СтраницаСоловей

Соловей-разбойник Брянский край

Соловей-разбойник и Илья Муромец. Худ. И.Я. Билибин

Былинный антигерой

Соловей-разбойник — былинный персонаж,

противник богатырей, обладающий чудовищной силой,

скрытой в его свисте. Правда это или вымысел? Говорят,

Соловей-разбойник жил под Карачевом всего в 40 кило-

метрах от Брянска...

Соловьиная история и споры вокруг нее начались

в середине XIX века. В Нижегородской губернии Евграф

Фаворский записал один из вариантов былины об Илье

Муромце, в которой богатырь снимает осаду черной си-

лы с Чернигова. В честь этой победы князья и бояре дают

пир. Илья же спешит в Киев к великому князю Владимиру

и спрашивает черниговских, как проехать в столицу. На

что слышит такой ответ:

«Ох ты гой еси, Илья Муромец!

Пряма дорожка не проста стоит, —

Заросла дорога лесы Брынскими,

Протекла тут река Смородина;

Еще на дороге Соловейко-разбойничек

Сидит на тридевяти дубах, сидит тридцать лет;

Ни конному, ни пешему пропуску нет».

Поклонился им Илья Муромец,

Поехал он лесами Брынскими.1

Дальше, помнится, свищет Соловей «по-соловьему»,

кричит по-звериному, и от всего этого безобразия люди и

звери падают замертво.

Такой вариант былины был напечатан в 1860 го-

ду. В том же году в петербургской газете «Оберточный

листок» писатель Карякин выпустил серию очерков

«Брянские предания». Он первым из авторов попытался

применить достоверность былины к реалиям Брянского

края. Былинное село Карачарово автор статьи обнару-

жил в названии города Карачева, а Соловья-разбойника

«поселил» в деревне Девять Дубов, которая находится

километрах в десяти от Карачева. В 1900 году профессор

Иван Николаевич Петров развил эту тему. Только у него

Карачев уже не был связан с селом Карачаровым. По Пе-

трову, на этом месте конь Ильи Муромца «окорячился»,

когда услышал свист Соловья-разбойника.

Взвесим аргументы. У нас имеются: былинное ме-

сто Карачарово, которое, вполне возможно, и есть Кара-

чев, девять дубов — на них восседает Соловей, дорога

на Киев (она сейчас проходит через Брянскую область) и

речка Смородинка, каковую тоже можно отыскать в Ка-

рачевском районе. Пожалуй, главный аргумент из пере-

численных выше — киевская дорога. Трасса М3 — бетон-

ное шоссе «Украина», детище Никиты Хрущева. Он довел

дорогу от Москвы до своей родной Калиновки в Курской

области, а затем круто повернул вправо — на Киев.

Ехать ко славному городу ко Киеву

И проехать дорогой прямоезжею,

Которая залегла ровно тридцать лет

Через те ли леса брынские,

Через черны грязи смоленские.

Итак, главные доказательства сторонников су-

ществования Соловья-разбойника в Брянской области:

«брынские» леса, село Карачарово и дорога на Киев. Сей-

час трасса проходит через Калугу и Брянск, пролегая в 20

километрах от Карачева, и ведет до Киева. Если на кар-

те Киевской Руси X–XII веков провести прямую линию от

Мурома через Чернигов до Киева, то и невооруженным

глазом заметно, что Брянск находится в отдалении. Если

отправить Илью через Брянск, то путь его вряд ли мож-

но назвать «прямоезжим», а ведь в былине Илья скакал

именно «дорогой прямоезжею»…

Историки развенчивают и еще один миф. Брын-

ские леса — вовсе не брянские, названия эти отличают-

ся в древнерусской топонимике. Брынь — река и село

в Калужской области, кстати, до сих пор существующие.

Илья Муромец, скорее всего, блуждал именно в брынских,

а не брянских лесах. А вот еще один аргумент в пользу

наших соседей-калужан. Прямоезжая дорога из северо-

восточных русских земель, а именно из Мурома (мы же

помним, что именно оттуда родом былинный богатырь),

к Чернигову и дальше к Киеву шла по притокам Оки. Это

территория современной Калужской области.

Путь пролегал вдоль реки, потому что даже такой

бесстрашный воин, как Илья, вряд ли бы решился углу-

биться в непроходимые вятичские леса, которыми в то

время была покрыта территория Брянщины.

Так дошел Илья до Смородиной.

Течет речка широкая, бурливая,

С камня на камень перекатывается…

Еще одно знаковое название в былине — речка

Смородинка. Такая действительно до сих пор существу-

ет под Карачевом. Иногда ее называют Смрадной, потому

что исток ее — в болоте. Недалеко от Николо-Одринского

женского монастыря современные сестры-монахини ука-

зывают место, где росли девять дубов, это их собствен-

ная легенда. Правда, дубы те давно засохли, да и речка

порядком обмелела.

