СтраницаСИМОНТОВКА

СИМОНТОВКА БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ (посёлок, деревня, село, населённый пункт)

СИМОНТОВКА, с, Мглин. р-на, в 6 км к Ю.-З. от Мглина (53°02'30" с.ш., 32°46'15" в.д.). 0,52 тж.; макс. 1,26 т.ж. (1897). Ц. Симонтовского с.п. (0,67 тж.; включает пос. Зелёный Гай, Мглинщина, Новая Жизнь и Первое Мая). Основано не позд­нее 1 пол. XVII в. дворянами Есимонтовскими (отсюда назв.), в чьем владении с перерывами оставалось до сер. XVIII в.; позднее во владении Романовского, действ, статского советника П.В. Гудовича и др.; частично - казацкое поселение. Церк. Рождества Христова изв. с 1722 (вероятно, существовала и раньше); последнее здание хра­ма было построено в 1862 (деревян., закрыта в 1938, не сохр.). В 1880-х гг. была открыта школа грамоты. Со 2 пол. XVII в. по 1781 село входило в Мглинскую сотню Стародуб. полка; с 1782 по 1922 в Мглин. повете, уезде (с 1861 - в составе Костеничской вол.); в 1922-1929 в Клинц. уезде (Костеничская, с 1926 Мглинская вол.). В 1959-1994 в Шевердском с/с Отд. связи (инд. 243215), библиотека, средняя школа. Колхоз «Симонтов-ский».

СИМОНТОВКА. Село находится на речке Еленке. Поселено оно было в 1729 году Есимонтовским. Со временем первая буква отпала, стало поселение для удобства называться Симонтовка.

Симонтовка — село в Мглинском районе Брянской области, административный центр Симонтовского сельского поселенияРасположено в 6 км к юго-западу от Мглина. Население — 549 человек (2011). Имеется отделение почтовой связи, сельская библиотека.

Основано не позднее первой половины XVII века дворянами Есимонтовскими (отсюда название села), в чьём владении (с перерывами) оставалось до середины XVIII века; позднее во владении Романовского, действительного статского советникаП. В. Гудовича и других помещиков; частично — казацкое поселение.

Храм Рождества Христова упоминается с 1722 года (вероятно, существовал и раньше); последнее здание храма было построено в 1862 году (не сохранилось). В 1880-х гг. была открыта школа грамоты.

Со 2-й половины XVII века по 1781 село входило в Мглинскую сотню Стародубского полка; с 1782 по 1922 в Мглинском повете, уезде (с 1861 — в составе Костеничской волости); в 19221929 в Клинцовском уезде (Костеничская, с 1926Мглинская волость).

Симонтовка была поселена во второй четверти 17 века шляхтичем, почепским «державцей» Александром Есимонтом.

Во время антипольского восстания, население Симонтовки разделилось на две части: почти половина жителей села записалась в казаки, а вторая половина осталась в крестьянском сословии.

С образованием Стародубского полка село вошло в состав Мглинской сотни.

После освобождения от поляков, крестьянские дворы, находившиеся во владении А.Есимонта, были приписаны к Мглинской ратуше.

В начале 1710-х годов гетман И.Скоропадский вывел симонтовских крестьян из ведения ведения ратуши, отдав войсковому товарищу Алексею Есимонтовскому. В 1713 году полковник Лукьян Жоравко закрепил за А.Есимонтовским его владение. В это же время,  несколько дворов осадил в селе и старший брат Алексея – Афанасий.

Дед братьев Есимонтовских, Федор, был состоятельным жителем с.Симонтовки и еще при поляках осадил на своей земле несколько бобылей. В 1669 году Федор значился уже мглинским казаком. Его сын, Иван – отец Алексея и Афанасия, сумел добиться должности мглинского сотника и на этом уряде стал активно скупать земли в Мглинской округе. Были расширены земельные владения и в самой Симонтовке, прежде всего, за счет скупли земель у местных казаков.

Таким образом, от деда и отца братьям досталось внушительное наследство, которое они активно наращивали. Однако, своей собственностью в Симонтовке братья владели раздельно: в 1723 году Афанасию принадлежало в селе 11, а Алексею – 7 дворов грунтовых крестьян.

Во второй половине 18 века крестьянские дворы оказались во владении полкового писаря Романовского и прапорщика Семена Маковского.

В первой половине 19 века судьба симонтовких крестьян была связана с помещиками Маковскими и их наследниками. От Семена Маковского крестьянские дворы перешли к одному из его сыновей, титулярному советнику, Фаддею Маковскому.

К 1850-м годам симонтовским владельцем стал наследник Маковских – Феодот Ильич Соханский, в собственности которого значилось около 30-ти крестьянских дворов.

Значительную часть сельского населения составляли казаки. В первой трети 18 века  в Симонтовке числилось около 15 казацких дворов, приписанных к Шевердинскому куреню, атаманом которого являлся Иван Игнатов. К 1781 году численность казацких дворов в селе возросла до 41, а к 1850-му году – до 71 двора. В первой половине 19 века симонтовкие  казаки были приписаны к Шевердинской казачьей волости.

В 1862 году в Симонтовке была возобновлена Христо-Рождественская церковь, известная по документам с первой четверти 18 века. Основание же храма связывается с именем Есимонтовских. На протяжении 18 – 19 -го веков в церкви служили священники Герасим Андреев, Иоанн Пискунов, Павел Гораин, Иосиф Левицкий и Яков Лобановский. В 1897 году в селе открылась церковно-приходская школа, в которой Закон Божий преподавал священник Георгий Диесперов, а остальные предметы – казак Николай Павлов, исполнявший обязанности учителя.

