СтраницаСмоленская

Смоленская церковь. Брянская земля.

Сгоревшая 16 июля 1875 года

Благодаря любезности одного из брянчан, сочувствующих целям нашего издания, редакция имеет возможность поместить на страницах Вестника вид Смоленской церкви, о коей сообщена заметка в предшествующем нумере газеты. На рисунке Смоленская церковь внизу с частью зданий арсенала; наверху Покров, некогда поновленный стольником Алымовым. Кстати, исправляем здесь ошибку, вкравшуюся по недосмотру корректуры: на стр. 7 й сказано что дело возведения Смоленского храма замедлилось по неизвестным причинам, тогда как следовало напечатать: «по недостаточности средств».

В минувшем году к Смоленской церкви принесен в дар колокол, на коем находится следующая летопись: «С соизволения Государя Императора Александра III Александровича отлить сей колокол в брянском арсенале из 500 пудов казенной артиллерийской бронзы, к храму Смоленской Божией Матери, при протоирее И. Ф. Попове. Добавка олова до 18%. Материал и отливка иждивением жертвователей. Лил подполковник А. А. Кушлянский. Мастер Р. А. Чечеткин. 1892 года 19 ноября. Весу 122 пуда 30 фунтов». Тембром, однако, колокол не может похвалиться: он жидок.

*****************

Каждая область своих блажит, и первое наше слово в этом отделе будет о местной святыне, при описании которой, прежде всего, почтим памятью один из храмов, погибших около двадцати лет тому назад, во время так называемого «большого пожара» (16-го июля 1875 года). Это церковь во имя Смоленской Богоматери, находившейся внутри города Брянска, возле арсенала, у подошвы горы, в местности называемой Лубянки. Храм этот был деревянный, имел в окружности 58 аршин, в высоту около 25, в ширину внутри 10, в длину 28 аршин. В настоящей, холодной, был один главный престол в честь Смоленской Божией Матери, именуемой Одигитрия6 в приделах теплых: по правую сторону во имя Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил (откуда в народе самая церковь, как это часто бывает, называется по имени сего придела «Архангельской»), а по левую – во имя св. Великомученицы Варвары. Внутренность церкви была украшена великолепными иконостасами, в настоящей же холодной кроме того, была прекрасная живопись: в алтаре на потолке изображена была небесная иерархия вокруг Св. Троицы, а по стенам жертвоприношения ветхозаветных патриархов, преобразовавших бескровную, очистительную, умилостивительную и спасительную жертву в лице Иисуса Христа. В самом храме, начиная с купола, по всем стенам изображены были разные истории из Ветхого и Нового Завета с евангельскими блаженствами, со многими притчами и чудесами, совершенными Иисусом Христом. Вся означенная живопись исполнена была масляными красками на холсте, натянутом в рамах. Стенная живопись эта произведена была в 1801 году при епископе Досифее, иждивением брянского купца Ивана Андреева Чурилина (он же Галдилин).

Когда и кем построена была сия церковь и с благословения какого архипастыря – неизвестно; должно предположить однако, что церковь построена тщанием самих прихожан, так как большая часть их жила около сего храма и некоторые из них были люди достаточные и даже богатые. Местное предание гласит, что приходская церковь прежде находилась в другом месте, на расстоянии от сей в 400 саженях, в Авиловской улице, где и по настоящее время причт Смоленской церкви владеет участком земли в количестве полуторы десятины. Какая судьба последовала с прежней церковью – неизвестно.

До 1861 года храм Смоленской Божьей Матери существовал в первоначальном своем виде, с незначительным поновлением и украшением икон сребро-позлашеными ризами. Внутренность храма разделялась на три части: первая находилась под колокольней и была холодная (паперть); вторую составили вышепомянутые приделы (теплая) и третья настоящая (холодная). Иконостасы в церкви были простой столярной работы, с простой золоченой резьбой; окна были малого размера и внутри церковь была не особенно светла, что заставляет предполагать, что храм построен был давно, и вероятно в первой половине восемнадцатого столетия, или, быть может, во время царствования Петра Великого.

Достойно замечания, что церковь сия с начала своего существования не подвергалась никаким несчастным случаям, несмотря на то, что она стоит вблизи литейно-пушечного завода, в котором неоднократно бывали пожары, особенно в сороковых годах текущего века, когда вблизи церкви сгорел литейный корпус и в нем несколько человек, церковь же осталась без повреждения. Были и другие пожары недалеко от церкви, но Господь хранил дом молитвы.

С 1861 для храма Смоленской Божьей Матери настала, так сказать, новая эпоха. При усердном старании церковного старосты, покойного Николая Ивановича Чурилина (Галдилин) храм принял благолепный вид: колокольня и трапеза перестроены, внутренность церкви (настоящей) распространена, подколокольная часть храма соединена с приделами аркой; окна сделаны большого размера; иконостасы в пределах устроены резные, прекрасной работы, золоченые через огонь. Остальные украшения внутренней предельной церкви и иконостас в настоящей устроены иждивением почетного гражданина Ивана Ивановича Невструева (Зверьков).

Теплые придела освящены в 1865 году при священнике Николае Кутепове, а иконостас в настоящей освящен в 1868 году 24 марта, в день Вербного воскресенья, при священнике Иоанне Попове.