Согласно описаниям в былине, Соловьиное поме-

стье по площади равнялось аж семи верстам. Посереди-

не стоял двухэтажный белокаменный дом — такие хоро-

мы могли позволить себе в те времена только князья да

бояре. Поместье Соловья окружал железный тын, на каж-

дой маковке которого было насажено по голове убитых

разбойником богатырей.

Насколько правдиво это былинное утверждение

и так ли сказочно богаты были разбойники? Пока исто-

рикам удалось доказать только одно: богат был Брянский

край… на разбойников! Брянские земли находятся в при-

граничье, здесь во все времена проходили торговые пути,

а значит, ехали здесь купеческие обозы с мехами и жемчу-

гами, с золотом и черным деревом, с яствами заморскими

и одеждами боярскими. Милиции и пограничников тогда

не было, дороги не охранялись, разбойники безнаказанно

вершили свои черные дела. Ко всему прочему они назна-

чали огромные выкупы за взятых в плен знатных купцов.

И бросалась молода жена Соловьевая,

А и молится, убивается:

«Гой еси ты, удалый добрый молодец!

Бери ты у нас золотой казны, сколько надобно;

Отпусти Соловья-разбойника,

Не вези Соловья во Киев-град!»

Интересно предположить: когда и откуда Соловей-

разбойник мог появиться в брянских лесах? Ведь отчество

Одихмантьевич говорит о его татарском происхождении…

Возможно, Соловей-разбойник был сыном русской кре-

стьянки, обесчещенной печенегом: во времена Владими-

ра Красно Солнышко они нападали на Русь. Правда, тут

мы наталкиваемся на противоречие: у печенегов имена

(Тирах, Килдарь, Кеген…) в основном тюркского и славян-

ского происхождения. Одихмантий — татарское имя. Из-

вестно, что татары пришли на Русь лишь в XII веке. Здесь

закрадывается сомнение: а в Х ли веке жил Соловей?

Углубляясь в историю и обращаясь к фактиче-

скому материалу, мы находим все больше разночте-

ний в датировании былинных событий. Факты говорят

о том, что если Илья Муромец и Соловей-разбойник

существовали на самом деле, то, судя по всему, жили

они в разные века — их разделяет как минимум не-

сколько столетий.

Эту версию подтверждает академик Рыбаков в

одной из своих монографий. Он считал, что в основе бы-

лины «Первая поездочка Ильи Муромца», где описывается

его встреча с Соловьем-разбойником в дремучих брын-

ских лесах, лежат исторические факты. Но ученый при-

вязывает этот эпизод к событиям последнего десятиле-

тия X века — примерно к 990 году, когда князь Владимир

киевский начал набирать дружины. Известно, что тогда

в услужение к князю собирались дружинники в основ-

ном из северо-восточных русских земель, в частности, из

Мурома, откуда родом и Илья. Если следовать указани-

ям Рыбакова и былинному повествованию, то жил Илья

именно в Х веке.

С другой стороны, известно, что мощи велико-

го богатыря покоятся в Киево-Печерской лавре. По этим

останкам ученые восстановили его облик: небольшого

роста, но необычайно широкоплечий мужчина, видимо,

действительно недюжинной силы. Согласно былине, Илья

страдал от редкого генетического заболевания, когда ске-

лет человека непомерно тяжел, поэтому он тридцать лет

и три года пролежал на печи — просто не мог подняться.

Так вот, ученые путем исследований и анализа доказали,

что мощи в Киево-Печерской лавре относятся к… XII ве-

ку. И здесь неувязка во временных рамках: события в бы-

лине — X века, мощи — XII.

Теперь разберемся с Соловьем. В былине этот

персонаж живет на дубах. Число дубов в разных источ-

никах разное — где девять, где тридевять (то есть 27),

где всего лишь семь… Но «прототип» этого места дей-

ствительно существует под Карачевом до сих пор. Мы

уже упоминали о деревне Девять Дубов в пяти киломе-

трах от Николо-Одринской обители. Известно также, что

в древности там проживал некий разбойник, от которо-

го монастырь страдал неоднократно: трижды был раз-

граблен и сожжен дотла, о чем свидетельствуют церков-

ные книги… А ведь Одринский монастырь был основан

не ранее XIV–XV веков! Значит, мы вновь доказываем, что

Соловей-разбойник жил куда позднее, чем Илья Муромец.

Есть и еще одна версия, более аллегорическая.

Краеведы связывают образ Соловья-разбойника с эпопе-

ей сопротивления вятичей Киеву. Эта история длилась не-

сколько веков — с X по XII. Из летописей известно, что Вла-

димир Мономах ходил на вятичского старейшину Ходоту.

Возможно, этот Ходота и носил прозвище Соловей. Но и

данная версия не идеальна. Никак не синхронизируется

во времени встреча Ильи Муромца и Соловья-разбойника!

