Страницарылько

Ге­рой Социалистического Труда Пётр Рылько. Брянщина.

«Он умел противостоять всем ветрам и не­взгодам. Умел оставаться самим собой: весе­литься и смеяться в кругу друзей, твердо, до­казательно отстаивать свою позицию, свои убеждения, живо реагировать на изменения и повороты жизни, не приспосабливаясь к ней, а энергично, творчески влияя на нее. Самим со­бой его делали талант, деловитость, мужество, принципиальность. И все это придавало ему со­лидность, степенность, что, в конце концов, и делает человека личностью», — написал о Ге­рое Социалистического Труда Петре Рылько в свое время один из корифеев «Брянского ра­бочего» Владимир Васенков. И привел четыре поэтических строчки,

Юность в море парусом белеет,

Наш рассвет весенний далеко,

А посмотришь, он и не стареет,

Не сдается времени Рылько...

Едва ли эти стихи были известны тем, кто со­брался в конце августа в Брянской госсельхоз­академии на мероприятие, посвященное 110-ле­тию со дня рождения Петра Рылько. Но все, кто его знал (а это бывшие преподаватели Вера Гу-лынина, Михаил Лобанов, Дмитрий Числин и вы­пускники техникума, приехавшие на вечер памя­ти), говорили о нем, как об Учителе и Человеке с большой буквы, сохранившем юность в душе.

Подвижник, землелюб, он от­дал все свои силы воспитанию и обучению молодых аграри­ев. За 50 лет под его руковод­ством было подготовлено около 12 тысяч специалистов сельско­го хозяйства, которые трудятся по всей стране, а также за ру­бежом. Многие из них преуспе­ли не только на сельской ниве, но и в других сферах деятель­ности. Так, В. Ториков работает ныне проректором по научной работе БГСХА, Л. Симонова — председатель правления «Фер­меры Брянщины», Л. Синицы-на (Елисеева) — зам. директора Брянского филиала Российско­го экономического университе­та им. Плеханова, Т. Бурделева — зам. директора областной фи­лармонии. Рылько считал, что учебное заведение должно вы­пускать не просто агрономов и зоотехников, а высоко эрудиро­ванных людей, умеющих и ду­мать, и созидать.

За главное дело своей жиз­ни Рылько взялся летом в 1930 году, решив вместо школы сы­роварения и маслоделания, ко­торую ему предложили возгла­вить, открыть техникум. Поехал в Смоленск, тогдашний админи­стративный центр Западной об­ласти, и пробил-таки свою идею. 1 сентября того же года в быв­шем помещичьем доме за парты сели 30 студентов первого набо­ра. Половина из них была ро­весниками директора, которому только исполнилось 26 лет. Вто­рая половина.— люди серьезные. Они с недоверием отнеслись к словам Рылько, который зая­вил: «Придет время, и мы здесь будут выше самой высокой бе­резы. Будут ехать по большаку люди и спрашивать, что это за городок за полями ржи и пше­ницы высится? Им ответят: это Кокинский совхоз-техникум. Орденоносец. А когда Родине потребуются специалисты бо­лее серьезного образования, мы здесь откроем институт». Сту­денты рассмеялись: ну и фанта­зер! Ведь начинали с нуля. На 30 учащихся — 30 топчанов и 20 керосиновых ламп.

Но слова директора оказа­лись пророческими. Уже к нача­лу 1940-х техникум стал одним из лучших в наркомате. Сюда со всей страны приезжали пе­ренимать опыт. Было построено двухэтажное общежитие и дома для преподавателей, провели во­допровод и электричество. Петр Дмитриевич строил, а его жена и единомышленник Нина Ка­занская украшала поселок цвет­никами. Так вырос «город-сад».

Только несгибаемый оптимизм помог Рылько в 1943—1944-м поднять разрушенный во время Великой Отечественной войны техникум. В учебном корпусе не осталось ни одного кабине­та, все постройки в учхозе были взорваны. Парк был изрыт око­пами и траншеями. Фашисты нанесли такой урон, что загля­нувший в Кокино первый секре­тарь Орловского обкома КПСС Игнатов заявил: «Техникум вос­становлению не подлежит».

Вернувшийся из эвакуации 20 сентября 1943-го, Рылько шел по аллее, обнимая чуть ли не каждое деревце. Вскоре вышло постановление правительства о старинных городов, в число ко­торых входил и Брянск. Была образована Брянская область, и Рылько добился разрешения поднять техникум. Закипела работа. Построен кирпичный завод и устроена столярная ма­стерская, где изготавливали рамы и мебель. Создано озеро, вода которого вращала турбины электростанции, дававшей элек­тричество. За каких-то 10 меся­цев поднялись учебный корпус, два общежития, баня с прачеч­ной, пекарня. Были засеяны га­зоны, распланированы клумбы. В сентябре 1944-го аудитории вновь заполнили студенты.

