СтраницаСаломахин

Саломахин Афанасий Афанасьевич Брянск

Саломахин Афанасий Афанасьевич (1918–1999). Окончил архитектурный техникум в Москве и с 1946 г. работал в Брянске. Среди построек архитектора широко известные здания в Брянске — жилые дома по ул. Калинина, Горького, Фокина, Дом бракосочетания, гостиница «Центральная», Дворец пионеров (ТЮЗ), летний театр в центральном городском парке, клуб и столовая завода «Дормаш», учебный корпус Кокинского сельскохозяйственного техникума, здание спального корпуса Белобережской турбазы, здание РК КПСС г. Клинцы.

Здание гостиницы «Центральная» спроектировано архитектором А.А. Саломахиным. Своим положением оно соответствует зданию обкома КПСС и симметрично расположенному зданию поликлиники.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ А.А. САЛОМАХИНА
ЛЕТНИЙ ТЕАТР В ГОРОДСКОМ САДУ (НЕ СОХРАНИЛСЯ)
УЧЕБНЫЙ КОРПУС СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТЕХНИКУМА В ПОС. КОКИНО
ДОМ СОВЕТОВ В БРЯНСКЕ (ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ)
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗДАНИЕ ПО УЛИЦЕ КАЛИНИНА
ЖИЛОЙ 35-и КВАРТИРНЫЙ ДОМ ПО УЛИЦЕ КАЛИНИНА
ЖИЛЫЕ ДОМА №№ 18,20 ПО УЛИЦЕ ФОКИНА
УЛИЦА ЛЕНИНА (ПРОЕКТЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ)
ЖИЛОЙ ДОМ №№ 25/33, Б. УЛИЦА ЛЕНИНА И ЛУНАЧАРСКОГО
ЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАВОДА «ДОРМАШ»
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В БРЯНСКЕ ПО УЛИЦЕ КАЛИНИНА (ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ)
ЗДАНИЕ ГОСТИНИЦЫ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ» (НЫНЕ «ЧЕРНИГОВ») НА ПЛОЩАДИ К. МАРКСА
ЖИЛОЙ ДОМ № 39»А» ПО УЛИЦЕ ЛИБКНЕХТА
ЖИЛОЙ ДОМ № 37»А» ПО УЛИЦЕ ФОКИНА И ПРОЛЕТАРСКОЙ
ЖИЛОЙ ДОМ № 29 ПО ПРОСПЕКТУ ЛЕНИНА
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗДАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ПО УЛ. КРАСНОАРМЕЙСКОЙ
МУЗЕЙ ХРУСТАЛЯ В ГОРОДЕ ДЯТЬКОВО

 

 

 

1.

Летний театр в городском саду (не сохр.).

1949

1950

2.

Учебный корпус сельхозтехникума в п. Кокино Брянской области.

1950

1951

3.

Дом Советов в г. Брянске (проект восстановления).

1949

1949

2.

Административное здание по ул. Калинина.

1949

1951

3.

Жилой 35 кв. дом по ул. Калинина.

1950

1952

4.

Жилые дома № 18, 20 по ул. Фокина                                (б. ул. Ленина, проекты восстановления).

1951

1952

5.

Жилой дом № 25/33 по ул. Фокина (б. ул. Ленина и Луначарского в г. Брянске).

1950

1952

6.

Здание общественных организаций з-да «Дормаш» в      г. Брянске.

1956

1957

7.

Краеведческий музей в г. Брянске по ул. Калинина (проект восстановления).

1952

1955

8.

Здание гостиницы «Центральная» (ныне гостиница «Чернигов») на пл. К.Маркса.

1955

1957-58

9

 Жилой дом № 39 «А» по ул. Либкнехта.

1954

1955

10.

Жилой дом № 37 «А» по ул. Фокина и Пролетарской в   г. Брянске.

1958

1959

11.

Жилой дом № 29 по просп. Ленина в г. Брянске.

1958

1960

12.

Административное здание вычислительного центра по ул. Красноармейской в г. Брянске

1970

1971

13.

Музей хрусталя в г. Дятькове Брянской области

-

1973

В Брянске на доме № 101 по улице Калинина установлена мемориаль­ная доска выдающемуся архитектору Афанасию Са­ломахину.

