1887 год Мальцовская слобода Брянск
Когда едешь электричкой от Брянска в сторону Бежицы или Сухиничей, то первую остановку машинист называет: «Платформа Мальцовская». Объявляют и как «Мальцовская платформа». Почему у нее такое название?
«За Брянском поезд прошел невдалеке от железных заводов ... и в трех верстах от города остановился у Мальцовской платформы...
С тех пор как турист высадился на Мальцовской платформе, ему заботиться не о чем. Ночлег, стол — все ему готово, потому что во всех углах этого края устроены господские дома с помещениями для приезжающих и расторопного прислугою. Чистота этих домов доведена до педантизма; гостеприимство в них самое широкое. Не успели мы присесть к окну, как черномазый, цыганского типа лакей уже стоял перед нами.
- Не угодно ли позавтракать?
- Нет, спасибо, дайте чаю.
- Он уже готов.. .Мы всегда к поезду...»
Так пишет под впечатлением пребывания на Мальцовских предприятиях В. Немирович-Данченко в своем повествовании «Америка в России», опубликованном в журнале «Русская мысль» за 1882 год.
В далекое прошлое уходит возникновение промышленности в том месте, где находится Мальцовская платформа, где расположились нынешние предприятия ОАО «Ирмаш» и «Лесхозмаш», где раскинулись улицы теперь Володарского района.
В 1708 году Петр I подарил земли по рекам Болве и Радице начальнику артиллерии Брюсу. В 1741 году эти земли приобрел заводчик А. Гончаров. Через несколько лет коллежский асессор Гончаров, имевший Малоярославскую фабрику в Подмосковье, Песочинский железоделательный и полотняный заводы в Калужской губернии, построил на реке Болве Любохонский чугунолитейный завод, а на Радице — Радицкий железоделательный. В 1869 году этот завод купил известный промышленник Мальцов. Он расширил его, построил рельсопрокатный цех и начал выпускать рельсы, а позднее — железнодорожные вагоны, платформы и другую продукцию.
«Мальцовы — заводчики и землевладельцы в России ХУШ-начала XX вв. Выходцы из купцов. С 1724 года дворяне. Родоначальник — Василий Иванович, с 1724 года владелец стекольного завода. В XVIII веке имели полотняные и металлургические мануфактуры. Сергей Иванович (1801-1893) создал ... крупный машиностроительный комплекс, где были построены первые в России паровозы и пароходы», — сообщается в Советском энциклопедическом словаре.
А вот какую характеристику дает так называемому Мальцовскому промышленному району Немирович-Данченко: «В трех уездах: Брянском, Жиздрин-ском и Рославльском, принадлежащих трем губерниям: Орловской, Калужской и Смоленской, раскинулась в одной общей меже громадное и в высшей степени оригинальное фабрично-заводское царство...
Тут работают более ста заводов и фабрик... Отсюда добрая часть нашего Отечества снабжается стеклом, железом, сталью, паровозами, вагонами, рельсами, паркетами, всевозможными машинами...»
В 1877 году СИ. Мальцов сооружает 70-километровую узкую железнодорожную линию от Брянска до Людинова. Дорога строилась ускоренно и уде-шевленно. Начиналась она от Риго-Орловской железной дороги у Радицкого завода, проходила также и до вокзала Брянск I.
В «Записках Московского отделения Российского технического общества» в 1886 году отмечалось: «В истории русского железнодорожного дела... известны только два примера сооружения железных дорог средствами одного лица: Петергофская, сооруженная бароном Штиглицем, и Мальцовская. Та и другая обошлась почти в одинаковую сумму, около 2 млн. рублей, но какая разница в средствах владельцев! Кроме того, Петергофская дорога не представляет из себя ничего любопытного. Мальцовская же напротив: ее тип вполне соответствует тому, что нужно России и что возможно осуществить по ее топографическим и экономическим условиям в ближайшем будущем.
Это прекрасный образец для нас, если мы только искренне желаем извлечь страну из бедствий бездорожья».
Узкоколейная железная дорога сразу получила в народе название Мальцов-ской. Возле Радицкого завода возник ряд поселков, в том числе и Мальцовский, переросший в слободу. В ней проживало около трех тысяч человек.
На станции Мальцовская находился вокзал, напоминавший крестьянскую избу. Это был одноэтажный дом с соломенной крышей, большими окнами и дверью под навесом. В зале ожиданий висел портрет императора, размещалось несколько скамей, был буфет, где ожидающие могли выпить чаю из самовара.
Узкоколейная железная дорога играла важную роль в перевозке продукции предприятий, людей. Однако в связи с ростом перевозок по ней, недостаточностью и сильной изношенностью подвижного состава и оборудования перед правлением Мальцовского треста в 1924-1925 годах встал вопрос, как увеличить пропускную способность узкоколейки. Решение было возможно в двух направлениях: приобрести дополнительный подвижной состав и сделать капитальный ремонт пути, искусственных сооружений наиболее нагруженного участка Брянск — Дятьково.
Во-вторых, произвести перешивку участка Брянск — Дятьково на широкую колею, с передачей его в ведение НКПС. Предварительные расчеты показали, что второй вариант наиболее выгоден. Перешивка участка началась в сентябре 1925 года и была закончена в марте 1927 года, сообщается в историческом очерке Г.Ф. Серебрякова «Развитие промышленности Мальцовского округа», вышедшем в 1928 году в Москве. К широкой колее были подключены такие мощные предприятия, как цементный и Любохонский заводы, Дятьковская хрустальная фабрика...
О Радицко-Мальцовском предприятии, о Мальцовской слободе, о Мальцов-ской узкоколейке и о самом СИ. Мальцове, предприимчивом и деловом человеке, напоминает нам сегодня название платформы Мальцовская.
Я. Соколов