СЛОВАРЬ. АРХИТЕКТУРА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.
Античность (от лат. antiquus — древний) — культура Древней Греции и Древнего Рима.
Арка (латинское слово) — криволинейное перекрытие проёма в стене или пространстве между двумя опорами (колоннами, столбами).
Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся функционально-декоративные объекты (беседки, террасы, ограждения, мостики); объекты, являющиеся частью городского благоустройства (фонари), объекты-носители информации (стенды, рекламные щиты).
Ассиметричная композиция — отсутствие симметрии. Ассиметричность композиции создаёт эффект естественной случайности, в искусстве стиля «модерн» усиливает необычность и причудливость образа.
Витрувий (I в. до н.э.) — римский инженер и архитектор. Автор единственного полностью дошедшего до нас античного трактата по архитектуре.
Волюты (итальянское слово — завиток, спираль) — архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком в центре.
Готика — готический стиль (от итальянского gotico — готский, варварский) сформировался в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. и пришел на смену романскому стилю. Наиболее известные готические сооружения — собор Парижской Богоматери, Кельнский собор.
Дворцово-парковый ансамбль — подчинённое единому замыслу произведение садово-паркового искусства и архитектуры, которое включает в себя комплекс дворцовых зданий и сооружений, садов, парков с искусственными или естественными водоёмами.
Декор (французское слово) — система украшений сооружения (фасада, интерьера).
Композиция — (от латинского слова compositio — составление, соединение) — построение архитектурного или садово-паркового объекта, где все компоненты объединены в единое целое, обусловленное идейным замыслом и на-' значением здания, парка и.т.д.
Культовые и светские постройки — культовые постройки, возводятся для богослужений и различных религиозных обрядов по строгому канону в композиции, внешнем убранстве и в интерьере (христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, буддийские храмы). Светские постройки — общественные и жилые здания.
Ландшафтная планировка — (от немецкого слова land— земля, «вид местности»). Искусство гармонически сочетать естественный ландшафт с архитектурными сооружениями.
Макет — (от французского maquette — макет, модель). Объемно-пространственное изображение архитектурного сооружения, выполненное в уменьшенном масштабе. Предварительный образец.
Окно-люнёт — (от французского la lunette — близко понятию «луна») — полукруглые и круглые окна.
Палладианство (Палладиева архитектура) — течение в архитектуре европейского неоклассицизма, основоположником которого считается Андреа да Падова
(Палладио) (1508-1580), архитектор позднего Итальянского Возрождения. В его творческом методе соединились строгость античной классики и живописное, пространственное мышление.
Парк культуры и отдыха — распространенный тип парка, удовлетворяющий потребностям городского населения в отдыхе на фоне природы, а также в культурных мероприятиях на открытом воздухе.
Перспектива — (от французского perspective, от латинского perspicere — смотреть сквозь) вид вдаль, открывающийся с места наблюдения на различные предметы, стоящие вдали.
Пилястры (итальянское слово) — плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены.
Полихромия (от греческогоpohs — многочисленный и chroma — цвет), многоцветность (не менее 2 цветов), произведение архитектуры, выполненное в разных цветовых тональностях.
Портик (латинское слово) — галерея с открытой колоннадой на продольной оси здания или вход, украшенный открытой колоннадой.
Ротонда (латинское слово) — круглая постройка (полукруглая), перекрытая куполом, часто с колоннами.
Ступенчатый портал — архитектурно обработанный вход в здание.
Флигель (немецкое слово) — буквально — крыло; боковая пристройка жилого дома или небольшая жилая постройка во дворе большого здания.
Фронтон (французское слово) — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, ограниченное двумя скатами крыши по бокам.
Чертёж — вид графической модели изделия.
Экзоты — эффектные парковые растения с ярко выраженными декоративными достоинствами, не свойственные данной местности.
Элементы готики в архитектуре — для готических соборов характерны вертикальность композиций, стрельчатые (а не полукруглые) арки, огромные окна, украшенные многоцветными витражами, пинакли (башенки).
Эпоха Античности (от лат. antiquus «древний») — исторический тип искусства, связанный с памятниками Древней Греции и Древнего Рима, ставшими основой для европейской культуры. Их отличали гармония, чувство меры и логики, рациональный подход к пониманию мира.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) (от итальянского Rinascimento, от французского Renaissance) — эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы (в Италии — XIV-XVI вв., в других странах — XV-XVI вв.). Ценность человека как личности и обращение к античности — главное содержание исскуства эпохи Возрождения.
Эпоха Средневековья—крупный исторический период, с момента падения Западной Римской империи до активного формирования культуры Возрождения. Характеризуется господствующим влиянием религии в культуре и искусстве, анонимностью произведений.
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Аванзал - передний, первый зал.
Акцент - подчеркнутый, выделенный из ряда других архитектурный элемент.
Алтарь - в православной церкви восточная часть внутреннего помещения, отделенная от остальной части храма алтарной преградой - иконостасом.
Амбразура - отверстие в оборонительных сооружениях, через которое ведется огонь из орудий.
Ампир - архитектурный стиль первой трети XIX века. Характеризуется строгой монументальностью, применением сюжетной и декоративной скульптуры (военные доспехи и эмблемы) в органичном единстве с архитектурой, богатством внутренней отделки зданий, является дальнейшим развитием классицизма XVIII века.
Ансамбль - согласованность и единство в расположении группы зданий, в характере их архитектуры, в связи с архитектурным или природным окружением.
Антаблемент - см. ордера архитектурные.
Античный - относящийся к древнегреческому или древнеримскому общественному строю, искусству, литературе и архитектуре.
Антресоль - полуэтаж, расположенный в пределах основного этажа.
Анфилада - ряд помещений, дворов, смежных архитектурно организованных пространств, соединенных проемами дверей, расположенных на одной оси.
Апартаменты - парадные помещения, состоящие из нескольких комнат.
Апсида - полукруглый или граненый выступ в восточной части храма (помещение алтаря).
Арка - криволинейное перекрытие пролета, проема.
Аркатура - аркатурныи пояс, фриз - украшение стены в виде ряда глухих арочек, опирающихся на консоли, кронштейны или колонки.
Архивольт-лицевая и нижняя поверхность арки, профилированная или оформленная выявлением арочной кладки.
Балюстрада - ажурное ограждение балконов, лестниц, крыш в виде перил на балясинах - невысоких фигурных столбиках.
Барабан - венчающая часть здания, несущая купол или граненый сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму; световой барабан имеет оконные проемы.
Барельеф - низкий, неглубокий рельеф.