Жилой дом по ул. Горького – пр. Ленина.

Жилой дом по ул. Калинина, 101.

Для центра Брянска харак-
терна эклектика архитектурных
стилей зданий разных эпох, что
делает его особенно привле-
кательным. В славной плеяде
зодчих областного центра имя
Афанасия Афанасьевича Сало-
махина (1918–1999) ассоцииру-
ется прежде всего c объектами,
построенными в 50-е годы про-
шлого века и являющими собой
лучшие образцы архитектурно-
го стиля, получившего название
«советская неоклассика».
Детство будущего архитекто-
ра прошло на Украине, в неболь-
шом уютном поселении Середи-
на-Буда Сумской области (город
с 1964 г.). В 1930-м семья переез-
жает на постоянное жительство
в Москву. Окончивший непол-
ную среднюю школу 16-летний
юноша поступает в Московский
архитектурный техникум (соз-
дан 15 мая 1930 г. по приказу
№ 137 ВСНХ СССР).
В это время на смену аван-
гарду – строгому и революци-
онному аскетизму – приходит
стиль, соединивший в себе син-
тез архитектуры, скульптуры и
живописи. Впоследствии его на-
зовут «советским монументаль-
ным классицизмом», «советской
неоклассикой». На стык двух
стилевых эпох в архитектуре
и приходится формирование
творческой личности будущего
архитектора. Тема дипломного
проекта, по которой в 1939-м за-
щитился Афанасий Саломахин в
Государственной квалификаци-
онной комиссии с оценкой «от-
лично», – «Здание демонстра-
ционного зала». В том же году
молодой специалист получил
направление на престижную
работу во всесоюзный государ-
ственный трест «Промстройпро-
ект», где проектировались про-
изводственные здания, в том
числе новые корпуса советских
автомобилестроительных гиган-
тов – ЗИЛа в Москве и ГАЗа
в Горьком (Нижний Новгород).
27 октября 1939 года А.А. Са-
ломахин был призван в ряды
РККА и направлен курсантом
в Харьковское военно-авиаци-
онное училище (ХВАУ). В мае
1940-го, окончив ускоренный
курс и получив звание сержан-
та, он остается служить в учи-
лище. Когда фронт приближался
к Харькову, 4 октября 1941 года
вместе с ХВАУ Саломахин эва-
куировался в Красноярск, а в
мае 1942-го был направлен на
пополнение 13-го гвардейско-
го бомбардировочного авиаци-
онного полка. В составе пол-
ка сражался до самой Победы.
12 ноября 1945 года фронтовик
Саломахин, награжденный ор-
деном «Отечественной войны»,
медалями «За боевые заслуги»
и «За победу над Германией в
Великой Отечественной войне
1941–1945 гг.», 10 благодарностя-
ми Иосифа Сталина, был демо-
билизован из армии.
Началась мирная жизнь, и
появилась возможность вер-
нуться к любимой профессии.
В начале 1946 года Саломахин
поступил в распоряжение на-
чальника у правления по делам
архитектуры при Совете мини-
стров РСФСР и был направлен
в Брянск на должность архитек-
тора-проектировщика архитек-
турно-планировочной мастер-
ской при управлении главного
архитектора Бориса Петровича
Шавырина (АПМ «Брянскарх-
проект»).
Дальнейшая творческая био-
графия и производственная де-
ятельность Афанасия Афанасье-
вича Саломахина была связана
со старейшей проектной орга-
низацией города, в которой он
прошел путь от рядового архи-
тектора-проектировщика до ру-
ководителя отдела комплексного
проектирования, главного архи-
тектора проекта. В течение двух
лет возглавлял проектную кон-
тору «Брянскоблпроект» (1954–
1956). Здесь же молодой архитек-
тор стал автором первых своих
удачных проектов, в том числе
построенного в 1949 году в го-
родском парке (ныне парк-музей
имени А.К. Толстого) деревян-
ного летнего театра на 500 зри-
тельских мест с хорошей сценой
и прекрасной акустикой (зда-
