Страницаслобода

1887 год Мальцовская слобода Брянск

Когда едешь электричкой от Брянска в сторону Бежицы или Сухиничей, то первую остановку машинист называет: «Платформа Мальцовская». Объявляют и как «Мальцовская платформа». Почему у нее такое название?

«За Брянском поезд прошел невдалеке от железных заводов ... и в трех верс­тах от города остановился у Мальцовской платформы...

С тех пор как турист высадился на Мальцовской платформе, ему заботиться не о чем. Ночлег, стол — все ему готово, потому что во всех углах этого края устроены господские дома с помещениями для приезжающих и расторопного прислугою. Чистота этих домов доведена до педантизма; гостеприимство в них самое широкое. Не успели мы присесть к окну, как черномазый, цыганского типа лакей уже стоял перед нами.

  • Не угодно ли позавтракать?
  • Нет, спасибо, дайте чаю.
  • Он уже готов.. .Мы всегда к поезду...»

Так пишет под впечатлением пребывания на Мальцовских предприятиях В. Немирович-Данченко в своем повествовании «Америка в России», опубли­кованном в журнале «Русская мысль» за 1882 год.

В далекое прошлое уходит возникновение промышленности в том месте, где находится Мальцовская платформа, где расположились нынешние пред­приятия ОАО «Ирмаш» и «Лесхозмаш», где раскинулись улицы теперь Володар­ского района.

В 1708 году Петр I подарил земли по рекам Болве и Радице начальнику ар­тиллерии Брюсу. В 1741 году эти земли приобрел заводчик А. Гончаров. Через несколько лет коллежский асессор Гончаров, имевший Малоярославскую фаб­рику в Подмосковье, Песочинский железоделательный и полотняный заводы в Калужской губернии, построил на реке Болве Любохонский чугунолитейный завод, а на Радице — Радицкий железоделательный. В 1869 году этот завод ку­пил известный промышленник Мальцов. Он расширил его, построил рельсоп­рокатный цех и начал выпускать рельсы, а позднее — железнодорожные ваго­ны, платформы и другую продукцию.

«Мальцовы — заводчики и землевладельцы в России ХУШ-начала XX вв. Выходцы из купцов. С 1724 года дворяне. Родоначальник — Василий Ивано­вич, с 1724 года владелец стекольного завода. В XVIII веке имели полотняные и металлургические мануфактуры. Сергей Иванович (1801-1893) создал ... круп­ный машиностроительный комплекс, где были построены первые в России па­ровозы и пароходы», — сообщается в Советском энциклопедическом словаре.

А вот какую характеристику дает так называемому Мальцовскому промыш­ленному району Немирович-Данченко: «В трех уездах: Брянском, Жиздрин-ском и Рославльском, принадлежащих трем губерниям: Орловской, Калужской и Смоленской, раскинулась в одной общей меже громадное и в высшей степени оригинальное фабрично-заводское царство...

Тут работают более ста заводов и фабрик... Отсюда добрая часть нашего Оте­чества снабжается стеклом, железом, сталью, паровозами, вагонами, рельсами, паркетами, всевозможными машинами...»

В 1877 году СИ. Мальцов сооружает 70-километровую узкую железнодо­рожную линию от Брянска до Людинова. Дорога строилась ускоренно и уде-шевленно. Начиналась она от Риго-Орловской железной дороги у Радицкого завода, проходила также и до вокзала Брянск I.

В «Записках Московского отделения Российского технического общества» в 1886 году отмечалось: «В истории русского железнодорожного дела... извест­ны только два примера сооружения железных дорог средствами одного лица: Петергофская, сооруженная бароном Штиглицем, и Мальцовская. Та и другая обошлась почти в одинаковую сумму, около 2 млн. рублей, но какая разница в средствах владельцев! Кроме того, Петергофская дорога не представляет из себя ничего любопытного. Мальцовская же напротив: ее тип вполне соответствует тому, что нужно России и что возможно осуществить по ее топографическим и экономическим условиям в ближайшем будущем.

Это прекрасный образец для нас, если мы только искренне желаем извлечь страну из бедствий бездорожья».

Узкоколейная железная дорога сразу получила в народе название Мальцов-ской. Возле Радицкого завода возник ряд поселков, в том числе и Мальцовский, переросший в слободу. В ней проживало около трех тысяч человек.

На станции Мальцовская находился вокзал, напоминавший крестьянскую избу. Это был одноэтажный дом с соломенной крышей, большими окнами и дверью под навесом. В зале ожиданий висел портрет императора, размещалось несколько скамей, был буфет, где ожидающие могли выпить чаю из самовара.

Узкоколейная железная дорога играла важную роль в перевозке продукции предприятий, людей. Однако в связи с ростом перевозок по ней, недостаточностью и сильной изношенностью подвижного состава и оборудования перед правлением Мальцовского треста в 1924-1925 годах встал вопрос, как увеличить пропускную способность узкоколейки. Решение было возможно в двух направлениях: приоб­рести дополнительный подвижной состав и сделать капитальный ремонт пути, ис­кусственных сооружений наиболее нагруженного участка Брянск — Дятьково.

Во-вторых, произвести перешивку участка Брянск — Дятьково на широкую ко­лею, с передачей его в ведение НКПС. Предварительные расчеты показали, что второй вариант наиболее выгоден. Перешивка участка началась в сентябре 1925 года и была закончена в марте 1927 года, сообщается в историческом очерке Г.Ф. Серебрякова «Развитие промышленности Мальцовского округа», вышедшем в 1928 году в Москве. К широкой колее были подключены такие мощные предприятия, как цементный и Любохонский заводы, Дятьковская хрустальная фабрика...

О Радицко-Мальцовском предприятии, о Мальцовской слободе, о Мальцов-ской узкоколейке и о самом СИ. Мальцове, предприимчивом и деловом чело­веке, напоминает нам сегодня название платформы Мальцовская.

Я. Соколов