Страницашкольное

Школьное образование в Брянске и его уезде в 1893 году.

В 3м нумере «Брянского Вестника» касаясь «Орловских Епархиальных Ведомостей» мы упомянули об отчете по делу школьного образования, тогда же, обещая ознакомить наших читателей с состоянием учебной части в Брянске и его уезде, исполняем это обещание.

Из отчёта о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в орловской епapxии за 1892-93 учебный год видно, что Брянский уезд занимает пространство в 5.970 кв. верст, с православным населением в 138.141 д. (70.251 мужск., и 67.890 женского пола). Число церковно-приходских школ в уезде было 15, школ грамоты 26, школ других ведомств 37, всего 78. В частности, школы церковноприходские находятся в следующих  приходах: при городской Успенской церкви, при монастырях Петропавловском и Свенском (учитель Ф. В. Грамузов), при рельсопрокатном заводе, в селах: Вщиже, Елисеевичах, Мужинове, Любохне, Фошне, Дятькове, Голубеи, Давыдчичах и Рябчичах, в дд.: Гришиной Слободке (прихода Фошни) и Немирич (прихода Бытоши).

Нет никаких школ в Брянске:

при соборной церкви, где 3 священника, дьякон и 2 псаломщика (на это обстоятельство обращено внимание в официальном отчете*),

при Спасогробовской, где 2 священника, дьякон и 2 псаломщика, а самый приход состоит всего из 155 душ;

при церквах:

Богоявленской, Смоленской, Тихвинской, Троицко-Воскресенской и Христорождественской.**

В уезде нет школ при 11 приходах.

По сравнению с данными предшествующего академического года, число приходов, в которых нет никаких школ, сократилось на 31.

При городской успенской церковно-приходской школе, основанной в память девятисотлетия крещения Руси, учитель П. Я. Кудрявцев желающим из учеников преподает практически пчеловодство, для чего на частные пожертвования устроена пасека. Ученики занимаются пчеловодством с большою охотою. Кроме того, при сей же школе преподаются рукоделья, которым обучает опытная в этих занятиях учительница Е. Ангелова. При школе есть певческий хор из учащихся, в составе 20 человек [подобные же хоры есть в Дятькове (10 человек), в Фошне (10), Любохне (25), Давыдчичах (25) и в Голубет (6 человек)]. Независимо сего, учащиеся в церковно-приходских школах поодиночке и небольшими группами принимали участие в церковном пении и чтении с членами клира. Помимо участия в церковном пении в составе хоров, ученики церковно-приходских школ были обучаемы сему предмету в классе; обучение это происходило во всех церковно-приходских школах, и по сравнению с предшествовавшим учебным годом представляет значительные успехи: ученики изучили главнейшие церковные песнопения всенощного бдения и литургии. Но классное обучение пению происходило большею частью с голоса, а не по нотам, по неподготовленности учителей к обучению нотному пению. В целях восполнения этого недостатка в церковно-приходских школах, епархиальный училищный совет в предшествовавшем учебном году проектировал учредить при местной духовной семинарии особые регентские классы собственно для подготовки учителей хорового церковного пения в церковно-приходских школах, и проект свой представлял на утверждение высшего начальства. К сожалению, проект этот не был утвержден в том именно виде, в каком он был составлен в епархиальном училищном совете применительно к местным потребностям и средствам, расширить же этот проект до той программы и тех требований, каки были указаны от высшего начальства — не представилось возможности

Учащиеся в церковно-приходских школах неопустительно посещали храм божий во все воскресные и праздничные дни под наблюдением законоучителей или учителей школ, причем, как выше объяснено, принимали участие в церковном пении и чтении, прислуживали в алтаре, подавал кадило, облачение, теплоту, вынося подсвечник, и проч.

Утренние молитвы почти во всех школах исполнялись в самых же школах пред началом занятий под руководством законоучителя, или, за отсутствием его, под наблюдением учителя. Вечерние молитвы в некоторых школах прочитывались по окончании классных занятий, а в некоторых школах ученики собирались вторично для слушания вечерних молитв. Большею же частью вечерние молитвы предоставлялось ученикам прочитывать на дому. Чтение молитв сопровождалось обыкновенно пением наиболее употребительных из них.

Население относится к церковно-приходским школам сочувственно.

Школьные библиотеки состояли почти исключительно из учебников и учебных пособий.

Воскресные и праздничные чтения были в следующих школах: при успенской градской школе два чтения (12го февраля и 9го мая 1893 года) и в школе с. Дятькова в течение зимы несколько раз учителем производились воскресные чтения в доме законоучителя, но без установленной программы. На чтениях присутствовали, кроме учеников, и взрослые.

Средства к содержанию школ в Брянском уезде заключались в следующем: пособия от церквей 480 р., от земства 700 р., от волостных и сельских обществ 604 р. 90 к., от попечителей и благотворителей 1.432 р. 79 к., платы за учение 261 р., всего 3.478 р. 69. к., из коих к началу следующего учебного года было в остатке 1.157 рублей 86 копеек.

Школ грамоты в Брянском уезде за отчетное время было 26, учащих в них было 21 человек (о 5 школах сведений не доставлено), а учащихся 8.858 (7.697 мальчиков и 1.161 девочка).

Успехи обучения в школах грамоты разнообразны. Во многих школах выучивают только читать, преимущественно по-славянски, немного писать и считать; но есть школы, которые по успехам обучения близко подходят к курсу церковно-приходских школ, и даже равняются с ними. Таковы по преимуществу школы, в которых обучением занимаются священники и дьяконы.

По рассмотрении и обсуждении сведений о епархиальных школах, Орловский епархиальный училищный совет пришел к следующим заключениям: Дело церковно-приходских школ, в особенности школ грамоты, несомненно развивается; это доказывается сравнением данных отчетного года с предшествующим, из которых видно, что общее число школ епархиальных (церковно-приходских и грамоты) увеличились с 352 до 419, т.е. более чем на четвертую часть; число учащихся в этих школах возвысилось в такой же почти пропорции (с 13.763 на 17.066). Позволительно предположение, что число школ возросло бы в большей степени, если бы население не было стеснено неурожаями двух предшествовавших лет. Внешнему успеху школьного дела соответствует и внутренний успех обучения, насколько можно судить о нем по отчетным данным: число выдержавших экзамен на льготу возвысилось с 554 до 923, т. е. в большей еще пропорции, чем общее число учащихся; обучение церковному пению заведено почти во всех церковно-приходских школах и даже во многих школах грамоты; число церковных хоров из учащихся также увеличилось. Тем не менее, успех школьного дела слишком еще незначителен по сравнению с общею потребностью образования и недостаточен во всяком случае даже относительно наличной возможности удовлетворения этой потребности. С одной стороны число детей, не обучающихся в школах (всех ведомств), значительно более половины общего числа детей школьного возраста (5: 8); число же приходов, в которых нет никаких школ, составляет пятую часть общего числа приходов в епархии. С другой стороны, между приходами епархии, в коих нет никаких школ, много таких приходов, в которых и по числу населения и по составу причтов можно и должно было бы ожидать открытия школ. Поэтому епархиальный училищный совет разделяете мнение, высказанное некоторыми отделениями о том, что по отношению к таким причтам желательно было бы воздействие со стороны епархиального начальства к открытию школ в их приходах.

Ограничиваемся этим сухим, но вместе и красноречивым отчетом по состоянию у нас народного образования.