Барокко - стиль в европейском искусстве с конца XVI века по середину XVIII века, связанный с дворянской культурой времени расцвета абсолютизма и борьбы за национальное единство. Архитектура барокко отличается криволинейностью форм и очертаний помещений в планах зданий, пышностью и декоративностью отделки зданий снаружи и особенно внутри. Барокко московское - стиль русской, московской архитектуры второй половины XVII века, характеризуется многоярусными композициями храмов, нарядным и богатым узорочьем отделки, применением белокаменных деталей в сочетании с красным кирпичом стен, высоким мастерством и тонкостью работы московских мастеров. Барокко русское - с начала XVIII до 60 гг. XVIII века. Идейное содержание стиля - слава Русского государства, гордость за деяния русского народа - определило его прогрессивный характер: проявился в создании крупных градостроительных ансамблей и зданий. Во внешней и внутренней отделке характеризуется богатством и разнообразием архитектурного убора.
Барочный - относящийся к стилю барокко.
Бельведер - вышка, надстройка (обычно круглой формы) над зданием или отдельная постройка на возвышенном месте для осмотра красивых видов.
Будуар - комната женщины дворянско-буржуазного общества, примыкающая к спальне.
Веранда - пристройка к дому, с крышей на колоннах или столбах.
Вестибюль - распределительное помещение с гардеробом, расположенное у входа в общественное здание, дворец
Возрождение - ренессанс - период в культурном и идеологическом развитии ряда стран Западной Европы, обусловленный зарождением капиталистических отношений (XIV-XVI века). Связан с возрождением античной культуры и искусства и использованием их достижений для развития новой буржуазной культуры и искусства.
Восьмерик-восьмигранный, обычно световой барабан, расположенный поверх «четверика»-«куба» нижней части церкви, башни в русской архитектуре.
Готический стиль-художественный стиль, господствовавший в искусстве стран Западной Европы в XII—XIV веках - стиль, порожденный средневековой городской культурой, находившейся под сильным религиозным влиянием. Ведущую роль в искусстве готики играла архитектура, достигшая высшего уровня развития каменного зодчества в создании грандиозных соборов, ратуш, рынков и других зданий.
Графика - вид изобразительного искусства: рисунок, гравюра, литография, акварель, гуашь, пастель.
Гульбище - галерея, площадка, охватывающая здание с нескольких сторон.
Декор - элементы украшения зданий: росписи, скульптура, мозаика, резьба, литье - изобразительные мотивы и орнамент.
Доминанта - господствующий своей величиной, формой или отделкой архитектурный элемент в здании, здание в ансамбле, в окружающей застройке и природном окружении.
Закомара - полукруглое завершение верхней части стены церковного здания, обычно соответствующее форме внутреннего свода.
Замок - камень клинчатой формы, замыкающий вершину арки.
Зубчики - непрерывный ряд небольших параллелепипедов, украшающих карниз здания.
Иконостас - алтарная преграда, отделяющая алтарь от остального пространства храма, заполненная несколькими рядами икон.
Импост- верхний камень столба или стены, служащий опорой для арки и выступающий в виде простой или профилированной полки, карниза.
Интерьер - внутреннее пространство здания или сооружения.
Ионики - орнамент из ряда яйцевидных форм, чередующихся с обращенными вниз стрелками, украшающий карниз.
Капитель - головная часть колонны, пилястры или столба.
Карниз - выступающее профилированное венчание стены или части здания, предназначенное для защиты стены здания от дождя.
Киот - декоративная рамка на фасаде здания для вставки икон.
Классицизм - господствовавший в литературе и искусстве в Европе с XVII века, в России со второй половины XVIII века и в первой трети XIX века стиль. В формах искусства Древних Греции и Рима, а также эпохи Возрождения представители классицизма стремились к выражению идей укрепления национального государства, провозглашению гражданских идеалов в служении личности обществу. В архитектуре классицизм выражался в строгости и четкости плановых и объемных построений зданий, в сдержанности внешней архитектуры, в применении классических архитектурных форм, ордеров. В сочетании с прогрессивными древними традициями русского зодчества эти качества позволили русским архитекторам создать глубоко реалистические и народные произведения - мировые по значению образцы архитектуры русского классицизма.
Кокошник-декоративное завершение стен, сводов, барабанов церквей в виде профилированных арок, иногда с заостренным верхом.
Колонна -архитектурно обработанный, круглый в сечении столб. Классическая колонна обычно имеет внизу базу и завершается капителью, ее ствол кверху утончается, придавая колонне упругую, напряженную форму, подчеркивая ее несущую роль. Колонна трехчетвертная - колонна, соединенная со стеной и выступающая из нее на три четверти своего диаметра.
Колоннада - ряд колонн, расположенных по прямой или кривой линии, несущих общее перекрытие.
Колорит - система цветовых отношений, построенная на сочетании теплых и холодных тонов.
Композиция - художественная структура (построение) архитектурного или садово-паркового произведения, взаимоувязка всех его частей, обусловленная идейным замыслом и назначением здания, сооружения, парка или комплекса.
Компонент-элемент композиции, органически связанный с другими элементами и частями, совместно образующими художественную структуру и образ архитектурного сооружения.
Контрфорс - вертикальный или суживающийся кверху выступ стены, увеличивающий ее устойчивость от распора сводов.
Креповка, раскреповка - небольшой выступ стены, карниза для выделения участка стены по отношению ко всей стене.
Кронштейн — подпора, выпущенная из стены для поддержании выступающей части (карниза, балкона, скульптуры).
Купол - свод, форма которого образована вращением дуги окружности, эллипса или иной вокруг вертикальной оси. Купол сферический - полушар.
Курдонер - парадный двор особняка, дворца, окруженный с трех сторон частями или корпусами здания.
Ландшафт - вид местности.
Лобовая доска - украшенная полоса, продолжающая карниз боковых фасадов на главном, отделяющая рубленную из бревен стену от дощатого фронтона.
Лоджия - помещение, открытое с одной стороны и отделенное от внешнего пространства колоннами, балюстрадой, парапетом.
Лопатка - вертикальный плоский выступ в стене, в отличие от пилястры не имеющий базы и капители.
Мансарда - жилое помещение в пределах чердака.
Маскарон - рельефная скульптурная деталь в виде головы или маски, элемент декора.
Мезонин -жилая надстройка, обычно над средней частью небольшого дома.
Мемориальный - памятный, связанный с увековечением значительного события или с жизнью и деятельностью выдающихся людей.
Модерн - направление в буржуазном искусстве, архитектуре конца XIX- начала XX веков.
Модульон - архитектурная деталь в виде консоли или кронштейна, поддерживающая выносную плиту карниза.
