Соловей-разбойник Брянский край
Соловей-разбойник и Илья Муромец. Худ. И.Я. Билибин
Былинный антигерой
Соловей-разбойник — былинный персонаж,
противник богатырей, обладающий чудовищной силой,
скрытой в его свисте. Правда это или вымысел? Говорят,
Соловей-разбойник жил под Карачевом всего в 40 кило-
метрах от Брянска...
Соловьиная история и споры вокруг нее начались
в середине XIX века. В Нижегородской губернии Евграф
Фаворский записал один из вариантов былины об Илье
Муромце, в которой богатырь снимает осаду черной си-
лы с Чернигова. В честь этой победы князья и бояре дают
пир. Илья же спешит в Киев к великому князю Владимиру
и спрашивает черниговских, как проехать в столицу. На
что слышит такой ответ:
«Ох ты гой еси, Илья Муромец!
Пряма дорожка не проста стоит, —
Заросла дорога лесы Брынскими,
Протекла тут река Смородина;
Еще на дороге Соловейко-разбойничек
Сидит на тридевяти дубах, сидит тридцать лет;
Ни конному, ни пешему пропуску нет».
Поклонился им Илья Муромец,
Поехал он лесами Брынскими.1
Дальше, помнится, свищет Соловей «по-соловьему»,
кричит по-звериному, и от всего этого безобразия люди и
звери падают замертво.
Такой вариант былины был напечатан в 1860 го-
ду. В том же году в петербургской газете «Оберточный
листок» писатель Карякин выпустил серию очерков
«Брянские предания». Он первым из авторов попытался
применить достоверность былины к реалиям Брянского
края. Былинное село Карачарово автор статьи обнару-
жил в названии города Карачева, а Соловья-разбойника
«поселил» в деревне Девять Дубов, которая находится
километрах в десяти от Карачева. В 1900 году профессор
Иван Николаевич Петров развил эту тему. Только у него
Карачев уже не был связан с селом Карачаровым. По Пе-
трову, на этом месте конь Ильи Муромца «окорячился»,
когда услышал свист Соловья-разбойника.
Взвесим аргументы. У нас имеются: былинное ме-
сто Карачарово, которое, вполне возможно, и есть Кара-
чев, девять дубов — на них восседает Соловей, дорога
на Киев (она сейчас проходит через Брянскую область) и
речка Смородинка, каковую тоже можно отыскать в Ка-
рачевском районе. Пожалуй, главный аргумент из пере-
численных выше — киевская дорога. Трасса М3 — бетон-
ное шоссе «Украина», детище Никиты Хрущева. Он довел
дорогу от Москвы до своей родной Калиновки в Курской
области, а затем круто повернул вправо — на Киев.
Ехать ко славному городу ко Киеву
И проехать дорогой прямоезжею,
Которая залегла ровно тридцать лет
Через те ли леса брынские,
Через черны грязи смоленские.
Итак, главные доказательства сторонников су-
ществования Соловья-разбойника в Брянской области:
«брынские» леса, село Карачарово и дорога на Киев. Сей-
час трасса проходит через Калугу и Брянск, пролегая в 20
километрах от Карачева, и ведет до Киева. Если на кар-
те Киевской Руси X–XII веков провести прямую линию от
Мурома через Чернигов до Киева, то и невооруженным
глазом заметно, что Брянск находится в отдалении. Если
отправить Илью через Брянск, то путь его вряд ли мож-
но назвать «прямоезжим», а ведь в былине Илья скакал
именно «дорогой прямоезжею»…
Историки развенчивают и еще один миф. Брын-
ские леса — вовсе не брянские, названия эти отличают-
ся в древнерусской топонимике. Брынь — река и село
в Калужской области, кстати, до сих пор существующие.
Илья Муромец, скорее всего, блуждал именно в брынских,
а не брянских лесах. А вот еще один аргумент в пользу
наших соседей-калужан. Прямоезжая дорога из северо-
восточных русских земель, а именно из Мурома (мы же
помним, что именно оттуда родом былинный богатырь),
к Чернигову и дальше к Киеву шла по притокам Оки. Это
территория современной Калужской области.
Путь пролегал вдоль реки, потому что даже такой
бесстрашный воин, как Илья, вряд ли бы решился углу-
биться в непроходимые вятичские леса, которыми в то
время была покрыта территория Брянщины.
Так дошел Илья до Смородиной.
Течет речка широкая, бурливая,
С камня на камень перекатывается…
Еще одно знаковое название в былине — речка
Смородинка. Такая действительно до сих пор существу-
ет под Карачевом. Иногда ее называют Смрадной, потому
что исток ее — в болоте. Недалеко от Николо-Одринского
женского монастыря современные сестры-монахини ука-
зывают место, где росли девять дубов, это их собствен-
ная легенда. Правда, дубы те давно засохли, да и речка
порядком обмелела.
