Страница СЛОБОДА

Володарка ПРИВОКЗАЛЬНАЯ СЛОБОДА

Поскольку с проведением Риго-Орловской железной дороги и сооружением затем вокзала первые поселенцы селились в районе железнодорожного вокзала, поселок стал называться Привокзаль­ной слободой.

Первым жителем нынешней Володарки следует считать отстав­ного солдата Могилевцева, который, чтобы не платить городских налогов, ещё задолго до сооружения железной дороги, в 1844 году, построил дом и разработал участок земли вдали от города — на бе­регу озера Сатное (район нынешней нефтебазы), попутно промыш­ляя охотой и ловлей рыбы.

Прознала про то Брянская городская Дума, и показались ей эти земли весьма перспективными. Вот что записано в документах городской Думы 1872 года: "Участок этот представляет выгод-ную для города оброчную статью, на которую можно ожидать много желающих, судя по успешной отдаче там же трёх участ­ков". Затем городская Дума обложила налогом вдову Могилевцева и нашла выгодным отводить там новые земельные участки.

Заселение шло не так быстро — земли продавались. Не всякий мог купить. В Брянском областном архиве хранятся объявления о торгах, напечатанные в "Прибавлении к Орловским губернским ведомостям 1872 года":

"В Брянской городской управе в 1872 году назначены торги, с узаконенною через три дня переторжкою: 1 торг 25 сентября на отдачу в потомственное арендное содержание при брянской станции Орловско-Витебской железной дороги, городского места, мерою в ширину 10 саж. и в длину по обе стороны по 30 саж., про­симого мещанином Иваном Максимовым Богдановым; 2 торг 10 Октября на отдачу в потомственное арендное содержание, при брянской станции Орловско-Витебской железной дороги, го­родского места мерою в ширину 20 саж. и в длину по обе стороны по 60 саж., просимого мещанином Федором Николаевым Сухано­вым, и 3 торг 6 ноября, на отдачу в оброчное 10-летнее и более содержание пяти городских рыбных озёр под названием: Кривое, Дряхлое, Перикарево, Святое и Сатное. Желающих торговаться управа приглашает с узаконенными залогами и письменными ви­дами. Кондиции для желающих открыты в управе во всякое время... За вице-губернатора старший советник Филиппов".

На составленном в августе 1873 года плане невдалеке от пере­езда и железнодорожной будки показаны земли, арендуемые брян­ским второй гильдии купцом Афанасием Ив. Климовым, места по­томственного почетного гражданина Ивана Ив. Неуструева и жиздринского мещанина Ивана Макс. Богданова и место, проси­мое вновь им же, Богдановым.

"Арендую в настоящее время участок городской земли близ станции Брянск Орловско-Витебской железной дороги, на основа­нии постановления Брянской городской думы, в количестве 400 квадратных саженей", — пишет в заявлении дерптский ме­щанин Роберт Иванович Цетельман. Ввиду окончания в мае 1882 года срока аренды он просит её продлить.

"Желаю взять в потомственное пользование участок город­ской земли шириною 450 квадратных сажень, находящихся в местности, показанной на представленном при сем плане под лит. "А", близ станции Брянск Орловско-Витебской железной до­роги, за который и предлагаю ежегодную плату двадцать рублей". — пишет в 1881  году временно брянский купец Николай Михайлович Михайлов.

В 1881 году на плане городской земли близ железнодорожной станции показаны участки земли под поселением: Ефимова, Це-тельмана, Климова, Комарова, Игнатова, Богданова, Михайлова. На некотором расстоянии от поселенцев помечена контора Чибисо­вых. За домами четко выведено: "Сосновые заросли".

В думу с годами шли одно за другим заявления. Все они акку­ратно хранятся в областном архиве.

Просят выделить участки земли в 1882 году мещанин В. Н. Андронов, безземельный крестьянин Смоленской губернии Рос-лавльского уезда Т. Я. Селезнев, отпускной рядовой И. Н. Никола­ев, живущий в Брянске на Московской улице в доме Лялиной. Он хочет построить кузницу.

"Желаю взять участок под застройку на Брянском вокзале во вновь распланированных кварталах, в квартале №9 участок №1 в количестве 360 кв. сажен..." — просит в 1882 году крестья­нин Мосальского уезда Калужской губернии Ф. ф. Степанов. Здесь же подшиты заявления разных лет от жиздринского купеческого сына И. М. Козень, унтер-офицеров интендантского управления М. Д. Данилова и Т. И. Межевого, крестьянина села Супонева Брянского уезда С. М. Волкова, крестьянина Карачевского уезда И. В. Марченкова.

