СтраницаСЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ. АРХИТЕКТУРА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Античность (от лат. antiquus — древний) — культура Древней Греции и Древнего Рима.

Арка (латинское слово) — криволинейное перекрытие проёма в стене или пространстве между двумя опорами (колоннами, столбами).

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся функционально-декоративные объ­екты (беседки, террасы, ограждения, мостики); объекты, являющиеся частью городского благоустройства (фона­ри), объекты-носители информации (стенды, рекламные щиты).

Ассиметричная композиция — отсутствие симметрии. Ассиметричность композиции создаёт эффект естественной случайности, в искусстве стиля «модерн» усиливает необыч­ность и причудливость образа.

Витрувий (I в. до н.э.) — римский инженер и архитек­тор. Автор единственного полностью дошедшего до нас античного трактата по архитектуре.

Волюты (итальянское слово — завиток, спираль) — архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком в центре.

Готика — готический стиль (от итальянского gotico — готский, варварский) сформировался в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. и пришел на смену романскому стилю. Наиболее известные готические соору­жения — собор Парижской Богоматери, Кельнский собор.

Дворцово-парковый ансамбль — подчинённое еди­ному замыслу произведение садово-паркового искусства и архитектуры, которое включает в себя комплекс дворцовых зданий и сооружений, садов, парков с искусственными или естественными водоёмами.

Декор (французское слово) — система украшений со­оружения (фасада, интерьера).

Композиция — (от латинского слова compositio — со­ставление, соединение) — построение архитектурного или садово-паркового объекта, где все компоненты объединены в единое целое, обусловленное идейным замыслом и на-' значением здания, парка и.т.д.

Культовые и светские постройки — культовые по­стройки, возводятся для богослужений и различных религи­озных обрядов по строгому канону в композиции, внешнем убранстве и в интерьере (христианские церкви, мусульман­ские мечети, иудаистские синагоги, буддийские храмы). Светские постройки — общественные и жилые здания.

Ландшафтная планировка — (от немецкого слова land— земля, «вид местности»). Искусство гармонически сочетать естественный ландшафт с архитектурными со­оружениями.

Макет — (от французского maquette — макет, модель). Объемно-пространственное изображение архитектурного сооружения, выполненное в уменьшенном масштабе. Пред­варительный образец.

Окно-люнёт — (от французского la lunette — близко понятию «луна») — полукруглые и круглые окна.

Палладианство (Палладиева архитектура) — течение в архитектуре европейского неоклассицизма, ос­новоположником которого считается Андреа да Падова

 (Палладио) (1508-1580), архитектор позднего Итальян­ского Возрождения. В его творческом методе соединились строгость античной классики и живописное, простран­ственное мышление.

Парк культуры и отдыха — распространенный тип парка, удовлетворяющий потребностям городского насе­ления в отдыхе на фоне природы, а также в культурных мероприятиях на открытом воздухе.

Перспектива — (от французского perspective, от ла­тинского perspicere — смотреть сквозь) вид вдаль, откры­вающийся с места наблюдения на различные предметы, стоящие вдали.

Пилястры (итальянское слово) — плоский вертикаль­ный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены.

Полихромия (от греческогоpohs — многочисленный и chroma — цвет), многоцветность (не менее 2 цветов), про­изведение архитектуры, выполненное в разных цветовых тональностях.

Портик (латинское слово) — галерея с открытой ко­лоннадой на продольной оси здания или вход, украшенный открытой колоннадой.

Ротонда (латинское слово) — круглая постройка (полу­круглая), перекрытая куполом, часто с колоннами.

Ступенчатый портал — архитектурно обработанный вход в здание.

Флигель (немецкое слово) — буквально — крыло; боко­вая пристройка жилого дома или небольшая жилая постройка во дворе большого здания.

Фронтон (французское слово) — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, ограниченное двумя скатами крыши по бокам.

Чертёж — вид графической модели изделия.

Экзоты — эффектные парковые растения с ярко выра­женными декоративными достоинствами, не свойственные данной местности.

Элементы готики в архитектуре — для готических соборов характерны вертикальность композиций, стрельча­тые (а не полукруглые) арки, огромные окна, украшенные многоцветными витражами, пинакли (башенки).

Эпоха Античности (от лат. antiquus «древний») — исто­рический тип искусства, связанный с памятниками Древней Греции и Древнего Рима, ставшими основой для европейской культуры. Их отличали гармония, чувство меры и логики, рациональный подход к пониманию мира.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) (от итальянского Rinascimento, от французского Renaissance) — эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы (в Италии — XIV-XVI вв., в других странах — XV-XVI вв.). Ценность человека как личности и обраще­ние к античности — главное содержание исскуства эпохи Возрождения.