Образы в иконостасе и вне его современны построению храма, кроме икон Смоленской Божьей Матери, господа Вседержителя (за правым клиросом настоящей церкви) и двух небольших икон Казанской Божьей Матери, отличаются некоторой давностью письма, и можно предположить, что иконы сии перенесены из прежнего храма.

Смоленская церковь некогда имела свой погост: это место вокруг самого храма и простиралось сажень на 70 к северо-востоку. В 1871 году, во время работ на шоссе, идущем от арсенала к станции орловско-витебской железной дороги, и позднее (в 1872 году) при уравнении местности вокруг церкви было открыто множество костей и черепов человеческих, даже попадались и кирпичные склепы. Целые костяки и части скелета встречались затем позднее, в 1889 году, при подведении фундамента к дому Бабкина, что в Лубянках.

Прихожане Смоленской церкви состоят частью из коренных жителей Брянска, между которыми есть купцы, мещане, военные служащие при арсенале и отставные мастеровые; частью из элемента пришлого, к которому преимущественно относится военное сословие арсенала. Следует сказать, что в числе таких прихожан отличались ревностью и усердием к церкви командиры арсенала: они принимали деятельное участие в поновлении храма; особенным же усердием между ними выделялся Алексей Иванович Богомолов.

Кстати, два слова об арсенале. Он получил свое начало еще при Петре Великом. Во время своего пребывания в Брянске (1709), государь сей поставил верь для гребной флотилии на том именно месте, где ныне находится арсенал; собственно же пушечный завод основа в 1783 году. Перестроен арсенал в настоящем своем виде в 1866 году при генерал-майоре Иване Елисеевиче Аристове. До 1870 года работы в арсенале производились военными мастеровыми, а с сего времени введен вольнонаемный труд рабочими разных сословий, число коих простирается до 700 человек.

Приход Смоленской церкви весьма малочислен, но прихожане усердны к храму и ревностны в исполнении христианских обязанностей.

Причт при Смоленской церкви в полном составе существовал с основания церкви до 1811 года, и в нем были священник, дьякон, дьячок и пономарь.

Кто именно был в составе причта до 1804 года – неизвестно. В церковном храме есть две купчих крепости, и в одной из них, 1760 года, упоминается священник Гавриил Афанасьев. В указе из орловского наместнического правления 1793 года говорится, что при сей церкви священствовал Яков Егоров. В межевой книге, оставленной 1778 года, подписался Архангельской церкви священник Яков Лукьянов.

С 1804 по 1824 год настоятелем был Никита Павлович Иевлев, прочие же члены причта постоянно менялись: двое из них определены в священники: дьякон Алексей Голубев выбыл в село Голубеи, Брянского уезда, а дьякон Михаил Евилов поставлен в Брянской Тихвинской церкви; прочие вероятно перемещались на лучшие места и поступали во священники. Из клировых ведомостей видно, что все они получили образование в семинарии.

В 1824 году причт составляли протоиерей Васили Розов, дьякон (на дьячковской вакансии) Александр Матвеевич Финиксов и пономарь Ферапонт Иванович Попов.

В 1829 году с тем же причтом настоятель был Яков Преображенский, которым 26 ноября 1831 года перемещен в армейское духовенство.

С 1832 по 1868 год священствовал Николай Иванович Кутепов; он имел камилавку, наперсный крест и получил сан протоиерея; проходил в разные должности: законоусителя при школе военных кантонистов, что была при местном арсенале; увещателя при военном суде и гражданском; исполнял обязанности катихизатора; в 1868 году уволен за штат с пенсией 90 р. в год. Дьякон Александр Финиксов и пономарь Ферапонт Попов умерли от холеры в июне 1848 года.

Ныне причт Смоленской церкви составляют: протоиерей Иван Ферапонтович Попов и дьякон В.И. Переверзев (на псаломщицкой вакансии).

С 1800 года церковным старостой был купец Алексей Сапожков; при нем церковь уставлена живописью.

С 1824 по 1840 год старостой состоял купец Михаил Бесчастнов.

С 1840 по 1868 год церковным старостой был купец Николай Иванович Чурилин (Галдилин).

С 1868 года проходил должность старосты сын покойного, Николай Николаевич Чурилин.

Смоленская церковь была посещаема орловскими архипастырями, епископами: Никодимом, Евлампием, архиепископом Смарагдом, епископом Поликарпом и в 1869 году, 16 июня, преосвященным Макарием. Внимательный архипастырь сей долго рассматривал устройство иконостасов, говорил о них с благотворителем храма, И. И. Невструевым, и благодарил за усердие и любовь к дому Божьему.

Все это описание, как уже сказано, относится к храму несуществующему: 16го июля 1875 года, во время пожара в Брянске сгорела до основания и деревянная церковь Смоленской Божьей Матери, вместе с домами и имуществом ее прихожан и причта. По благословенной грамоте Святейшего Синода причт Смоленской церкви и староста (покойный Ф. Н. Суханов) с прихожанами при содействии жертвователей летом 1881 года положили основание новому каменному храму. В 1882 году предполагалось вполне окончить построение церкви; но дело возведения храма, по неизвестным причинам – замедлилось, и до настоящего времени, за вест тринадцатилетний период, освящено лишь два придела в трапезе, холодная же (настоящая) внутри не отделана и колокольни нет.

Брянский Вестник 1894 год