В   книге   городской   управы   по учету выделенной под усадьбы земли в привокзальной части города указа­ны также фамилии получивших не­сколько сажен. Плата за участки — от десяти до двадцати рублей.

Девяностые годы прошлого столе­тия стали годами бурного развития Привокзальной слободы. В августе 1891 года на восточной стороне путей (в районе нынешнего рынка), где тогда ещё был вокзал, заложили Николаевскую церковь. Проектиро­вал её начальник 12ш участка По­лесских железных дорог инженер В. П. Рейслер; по его же проекту строилась и церковноприходская школа рядом с храмом. В 1893 году церковь была освящена в честь Свя­того Николая Чудотворца. Прихожа­нами храма были в основном жители

Привокзальной слободы и поселка Ветродуевка, работавшие на за­воде в Паровозной Радице — всего около 2200 человек. На пожер­твования брянского купца Морозова в 1899 году в храме был уст­роен иконостас с престолом в честь Рождества Пресвятой Богоро­дицы в правом пределе храма.

Газета "Брянский вестник" 7 июля 1896 года сообщала: "29 июня в Привокзальной слободе состоялась закладка Сухарно­го завода военного ведомства". Вёл строительство барон, тайный советник Николай Карлович фон Дершау -— сын известного рус­ского генерал-лейтенанта немецкого '-происхождения: Карла фон Дершау, коменданта крепости Аба (ныне город Турку, Финлян­дия). Таких заводов в тогдашней России, помимо брянского, стро­или ещё два: в Барановичах и в Ровно. Каждый был рассчитан на выпуск четырех тысяч пудов сухарей в сутки для нужд армии.

Проект завода представлял собой современное механизирован­ное предприятие. Предусматривалось возвести два производствен­ных корпуса и подсобные сооружения. Первый корпус -— сухар­ный цех с подготовительными отделениями, пекарней и тридца­тью двумя сушильными камерами. Второй — мукомольный цех с машинным отделением и котельной. В нём предусматривалась электростанция для освещения всех заводских помещений. На это требовалось 290 лампочек и восемь наружных фонарей. Кроме производственных корпусов, предполагалось построить два камен­ных склада для ржи и деревянный — для сухарей; склады для угля, нефти; казармы на 120 человек (на сухарном, так же как и на Арсенале, сначала работали только военные, а позже там разре­шили работать вольнонаемным гражданам); административное по­мещение, три дома для офицерских семей, подъездные пути узко­колейки, артезианский колодец, кузницу, столярную, карцер, лед­ник и другие подсобки.

В ноябре 1898 года в Брянск прибыл Исполняющий обязаннос­ти начальника завода капитан Николай Евгеньевич Эльснер. А к середине 1899 года Н. К. Дершау пригласил приемную комиссию, решив, что основные строительные работы завершены. И вот 23 июля 1899 года комиссия Московского военного округа начала работу по приемке завода в казенное ведомство. К тому времени в город приехала и военная команда, которая должна была первой начать трудиться на заводе. Начальником её назначили В. П. Бу­харина; заведующим отделом сухарного производства — К. Н. Ва­сильева, заведующим мукомольным отделом — А. Ю. Свиньина и заведующим продовольственным отделом —А. Г. Грекова.

В процессе приемки завода и пусконаладочных работ в проект внесли несколько корректив. Санитарный врач потребовал работу производства вести не в две смены по двенадцать часов, а в три по восемь. Его требование удовлетворили. Кроме того, расчеты комис­сии показали, что дополнительно необходимо соорудить складские ёмкости. При пробном пуске Константин Николаевич Васильев по­требовал не только улучшить, но и перестроить вентиляционную систему в цехе. Почти то же самое предложил и Александр Юрье­вич Свиньин. Комиссия согласилась с доводами руководителей этих двух ведущих производственных цехов, и пусконаладочные работы велись до 12 ноября 1899 года, пока не были устранены недостатки. Практически завод начал действовать в декабре 1899 года..

Несмотря на то, что предприятие оснастили передовой по тому времени техникой, оно тем не менее сохранило ещё много отжива­ющего. Так, из семи паровых котлов четыре были приспособлены под отопление дровами. Подъезд от железнодорожной станции Брянск-Полесский протяжением 1082 сажени имел узкоколейный путь, из-за чего приходилось перегружать сырье и продукцию.