Эпоха Средневековья—крупный исторический период, с момента падения Западной Римской империи до активного формирования культуры Возрождения. Характеризуется господствующим влиянием религии в культуре и искусстве, анонимностью произведений.

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Аванзал - передний, первый зал.

Акцент - подчеркнутый, выделенный из ряда других архитектурный элемент.

Алтарь - в православной церкви восточная часть внутреннего помещения, отделенная от остальной части храма алтарной преградой - иконостасом.

Амбразура - отверстие в оборонительных сооружениях, через которое ведется огонь из ору­дий.

Ампир - архитектурный стиль первой трети XIX века. Характеризуется строгой монументаль­ностью, применением сюжетной и декоративной скульптуры (военные доспехи и эмблемы) в органичном единстве с архитектурой, богатством внутренней отделки зданий, является дальнейшим развитием классицизма XVIII века.

Ансамбль - согласованность и единство в расположении группы зданий, в характере их архи­тектуры, в связи с архитектурным или природным окружением.

Антаблемент - см. ордера архитектурные.

Античный - относящийся к древнегреческому или древнеримскому общественному строю, искусству, литературе и архитектуре.

Антресоль - полуэтаж, расположенный в пределах основного этажа.

Анфилада - ряд помещений, дворов, смежных архитектурно организованных пространств, соединенных проемами дверей, расположенных на одной оси.

Апартаменты - парадные помещения, состоящие из нескольких комнат.

Апсида - полукруглый или граненый выступ в восточной части храма (помещение алтаря).

Арка - криволинейное перекрытие пролета, проема.

Аркатура - аркатурныи пояс, фриз - украшение стены в виде ряда глухих арочек, опирающихся на консоли, кронштейны или колонки.

Архивольт-лицевая и нижняя поверхность арки, профилированная или оформленная выяв­лением арочной кладки.

Балюстрада - ажурное ограждение балконов, лестниц, крыш в виде перил на балясинах - не­высоких фигурных столбиках.

Барабан - венчающая часть здания, несущая купол или граненый сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму; световой барабан имеет оконные проемы.

Барельеф - низкий, неглубокий рельеф.

Барокко - стиль в европейском искусстве с конца XVI века по середину XVIII века, связанный с дворянской культурой времени расцвета абсолютизма и борьбы за национальное единс­тво. Архитектура барокко отличается криволинейностью форм и очертаний помещений в планах зданий, пышностью и декоративностью отделки зданий снаружи и особенно внутри. Барокко московское - стиль русской, московской архитектуры второй половины XVII века, характеризуется многоярусными композициями храмов, нарядным и богатым узорочьем отделки, применением белокаменных деталей в сочетании с красным кирпичом стен, вы­соким мастерством и тонкостью работы московских мастеров. Барокко русское - с начала XVIII до 60 гг. XVIII века. Идейное содержание стиля - слава Русского государства, гордость за деяния русского народа - определило его прогрессивный характер: проявился в созда­нии крупных градостроительных ансамблей и зданий. Во внешней и внутренней отделке характеризуется богатством и разнообразием архитектурного убора.

Барочный - относящийся к стилю барокко.

Бельведер - вышка, надстройка (обычно круглой формы) над зданием или отдельная постройка на возвышенном месте для осмотра красивых видов.

Будуар - комната женщины дворянско-буржуазного общества, примыкающая к спальне.

Веранда - пристройка к дому, с крышей на колоннах или столбах.

Вестибюль - распределительное помещение с гардеробом, расположенное у входа в обще­ственное здание, дворец

Возрождение - ренессанс - период в культурном и идеологическом развитии ряда стран За­падной Европы, обусловленный зарождением капиталистических отношений (XIV-XVI века). Связан с возрождением античной культуры и искусства и использованием их достижений для развития новой буржуазной культуры и искусства.

Восьмерик-восьмигранный, обычно световой барабан, расположенный поверх «четверика»-«куба» нижней части церкви, башни в русской архитектуре.

Готический стиль-художественный стиль, господствовавший в искусстве стран Западной Европы в XII—XIV веках - стиль, порожденный средневековой городской культурой, находившейся под сильным религиозным влиянием. Ведущую роль в искусстве готики играла архитектура, достигшая высшего уровня развития каменного зодчества в создании грандиозных соборов, ратуш, рынков и других зданий.

Графика - вид изобразительного искусства: рисунок, гравюра, литография, акварель, гуашь, пастель.

Гульбище - галерея, площадка, охватывающая здание с нескольких сторон.

Декор - элементы украшения зданий: росписи, скульптура, мозаика, резьба, литье - изобрази­тельные мотивы и орнамент.

Доминанта - господствующий своей величиной, формой или отделкой архитектурный элемент в здании, здание в ансамбле, в окружающей застройке и природном окружении.

Закомара - полукруглое завершение верхней части стены церковного здания, обычно соот­ветствующее форме внутреннего свода.