Мозаика - узор или изображение, составленное из разноцветных камешков, стекла, смальты, или поверхность, набранная из разных по цвету материалов.
Монументальный -характерный признак произведения архитектуры, связанного сувековечением значительного события или деятеля, как правило, обладает общественной значимостью содержания, величественностью, простотой и ясностью художественной формы.
Неф - одна из отделенных друг от друга опорами частей церкви; другое название «корабль».
Ниша - углубление в стене.
Ордера архитектурные - определенные художественные системы стоечно-балочной конструкции в Древней Греции, перешедшие затем в другие страны. Ордер состоит из утончающейся кверху колонны, нижнюю часть которой составляет расширение - база, а верхнюю - капитель. Колонна несет горизонтальное перекрытие - антаблемент, разделенный по высоте на три части: нижнюю -архитрав (каменную балку), среднюю- фриз (архитектурнообработанный пояс по всей длине перекрытия) и верхнюю- карниз (сочетание поддерживающих элементов с выступающей плитой). Полный ордер имеет еще пьедестал, на котором стоит колонна. Древние греки создали дорический, ионический и коринфский ордера. Римляне добавили тосканский и сложный ордера. Ордера отличаются друг от друга соотношениями частей, тонкостью и богатством деталей и украшений. Ордерные системы широко применялись в архитектуре Древнего Рима, эпохи Возрождения и классицизма, в начале XX века и в советской архитектуре 1940-1954 гг.
Орнамент - ритмически построенный узор на основе геометрических, растительных или живописных мотивов.
Очелье - верхняя украшенная часть наличника окна.
Палладианский дом - выражение, указывающее на следы влияния творчества Палладио при создании архитектурного произведения.
Палладио - выдающийся архитектор итальянского Возрождения, творчество которого, строго классичное, оказало большое влияние на архитекторов периода классицизма.
Пандус - полого наклоненная плоскость, заменяющая лестницу.
Панно - часть поверхности стены, потолка, заключенная в рамку, иногда заполненная барельефом, росписью, картиной на холсте.
Панорама - вид на большое пространство, открывающийся с точки наблюдения.
Паперть, или притвор - вход в храм в виде закрытого помещения или открытой галереи, площадки.
Парапет - невысокая стенка - ограждение крыш, лестниц, террас, набережных.
Периметр - сумма длин всех сторон многоугольника.
Пилястр, пилястра - плоский прямоугольный выступ стены, обработанный в виде архитектурного ордера.
План - условное изображение в масштабе здания или местности - вид сверху.
Планировка - взаимосвязанное распределение помещений здания в плане с учетом художественно-идейного замысла и практической потребности.
Пластика - скульптура, художественная лепка, в переносном смысле - изваянность, скульптурность форм.
Подклет- нижний этаж здания, обычно служебно-хозяйственного назначения.
Поребрик - орнаментальная кирпичная кладка с расположением кирпичей под углом к наружной поверхности стены.
Портик - галерея перед главным входом в здание, у которой одна сторона является открытой колоннадой.
Постамент - основание для памятника, статуи, вазы.
Придел - дополнительный храм меньшего размера, пристроенный к основному зданию храма.
Притвор - см. паперть.
Причелина - причельная доска, закрывающая наклонные ребра крыши на торцевом фасаде.
Пропорции - пропорциональность - определенная соразмерность частей архитектурного произведения между собой и целым - важнейшее художественное свойство архитектуры, придающее гармоничную слаженность и целостность архитектурному образу.
Прясло - участок стены между пилястрами или башнями.
Пьедестал - подножие колонны, состоящее из трех частей - базы, стула (тела) и карниза.
Ритм - размерность, такт, повторность пространств, элементов или форм в архитектуре и закономерность их чередования.
Ризалит- часть здания, выступающая за основную линию фасада.
Ротонда - круглое здание, обычно покрытое куполом.
Руст, рустовка - обработка стены большими камнями (квадрами) с углубленным кантом между ними.
Сандрик - небольшой карниз над окном или дверью, иногда опирается на два кронштейна.
Свод - перекрытие, имеющее снизу вогнутую кривую поверхность.
Сухарь - см. зубчик.
Терем - помещение над верхним ярусом в хоромах - жилых помещениях древнерусских домов.
Трапезная - в русской архитектуре обширная невысокая пристройка к западной части церкви.
Фасад - наружный вид одной стороны здания.
Филенка - часть поля стены, пилястры, двери, обведенная рамкой, гладкая или декоративная.
Флигель - небольшое здание подсобного назначения, входящее в комплекс усадьбы, расположенное или в соединении с главным домом или на некотором расстоянии от него.
Фронтон - верхнее завершение стены здания в виде треугольника или сегмента, замкнутое со всех сторон карнизом. Завершение обрамлений проемов дверей и окон.
Хоры - верхняя открытая галерея внутри зала, храма.
Цоколь - подножие здания, нижняя, слегка выступающая часть стены.
Четверик - см. восьмерик.
Шатер - покрытие в виде высокой граненой пирамиды.
Шея - глухой цилиндрический или граненый барабан, не имеющий световых проемов, служит основанием для завершающей церковь главы.
Ширинка - прямоугольная или многоугольная впадина в стене, окаймленная декоративной рамкой.
Щипец - верх фасадной стены здания в форме угла или более сложного очертания, ограниченного двумя скатами крыши.
Эклектика - механическое соединение элементов разных стилей искусства, архитектуры.
Эллада - название Древней Греции.
Словарь терминов архитектуры Брянской области
АБАКА (АБАК) - плита над основной частью капители . обычно поддерживающая антаблемент. По форме может быть прямоугольной и многоугольной.
АКАНТ - декоративный элемент в виде фигурного листа с зубчатым краем. Используется в коринфской и композитной капителях, а также в моЬульонах.
АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА - парапет или стенка с проемами между алтарем и основным помещением храма.
АЛТАРЬ - восточная часть православного храма, отделенная от основного пространства алтарной преградой или иконостасом. АНГЛИЙСКИЙ ПАРК см. Пейзажный парк. АНТАБЛЕМЕНТ - верхняя горизонтальная часть ордерной композиции, обычно поддерживаемая колоннами либо пилястрами. Членится (снизу вверх) на архитрав, фриз, карниз. В неполном варианте архитрав отсутствует. АНТРЕСОЛИ - 1) верхняя часть помещения, разделенного внутренним перекрытием; 2) верхний полуэтаж, включенный в основной объем здания. АНТЫ - выступающие за пределы основного объема торцы стен, фланкирующие вход или колонную часть портика.