Кроме солдат, для работы на заводе привлекались и вольнона­емные: мужчины, женщины и дети от 10 до 15 лет.

В областном архиве сохранился интересный документ: "При­вокзальная слобода при станции Брянск Риго-Орловской и Полес­ской железных дорог". В нём ведется рассказ, что представляла собой слобода в. 1.897 году.

"Поселок этот возник лет десять тому назад, — сообщается в справке, — и в настоящее время представляет довольно значи­тельный поселок. Стоит от города он в четырех верстах. Мест­ность между городом и станцией с поселком находятся в низмен­ности и не заселяется по причине больших весенних разливов. Возникновение и расширение поселка вызвано отчасти тем, что брянская станция есть центральное место местных операций, где совершаются почти все местные сделки. Вблизи поселков имеются пять паровых лесопилок. Увеличению различных опера­ций и торговли способствует узел железных дорог: Риго-Орлов­ской, Полесской и Лъгово-Брянской.

Поселок расположен в городской черте и платит городу аренд­ную плату с правом пользования землей в течение десяти лет-, а по истечению этого срока возобновляется контракт с добавлени­ем десятипроцентной арендной плиты по усмотрению города. Кроме сего, поселяне платят государственный, городской и зем­ской налоги.

Согласно плану, в поселке имеются улицы, переулки, площадь и выгоны, которыми пользуются поселяне. За выгон для пастьбы скота платят городу в летние месяцы по два рубля за каждую корову в месяц..."

В поселке проживало около четырех тысяч человек. В доку­менте подчеркивается, что жители большей частью состоят из крестьян, служащих на железных дорогах и ближайших заводах. Остальное население — из разночинцев: купцов, мещан местных и иногородних, занимающихся торговлей, подрядовыми и разными промыслами.

Одними из первых возникли улицы: Орловская {другое назва­ние — Транспортная, ныне ул. Володарского), Витебская (стала улицей Димитрова), Жиздринская (теперь носит имя Пушкина). Все они шли параллельно железной дороге. Улицы были немоще­ные, с непросыхающимн лужами, а на возвышенностях — песча-но-пыльными. Уличного освещения не имелось. Только несколько фонарей с керосиновыми лампами были установлены около мага­зинов торгового ряда.

В 1887 году начала зарождаться и вторая слобода, так называе­мый Полесский железнодорожный поселок.

1896 году в этом поселке было уже застроено две улицы, — вспоминал старожил Ф. Е. Сороко. — Первое время их называ­ли Первая и Вторая Полесские. Застраивались третья и четвер­тая. Названии они ещё не имели. Одна из них упиралась в Маль-цовский лес. Он тянулся тогда вплоть до Брянска-П".

Старожил Полесского поселка рассказывал, что на узле было депо, а в них механические мастерские, где ремонтировали паро­возы и тендеры. Было котельное отделение, дававшее пар для машин и отопления деповских помещений. Для работы в две смены потребовалось освещение, и со временем установили элект­рическую машину, вращавшуюся паром, а затем — двигатель-ди­зель.

Для ремонта пассажирских вагонов имелись механические, столярные, жестяные, малярные мастерские. Были необходимые складские помещения. ,

Отсюда начиналась казенная железная дорога Брянск—Гомель, строительство которой было завершено в 1887 году. Её рельсы протянулись через будущий Брянск-И или, как ещё он стал име­новаться, Брянск-Льговский. На всём протяжении было построено одиннадцать железнодорожных станций, в том числе Унеча, Клин-цы, Новозыбков, Злынка. Проведение железной дороги коренным образом изменило жизнь этих мест и ещё больше повысило значе­ние Брянского железнодорожного узла.

Граница между Привокзальной и Полесской слободами прохо­дила по железнодорожной ветке в Сухарный завод до теперешней ул. Розы Люксембург, а с 1915 г. — по "Минской" ж/'д ветке, ве­дущей сегодня на заводы №111 и №192. До построения этих веток естественной пограничной линией была речушка Змеинец, бравшая своё начало из болота в районе нынешней станции Чернец и впадающая в Десну недалеко от станции Брянск. В своё время, до начала XX в., Змеинец был глубок с прозрачной как стеклышко холодной водой с обилием вьюнов, щук. Зимой жители поселка пользовались его водой для питья и приготовления пищи.