ние разобрано как аварийное в
1970-х годах). Старожилы пом-
нят это красивое здание, где в
разные годы выступали выдаю-
щиеся советские артисты и дея-
тели культуры – Святослав Рих-
тер, Клавдия Шульженко, Илья
Эренбург, Вольф Мессинг и дру-
гие.
Еще одной ранней удачной
работой архитектора стал про-
ект реконструкции дома обще-
ственных организаций завода
«Дормаш» (1949–1950), разру-
шенного во время Великой От-
ечественной войны. Предпола-
галось разместить в нем клуб на
500 мест и столовую на 200 мест.
Здание, построенное в конце
ХIХ века по проекту известного
брянского архитектора Николая
Алексеевича Лебедева, так назы-
ваемый Литейный дом, приоб-
рело новые формы ретроспек-
тивной классики, став одной из
послевоенных достопримеча-
тельностей улицы III Интерна-
ционала (так в 1940–1950-е годы
называлась ул. Калинина). Ин-
терьеры клуба (дворца культу-
ры) с большим количеством ар-
хитектурного декора – лепнины,
росписи и пр. – создавали ат-
мосферу праздника. Уникален
сводчатый кессонный потолок
зрительного зала, украшенный
лепными розетками. Увы, сей-
час здание бывшего ДК «Дор-
маш», так успешно восстанов-
ленное в послевоенные годы,
пребывает в полуразрушенном
состоянии.
В послевоенные годы стояв-
ший в руинах Брянск нуждал-
ся в первую очередь в срочном
восстановлении старых зда-
ний. По проектам Саломахина
в 1950–1951 годы были восста-
новлены и реконструированы
как общественные, так и жилые
постройки. В их числе здания
краеведческого музея и протез-
ной мастерской на ул. Калини-
на; совпартшколы по ул. Крас-
ноармейской, жилые дома № 29
по ул. Арсенальной и №№ 18, 20,
22 по ул. Ленина (ныне Фокина),
построенные в 1927 году по про-
ектам московского архитектора,
мастера конструктивизма Алек-
сандра Зиновьевича Гринберга
(1881–1938).
Талант архитектора проявил-
ся и в проекте интерьеров зала
заседаний Дома Советов (сегод-
ня – овальный зал здания пра-
вительства Брянской области).
Парадно-строгий стиль вполне
уместен и в наши дни. Здесь все
осталось практически неизмен-
ным (за исключением отдельных
элементов «политического» ха-
рактера) – от люстры до баре-
льефов и лепнины на потолке
и стенах.
В середине 1950-х шло фор-
мирование центра Брянска. В
эти годы талант зодчего, став-
шего членом Союза архитекто-
ров СССР, развернулся в пол-
ную силу. Лучшие авторские
проекты А.А. Саломахина были
реализованы и украсили област-
ной центр. Одно из значимых
зданий – гостиница «Централь-
ная» (1952 г.) на площади Кар-
ла Маркса, получившая ныне
статус памятника архитектуры
советского периода. Гостиница,
вошедшая в архитектурный ан-
самбль наряду со зданием обко-
ма КПСС, поликлиникой, До-
мом связи (автор – архитектор
А.З. Гринберг, 1931 г.), област-
ной библиотекой (архитекторы
В.Н. Городков и А.Э. Фридман,
1959 г.) и бывшей женской гим-
назией (архитектор Н.А. Лебедев,
1907 г.) создали неповторимый
уголок Брянска. Архитектура
площади Карла Маркса сегодня
– одно из удачных произведений
зодчих, гармонично соединяю-
щая в себе разностилевые по-
стройки, создающая общий ра-
достный фон городского центра.
В 1960 году было завершено
строительство Дворца пионе-
ров и школьников (ныне Брян-
ский областной театр для детей
и юношества) на улице Горько-
го по проекту А.А. Саломахина.
Величественный дворец – одно
из трех зданий, образовавших
объединенный классицистиче-
ским характером архитектуры
микроансамбль, вместе со зда-
нием кооперативного техникума
(авторы – архитекторы В.Н. Го-
родков, Г.А. Гвоздиков, 1955 г.)
и жилым домом на углу улиц