АНФИЛАДА - непрерывный ряд пространственных элементов (помещения, дворы), объединенных общей осью перспективы. АПСИДА - примыкающий к основному объему пониженный выступ полукруглой. Граненой либо сложной формы. Термин обычно используется для обозначения алтарных объемов. АРКА - I) криволинейное перекрытие, у которого поперечная толщина кладки меньше, чем протяженность перекрываемого пространства; 2) проезд с криволинейной перемычкой. АРКАДА - ритмический ряд арок, опирающихся на колонны или столбы.
АРКАТУРА - ритмический ряд арок, примыкающих к стене.
АРКОСОЛИИ - арочная ниша в стене культового сооружения, воспроизводящая облик раннехристианских захоронений.
АРХИВОЛЬТ - рельефная окантовка арочного изгиба.
АРХИТРАВ - нижняя часть антаблемента, опирающаяся на капители, лопатки или непосредственно на стену.
Курсивом выделены термины, включенные в состав словаря.
АТТИК - вытянутая по горизонтали невысокая стенка над венчающим карнизом. БАБИНЕЦ (на Украине и юго-западе России) -1) западный из трех основных объемов деревянной церкви; 2) притвор храма. БАЗА - невысокое, обычно профилированное основание колонны, пилястры, анта или столба. более широкое, чем их ствол. БАЗИЛИКА - вытянутое в плане культовое здание, рачлененное внутри продольными рядами колонн или столбов на нефы, средний из которых выше боковых.
БАЛЮСТРАДА - сквозное ограждение из ритмично расположенных балясин. БАЛЯСИНА - фигурный столбик, один из повторяющихся элементов, несущих перила лестниц или венчающую горизонталь балюстрады. БАННОЕ ПОКРЫТИЕ (БАНЯ) - граненая купольная кровля грушевидного силуэта. БАРАБАН - цилиндр или многогранник, завершающий объем здания и обычно увенчанный куполом либо главой.
БАРЕЛЬЕФ - скульптурный рельеф, в котором изображение выступает из фона не более чем на половину своего объема.
БАСТИОН - многоугольное (обычно пятигранное) фортификационное сооружение, находящееся перед основным фронтом обороны и связанное стенами или валом с другими укреплениями.
БЕГУНЕЦ - геометрический орнамент в виде горизонтального ряда треугольных впадин в стене, попеременно обращенных острием вниз и вверх.
БЕЗ ОСТАТКА - соединение в углах сруба бревен или брусьев без выхода их концов за плоскость стены.
БЕЛЬВЕДЕР - 1) круглая или [раненая надстройка с проемами над усадебным домом или особняком; 2) садово-парковый павильон или беседка в возвышенной части усадьбы либо дворцового ансамбля.
БЕЛЫЙ КАМЕНЬ - разновидность известняка, используемая для кладки стен или включаемая в кирпичную кладку для прочности либо в качестве декоративных элементов.
БОСКЕТ - участок регулярного парка, ограниченный плотно посаженными деревьями и кустарником. которые подстрижены в форме геометрических объемов.
БОЧАРНЫЙ СВОД - перекрытие двоякой кривизны над прямоугольным объемом, имеющее rпродольном и поперечном сечении коробовые либо одноцентровые дуги разных радиусов. БОЧКА - двускатное покрытие пылевидного сечения с симметричными поверхностями двоякой кривизны.
БРОВКА - декоративная рельефная дуга над проемом или нишей.
БРУС - бревно с параллельными отесанными гранями при одинаковых торцах. БУДА - постройка для производства поташа или дегтя.
БУТОВЫЙ ФУНДАМЕНТ - фундамент, основой которого служат крупные обломки камня. В ДВА СВЕТА - см. Двусветный. ВАЛИК - полочка небольшого выноса со скругленными ребрами или протяженный выступ полукруглого сечения.
ВАЛЬМОВАЯ КРОВЛЯ - покрытие с треугольными скатами над торцовыми стенами. ВЕЕРНЫЙ ЗАМОК - завершение перемычки проема или ниши наложенными друг на друга трапециевидными клиньями. ВЕНЕЦ - замкнутый горизонтальный ряд бревен или брусьев в срубе.
ВИТРАЖ- 1) заполнение проема композицией из цветных стекол; 2) застекление обширной поверхности с малозаметным переплетом. ВОЛЮТА - декоративный элемент в виде спирального завитка.
ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ - композиционный прием возведения восьмигранного объема на четырехгранном.
ВОСЬМИЛОТКОВЫЙ СВОД - перекрытие восьмигранного объема смыкающимися лотками. ВПЕРЕБЕЖКУ - размещение однородных элементов горизонтальными рядами в шахматном порядке.
ВСПАРУШЕН1ШЙ СВОД - разновидность крестового свода с заметно приподнятой центральной частью над боковыми.
ВТОРОЙ СВЕТ - второй от пола ряд проемов в помещении.
ВЯЗЬ - вид старинного письма со сплетением соседних букв или слов в декоративный узор. ГИРЬКА - декоративная подвеска к общей пяте соседних арок.
ГЛАВА - купольное (реже многоскатное) покрытие барабана на культовой постройке. ГЛУХАЯ РЕЗЬБА - резьба по дереву, не имеющая сквозных отверстий и неразрывно связанная с фоном.
ГЛУХОЙ - не имеющий сквозных отверстий в кладке или срубе.
ГОРЕЛЬЕФ - скульптурный рельеф, в котором изображение выступает из фона более чем на половину своего объема.
ГОРОДНЯ - 1) заполненный землей или камнями сруб, включенный в деревянную крепостную стену; 2) устой деревянного моста аналогичной структуры.
ГОРОДЧАТЫЙ - (фриз, пояс) - орнаментальная полоса с плоскими висячими ступенчатыми зубцами по нижнему краю.
ГРЕБНИ - крупные фигурные фронтоны с прерванными криволинейными скатами, возведенные над венчающим карнизом.
ГРИЗАЙЛЬ - монохромная роспись, имитирующая барельеф или архитектурный декор. ГУЛЬБИЩЕ - открытая площадка, примыкающая к зданию.
ГУТА - постройка со стеклоплавильной печью. ДВУСВЕТНЫЙ (В ДВА СВЕТА) - объем с двумя рядами окон, не разделенными перекрытием в интерьере.
ДЕИСУСНЫЙ ЧИН - ярус иконостаса, в центре которого расположена икона с изображением Христа, а по сторонам - Богородицы, Иоанна Предтечи и других святых, обращенных к Христу в молитвенных позах.
ДЕНТИКУЛЫ - равномерно расположенные прямоугольные выступы, поддерживающие карниз или скаты фронтона.
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР - архитектурный ордер. для которого характерны сужающиеся кверху каннелированные колонны без баз, завершенные эхином и абаком, а также фриз с метопами и триглифами.