Как рассказывали деды, на берегах Змеинца жители села Полпино копали руду бурого железняка и на лошадях возили на Ра-дицкий завод для переплавки. Первое время это низкокачествен­ное сырьё удовлетворяло предприятие. Потом добыча руды по реке Змеинец прекратилась. Ручей (или скорее сточная канава), теку­щий сегодня вдоль ул. Розы Люксембург — это и есть бывшее русло Змеинца.

Население слобод (поселков) будущей Володарки состояло в ос­новном из рабочих и служащих Риго-Орловской и Полесской ж.д., Сухарного завода, но были и вольнонаемные рабочие, мелкие кус­тари, купечество и служащие — чиновники местной администра­ции, духовенство и интеллигенция.

Рабочие селились ближе к своему производству. Но немало было рабочих и служащих, работавших в Арсенале и городских учреждениях, на Радицком заводе, на паровозостроительном заво­де в Бежице. Центр всех этих поселков был сосредоточен при стан­ции Брянск Риго-Орловской ж.д. Однако станция располагалась, как мы уже знаем, несколько вдали от города, а это создавало не­удобства.

Для перевозки пассажиров и связи города со станцией по Десне в 1898 году стали плавать пароходы "Вера" и "Надежда". Каждый их них брал по сорок человек. Позднее начали курсиро­вать ещё "Константин", "Олег", "Мария Магдалина", "Виктория". В конце XIX века был сооружен плавучий мост через реку, о кото­ром расскажем позже.

Летом 1900 года вокзал перенесли на западную сторону путей {где он и стоит до сих пор), построили мостовой переезд через .же­лезнодорожные пути, сделали подсыпку заболоченной поймы Десны напротив нового здания вокзала и разбили пристанционную площадь, которая до сих лор сохранила многие черты того време­ни.

Значительно расширился Сухарный завод. В 1902 году здесь освоили производство сухих овощей, а на плане 1907 года он име­нуется как Брянское продовольственное интендантское заведение. Помечены объекты: Сухарный завод, мукомольное и машинное от­деления, зерновые магазины, сухарные магазины, угольный сарай, баня. столоЕая и кухня, три казармы, контора, погреб, зда­ние для водопровода. В этом немалая заслуга нового начальника завода — полковника Марглгошенко.

Владельцами лесных и других складов при подъездном город­ском пути к станции Брянск Риго-Орловской железной дороги яв­лялись братья купцы М. Д. и Н. М. Комаревы, М. И. Баженов. Против слободы, повыше вокзала на Десне находился так называе­мый лесосплав, а пониже его — два лесопильных завода, принад­лежащих Могилевцеву.

Вся купеческая знать, торговые ряды, духовенство, полиция, базарная площадь, школы, клуб, парк Добровольного пожарного общества с летним театром, церковь — все это сгруппировалось как бы на одном полукружии с центром у железнодорожной стан­ции. Площадь нынешнего сквера им. Ленина, с несохранившейся частью ул. Володарского от угла ул. Никитинской, была занята магазинами и домами купцов.

До революции наш район состоял преимущественно из одно­этажных одноквартирных деревянных домиков. Редко, и то ближе к центру, были двух-трехквартирные. Воду для питья и домашне­го хозяйства жители брали из колодцев, вырытых на улице. В домах керосиновое освещение. Отопление печное.

Двухэтажных каменных домов всего было три. Один — дом купца Морозова — сохранился поныне по ул. Володарского. Во втором доме, по ул. Димитрова, нижний зтаж в дореволюционное время занимала "Монополька", а верхний — семья Гржибовских. Кому именно принадлежал этот дом — с уверенностью сказать се­годня нельзя, но, вероятно, тем же самым Гржибовским. И третий дом (несохранившийся) — купца Ермольева.

Были ещё двухэтажные дома над магазинами: нижний этаж с магазином каменный, а второй этаж деревянный — такие были у купцов Ермольева и Смирнова. Существовала ещё двухэтажная де­ревянная церковноприходская школа. Эти дома не сохранились.

Торговля всем необходимым для населения находилась глав­ным образом в руках купцов Ермольева, Дроздова и Земцова, кон­курирующих друг с другом. Магазины находились рядом, по со­седству друг с другом. В этих магазинах шла различная торговля продуктами сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Розничная торговля скобяными, промышленными товарами находилась в руках купцов Егорова, Пояркова, Калошина. Галан­терея и мануфактура находилась в руках купцов Белышева (впос­ледствии прогоревшего) и Смирнова. Обувь, кожа сосредоточена была в руках купца Мазина.

