Страница Сидоренко

 Сидоренко Ирина Евгеньевна

 Сидоренко Ирина Евгеньевна

У Ирины Евгеньевны Сидоренко множество увлечений. Она искусная вышивальщица нитками и лентами, умелая вязальщица, мастер росписи по дереву, создает шедевры из обычной лозы и бумаги, наверное, нет такого вида рукоделия, который не был бы ей знаком. Ирина возрождает старинные ремесла и передает их детям. С 2006 года Сидоренко является заведующей отделом декоративно-прикладного искусства Дома культуры города Клинцы, руководителем народной студии «Мастерица». Родом рукодельница из Брянска, но корни ее местные. В детстве она часто гостила в селе Ущерпье у своей бабушки по материнской линии Анны Гавриловны Корнейковой. Та была известной вышивальщицей. Создавала шедевры, которые могли соперничать с картинами, написанными маслом. Когда Ирина бывала у нее в гостях, ходила по дому как по музею. По всей «передней», так называли главную комнату в доме, окна которой выходят на улицу, висели вышитые крестиком картины и фотографии одиннадцати детей Анны Гавриловны. А вокруг – рушники. Подзоры на кроватях, наволочки с кружевными и вышитыми прошвами, украшенные полотенцами проемы дверей, и ни один узор не повторялся. С детства Ирина познала отличие русского, белорусского и украинского орнаментов, которые умело сочетали ущерпские мастерицы. Она с увлечением наблюдала за старательными руками матери и тети, которые с любовью оставляли на рушниках и салфетках красивые цветы и узоры, пленившие воображение девочки. Уже тогда Ирина, взяв в руки иголку, начала вышивать вместе с ними. В 15 лет девушка решила стать воспитателем. По ее мнению, эта профессия очень творческая, ведь каждая воспитательница – мастерица. Она должна шить, вышивать, создавать дидактический материал, поделки и игрушки. В 1997 году по направлению центра занятости прошла курсы росписи по дереву. Научиться этому виду творчества мечтала давно. Тогда же узнала, что в БГУ есть направление, где обучают народным промыслам. Работая в Центре детского творчества, поступила на факультет «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2006 году перешла в Дом культуры, где трудится и сейчас. Воспитанники ее студии «Мастерица» – активные участники различных областных и всероссийских конкурсов. Ежегодно они становятся лауреатами областного конкурса «Светлый праздник Пасхи», «Арт-Ёлка» и других. Во время пандемии принимали участие в онлайн-конкурсах, предоставляя видеопрезентации создания работы. Благодаря творческому подходу и неоднократным победам на конкурсах в 2014 году студии «Мастерица» присвоили звание «Народной». Кроме того, мастерица занимается декорацией сцены к различным мероприятиям. Посещая их, всегда поражаешься ее богатому убранству. Оказывается, большие объемные цветы – это ее рук дело. Создает Ирина различные предметы к театральным постановкам, торжествам, ремонтирует одежду артистов, создает новую. Сейчас рукодельница участвует в проекте «Вышитая карта Брянской области». Ранее с инициативой создать большую карту нашей страны в виде вышитого полотна выступили глава Чувашии и министр культуры республики. Работа будет представлена в День России в Чебоксарах. Данная акция настолько увлекла брянских рукодельниц, что они решили вышить еще одну карту – Брянщины. Брянская область с традиционными для каждого района узорами будет готова ко дню рождения нашего региона. Карта будет состоять из отдельных пазлов-фрагментов, отражающих своеобразие каждого района, характерных узоров и техники. Участники акции уже получили лекала, и мастера по ним приступили к работе. Ирина Евгеньевна вышивает карту Рогнединского района. По мнению мастерицы, важно сберечь и донести до подрастающего поколения всю самобытность русского быта и культуры. Она старается, чтобы ее воспитанники в дальнейшем стали носителями русских обычаев и традиций. В процессе творческих занятий с детьми, требующих наглядности для изучения традиций в народном рукоделии и особой атмосферы, у нее возникла идея создания музейной комнаты крестьянского быта. Ведь основное направление деятельности студии – сохранение народной культуры. Кабинет для занятий с детьми условно разделен на две части. В одной части проходят занятия по декоративно-прикладному искусству. Здесь представлены современные творческие работы Ирины и ее учеников. Ребята знакомятся и познают секреты изготовления народной игрушки, бисероплетения, вышивки, вязания, лоскутной техники и многого другого. Для наглядности и особой атмосферы в другой части комнаты представлены старинные экспонаты. Здесь предметы быта, вышитые картины, рушники, скатерти, женский костюм – все это досталось в наследство Ирине от ее бабушки Анны Гавриловны и других родственников. Коллекция постоянно обновляется, в нее добавляются вещи, подаренные другими людьми. В музей приносят старые салфетки, рушники, которые рука не поднимается выбросить, и Ирина дарит им новую жизнь. Жизнь, в которой они не пылятся в сундуке, а становятся предметом изучения юных клинчан. По словам мастерицы, деревни умирают, при этом забывается русский быт и традиции. Ее задача не дать этому случиться. Мы должны знать свою историю, беречь и сохранять ее. Крестьяне все необходимые предметы быта старались делать своими руками. Многие предметы старины представлены в музее. Есть махотки, изготовленные народными умельцами из деревни Воловка Клинцовского района. Воловка раньше славилась своей особенной глиной и талантливыми мастерами. Имеется в музее и тяжелая ступа с пестом, в которой раньше толкли зерно. Их сделал житель села Ольховка Василий Фролов. Этот народный умелец также подарил музею самопрялку, гребень и веретено. Особое место занимает маслобойка из деревянных дощечек, обтянутых железными обручами. Создал ее дедушка Ирины, Василий Ефимович Корнейков. На стенах комнаты висят картины «На лодке», «Три богатыря», «За грибами», «Вещий Олег», «Букет». Все вышито крестиком Анной Гавриловной Корнейковой. Впечатляет настенный ковер «Вещий Олег», его размеры два на полтора метра. Вышивала его шерстяными нитками Вера Ивановна Исаченко, жительница села Тулуковщина. Всю жизнь нас окружает мир вещей и предметов. Многие из них пришли из глубины веков. По мнению Ирины Евгеньевны, этот мир стоит знать и понимать, ведь это история наших предков, нашей Родины. Богатство, накопленное предками, надо пронести через года, через века. А чтобы понять душу этой мастерицы, нужно просто заглянуть в ее музей. Н. АЛЕКСЕЕВА