С середины 17 века Симонтовка формировалась как село  с казацко-крестьянским населением, численность которого к 1866 году составила 682 человека (83 двора).

Симонтовка

В 7 вер. от Мглина к западу, по суражской дорое, в 3 от Лопазни, расположено по берегам ручья Ясенки.

Деревянный храм рождества Христова стоит на возвышенном месте, почти в центре села. Церковный погост окружен столетними липами, что придает красоту храму Божию.

Симонтовка названием своим указывает на дворян Эйсимонтов или Есимонтовских. Александр Эйсимонт, почеповский староста, известен по акту 1650 г. Если Симонтовка одолжена одному из Есимонтов, урожденных дворян гродненской губернии, не одним названием, а вместе и начальным населением своим: то Симонтовка – поселение средних времен.

При последней перестройке храма на одной из луток найдена следующая надпись: «сия церковь построена помещиком Алексеем Есимонтовским в 1740 г.» Поскольку же метрические записи храма начинаются с 1722 г.: то ясно, что храм 1740 г. – не первый храм. С другой стороны отец Алексея и Афанасия Ивановичей Есимонтовских в акте 1686 г. называется уже тестем сотника Романовского. Итак храм, предшествовашвий храму 1740 г. построен конечно не позже 1650 г.

По иконостасу храма, доселе целому, видно, что Алексей Иванович был набожный и усердный к дому Божию; иконы писаны, по тогдашнему, хорошей кистью и иконостас устроен благолепно.

Книги храма: трифолог львов. п. 1644 г. м. п. 1678 г. триодь цветная черн. п. 1685 г. постная м. п. 1710 г. евангелие м. п. 1711 г. апостол к. п. 1707 г.

Преемником священника Герасима Андреева, уже известного нам, был с 1741 г. Иоанн Григорьевич Пискунов, бывший в последствии протопопом. По словам старожилов он отличался усердием к храму, а еще более необыкновенною силою. В 1793 г. при перестройке храма он носил бревна и работал за десятерых и это в глубокой старости. – В 1797 г. он упросил посвятить на его место сына его дьячка Илью Пискунова и скончался в 1803 г. 82 лет. С 1812 г. был священником Павел Маркович Гораин и умер в 1851 г.

Число прихожан: в 1730 г. 385 м. 365 ж.; в 1750 г. 460 м. 450 ж.; в 1770 г. 500 м. 490 ж.; в 1790 г. 532 м. 529 ж.; в 1810 г. 566 м. 533 ж.; в 1830 г. 615 м. 608 ж.; в 1850 г. 670 м. 678 ж.; в 1860 г. 695 м. 708 ж.

Прихожане большей частью бедны. Они страдали от пожаров. – Более же того бедность их зависит от того, что не живут большими семьями. Если умирает отец зажиточный: дети в след за тем делятся и являются бедняками. Один отец оставил после себя до 100 колод пчел, много всякого другого добра и каждому сыну по 300 р. Дет поделились и дошли до нищеты. – Упорство в привычке разорительной изумительное! Два брата, разделясь, начали строиться один подле другого: вдруг у соседа вспыхнул пожар среди дня и – у братьев не осталось ни старой, ни новой постройки. Как бы казалось при такой беде не сеодиниться против грозной нищеты? Нет, по прежнему, каждый стал строить себе дом и – понятно оба стали голяками на всю жизнь.

К чести доброй нравственности жителей деревни Шевердов надобно сказать, что там в последние 10 лет не было ни одного следственного дела.

Частные замечательные случаи.

Раз рано утром, в летнее время, причетник говорит священнику, что из Шевердов (за 3 ½ верст.), прибыл обыватель (40 лет). За чем? Он болен и желает по исповеди приобщиться св. таин. Священник отправился в церковь. Больной сидел на крыльце и увидев священника встал и повторил просьбу о исповеди. Больной посажен. Давно ли ты болен? спросил священник. Недели три болит голова, отвечал тот. От чего не пригласил к себе в дом? «Живу я отдельно от деревни, отвеал, и довольно далеко; а в семействе кроме жены дети малыя, – жена погнала скотинку в поле». Больной исповедан и приобщен св. таин в церкви. «Ну, слава Богу, сказал он с чувством, – милосердый Отец удостиол меня св. таин; благодарю тебя, батюшка! Теперь умирать не страшно». Больной умер на третий день. Слава Богу, что больному дал он силу и усердие кое как добраться до священника.

В конце весны позван был священник в Шеверды исповедовать больную. В избе кроме больной девочки 9 лет была только мать. Чем больна она? По правде сказать, отвечала мать, – испугалась. Дня четыре назад ходили мы по грибы, версты за 3. В лесу она утомилась и мы сели. Слышим: что-то зашушукало, – прислушиваемся, – воет, сначала тихо, потом громче и громче. Собака не собака, волк – не волк. Я вздрогнула, дочь заплакала и бросилась на колени матери. Смолкло. Я встала, оглянулась, за кустом шагах в 10 сидит старуха лет 60 нашей деревни. Я бросилась к ней. Она начала было опять выть. Я заткнула ей рот. С чего это? Я не знала, а другие знали, что старуха, незадолго поселившаяся в нашей деревне, уже привыкла так делать, с тем, чтобы никто не приходил собирать там ягоды или грибы, где она собирает». – Зверская зависть.