Согласно описаниям в былине, Соловьиное поме-
стье по площади равнялось аж семи верстам. Посереди-
не стоял двухэтажный белокаменный дом — такие хоро-
мы могли позволить себе в те времена только князья да
бояре. Поместье Соловья окружал железный тын, на каж-
дой маковке которого было насажено по голове убитых
разбойником богатырей.
Насколько правдиво это былинное утверждение
и так ли сказочно богаты были разбойники? Пока исто-
рикам удалось доказать только одно: богат был Брянский
край… на разбойников! Брянские земли находятся в при-
граничье, здесь во все времена проходили торговые пути,
а значит, ехали здесь купеческие обозы с мехами и жемчу-
гами, с золотом и черным деревом, с яствами заморскими
и одеждами боярскими. Милиции и пограничников тогда
не было, дороги не охранялись, разбойники безнаказанно
вершили свои черные дела. Ко всему прочему они назна-
чали огромные выкупы за взятых в плен знатных купцов.
И бросалась молода жена Соловьевая,
А и молится, убивается:
«Гой еси ты, удалый добрый молодец!
Бери ты у нас золотой казны, сколько надобно;
Отпусти Соловья-разбойника,
Не вези Соловья во Киев-град!»
Интересно предположить: когда и откуда Соловей-
разбойник мог появиться в брянских лесах? Ведь отчество
Одихмантьевич говорит о его татарском происхождении…
Возможно, Соловей-разбойник был сыном русской кре-
стьянки, обесчещенной печенегом: во времена Владими-
ра Красно Солнышко они нападали на Русь. Правда, тут
мы наталкиваемся на противоречие: у печенегов имена
(Тирах, Килдарь, Кеген…) в основном тюркского и славян-
ского происхождения. Одихмантий — татарское имя. Из-
вестно, что татары пришли на Русь лишь в XII веке. Здесь
закрадывается сомнение: а в Х ли веке жил Соловей?
Углубляясь в историю и обращаясь к фактиче-
скому материалу, мы находим все больше разночте-
ний в датировании былинных событий. Факты говорят
о том, что если Илья Муромец и Соловей-разбойник
существовали на самом деле, то, судя по всему, жили
они в разные века — их разделяет как минимум не-
сколько столетий.
Эту версию подтверждает академик Рыбаков в
одной из своих монографий. Он считал, что в основе бы-
лины «Первая поездочка Ильи Муромца», где описывается
его встреча с Соловьем-разбойником в дремучих брын-
ских лесах, лежат исторические факты. Но ученый при-
вязывает этот эпизод к событиям последнего десятиле-
тия X века — примерно к 990 году, когда князь Владимир
киевский начал набирать дружины. Известно, что тогда
в услужение к князю собирались дружинники в основ-
ном из северо-восточных русских земель, в частности, из
Мурома, откуда родом и Илья. Если следовать указани-
ям Рыбакова и былинному повествованию, то жил Илья
именно в Х веке.
С другой стороны, известно, что мощи велико-
го богатыря покоятся в Киево-Печерской лавре. По этим
останкам ученые восстановили его облик: небольшого
роста, но необычайно широкоплечий мужчина, видимо,
действительно недюжинной силы. Согласно былине, Илья
страдал от редкого генетического заболевания, когда ске-
лет человека непомерно тяжел, поэтому он тридцать лет
и три года пролежал на печи — просто не мог подняться.
Так вот, ученые путем исследований и анализа доказали,
что мощи в Киево-Печерской лавре относятся к… XII ве-
ку. И здесь неувязка во временных рамках: события в бы-
лине — X века, мощи — XII.
Теперь разберемся с Соловьем. В былине этот
персонаж живет на дубах. Число дубов в разных источ-
никах разное — где девять, где тридевять (то есть 27),
где всего лишь семь… Но «прототип» этого места дей-
ствительно существует под Карачевом до сих пор. Мы
уже упоминали о деревне Девять Дубов в пяти киломе-
трах от Николо-Одринской обители. Известно также, что
в древности там проживал некий разбойник, от которо-
го монастырь страдал неоднократно: трижды был раз-
граблен и сожжен дотла, о чем свидетельствуют церков-
ные книги… А ведь Одринский монастырь был основан
не ранее XIV–XV веков! Значит, мы вновь доказываем, что
Соловей-разбойник жил куда позднее, чем Илья Муромец.
Есть и еще одна версия, более аллегорическая.
Краеведы связывают образ Соловья-разбойника с эпопе-
ей сопротивления вятичей Киеву. Эта история длилась не-
сколько веков — с X по XII. Из летописей известно, что Вла-
димир Мономах ходил на вятичского старейшину Ходоту.
Возможно, этот Ходота и носил прозвище Соловей. Но и
данная версия не идеальна. Никак не синхронизируется
во времени встреча Ильи Муромца и Соловья-разбойника!