Горького и Карла Маркса (архи-
тектор Б.П. Шавырин, 1946 г.).
По проектам Саломахина в
1950-е годы были построены
индивидуальные жилые дома
на центральных улицах Брян-
ска: по ул. Калинина, 101 с ап-
текой, пр. Ленина, 45 ( ранее –
ул. Фокина), ул. Горького – пр.
Ленина, 32/26 со встроенным
магазином (в 1960-е годы здесь
разместился первый в Брянске
Дом бракосочетания), ул. Фо-
кина – Луначарского, 25/35, ул.
Фокина, 37а (ранее – ул. Лени-
на), жилые дома в центре Бежи-
цы. Жилой дом на 35 квартир с
аптекой и общественное здание
по ул. К алинина, 99 являются
своеобразным обрамлением вхо-
да на лестницу бульвара Гагари-
на (Рождественскую гору).
По итогам конкурса в 1952
году А.А. Саломахин был на-
гражден Почетной грамотой
управления по делам архитек-
туры при Совете министров
РСФСР как автор проекта жило-
го дома на углу ул. Луначарско-
го и ул. Ленина (ныне Фокина,
25/35). А в 1968 году архитектору
была вручена бронзовая медаль
ВДНХ СССР.
Наиболее значительные ра-
боты архитектора в 1960–1970-е
годы – 2-я очередь Центрально-
го универмага (первая очередь
ЦУМа возведена по проекту В.Н.
Городкова), школа милиции в
районе Чермета, машиносчет-
ная станция.
Немало построек по проектам
Афанасия Афанасьевича осу-
ществлено в 1950–1970-е годы
и в районах области: здание РК
КПСС и районная больница в
Клинцах; спальный корпус Бе-
лобережского санатория; адми-
нистративное здание и музей
хрусталя в Дятьково; средняя
школа в Трубчевске и ряд дру-
гих зданий и сооружений.
А.А. Саломахин, будучи глав-
ным архитектором проекта, за-
нимался не только объемным
проектированием, но и возглав-
лял разработку ряда проектов
планировки и застройки квар-
талов и микрорайонов Брянска
и области.
Воспитанный на реалиях сво-
его времени, А.А. Саломахин
вел активную общественную
работу – возглавлял Брянское
отделение Союза архитекторов
СССР, преподавал в строитель-
ном техникуме, входил в состав
парткома и местного профсоюз-
ного комитета. В воспоминани-
ях коллег Афанасий Афанасье-
вич, прежде всего, грамотный,
умный, справедливый и добро-
желательный руководитель, да и
компанейский, веселый человек,
активно участвовавший, в том
числе, в художественной само-
деятельности.
Еще один штрих к портре-
ту зодчего – его увлечение жи-
вописью и графикой. С ранней
юности Афанасий Афанасьевич
был прекрасным рисовальщи-
ком (нередко рисовал своих со-
служивцев и коллег), писал в
разных техниках – красками,
сангиной, пастелью, тушью,
карандашом. Его акварельные
пейзажи пленяют чистотой и
прозрачностью красок, гра-
фика архитектурных объектов
– тщательностью выписанных
деталей. В сентябре 2013 года
в городском выставочном зале
в рамках выставочного проекта
«Творцы послевоенного Брянска.
Зодчие 40–50-х годов ХХ века»
горожане впервые познакоми-
лись с его лучшими проектны-
ми и живописными работами.
Человек энергичный, не пред-
ставляющий себя без творческой
работы, как и многие люди его
поколения, Афанасий Афана-
сьевич трудился до 77 лет. Роль
архитектора А.А. Саломахина в
послевоенном возрождении го-
рода была уникальной и значи-
мой. Сегодня, проходя по цен-
тральным улицам города, мы
любуемся величественными зда-
ниями, автором которых он был.
В ноябре 2016 года на доме по
ул. Калинина, 101, который А.А.
Саломахин проектировал и где
прожил 49 лет, установлена ме-
мориальная доска памяти заме-
чательного архитектора и челове-
ка (скульптор С. Кацуба, авторы
эскиза Е. Ильченко, В. Ковалев).
Евгения ИЛЬЧЕНКО,
председатель совета
ветеранов-проектировщиков
при ассоциации СРО «БРОП».