ДОЩАТЫЙ РУСТ см. Ленточный руст. ДЫНЬКА - шаровидное расширение ствола колонки. обычно разделенное на вертикальные дольки.
ДЬЯКОННИК - примыкающее с юга к основному объему алтаря помещение, в котором хранятся облачения священнослужителей и утварь. ЕНАНЧА - крутая четырехскатная кровля с горизонтальным ребром наверху. ЖГУТ - украшение архитектурных элементов косой порезкой или наклонными параллельными валиками.
ЖЕРТВЕННИК - примыкающее с севера к основному объему алтаря помещение, в котором начинается литургия.
ЗАКОМАРА - полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне находящегося за ним свода. t
ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ (ЗАМОК) - клинчатый камень в вершине арки либо имитирующий его декоративный элемент посередине перемычки иаличцика или проема. ЗАМОК см. Замковый камень. ЗВОН - ярус колокольни, имеющий арки или прямоугольные проемы для колоколов. ЗВОННИЦА - 1) возведенная на храме либо в стороне от него стенка с проемами для колоколов; 2) архитектурное сооружение для подвески колоколов, не имеющее башнеобразного облика.
ЗЕРКАЛО - гладкий участок на лицевой стороне печей и каминов, поле плафона или крупной дверной филенки, обрамленный простенок, ЗЕРКАЛЬНЫЙ СВОД- перекрытие с обширной горизонтальной поверхностью и плавным изгибом при переходе к стенам.
ЗИМНЯЯ ЦЕРКОВЬ - отапливаемый храм для богослужения в холодное время года.
ЗОНТ - металлический навес (обычно на ажурных кронштешшх, с фризом либо подзорам по периметру) над входом или киотом. ИЗРАЗЕЦ - керамическая деталь, элемент облицовки и украшения стен зданий или печей с рельефным или рисованым изображением. На тыльной стороне имеет выступ для сцепления с основной кладкой.
ИКОНОСТАС - преграда, отделяющая алтарь от основного пространства храма и включающая иконы в два яруса и более.
ИМПОСТ - 1) профилированная вставка между пятой арки и ее опорой; 2) поперечный брус в оконном переплете, отделяющий створки от неподвижной фрамуги; 3) вертикальная стойка, разделяющая оконный переплет на более узкие части.
ИНТЕРКОЛУМНИЙ - расстояние между соседними колоннами в портике или колоннаде. ИОНИКА - орнамент с ритмичным размещением яйцевидных элементов в обрамлениях. Характерен для ионического и коринфского ордеров. ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР - архитектурный ордер, для которого характерны каннелиропанные колонны с базами, увенчанные капителью в виде плавно соединенных между собой волют. ИТАЛЬЯНСКОЕ ОКНО - трехчастное окно с более широкой средней частью (обычно арочной, которая выше боковых, прямоугольных). КАМЕНИЦА - жилой дом из кирпича или камня на Украине и юго-западе России. КАННЕЛИРОВАННЫЙ - обработанный каннелюрами.
КАННЕЛЮРЫ - вертикальные желобки на поверхности ствола колонны или пилястры. КАПИТЕЛЬ - венчающий элемент колонны или пилястры, отличающийся от основной части (ствола) более сложным рисунком и большей шириной.
КАПЛИ, КАПЕЛЬКИ - декоративные подвески в виде призм или усеченных конусов в основании триглифа, модульона и т. п. КАПЛИЦА - 1) небольшая культовая постройка (в отличие от часовни может иметь алтарь; 2) обособленное помещение для молитв и религиозных обрядов в католическом храме или гражданском здании на Украине и юго-западе России. КАРЕ - компоновка архитектурных объемов вокруг прямоугольного пространства. КАРНИЗ - 1) протяженный выступ, завершающий стену либо членящий ее на ярусы или этажи; 2) венчающая часть антаблемента. КАРТУШ - декоративный элемент в виде щита или свитка с закрученными краями. КАФЕЛЬ - керамическая плитка с глазурью (чаще одноцветной) для облицовки печей и стен. КВАДР - крупный прямоугольный камень в фасадном декоре, отесанный с лицевой стороны в виде плоскости, пологой четырехгранной пирамиды или призмы.
КВАДРИФОЛИЙ - замкнутая симметричная фигура в виде четырех полукружий, обращенных выпуклостью наружу.
КЕЛЬИ - жилые помещения для монахов, а также корпус, в котором они располагаются. КЕССОН - углубление геометрической формы -элемент ритмичной декорировки внутренней поверхности перекрытия.
КИЛЕВИДНЫИ - имеющий форму полукруга или полуовала с заострением над серединой дуги. КИОТ - I) углубление в стене для иконы; 2) застекленная рама-шкафчик для крупной иконы. КЛАДКА - кирпичи или камни, соединенные в определенном порядке с помощью связующего раствора.
КЛЕЕВЫЕ КРАСКИ - краски на основе водных растворов казеина или крахмала, создающие матовую фактуру.
КЛЕЙМО - I) рельефный оттиск условного знака (чаще буквенного, реже изобразительно-символического) на кирпиче, керамическом или металлическом изделии; 2) одно из небольших изображений по периметру крупной иконы, отражающих эпизоды из жития святого, которому она посвящена.
КЛЕТСКАЯ ЦЕРКОВЬ - деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим покрытием.
КЛИНЧАТЫЙ РУСТ - 1) характерное для классицизма ступенчатое рельефное завершение проема или ниши с трапециевидным замкбвым камнем, который фланкируют клинчатые камни меньшей высоты; 2) излом полос ленточного руста над проемом, веерообразно сходящихся к его перемычке.
КОКОШНИК - декоративный элемент в виде небольшой закомары, от которой отличается отсутствием реального свода за полукружием. Имеет полуциркулыгую, коробовую, килевидную либо треугольную форму.
КОЛОННА - опорный столб обычно круглого или многоугольного сечения. КОЛОННАДА - ритмический ряд колонн, несущих горизонтальное перекрытие. КОЛПАК - четырехскатное покрытие с вертикальной осью симметрии и крутизной не более 45°.
КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР - производный от коринфского и ионического, отличается особой пышностью. Характерный элемент - капитель с крупными волютами (как в ионическом ордере) и высоким цилиндрическим ядром (как в коринфском ордере), а также листьями аканта на двух уровнях.
КОНСОЛЬ - выступающая из стены опора. КОНТРРЕЛЬЕФ - рельеф, заглубленный в плоскость фона.
