СтраницаСЛЕДЫ

СЛЕДЫ БЫЛОГО БРЯНЩИНА

Итак, мы совершили первый путь — «поход» по дороге воспомина­ний. Второй наш поход в бывшую Ляличскую усадьбу короче перво­го. Наша цель — посмотреть, что же дошло до нас от замечательно­го архитектурного ансамбля XVIII века что и в каком виде промчавшиеся многие десятилетия оставили нам, оценить эти остатки с точки зрения се­годняшнего дня.

Хозяином бывшего усадебного комплекса является в настоящее время садоводческий совхоз «Мичуринский». Его службы занимают правый боко­вой корпус «особо почетных гостей» и построенный в 1915 году южный учебный корпус на боковой стороне парадного двора.

От великолепного дворцового ансамбля осталось немногое. Обломки ус­тоев — павильонов ворот, площадь курдонера, в большей части превращен­ная в загаженное стойбище скота, южный (правый) учебный корпус использу­ется в качестве коровника совхоза. От него осталась коробка кирпичных стен, остальное — современная примитивная постройка: крыша, окна, ворота ну и, конечно, стойла. Вместо левой оранжереи построен деревянный телятник.

Центральная часть дворца — главный трехэтажный корпус — уничтожен почти полностью. Сохранились подвалы, передняя стена фасада, галерея пер­вого этажа под портиком главного фасада, пять из шести колонн портика. От криволинейных крыльев сохранились наружные стены и одна внутренняя, наружные стены боковых корпусов. Разумеется, исчезла вся внутренняя от­делка этих сохранившихся частей. Внешняя отделка крыльев и боковых кор­пусов наполовину сохранилась.

Левое крыло в 1968-1971 годах приспособлено для размещения школь­ных помещений. Силами учащихся, без какого-либо проекта восстановле­ния, в боковом корпусе размещены школьный спортивный зал, в полуподва­ле под ним небольшая котельная и мастерская. В криволинейном крыле — несколько классов и под ними учебные мастерские. Если энтузиасты восста­новления ограничатся этим и не будут «обновлять» фасады корпуса, то мож­но считать, что они сделали большое и нужное дело — консервацию левого крыла и корпуса. Производство работ самодеятельное, техническое выпол­нение крайне примитивное, с нарушением конструктивных и планировочных правил строительства. Так восстанавливать ценный архитектурный памятник нельзя. Работа по восстановлению и реставрации должна производится по грамотному проекту специализированной строительной организацией.

Еще хуже дело обстоит с правым крылом дворца. Обглоданные, дове­денные до состояния руин стены криволинейного корпуса стоят и ждут сво­ей очереди восстановления. Правый боковой корпус «особо почетных гос­тей» многие годы был занят ремонтно-механической мастерской совхоза,

эксплуатировался на износ. Его оконные проемы частично расширены, час­тично заложены. В стенах с двух сторон пробиты широкие ворота. Внутри выложены пристенные столбы для подъемного оборудования. Обращение с памятником варварское.

В подвалах центрального корпуса до сих пор производится «добыча» щебенки из подвальных стен.

Екатерининская церковь сохранилась в несколько лучшем состоянии, чем дворец. Ее основа — коробка здания — продолжает стоять. Частично разобраны кирпичная ограда, окружающая памятник, и цилиндрические устои ворот. Кладка стен, колонн и фундаментов в удовлетворительном состоянии, хотя местами имеются выбоины и выветривания кирпича, от­слаивание штукатурки. Перекрытия разрушены, разрушена также внутрен­няя деревянная оболочка купола, нет заполнений дверей и окон, крыша (там, где она сохранилась) пришла в технически непригодное состояние, угловые декоративные купола утрачены, фронтон главного портика разоб­ран в 1969 году. Внутри памятник почти полностью ободран, отбиты боль­шие поверхности штукатурки стен и колонн, разбиты почти полностью леп­ные украшения, исчезли росписи и все оборудование, нет полов. Стоящий на видном месте села замечательный памятник не используется и не охра­няется. Время от времени поднимается вопрос о его полной разборке (что легче всего выполнить)*.

От большой группы обслуживающих зданий сохранилось лишь одно, рас­положенное по большой аллее и против левой части парка.

В 1951—1952 годах по проекту архитектора А.Э. Фридмана и инженера М.И. Иванова в нем размещена средняя школа. Фасады здания частично изменены, но общий характер внешней архитектуры сохранен.

Из всего ансамбля, пожалуй, лучше всего сохранился парк. Живая при­рода «борется» за свое существование. Левобережная часть парка суще­ствует. Вопреки всем трудностям ляличане сохранили то, что можно было сохранить. Сохранили главное, то, что труднее всего создавать — на это потребовалось бы еще двести лет, — его озеленение.

