СтраницаРЫЛЕНКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

РЫЛЕНКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Мы шли на смерть, чтоб ты жила, Россия!

Николай Рыленков

  Праздник поэзии, посвященный творчеству Н.И. Рыленкова

Николай Иванович Рыленков - русский поэт, прозаик, переводчик, один из основателей смоленской поэтической школы.

Н.И. Рыленков родился в деревне Алексеевке, Рославльского уезда, Смоленской губернии 15 февраля 1909 г.  в крестьянской семье. Николай рано остался без родителей: отец умер в 1916 году, мать в 1918 году.

Учился Н. Рыленков в селе Тюнино Рогнединского района Брянской области, закончил среднюю школу в городе Рославле в 1926 году. Работал сельским учителем на Брянщине. Весной 1927 года вернулся в Алексеевку и был там председателем сельского Совета. В 1933 году окончил отделение языка и литературы Смоленского педагогического института. Работал в редакции смоленской областной газеты "Рабочий путь", а затем - в смоленском областном издательстве.

Писать стихи Н. Рыленков начал еще в тюнинской школе, где имелась хорошая библиотека. Там он полюбил поэзию Тютчева, Фета, Бунина. В 1926 году Н. Рыленков напечатал в газете свои первые строки. Постоянную творческую помощь Н. Рыленкову оказывал переписывавшийся с ним М. Исаковский. В 1933 году в Смоленске вышел первый поэтический сборник Н. Рыленкова - "Мои герои".

В 1934 году Рыленков - Делегат I съезда советских писателей от Смоленской писательской организации. В начале Великой Отечественной войны был командиром саперного взвода, потом - военным журналистом, работал в штабе партизанского движения.

С 1943 по 1945 года публикует 4 сборника стихов: "Прощание с юностью", "Синее вино", "Отчий дом" и "Смоленские леса". Сразу после освобождения Смоленска возвращается в родной город. В послевоенные годы выходит более 30 поэтических и прозаических книг Рыленкова. В 1969 году опубликованы последние прижизненные сборники "Снежница" и "Журавлиные трубы".

В середине 50-х годов возвращается к прозе. Одна из книг, привлекшая наибольшее читательское внимание, - повесть о событиях Великой Отечественной Войны "На Старой смоленской дороге". В 60-е годы обращается к жанру лирической прозы: выпускает книгу о писательском мастерстве, том очерков, эссе и литературных портретов "Душа поэзии" и "Дорога уходит за околицу".

В 1962 году завершает работу над литературным переложением "Слова о полку Игореве". В 50-60-е годы плодотворно занимается переводческой деятельностью. Смоленску, его земле и труженикам посвящает многие произведения, свой труд соизмеряет с трудом землепашца, хлебороба.

В последние годы жизни разрабатывает новый для себя жанр эпитафии. На фасаде зданий в Запольном переулке, дом 4 и по улице Нахимсона, дом 16 в г. Смоленске - мемориальные доски Н. Рыленкову (скульптор А. Г. Сергеев). Ежегодно в с. Тюнино Рогнединского района Брянской области проходит праздник поэзии, посвященный Н. Рыленкову.

Н. Рыленков - по преимуществу лирик. В его стихах неизменно чувствуешь человека, знающего и любящего землю. Поэт воспевает русскую природу в органическом единстве с трудом пахаря и сеятеля.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ РЫЛЕНКОВ

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ РЫЛЕНКОВ

К 110-летию со дня рождения и 50-летию со дня смерти нашего  замечательного земляка, поэта Николая Рыленкова

 ИСТОКИ

Коля Рыленков с юных лет впитал в себя все запахи и краски родной земли. Он рано приобщился к крестьянскому труду, стал ценить людей по их отношению к делу, ведь он вырос в простой и трудолюбивой крестьянской семье, насчитывавшей 12 человек.

Весной не играл на свирели,

А в поле за плугом ходил,

В дубраву, где иволги пели,

Пегаску в ночное водил.