Появились и другие торговые магазины — купцов Конаненко, Евдокимова, но они не выдержали конкуренцию с тремя тузами (Дроздовым, Земцовым, Ермольевым) и прогорели. Появлялись мелкие лавки, которые также существовали недолго — разорялись и закрывались.

Были и оптовики, снабжавшие купцов различным товаром: Гольдин — рыбой, Викторенко — дрожжами.

Покупкой утильсырья и железного лома занимался Пушкарев, но, не выдержав конкуренции с Басковичем, закрыл своё предпри­ятие. Баскович же стал абсолютным монополистом по закупке утильсырья и лома.

Мелкие кустарные предприятия, выпускающие булочные изде­лия — Беликова, Тихомирова, Гречихина — конкурируя друг с другом и не приобретя капиталов во время первой империалисти­ческой войны, почти прекратили своё существование.

Поселок и базарную площадь от железной дороги отделял забор. Улица за базарной площадью (бывшая Транспортная, ныне Володарского) с правой стороны была застроена домами, а левая была ограничена забором, тянувшимся до самого болота.

Около забора на базарной площади примостились закрытые до­щатые ларечки, торгующие всякой снедью: дешевой колбасой, се­ледкой, холодцом, борщом и всем тем, что доступно было самому небогатому люду, который мог здесь за пятачок набить желудок. Были открытые столики для продажи разных продуктов и предме­тов первой необходимости.

Покупатель в магазинах Ермольева, Дроздова, Земцова в ос­новном был из числа рабочих и служащих железнодорожного транспорта.

Для привлечения постоянных клиентов купцы выдавали так называемые "заборные книжки", по которым можно было набирать в кредит любые товары, имеющиеся в магазине. Зарплата (или, как называли в то время, получка) на производстве и транс­порте выплачивалась один раз в месяц. По получении зарплаты обладатель заборной книжки был обязан полностью погасить долг. Фактически же рабочий или служащий, даже имеющий средний заработок, редко когда мог рассчитаться полностью. Что уж гово­рить о тех, кто существовал на минимальный заработок в 12-15 рублей в месяц, да к тому же был обременен семейством в 6-8 душ — такой рабочий попадал в кабалу, поскольку не мог освободиться от долга.

Кроме того, покупателями в магазинах часто были крестьяне, съезжавшиеся в базарные дни для продажи своих сельхозпродук­тов, домашней живности, птицы, а также предметов кустарного ремесла — лаптей, грабель, бочек, глиняных кувшинов, всевоз­можных корзинок и прочих вещей ручного производства. Кустари также имелись и в самом поселке: шапочники, фуражники, са­пожники, портные, медники-жестянщики.

Был небольшой бумажный магазин и ни одного книжного. Была небольшая частная аптечка.

С началом железнодорожного движения на станции Брянск-Ор­ловский стал действовать телеграф, а 8 июня 1910 года станция и город были связаны телефоном.

На территории Привокзальной слободы в одноэтажном дере­вянном здании была открыта фабрика по пошиву брезентовых башмаков на веревочной подошве. Такая обувь, видимо, предна­значалась для производственных нужд некоторых предприятий. Фабрика носила название "Эсподроль" и принадлежала бельгийцу Арку. Работали на фабрике в большинстве женщины. Рабочих было немного, плата — мизерная. Но и на эту зарплату желаю­щих было больше, чем требовалось.

Полукустарный заводик "Надежда", принадлежащий Певзнё-рам, изготовлял свинцовые пломбы для железных дорог и неслож­ные скобяные изделия для продажи жителям.

В 1913 году напротив Сухарного запланировали построить тех­ническое училище для подготовки специалистов по обслуживанию оборудования и машин завода и других подсобных предприятий, однако осуществить этот проект помешала Первая мировая война.

В 1916 году в Брянске на Старых Мясных Рядах (ныне улица Энергетическая) была построена электростанция. По дну Десны был проложен кабель в Привокзальную слободу. Электричество появилось в первую очередь на железнодорожном вокзале.

В городе в этом году действовало уже триста номеров телефо­нов, в том числе двенадцать — в Привокзальной слободе. В 1913

году на Риго-Орловском вокзале был установлен первый в Брянске телефон - автомат.