КОНТРФОРС - подпорная стенка, примыкающая к зданию под прямым или тупым углом для повышения прочности. КОНХА - свод в виде четверти сферы. КОРИНФСКИЙ ОРДЕР - наиболее утонченный среди архитектурных ордеров; для него характерны изящные каннелированные колонны с базами, завершенные капителью с акантовыми листьями на трех уровнях и восемью небольшими волютами над ними.
КОРОБОВЫИ СВОД - свод с лежачим полуовалом в сечении.
КРАСНАЯ ЛИНИЯ - условная планировочная Граница между территорией застройки и проезжей или пешеходной частью улицы, площади. КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ - церковное здание с четырьмя основными столбами и пониженными угловыми частями, подчеркивающими (как в интерьере, так и снаружи) центральный планировочный крест.
КРЕСТОВЫЙ СВОД - перекрытие прямоугольной ячейки, состоящее из четырех распалубок (в первом значении) и передающее нагрузку на угловые опоры.
КРЕЩАТЫЙ ПЛАН - план в виде наложенных друг на друга равноконечного креста и квадрата меньшего размера (при параллельности сторон и совпадении осей симметрии). КРЕЩАТЫЙ СВОД - сомкнутый свод, крестообразно пересеченный через середину лотков коробовыми или полуциркульными сводами.
КРОНШТЕЙН - художественно оформленная консоль.
КУБОВАТАЯ {база, капитель) - по форме близкая к кубу, на каждую из открытых фаней которого наложено полукружие, обращенное дугой к стволу колонны.
КУБОВАТАЯ РЕШЕТКА - решетка из металлических прутьев, рисунок которой напоминает вертикальные ромбы со скругленными боковыми углами и килевидными заострениями. КУБЫШКА - древнерусский конструктивно-декоративный элемент в виде массивного короткого столба с плавным расширением чуть выше основания.
КУПОЛ - 1) свод, геометрическая поверхность которого образована вращением кривой вокруг вертикальной оси: 2) сфероидная или граненая кровля, по силуэту близкая К. в первом значении. КУРДОНЁР - парадный двор перед зданием. ограниченный с боковых сторон флигелями или крыльями этого здания.
КУРТИНА - 1) компактная обособленная группа однородных насаждений (в садово-парковом искусстве); 2) участок крепостного ограждения, соединяющий два бастиона. ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ - четырехконечный крест, у которого верхняя и боковые ветви равны, а нижняя значительно длиннее. ЛЕВКАС - грунт из смеси клея и мела, применявшийся в иконописи и как основа для позолоты в декоративной резьбе.
ЛЕЖАЧИЕ (окна, ниши, филенки) - имеющие прямоугольную, граненую либо овальную форму, у которой ширина явно больше высоты. ЛЕНТОЧНОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ - окна, примыкающие одно к другому почти без разграничений и объединенные на фасаде в протяженные полосы.
ЛЕНТОЧНЫЙ НАЛИЧНИК - непрерывное обрамление окна, имеющее лицевую поверхность в одной плоскости.
ЛЕНТОЧНЫЙ РУСТ - руст в виде непрерывных горизонтальных полос.
ЛЕПНИНА - рельефные архитектурные украшения из алебастра или бетона. ЛЕТНЯЯ ЦЕРКОВЬ - храм, не имеющий отопления и предназначенный для богослужения в теплое время года.
ЛИЗЕНА - слабо выступающая из поверхности стены узкая вертикальная полоса на всю ее высоту.
ЛОБОВАЯ ДОСКА - резной деревянный фриз на фасаде, над окнами крестьянского дома. ЛОДЖИЯ - открытое наружу помещение с перекрытием. ограниченное с одной или трех сторон колоннадой, аркадой, парапетом или балюстрадой.
ЛОПАТКА - вертикальный ленточный выступ стены без базы и капители, разделяющий или ограничивающий фасадную поверхность. ЛОТКОВЫЙ СВОД - свод, состоящий из лотков, с передачей распора на стены. ЛОТОК - равнобедренный треугольный участок цилиндрической поверхности, опирающийся на горизонталь.
ЛУКОВИЧНАЯ ГЛАВА - венчающий объем с плавной кривизной симметричного силуэта, имеющий значительное уширение в нижней части, несколько выше основания. ЛУЧКОВЫЙ - ограниченный небольшой (значительно меньше половины окружности) дугой. ЛЮКАРНА - световой проем в наклонном или сводчатом перекрытии, имеющий вертикальную лицевую плоскость.
ЛЮНЕТ - I) полукруглый участок стены непосредственно под огибающим ее сводом; 2) большое полукруглое окно непосредственно над прямоугольным проемом; 3) четырехстороннее укрепление, открытое с тыла, а спереди защищенное валами и рвами.
МАНСАРДА - жилое помещение под крутой кровлей, которая у верхнего обреза окон образует перелом и становится пологой. МАШИ КУЛИ - нависающие над стеной наклонные проемы для ведения обстрела и литья расплавленной смолы на осаждающих. МЕАНДР - орнамент в виде непрерывной линии с Г-образными изломами.
МЕДАЛЬОН - рельефное или живописное изображение в круглом либо овальном обрамлении. МЕЗОНИН - неполный верхний этаж над средней частью дома.
МЕТОПЫ - близкие к квадрату элементы дорического фриза, чередующиеся с триглифами. МОДУЛЬОН - кронштейн в форме завитка с листом аканта, поддерживающий выносную плиту карниза.
МУТУЛЫ - плоские прямоугольные плитки, равномерно расположенные на нижней поверхности выносного элемента в дорическом карнизе. НАКЛАДНАЯ РЕЗЬБА - резное деревянное украшение, не составляющее с фоном цельного куска. НАЛИЧНИК - обрамление проема или ниши.
НАЩЕЛЬНИК - рейка, закрывающая стык между досками или брусьями.
НЕФ - элемент пространства базилики, вытянутый вдоль ее главной оси и ограниченный с одной или двух сторон колоннами либо столбами. ОБРАЗЦОВЫЙ ПРОЕКТ - предназначенный для многократного использования и рекомендованный центральным государственным органом. ОБРЕШЕТКА - уложенные поперек стропил рейки, доски или брусья, на которые насти чается кровля.
ОВЫ см. Ионика.
ОКТОГОН - восьмигранный объем. ОПАСАНИЕ - закрытая галерея вокруг деревянного храма на Украине и юго-западе России. ОРДЕР - система архитектурных форм в строгой пропорциональной взаимосвязи, усиливающая выразительность стоечно-балочной конструкции или ее имитации (см. дорический, ионический. композитный, коринфский, тосканский ордер). ОСТРОГ - древнерусское деревянное укрепление.
ОЧЕЛЬЕ - декоративное завершение наличника. ПАЛАТКА - небольшое бесстолпное помещение. перекрытое сводом, а также постройка, в которой оно занимает главное место. ПАНДУС - наклонный, не имеющий ступеней въезд, проход.