В 1594 году полководец и дипломат, состоявший
на службе у германского императора Священной Римской
империи, Эрих Ляссота побывал в Киеве. Путешественник
описал в своем дневнике знаменитый Софийский собор
и среди прочего отметил, что во «внешнем притворе бы-
ла некогда гробница Илии Моровлина, известного героя
или богатыря, как здесь называют, о котором рассказы-
вают много баснословного, в настоящее время эта гроб-
ница разрушена».
Вероятнее всего, и Илья Муромец, и Соловей-
разбойник реально существовали, но вместе их соеди-
нила именно былина. Известно, что на протяжении ве-
ков былины передавались из уст в уста. Первый печатный
сборник выпустил Кирша Данилов только в XVIII веке. До
этого каждый рассказчик воспроизводил события по па-
мяти, украшая их собственными выдуманными подроб-
ностями. А за века временные рамки былины раздвину-
лись, разные эпизоды слились в единое повествование.
Так Илья Муромец и Соловей-разбойник сошлись под Ка-
рачевом в густых брянских лесах…
В историческом описании церквей
Карачевского уезда сохранились вы-
держки из церковной летописи села
Девять Дубов. Оно считается древ-
нейшим из сел Карачева, а свое на-
звание получило благодаря старому
пню, что стоял аккурат посередине
деревни возле дома крестьянина Фо-
мина. На этом пне выросли девять
дубов-отростков. Они так тесно
сплелись между собой, что и не най-
ти было места лучше под разбойни-
чье гнездо!
Детство Соловья
Попробуем представить себе дет-
ство разбойника. У родившегося
мальчонки был на редкость пронзи-
тельный голосок, вот мать и зва-
ла его ласково Соловушкой. В Древ-
ней Руси настоящее имя могли знать
только самые близкие люди, чаще на
слуху были прозвища. В древнерус-
ском «Ономастиконе» упоминается
имя Соловей — в те времена весьма
распространенное прозвище.
Детство Соловушки было самым
обычным: играл с мальчишками,
бегал по селу. Да только, видимо,
кровь отцовская, татарская, давала
о себе знать. Жестоким и злым был
мальчонка, не любили его. Одинокий,
обозленный, он подался в леса,
решил отомстить всему миру…
Конечно, эта картинка детства Со-
ловья — лишь авторская выдумка…
Антропологи датируют мощи пре-
подобного Илии Муромца XII веком.
Ну, а старейшие письменные источ-
ники, упоминающие об этих мощах
и относящиеся к XVI веку, имену-
ют богатыря Ильей Муровляниным.
Это позволяет считать родиной
героя не далекий финно-угорский Му-
ром, а северский городок Муровейск
под Черниговом. Напомним, что
в состав Чернигово-Северской земли
входил и Брянск.
Илья Муромец. Худ. В.М. Васнецов
Икона преподобного Илии Муромца
Эскиз-макет памятника Илье Муромцу и Соловью-разбойнику, который планируется установить в Брянске
Соловьиный посвист
Как объяснить колдовской свист Соловья-
разбойника? Никакой здравый современный
человек не поверит в такую силу легких,
чтобы и деревья клонились, и все живое пада-
ло замертво…
Свист Соловья исследователи трактуют по-
разному. Одни считают, что это губитель-
ная сила ветра, возможно, урагана, которые
в те времена часто разоряли селенья. Дру-
гие уверены, это просто свист разбойничьих
банд. Именно с таким характерным звуком
они нападали на обозы.
Есть и музыкальная версия. Еще древние
греки считали флейту зловещим инстру-
ментом из-за пронзительного свиста,
который она издает. На картине Врубе-
ля «Пан» персонаж держит такую семи-
ствольную флейту. По легендам, это
необходимый атрибут козлоногого бога:
от звуков этой флейты-сиринги все живое
тряслось и убегало в ужасе.
Свист Соловья тоже сеял панику. Кстати,
слово «паника» однокоренное с именем бога
Пана, которому принадлежала пронзитель-
ная флейта. И тут параллель!
И от него ли то от посвисту соловьяго,
И от него ли то от покрику звериного…
Темны лесушки к земли вси приклоняются,
А что есть людей, то вси мертвы лежат.
Позже греки использовали флейту при про-
изнесении речей. Ее звук должен был устра-
шать ораторов-соперников. Использова-
ли ее и как «воинский инструмент». Если
слушать прусские и русские военные мар-
ши XVIII века, сочетание барабанного боя
и звуков флейты производит весьма злове-
щее впечатление. Не владел ли и Соловей-
разбойник столь разрушительным по силе
инструментом — флейтой?
До сих пор считается, что свист — вовсе не
безобидный звук. У моряков даже существу-
ет поверье, что свистом можно накликать
бурю, поэтому на кораблях строго запреще-
но свистеть. Еще бурю могут призвать звон
колокола и резкий крик хищных птиц. Сви-
стеть в доме и вовсе считается дурной при-
метой: говорят, денег не будет. Уж не по-
тому ли, что в древности свист связывали
с появлением разбойников, которые грабили
людей?
Наталья Реброва, Юрий Соловьев «Старый город. Новый Брянск»