Замок - камень клинчатой формы, замыкающий вершину арки.

Зубчики - непрерывный ряд небольших параллелепипедов, украшающих карниз здания.

Иконостас - алтарная преграда, отделяющая алтарь от остального пространства храма, запол­ненная несколькими рядами икон.

Импост- верхний камень столба или стены, служащий опорой для арки и выступающий в виде простой или профилированной полки, карниза.

Интерьер - внутреннее пространство здания или сооружения.

Ионики - орнамент из ряда яйцевидных форм, чередующихся с обращенными вниз стрелками, украшающий карниз.

Капитель - головная часть колонны, пилястры или столба.

Карниз - выступающее профилированное венчание стены или части здания, предназначенное для защиты стены здания от дождя.

Киот - декоративная рамка на фасаде здания для вставки икон.

Классицизм - господствовавший в литературе и искусстве в Европе с XVII века, в России со второй половины XVIII века и в первой трети XIX века стиль. В формах искусства Древних Греции и Рима, а также эпохи Возрождения представители классицизма стремились к выражению идей укрепления национального государства, провозглашению гражданских идеалов в служении личности обществу. В архитектуре классицизм выражался в строгости и четкости плановых и объемных построений зданий, в сдержанности внешней архитектуры, в применении классических архитектурных форм, ордеров. В сочетании с прогрессивными древними традициями русского зодчества эти качества позволили русским архитекторам создать глубоко реалистические и народные произведения - мировые по значению образцы архитектуры русского классицизма.

Кокошник-декоративное завершение стен, сводов, барабанов церквей в виде профилирован­ных арок, иногда с заостренным верхом.

Колонна -архитектурно обработанный, круглый в сечении столб. Классическая колонна обычно имеет внизу базу и завершается капителью, ее ствол кверху утончается, придавая колонне упругую, напряженную форму, подчеркивая ее несущую роль. Колонна трехчетвертная - ко­лонна, соединенная со стеной и выступающая из нее на три четверти своего диаметра.

Колоннада - ряд колонн, расположенных по прямой или кривой линии, несущих общее пере­крытие.

Колорит - система цветовых отношений, построенная на сочетании теплых и холодных тонов.

Композиция - художественная структура (построение) архитектурного или садово-паркового произведения, взаимоувязка всех его частей, обусловленная идейным замыслом и назна­чением здания, сооружения, парка или комплекса.

Компонент-элемент композиции, органически связанный с другими элементами и частями, со­вместно образующими художественную структуру и образ архитектурного сооружения.

Контрфорс - вертикальный или суживающийся кверху выступ стены, увеличивающий ее устой­чивость от распора сводов.

Креповка, раскреповка - небольшой выступ стены, карниза для выделения участка стены по отношению ко всей стене.

Кронштейн — подпора, выпущенная из стены для поддержании выступающей части (карниза, балкона, скульптуры).

Купол - свод, форма которого образована вращением дуги окружности, эллипса или иной вокруг вертикальной оси. Купол сферический - полушар.

Курдонер - парадный двор особняка, дворца, окруженный с трех сторон частями или корпу­сами здания.

Ландшафт - вид местности.

Лобовая доска - украшенная полоса, продолжающая карниз боковых фасадов на главном, отделяющая рубленную из бревен стену от дощатого фронтона.

Лоджия - помещение, открытое с одной стороны и отделенное от внешнего пространства колоннами, балюстрадой, парапетом.

Лопатка - вертикальный плоский выступ в стене, в отличие от пилястры не имеющий базы и капители.

Мансарда - жилое помещение в пределах чердака.

Маскарон - рельефная скульптурная деталь в виде головы или маски, элемент декора.

Мезонин -жилая надстройка, обычно над средней частью небольшого дома.

Мемориальный - памятный, связанный с увековечением значительного события или с жизнью и деятельностью выдающихся людей.

Модерн - направление в буржуазном искусстве, архитектуре конца XIX- начала XX веков.

Модульон - архитектурная деталь в виде консоли или кронштейна, поддерживающая выносную плиту карниза.

Мозаика - узор или изображение, составленное из разноцветных камешков, стекла, смальты, или поверхность, набранная из разных по цвету материалов.

Монументальный -характерный признак произведения архитектуры, связанного сувековечени­ем значительного события или деятеля, как правило, обладает общественной значимостью содержания, величественностью, простотой и ясностью художественной формы.

Неф - одна из отделенных друг от друга опорами частей церкви; другое название «корабль».

Ниша - углубление в стене.