ПАНИКАДИЛО - крупная церковная люстра с множеством свечей.
ПАПЕРТЬ - широкое крыльцо или галерея перед входом в церковь.
ПАРАПЕТ-сплошное невысокое ограждение по краю крыши, балкона, лестницы, моста и т.п. ПАРТЕР - открытый участок регулярного парка. включающий газоны, цветники, невысокий декоративный кустарник.
ПАРУС - конструктивный элемент при переходе от четырехгранного объема к цилиндрическому. Имеет вид сферического треугольника, обращенного острием вниз, а дугой в горизонтальной плоскости - вверх.
ПАРУСНЫЙ СВОД - перекрытие в виде полусферы, усеченной по сторонам плоскостями стен. ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК (АНГЛИЙСКИЙ ПАРК) - парк со свободной планировкой и компоновкой насаждений, имитирующий природу. ПЕРЕРУБ - выступающее на фасаде пересечение внешней стены сруба с внугренней поперечной стеной.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ (портал, наличник, архивольт) - имеющий уходящие в глубину уступы. ПИЛА - фриз (а первом значении) из нескольких рядов кирпичей с напуском, положенных плашмя под углом к поверхности фасада. ПИЛЯСТРА - гладкий, каннелированный или филенчатый прямоугольный выступ на стене, имеющий базу и капитель.
ПОД КОЛОКОЛЫ (храм) - культовое сооружение с ярусом звона на главной вертикальной оси.
ПОДВЫШЕНИЕ - расположение центра своди или арки над уровнем пят.
ПОДЗОР - доска со сквозным орнаментом, свисающая с карниза и расположенная параллельно ему.
ПОДИУМ - высокий постамент прямоугольного здания с лестницей на торцовой стороне. ПОДКЛЕТ - невысокий нижний этаж здания в доордерной архитектуре.
ПОДПРУЖНАЯ АРКА - арка, поддерживающая свод.
ПОДШИВНОЙ ПОТОЛОК - потолок, прибитый снизу к балкам.
ПОД ШУБУ - обработка стены штукатурным набрызгом, создающая мелкобугристую поверхность.
ПОЛИЦА - пологий скат в основании крутой кровли.
ПОЛОТЕНЦЕ - вертикальная доска с прорезным орнаментом и узорным нижним краем, свисающая с выступа деревянной стены. ПОЛОЧКА - узкий горизонтальный выступ прямоугольного сечения.
ПОЛУВАЛ -узкий горизонтальный выступ полукруглого сечения.
ПОЛУГЛАВИЕ - полукруглое завершение средней части стены храма.
ПОЛУКОЛОННА - колонна, наполовину выступающая из стены.
ПОЛУЛОТКОВЫЙ СВОД - коробовый свод с лотком на торце.
ПОЛУЦИРКУЛЬНЫЙ СВОД - протяженный свод с одинаковым сечением в половину окружности.
ПОРЕБРИК - орнаментальный фриз, образованный рядом кирпичей, положенных плашмя или на ребро под углом к поверхности стены.
ПОРТАЛ - декоративное обрамление входа. ПОРТИК - композиция на фасаде здания, образованная колоннами, полуколоннами или пилястрами, несущими антаблемент. ПРИДЕЛ - дополнительный храм со своими престолом и иконостасом, примыкающий к основному церковному зданию или включенный в его объем.
ПРИРУБ - небольшая деревянная пристройка, конструктивно связанная с основной частью здания.
ПРИТВОР - закрытое помещение перед входом в храм или трапезную.
ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА - резьба по дереву, выполненная путем сквозного пропиливания и предназначенная для восприятия на просвет.
ПРОСЕЧНОЕ ЖЕЛЕЗО - железная полоса со сквозными отверстиями, образующими ажурный рисунок и полученными с помощью заостренного ударного инструмента.
ПРОСТИЛЬ - прямоугольное в плане здание с равной ему по ширине однорядной колоннадой на главном торцовом фасаде.
ПРОСФОРНАЯ - помещение для выпечки просфор - круглых хлебцев с рельефными символами, употребляемых в христианских обрядах.
ПРОФИЛИРОВАННЫЙ - имеющий постоянное поперечное сечение, ограниченное дугами и отрезками прямых.
ПРЯСЛО - участок стены древнерусского каменного сооружения, ограниченный по сторонам вертикальными элементами (лопатками, полуколоннами, пилястрами, столбами) или башнями. ПЯТА - нижний уровень изгиба арки или свода. ПЯТИГЛАВИЕ - завершение основного объема церковного здания пятью главами. РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН - треугольный или фигурный фронтон, у которого с целью декоративного эффекта прерваны скаты. РАМОЧНЫЙ НАЛИЧНИК - замкнутое обрамление проема, имеющее одинаковое сечение на всех участках.
РАСКРЕПОВКА - прямоугольный выступ протяженного горизонтального элемента. РАСПАЛУБКА - 1) выпуклый равнобедренный треугольный участок, цилиндрической поверхности с дугообразным основанием, опирающимся на две точки; 2) малый свод с треугольной, стрельчатой, параболической, пятиугольной или прямоугольной проекцией, врезанный в основной свод помещения над проемом. РАССТЕКЛОВКА - расчленение окна на застекленные участки.
РАСШИВКА ШВОВ - обработка швов в каменной кладке заподлицо с основными блоками путем удаления излишнего раствора. РЕГУЛЯРНЫЙ - основанный на симметрии геометрических построений.
РИЗАЛИТ - выступающая часть фасада (обычно прямоугольная в плане), один из существенных элементов его композиции.
РИЗНИЦА - помещение в церкви или монастыре для хранения облачений и церковной утвари, а также отдельное здание того же назначения. РОЗЕТКА - орнаментальный мотив в виде круглого цветка.
РОТОНДА - круглый в плане крупный объем, завершенный куполом.
РУКАВ - каждое из четырех ответвлений крестообразной планировки и соответствующий ему архитектурный объем.
РУСТОВКА (РУСТ) - декоративная обработка стен, имитирующая кладку из крупных камней или в виде рельефно выступающих горизонтальных полос (см. дощатый, квадровый, ленточный руст).
САНДРИК - небольшой карниз или фронтон, расположенный над проемом либо нишей. СВЕТОВОЕ КОЛЬЦО - круглое или многоугольное отверстие в верхней части перекрытия, пропускающее в интерьер свет через окна барабана.
