Страницасамообслуживание

На самообслуживание. Брянск.

Новая тенденция в продуктовой торговле добралась и до магазинов шаговой доступности — мини маркетов. О том, почему это происходит, рассуждают руководители нескольких маленьких магазинчиков, поменявших форму работы.
По словам директора магазина «Брянское мясо» (бывший «Гурман») Натальи Лу-кьяновой, к переменам толкает сама си¬туация в торговле: хочешь увеличить прибыль — должен увеличить ассортимент, разнообразить выкладку. При новом формате покупатель мо¬жет сам осмотреть упакованный товар, не надо лишний раз общаться с продавцом. Средства на перевод магазина в формат самообслужива¬ния, говорит Лукьянова, идут немалые, но они окупаются за счет увеличения потока покупате¬лей и ускорения обслуживания.
В торговой сети «Меркурий» свою пере¬стройку начали ранее и накопили опыт на-блюдений. По словам исполнительного дирек¬тора сети Анатолия Савченко, покупателей все больше волнуют вопросы качества, и теперь он сам может по датам на упаковках контро¬лировать сроки реализации. В плюс и увели¬чение при переходе на самообслуживание тор¬говых площадей: можно предложить больше видов товаров, что для мини-маркетов очень важно. Савченко говорит, что быстрого эконо¬мического эффекта от новации они не получи¬ли. Но и не меняться было уже нельзя. В этой нише в формате самообслуживания сеть пла¬нирует развиваться и дальше, вот в Бежице скоро магазин открывает.
В магазине «Гранат» кассир рассказала корреспонденту, что теперь главная работа переместилась в подсобки, на фасовки. Одна из неожиданностей — резко выросли прода-жи фасованных овощей. Как говорит директор магазина Александр Руденко, ассортимент после перезапуска магазина вырос, можно применять более гибкую ценовую политику, использовать разнообразные акции. Поку¬пателям не надо стоять в разных очередях, все — в одной кассе, людям это нравится. Еще один плюс для магазина — выросли импуль¬сивные покупки, у кассы, — шел за одним и попутно еще что-то увидел и прикупил.        
Владельцы мини-маркетов говорят, что с тре¬вогой отнеслись к появлению в городе сразу не¬скольких огромных гипермаркетов, тем более, что поначалу почти все отметили уменьшение числа покупателей в магазинах шаговой доступ¬ности. Гипермаркеты закупают большие партии товаров и потом могут предлагать более низкие цены. Так что борьба за снижение издержек — одна из причин возникшей моды на самообслу¬живание. И все же, к счастью, гипермаркеты в полной мере закольцевать торговлю на себе не в силах. Наш разряд — «свой» магазин, объ¬ясняли расклады корреспонденту в изменившем свою форму магазинчике «Коробейник», — сетевики нам не конкуренты, к нам идут купить еды «на вечер».
Есть и еще одна проблема, которая подтал¬кивает торговлю к переменам. Сегодня на кассу, в продавцы меньше чем за зарплату в 15 тысяч уже не идут, ведь это работа без перерывов плюс материальная ответственность. И жизнь доро¬жает год от года. В Брянске, говорит председа¬тель Брянского обкома профсоюза работников среднего и малого бизнеса Николай Шилин, об¬наружился дефицит кадров в торговле. Некото¬рые руководители по примеру Москвы уже все¬рьез задумываются о поисках кадров в Средней Азии, что вряд ли хорошо для города. «Но как тогда быть, — размышляет Шилин, — зарплаты можно повышать с прибытков, а они в сфере тор¬говли фактически стагнируют». Вот почему про¬ще найти работниц невысокой квалификации и подешевле на фасовку, чем на работу с деньгами, — и это существенный довод в пользу перевода мини-маркета на самообслуживание. Кстати, сюда можно привлекать и пенсионеров, и студентов.
Следует напомнить, что в малом бизнесе в Брянске девяносто процентов всех рабочих мест дает именно торговля.
ВЛАДЕЛЬЦЫ БРЯНСКИХ МИНИ-МАРКЕТОВ ОЗАБОТИЛИСЬ СНИЖЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИЗДЕРЖЕК. ДЕВИЗ ВРЕМЕНИ: БОЛЬШЕ ТОВАРОВ НА ПОЛКАХ, БОЛЬШЕ ФАСОВЩИКОВ В ПОДСОБКАХ, МЕНЬШЕ ПРОДАВЦОВ И КАССИРОВ.