вместо того, чтобы построить новый храм, обратился в Брянское духовное правление с просьбой перевести в Голяжье старую деревянную церковь из села Ольшаницы, где к тому времени уже была построена новая церковь. Разрешение было получено, и старую ольшаницкую церковь поставили в Голяжьем «на старом церковном погорелом месте». К началу 1750-х гг. церковь окончательно обветшала, и в 1753 году полковнику Ивану Акинфовичу Алымову было разрешено начать строить в Голяжьем каменный храм. Стройка началась на следующий год, но в 1757 году И.А. Алымов умер, и завершала строительство храма уже его вдова — Анна Васильевна. Ежегодно в мае от Дмитриевского храма совершался Крестный ход, для которого приносилась Свенская икона Божией Матери, «выносились некоторые иконы из местного храма (в том числе — особо чтимая жителями икона Святого Иоанна Воина) и далее с молебнами и водосвятием Крестный ход следовал по окрестным полям».
В годы советской власти храм был закрыт и использовался под колхозный склад.
В 2001 году началась реставрация храма, организованная благотворительным обществом, но за недостатком средств работы были приостановлены. 14 ноября 2003 года состоялось собрание, на котором жители села проголосовали за образование общины для самостоятельного восстановления храма. Были проведены субботники, в ходе которых был храм очищен внутри от мусора и убрана прилегающая территория. 19 декабря, в день памяти Святителя Николая Чудотворца, в храме состоялось первое Богослужение после разорения. 8 ноября 2004 года совершилась первая Божественная Литургия.
В 2005 году купол храма был отреставрирован и покрыт металлом. Ремонтно-восстановительные работы продолжаются.
ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО, сер. 18 в.
Расположена в центре села на правом высоком берегу Десны. Построена в 1755-57 гг. на средства помещицы полковницы А.В. Алымовой вместо прежней деревянной. К настоящему времени утрачены глава храма и верхний ярус колокольни. Характерная для своего времени культовая постройка в стиле барокко со своеобразными деталями декора.
Трехчастное здание типа восьмерик на четверике сооружено из кирпича и покрыто обмазкой. В его композиции доминирует основной объем: невысокий четверик с боковыми входами и окнами по их сторонам несет широкий восьмерик с пологой купольной кровлей и восьмигранным барабаном над ней. К четверику примыкают чуть пониженные и более узкие части: пятигранный алтарь с окнами в трех восточных гранях (северное из них — ложное) и прямоугольная трапезная в три окна на боковых фасадах. От небольшой колокольни сохранились лишь нижние ярусы - четверик с восьмериком.
Основу убранства фасадов составляют членящие стены пилястры и упрощенный антаблемент нижнего яруса с лентой поребрика. Необычны барочные наличники окон, имеющие импосты у пят лучковых перемычек и уступчатые обрамления с клиновидным замком и крупной филенчатой нишей под подоконником. Оригинальны и боковые порталы с "петлями" по сторонам фигурной верхней части, увенчанной лучковым фронтоном.
Основная часть здания с тромпами при переходе к восьмерику перекрыта сомкнутым восьмилотковым сводом, прорезанным световым барабаном: алтарь, трапезная с приделом священ-номученика Харлампия и нижний ярус колокольни имеют коробовые своды (с лопатками над гранями алтаря). В некоторых окнах остались прежние кубова-тые решетки; от внутреннего убранства в верхней части стен фрагментарно сохранились написанные маслом изображения восьми апостолов; роспись свода обновлена при ремонте здания в 1921 г.
Пясецкий. 1899, с. 81.93; Историческое описание.., с. 115-116; Холмогоров, с. 258-259