Правая — восточная часть территории утратила свои дубравы еще в на­чале XX века. После того зеленые насаждения здесь не возобновлялись. Она частично используется под пашню, частично заброшена и покрывается малоценной растительностью. Земляные плотины сохранились, вода пру­дов была спущена через сравнительно небольшие прораны. Аллейно-до-рожная сеть сохранилась лишь в небольшой части. Садово-цветочный партер перед парковым фасадом давным-давно утрачен. Партер парадного двора превращен в навозное месиво и в свалку разбитых машин.

Из парковых сооружений, кроме земляных плотин прудов, ничего не со­хранилось. Архитектурные элементы восточной половины парка — «Летний дворец» и «Храм благодарности» давно исчезли. От «многоверстной» ка­менной ограды парка сохранилась лишь небольшая часть вдоль внешней основной аллеи, да и та постепенно сокращается.

Картина современного состояния ансамбля дворцовой усадьбы невеселая.

Возникает вопрос: есть ли смысл в наши дни думать о сохранении Лялич-ского ансамбля, о его использовании? Может быть, предоставить его соб­ственной судьбе, которая неуклонно на протяжении полутораста лет только и делает, что наносит ему удар за ударом? После блестящего возникнове­ния в конце XVIII века все остальное время — это только непрерывная цепь всевозможных утрат для него.

Прежде чем ответить на этот вопрос, надо подумать о значении ансамбля в развитии русской архитектуры и паркостроения, подумать о его роли и месте в современной застройке села Ляличи.

Ляличский ансамбль был выдающимся произведением искусства эпохи русского классицизма конца XVIII века. С его созданием тип русской дворцо­вой усадьбы получил наиболее полное и законченное выражение. Построен­ный в период расцвета реалистического архитектурного стиля, он является широко известным памятником той эпохи. Проект ансамбля был выполнен в зените творческой деятельности замечательного представителя русской ар­хитектуры Джакомо Кваренги и является одной из лучших его работ.

Совершенство и размах ансамблевого замысла и его осуществления, безупречная чистота стиля архитектуры, оригинальность композиции, счаст­ливая найденность пропорциональных соотношений элементов ансамбля и гармония общего решения, редкая художественность при строгом характе­ре архитектуры, лаконичность и выразительность языка форм, высокое ка­чество технического исполнения построек и выдающееся мастерство пар-костроителей, проявленное в использовании, в сущности, обычной мест­ности для исключительно красивого парка, — вот в чем ценность и образец для нас сегодня Ляличского архитектурно-паркового ансамбля.

Занимая центральное место в застройке села, своими объемами и бо­гатством архитектуры компоненты ансамбля — дворец с флигелями, боль­шая аллея и храм и в настоящее время продолжают формировать архитек­турный облик села, продолжают быть его композиционными доминантами. Они и в будущем, при приведении их в порядок, будут сохранять свою роль основных вертикальных и горизонтальных художественных акцентов не толь­ко нового, современного села Ляличи, но и всего широкого ландшафта, раскинувшегося на берегу красавицы Ипути.

Описания и изображения Ляличского ансамбля можно встретить во всех более или менее полных изданиях по истории отечественного изобрази­тельного искусства и архитектуры. Он вызывает большой интерес у населе­ния районов области и других мест страны. В летние месяцы многие десят­ки экскурсионных и туристических групп школьников, молодежи и

взрослых посещают Ляличи с целью познакомиться с чудесным, овеянным легендами памятником архитектуры старины.

Выше отмечена большая положительная работа учащихся и руковод­ства Ляличской средней школы по консервации и современному использо­ванию дворца. Уже в этом виден залог его дальнейшего существования.

В 1972 году по проекту Брянской экспедиции «Росгипроводхоза» закон­чено восстановление и реконструкция большой площади нижнего пруда на Излучье. Заполнилось водой большое озеро, объединившее ранее суще­ствовавшие здесь два пруда. Таким образом, с достижением определенно­го хозяйственно-экономического эффекта сделан важный шаг в восста­новлении микроклимата парка и его высоких эстетических ландшафтных качеств. Его форма и размеры хорошо сочетаются с пространством парка.

Все эти соображения и практические дела дают убедительное основание для твердого и оптимистического положительного ответа на выше постав­ленный вопрос о целесообразности сохранения Ляличского ансамбля.

Да! Его необходимо сохранить. Восстановить в разумном объеме и раци­онально использовать.

Таков результат второго похода в Ляличи, в современное развивающее­ся село Ляличи.