«Это было трудное для стра­ны время, — вспоминает те годы Зоя Михайлова. — Я, девчонка из Жуковского района, из бед­ной деревни, радовалась, что смогла поступить в такой за­мечательный техникум. Мы очень любили своего директо­ра, Петра Дмитриевича. Мне нравилось, как он преподавал. Умел все объяснять так понят­но и доступно, что дома потом и учебник не надо было откры­вать. Это был очень энергичный и беспокойный человек. Самое главное было в нем, что хорошо умел понять другого человека и его беду. Если бы все коммуни­сты были такими, Россия никог­да бы не дошла до нынешнего развала».

Следующей важной вехой стал 1961 год. Были проведены газ и телефонная связь, а так­же построена дорога, связавшая Кокино с Брянском. Начал хо­дить рейсовый автобус. В 1962-м в Кокине открыли опооный

водства Нечерноземной зоны во главе с кандидатом сельскохо­зяйственных наук А. Высоцким. Были разбиты 20 га плантаций земляники, плодовый питом­ник, сады.

Техникум стал истинной ла­бораторией всего нового, был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в нем, как в лучшем в стране, учились десят­ки студентов из развивающихся стран Африки, Азии и Латин­ской Америки. Сам директор удостоен звания заслуженного учителя РСФСР, а затем Героя Соцтруда. Его имя гремело на всю страну.

В 1980-м сбылась еще одна его мечта — в Кокине был открыт сельхозинститут. Петр Дмитрие­вич в 76 лет (!) стал проректором и помог вузу стать на ноги.

Поселок утопает в зелени. Парки, сады, лесополосы вы­ращены заботами Рылько. Его дочь Нина Петровна, член Со­юза писателей России, на вечере памяти вспомнила слова отца: «Если бы каждый учащийся об­ласти посадил хотя бы одно де­ревце, с каким гигантским зе­леным парком и чистым небом Брянщина встретила бы новый, XX век!» Он всегда жил мечтой и воплощал ее в жизнь.

Петра Дмитриевича не раз ис­кушали заманчивыми предложе­ниями. Приглашали возглавить известный конезавод под Киевом. Звали советником по сельскому хозяйству в Египет. Предлагали пост председателя облисполко­ма, а потом должность замести­теля директора ВДНХ с трехком­натной кваотиоой в столице. Он

то в юности вместе с женой Петр Дмитриевич поклялся посвятить свою жизнь делу воспитания и обучения сельской молодежи и клятву сдержал. Петр Рылько сделал все, чтобы у себя на Ро­дине, в деревне поднять уровень культуры у людей, идти в ногу со временем. Жить, как живут в Москве.

Порою кажется, что дух Пе­тра Дмитриевича никуда не уходил из Кокина. Ведь, как отмечает пресс-секретарь гос­сельхозакадемии Виктор Мекто, «в настоящее время в Брянской ГСХА сохранены и приумно­жаются лучшие традиции Ко­кинского совхоза-техникума. По-прежнему все учебные и технологические практики про­ходят на учебных полигонах, опытных полях, многолетних полевых стационарах, на сорто­участке по изучению продуктив­ного и адаптивного потенциала современных сортов сельхоз­культур. Имеют в академии про­должение слова Петра Дмитри­евича, что нужно приумножать зеленое богатство. Ибо зеленые насаждения не только эстетика, но и могущественный регуля­тор биологического равновесия в природе, непременное условие здорового труда и отдыха людей, средство повышения плодородия земель и охраны почв от эрозии».

«Дерзать и творить», — любил повторять своим ученикам Петр Дмитриевич. И они «штурмова­ли» производственные высоты. А чтобы дело спорилось, он с женой поощрял бедных, но та­лантливых студентов, выдавая (пусть и небольшие) средства из своего кармана. Продолжая эту славную традицию, ученый совет академии утвердил поло­жение об именной стипендии имени П. Рылько, которая будет назначаться студентам-очникам, обучающимся на «отлично» и «хорошо». Размер именной сти­пендии составляет 1000 рублей.

К таким людям, как Петр Дмитриевич Рылько, по праву относится шиллеровская фраза: «Люди не светятся, путь, прой­денный ими, блестит».