Страница"Слова"

1185 год. Брянский край в «Слове о полку Игореве»

Половцы не раз совершали набеги на Русь. Они заняли еще в середине XI зека степи между Волгой и Днепром, Крым и проникли на Балканский полуостров. Русским князьям в начале XII века удалось одержать крупные победы над половцами. Южные и юго-восточные границы Руси, однако, трудно было оберегать. И половцы продолжали совершать набеги, грабить мирное население, угонять жителей в рабство, сжигать города и села.
Раздоры русских князей создавали возможность для их вторжений.
Активное участие в борьбе с половцами, монголо-татарами принимали и наши предки, населявшие Брянский край.
На юг нынешней Брянщины зимой 1078-1079 годов напали половецкие ханы Асадук и Саук. Они захватили Стародуб. Половцы затем были разбиты. У Владимира Мономаха читаем: «А на ту зиму повоеваша половци Стародубъ весь, и язъ шедъ съ Черниговцы и съ Половци, а на Десне изымахом князя Асадука и Саука, и дружину ихъ избиша...»
Славное прошлое наших предков в борьбе с половцами нашло отражение в летописных документах и в замечательном памятнике древнерусской литературы «Слове о полку Игореве». «Слово...» написано автором вскоре после половецкого похода князя новгород-северского Игоря Святославича в 1185 году, под свежим впечатлением от событий. Вторым основным участником похода Игоря был его брат Всеволод Святославович, князь трубчевский. Древний город Трубчевск — ныне центр одного из районов Брянской области.
«Игорь... поимяи с собою брата Всеволода ис Трубечка», — говорится под 1185 годом в дошедшей до наших дней Ипатьевской летописи. Лаврентьевская летопись под 1186 годом сообщает: «И сняшася у Переяславля Игорь... ис Трубеча Всеволод, брат его».
В третьем томе «Истории Российской...» В.Н. Татищева говорится, что Игорь, князь северский, завидуя чести, полученной Святославом, возвратясь в Новгород (Северский), недолго медля, собрал войска и призвал из Трубчевска брата Всеволода, из Рыльска сына Святослава Олеговича, из Путивля сына Владимира и у Ярослава Всеволодовича черниговского выпросил в помощь войска с Ольстином Олешичем, внуком Прохоровым. И пошел из Новгорода 13 апреля. Трубчевским князем называют Всеволода и первые издатели «Слова о полку Игореве» в 1800 году. «Игорь ждет милого брата Всеволода. И сказал ему буй тур Всеволод: «Один брат, один свет светлый — ты, Игорь! Оба мы — Святославичи! Седлай же, брат, своих борзых коней, а мои-то готовы, оседланы у Курска еще раньше», — повествует «Слово о полку Игореве».
Ссылаясь на выражение Игоря в «Слове...» «мои куряне», называют его князем курским. В летописях, как мы видим, он князь трубчевский. Поскольку в 80-е годы XII века летописи не называют другого князя в Курске, теперь принято считать Всеволода князем трубчевским и курским.
Всеволоду и его воинам автором отведено в литературном памятнике немало места. Отмечено, что воины Всеволода «под трубами повиты, под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены», «луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли наточены».
Впереди всех смело бьется буй тур Всеволод. Он символ стойкости и мужества. О нем автор «Слова о полку Игореве» пишет:
Ярый тур Всеволод!
Стоишь ты в самом бою,
Прыщешь на воинов стрелами,
Гремишь о шлемы мечами булатными!
Куда, тур, поскачешь,
Своим златым шлемом посвечивая,
Там лежат поганые головы половецкие.
Рассечены саблями калеными шлемы аварские
Тобою, ярый тур Всеволод!

Одна из основных тем «Слова...» — защита родной земли от внешних врагов, идея братства, единения. «Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» посвящает всей Русской земле в целом. Героем «Слова...» является не какой-либо из князей, а русский народ. Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в «Слове...», он очерчен автором широко и свободно», — отмечает академик Д. Лихачев в своей статье «Золотое слово русской литературы».
Любовь к родине вдохновляла автора «Слова...». Она же сделала его произведение бессмертным.
Боян — один из персонажей «Слова...», певец, имя которого упоминается несколько раз. Боян пел песни разным людям, если же обращался к князьям, тогда своею мыслью летал по всей земле и поднимался к облакам. Своею песней он мог воодушевить войско, идущее в поход, зажечь в сердцах воинов жажду славы и огонь мужества, сравнивая их с воинственными предками. Долгое время шли споры, является Боян лицом реальным или вымышленным. В последние годы исследователи пришли к выводу, что легендарный певец действительно существовал.
Во втором издании Большой советской энциклопедии сказано: «Боян—русский певец, дружинник второй половины XI и начала XII веков, снискавший большую славу своим искусством. Впервые упоминается в «Слове о полку Игореве».
Автор «Слова...» называет Бояна «соловьем старого времени», «вещим» певцом, цитирует отрывки из его песен. Боян сам слагал песни и сам их пел, сопровождая игрой на инструменте наподобие гуслей.
Некоторые исследователи подчеркивают, что певец имел тесную связь с тму-тараканскими и черниговскими князьями, а его родиной является Придесенье.
В сентябре 1975 года древний город Трубчевск отмечал свое тысячелетие. Тогда под старыми липами в парке над Десной и был открыт памятник песнопевцу Руси Бояну. Он сидит, чуть откинувшись. На коленях — гусли. Правая рука слегка приподнята, пальцы левой лежат на струнах. Сурово и вдохновенно лицо. Взгляд устремлен вдаль. Длинная борода, одежда, сама поза придают певцу былинный вид. Таким представил его скульптор А. Кобылинец.
Ах, этот звон, как зов тысячелетья
Просвеченный, душою ощути!
Бояна песнь
О силе единенья,
Трагичности российского пути.

Это строки из стихотворения «На кручах Трубчевска» брянского поэта Александра Буряченко.
Многие годы здесь, на земле Бояна, стало традицией широко отмечать праздник славянской письменности и культуры.

Я. Соколов