СВОД - криволинейное перекрытие, передающее на основание нагрузку и распор (см. восьмилот-ковый. вспарушенный. зеркальный, крестовый. крещатый, коробовый, лотковый, полулотковый, полуциркульный, сомкнутый, цилиндрический свод; конха. скуфья). СВЯТЫЕ ВОРОТА - главный вход в монастырь.
СЕНЬ - нарядно оформленный навес над алтарем. троном и т.п.
СЕРАФИМ - высший из девяти ангельских чинов, изображаемый в виде детской или юношеской головки с шестью заостренными крыльями.
СЕРЬГИ, СЕРЁЖКИ - украшение барочного наличника в виде треугольных подвесок к его боковым выступам -ушам.
СКУФЬЯ - свод в виде пологого шарового сегмента.
СЛЕГА - жердь или доска, закрепленная поперек стропил и уложенная на торцовые щипцы. СЛУХИ - проемы в иштре колокольни. СОЛЕЯ - небольшое протяженное возвышение, ступень перед иконостасом. СОЛИТЕР - акцентированное, отдельно стоящее дерево в парковом ансамбле. СОМКНУТЫЙ СВОД - свод из четырех лотков, передающий распор на стены. С ОСТАТКОМ - соединение бревен или брусьев в углах сруба с выходом их концов за плоскость стены.
СРЕДОКРЕСТИЕ - ядро крестообразного в плане культового здания, обычно акцентированное в объемной композиции.
СРУБ - деревянное сооружение без пола и перекрытий, образованное рядами венцов. СТРЕЛЬЧАТЫЙ - имеющий вверху заострение, образованное пересечением двух симметричных дуг.
СТРОПИЛА - образующие основу кровли наклонные бревна или брусья, соединенные вверху под углом, а внизу опирающиеся на стену. СТУЛЬЯ - короткие сваи под деревянным строением, на которые опирается нижний венец сруба. СТУПЕНЧАТЫЙ ТРОМП - тромп в виде двух или более арок, расположенных одна под другой. СУХАРИКИ - образующие прерывистый ряд небольшие прямоугольные выступы под карнизом.
ТАМБУР - небольшое помещение со вторыми дверьми у входа в здание. Служит для сохранения тепла.
ТЕПЛОВАЯ ЦЕРКОВЬ см. Зимняя церковь. ТИМПАН - ограниченное выступающим краем поле фронтона, щипца или закомары. ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР - модификация дорического ордера, для которой характерны базы под колоннами при отсутствии каннелюр. ТРАНСЕПТ - поперечное пространство перед алтарной частью базилики, более широкое, чем ее основной объем.
ТРАПЕЗНАЯ - 1) столовая палата в монастыре; 2) часть церковного здания, примыкающая с запада к главному объему и иногда включающая теплую церковь.
ТРЁХЛОПАСТНАЯ АРКА - декоративный элемент в виде трех дуг, средняя из которых опирается на концы боковых.
ТРЁХЧЕТВЕРТНАЯ КОЛОННА - колонна. ствол которой более чем наполовину выступает из стены.
ТРИГЛИФЫ - чередующиеся с метопами элементы дорического фриза, имеющие вид квадрата или прямоугольника с короткими вертикальными желобками.
ТРИФОЛИЙ - замкнутая симметричная фигура в виде трех полукружий, обращенных выпуклостью наружу.
ТРОМП - конструктивный элемент при переходе от четырехгранного объема к восьмигранному. Имеет вид арки с конической внутренней поверхностью.
ТЯГА - штукатурный или деревянный рельефный выступ с одинаковым поперечным сечением. ТЯНУТАЯ ФИЛЁНКА - филенка с профилированным обрамлением.
УШИ, УШКИ - криволинейные или прямоугольные выступы по сторонам верхней части наличника.
ФАРТУК - декоративный элемент наличника, расположенный на его оси под подоконником. ФИЛЁНКА - 1) средняя вставная часть дверного полотна; 2) обрамленный или заглубленный глухой участок фасада, панели, имеющий форму прямоугольника или близкую к нему. ФИЛЁНЧАТАЯ ПИЛЯСТРА - пилястра с одним или несколькими прямоугольными заглублениями на лицевой поверхности. ФЛИГЕЛЬ - жилое или хозяйственное строение, примыкающее к главному зданию или расположенное поблизости.
ФОНАРЬ, ФОНАРИК - 1) нависающий граненый выступ здания, имеющий крупные окна на каждой грани; 2) см. Бельведер (в первом значении).
ФРАНЦУЗСКИЙ ПАРК - парковый ансамбль с геометрической четкостью как в планировке, так и в объемах насаждений.
ФРИЗ - I) средняя часть антаблемента; 2) декоративная горизонтальная полоса. ФРОНТОН - треугольное, полукруглое, лучковое либо фигурное завершение стены или наличника, ограниченное в основании карнизом. ХЕРУВИМ - ангел в виде детской головки с парой крыльев по сторонам. ХОЛОДНАЯ ЦЕРКОВЬ см. Летняя церковь.
ХОРЫ - балкон, галерея или лоджия внутри парадного зала и в церкви.
ЦАРСКИЕ ВРАТА - средние двери иконостаса, ведущие к алтарному престолу. ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ СВОД см. Полуциркульный свод.
ЦОКОЛЬ - протяженный выступ в основании сооружения.
ЧАСОВНЯ - небольшое культовое сооружение без алтаря.
ЧЕРВОНКА - сердцевидный орнаментальный мотив в пропильной резьбе или просечном железе. ЧЕТВЕРИК - прямоугольный в плане объем. Термин обычно используется при описании культовых построек без ордерных форм. ЧЕТЫРЁХЛЕПЕСТКОВЫЙ ПЛАН - план, образованный полукружиями, примыкающими к сторонам квадрата.
ШАТЁР - пирамидальное покрытие с крутыми скатами.
ШЕЯ, ШЕЙКА - глухое круглое или граненое основание главы, имеющей более крупный поперечник.
ШЕЛЫГА - вершина свода или арки при виде снизу.
ШИРИНКА - декоративный элемент в виде заглубленного прямоугольника (обычно близкого к квадрату) с уступчатым или профилированным обрамлением.
ЩИПЕЦ - симметричная двускатная верхняя часть стены, продолжающая без выступов ее основную плоскость.
ЭКСЕДРА - большая арочная ниша с дуто-образным планом.
ЭРКЕР - освещаемая окнами часть помещения, выступающая за фасадную плоскость. ЭХИН - основная часть капители в дорическом ордере, имеющая вид диска со скругленным ребром. Располагается между стволом колонны и абакой.
ЯБЛОКО - сфера под венчающим храм крестом, а также под металлическим прапором, изображением ангела или иной фигурой на башне. ЯРУС - горизонтальный элемент композиции с четкими границами по горизонтали.