Ордера архитектурные - определенные художественные системы стоечно-балочной конструкции в Древней Греции, перешедшие затем в другие страны. Ордер состоит из утончающейся кверху колонны, нижнюю часть которой составляет расширение - база, а верхнюю - капитель. Колонна несет горизонтальное перекрытие - антаблемент, разделенный по высоте на три части: нижнюю -архитрав (каменную балку), среднюю- фриз (архитектурнообработанный пояс по всей длине перекрытия) и верхнюю- карниз (сочетание поддерживающих элементов с выступающей пли­той). Полный ордер имеет еще пьедестал, на котором стоит колонна. Древние греки создали дорический, ионический и коринфский ордера. Римляне добавили тосканский и сложный ор­дера. Ордера отличаются друг от друга соотношениями частей, тонкостью и богатством деталей и украшений. Ордерные системы широко применялись в архитектуре Древнего Рима, эпохи Возрождения и классицизма, в начале XX века и в советской архитектуре 1940-1954 гг.

Орнамент - ритмически построенный узор на основе геометрических, растительных или жи­вописных мотивов.

Очелье - верхняя украшенная часть наличника окна.

Палладианский дом - выражение, указывающее на следы влияния творчества Палладио при создании архитектурного произведения.

Палладио - выдающийся архитектор итальянского Возрождения, творчество которого, строго классичное, оказало большое влияние на архитекторов периода классицизма.

Пандус - полого наклоненная плоскость, заменяющая лестницу.

Панно - часть поверхности стены, потолка, заключенная в рамку, иногда заполненная барель­ефом, росписью, картиной на холсте.

Панорама - вид на большое пространство, открывающийся с точки наблюдения.

Паперть, или притвор - вход в храм в виде закрытого помещения или открытой галереи, пло­щадки.

Парапет - невысокая стенка - ограждение крыш, лестниц, террас, набережных.

Периметр - сумма длин всех сторон многоугольника.

Пилястр, пилястра - плоский прямоугольный выступ стены, обработанный в виде архитектур­ного ордера.

План - условное изображение в масштабе здания или местности - вид сверху.

Планировка - взаимосвязанное распределение помещений здания в плане с учетом художес­твенно-идейного замысла и практической потребности.

Пластика - скульптура, художественная лепка, в переносном смысле - изваянность, скульптур­ность форм.

Подклет- нижний этаж здания, обычно служебно-хозяйственного назначения.

Поребрик - орнаментальная кирпичная кладка с расположением кирпичей под углом к наруж­ной поверхности стены.

Портик - галерея перед главным входом в здание, у которой одна сторона является открытой колоннадой.

Постамент - основание для памятника, статуи, вазы.

Придел - дополнительный храм меньшего размера, пристроенный к основному зданию храма.

Притвор - см. паперть.

Причелина - причельная доска, закрывающая наклонные ребра крыши на торцевом фасаде.

Пропорции - пропорциональность - определенная соразмерность частей архитектурного произведения между собой и целым - важнейшее художественное свойство архитектуры, придающее гармоничную слаженность и целостность архитектурному образу.

Прясло - участок стены между пилястрами или башнями.

Пьедестал - подножие колонны, состоящее из трех частей - базы, стула (тела) и карниза.

Ритм - размерность, такт, повторность пространств, элементов или форм в архитектуре и за­кономерность их чередования.

Ризалит- часть здания, выступающая за основную линию фасада.

Ротонда - круглое здание, обычно покрытое куполом.

Руст, рустовка - обработка стены большими камнями (квадрами) с углубленным кантом между ними.

Сандрик - небольшой карниз над окном или дверью, иногда опирается на два кронштейна.

Свод - перекрытие, имеющее снизу вогнутую кривую поверхность.

Сухарь - см. зубчик.

Терем - помещение над верхним ярусом в хоромах - жилых помещениях древнерусских до­мов.

Трапезная - в русской архитектуре обширная невысокая пристройка к западной части церкви.

Фасад - наружный вид одной стороны здания.

Филенка - часть поля стены, пилястры, двери, обведенная рамкой, гладкая или декоративная.

Флигель - небольшое здание подсобного назначения, входящее в комплекс усадьбы, располо­женное или в соединении с главным домом или на некотором расстоянии от него.

Фронтон - верхнее завершение стены здания в виде треугольника или сегмента, замкнутое со всех сторон карнизом. Завершение обрамлений проемов дверей и окон.

Хоры - верхняя открытая галерея внутри зала, храма.

Цоколь - подножие здания, нижняя, слегка выступающая часть стены.

Четверик - см. восьмерик.

Шатер - покрытие в виде высокой граненой пирамиды.

Шея - глухой цилиндрический или граненый барабан, не имеющий световых проемов, служит основанием для завершающей церковь главы.

Ширинка - прямоугольная или многоугольная впадина в стене, окаймленная декоративной рамкой.

Щипец - верх фасадной стены здания в форме угла или более сложного очертания, ограничен­ного двумя скатами крыши.

Эклектика - механическое соединение элементов разных стилей искусства, архитектуры.

Эллада - название Древней Греции.