В 1594 году полководец и дипломат, состоявший

на службе у германского императора Священной Римской

империи, Эрих Ляссота побывал в Киеве. Путешественник

описал в своем дневнике знаменитый Софийский собор

и среди прочего отметил, что во «внешнем притворе бы-

ла некогда гробница Илии Моровлина, известного героя

или богатыря, как здесь называют, о котором рассказы-

вают много баснословного, в настоящее время эта гроб-

ница разрушена».

Вероятнее всего, и Илья Муромец, и Соловей-

разбойник реально существовали, но вместе их соеди-

нила именно былина. Известно, что на протяжении ве-

ков былины передавались из уст в уста. Первый печатный

сборник выпустил Кирша Данилов только в XVIII веке. До

этого каждый рассказчик воспроизводил события по па-

мяти, украшая их собственными выдуманными подроб-

ностями. А за века временные рамки былины раздвину-

лись, разные эпизоды слились в единое повествование.

Так Илья Муромец и Соловей-разбойник сошлись под Ка-

рачевом в густых брянских лесах…

В историческом описании церквей

Карачевского уезда сохранились вы-

держки из церковной летописи села

Девять Дубов. Оно считается древ-

нейшим из сел Карачева, а свое на-

звание получило благодаря старому

пню, что стоял аккурат посередине

деревни возле дома крестьянина Фо-

мина. На этом пне выросли девять

дубов-отростков. Они так тесно

сплелись между собой, что и не най-

ти было места лучше под разбойни-

чье гнездо!

Детство Соловья

Попробуем представить себе дет-

ство разбойника. У родившегося

мальчонки был на редкость пронзи-

тельный голосок, вот мать и зва-

ла его ласково Соловушкой. В Древ-

ней Руси настоящее имя могли знать

только самые близкие люди, чаще на

слуху были прозвища. В древнерус-

ском «Ономастиконе» упоминается

имя Соловей — в те времена весьма

распространенное прозвище.

Детство Соловушки было самым

обычным: играл с мальчишками,

бегал по селу. Да только, видимо,

кровь отцовская, татарская, давала

о себе знать. Жестоким и злым был

мальчонка, не любили его. Одинокий,

обозленный, он подался в леса,

решил отомстить всему миру…

Конечно, эта картинка детства Со-

ловья — лишь авторская выдумка…

Антропологи датируют мощи пре-

подобного Илии Муромца XII веком.

Ну, а старейшие письменные источ-

ники, упоминающие об этих мощах

и относящиеся к XVI веку, имену-

ют богатыря Ильей Муровляниным.

Это позволяет считать родиной

героя не далекий финно-угорский Му-

ром, а северский городок Муровейск

под Черниговом. Напомним, что

в состав Чернигово-Северской земли

входил и Брянск.

Илья Муромец. Худ. В.М. Васнецов

Икона преподобного Илии Муромца

Эскиз-макет памятника Илье Муромцу и Соловью-разбойнику, который планируется установить в Брянске

Соловьиный посвист

Как объяснить колдовской свист Соловья-

разбойника? Никакой здравый современный

человек не поверит в такую силу легких,

чтобы и деревья клонились, и все живое пада-

ло замертво…

Свист Соловья исследователи трактуют по-

разному. Одни считают, что это губитель-

ная сила ветра, возможно, урагана, которые

в те времена часто разоряли селенья. Дру-

гие уверены, это просто свист разбойничьих

банд. Именно с таким характерным звуком

они нападали на обозы.

Есть и музыкальная версия. Еще древние

греки считали флейту зловещим инстру-

ментом из-за пронзительного свиста,

который она издает. На картине Врубе-

ля «Пан» персонаж держит такую семи-

ствольную флейту. По легендам, это

необходимый атрибут козлоногого бога:

от звуков этой флейты-сиринги все живое

тряслось и убегало в ужасе.

Свист Соловья тоже сеял панику. Кстати,

слово «паника» однокоренное с именем бога

Пана, которому принадлежала пронзитель-

ная флейта. И тут параллель!

И от него ли то от посвисту соловьяго,

И от него ли то от покрику звериного…

Темны лесушки к земли вси приклоняются,

А что есть людей, то вси мертвы лежат.

Позже греки использовали флейту при про-

изнесении речей. Ее звук должен был устра-

шать ораторов-соперников. Использова-

ли ее и как «воинский инструмент». Если

слушать прусские и русские военные мар-

ши XVIII века, сочетание барабанного боя

и звуков флейты производит весьма злове-

щее впечатление. Не владел ли и Соловей-

разбойник столь разрушительным по силе

инструментом — флейтой?

До сих пор считается, что свист — вовсе не

безобидный звук. У моряков даже существу-

ет поверье, что свистом можно накликать

бурю, поэтому на кораблях строго запреще-

но свистеть. Еще бурю могут призвать звон

колокола и резкий крик хищных птиц. Сви-

стеть в доме и вовсе считается дурной при-

метой: говорят, денег не будет. Уж не по-

тому ли, что в древности свист связывали

с появлением разбойников, которые грабили

людей?

Наталья Реброва, Юрий Соловьев   «Старый город. Новый Брянск»