В разлужьях на речке Корчёвке,

Росистые травы косил,

И навек запомнил ночёвки

В копне, что под вечер сложил.

Не в счастье находки случайной,

Ключи ко всему подобрав,

В труде постигал я все тайны,

Родимых полей и дубрав.

РЫЛЕНКОВСКИЙ ЛИЦЕЙ

От непосильной работы рано умерли Колины родители. Умирая, мать взяла слово с деверя, что тот отдаст мальчика учиться в Тюнинскую школу. Такова была воля отца. Дядя сдержал слово: мальчик-сирота приступил к занятиям в известной во всей округе трудовой школе второй ступени, которая находилась в Тюнине, селе, приютившемся у границы брянских и смоленских лесов. Учился Коля Рыленков здесь с 1920 по 1925 годов. Тюнино стало для поэта второй родиной, проведённые в школе годы, стали решающими в определении жизненного пути юноши. Тюнинский период занимает видное место в поэтическом становлении Рыленкова. Здесь будущий поэт много читал, увлекался историей, ботаникой, географией. Но на первое место как-то сама по себе вышла поэзия – с ней Рыленков уже никогда не расставался. Не случайно известный исследователь поэзии ХХ века Е.И. Осетров назвал Тюнино «Рыленковским лицеем».

О Тюнине, о своей школе поэт всегда вспоминал с большой душевной благодарностью. О родном селе он писал постоянно. В этом легко убедиться, открыв любой томик его стихов. Любовью к родной земле дышат стихотворения «Тюнино», «А я всё чаще вспоминаю Тюнино», «Тюнинские рощи», «Всё те же гущи Тюнинского сада…» и многие другие. В автобиографической трилогии «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу» также немало строк отведено Тюнину. В рассказах «Большая перемена», «Рыжий Климчик», «Серебряное чудо» он тепло, задумчиво вспоминает Тюнинские места, своих учителей, одноклассников, прекрасно описывает здешнюю природу.

МОИ ВСТРЕЧИ С НИКОЛАЕМ ИВАНОВИЧЕМ РЫЛЕНКОВЫМ

Свои первые воспоминания о Н.И. Рыленкове я тесно связываю с воспоминаниями моей мамы. Николай Рыленков – двоюродный брат моей матери Веры Алексеевны Спиридоновой (урождённой Ломаченковой). Совсем маленькой, 8-9 лет, Вера Ломаченкова попала в семью Николая Рыленкова в связи с очень тяжёлыми обстоятельствами. Молодая жена Николая Марина с новорождённым сыном Толиком была помещена в областную детскую больницу в ортопедическое отделение. Находиться им в больнице предстояло довольно долго, поэтому Агафья Фёдоровна отправила младшую дочь Веру «на хозяйство» в дом Николая Рыленкова. Сам Николай Иванович в то время был секретарём сельского совета. Работать приходилось много, но он находил время, чтобы учить Верочку (так он называл мою маму) читать и писать. Он же уговорил свою тётку Агафью, чтобы она отправила Веру в школу. А у бабушки Гаши был один ответ: «Мужиков в семье много: надо много прясть». И тогда Николай Иванович сразил свою упрямую тётушку тем, что купил Вере платье, ботинки, учебники и тетради. Больше всего Вера была рада ботинкам. Школа находилась в другой деревне, идти туда надо было более двух километров. Верочка до самой поздней осени ходила до деревни босиком: жалела ботиночки.

Николай Иванович начал писать стихи довольно рано. Мама вспоминала, как однажды она, лёжа на печи, наблюдала за Николаем. Он ходил по избе из угла в угол и что-то бормотал, а потом читал написанное Вере. Одно из таких стихотворений мама запомнила:

Раз в семнадцатом году

Шла Настёна по воду,

Там ходило стадо овец,

Был хорошенький скопец,

А Настёна была смела — 

На скопца верхом уселась,

Ухватилась за рога

И помчалась до двора…

Далее мама не могла вспомнить, она только говорила, что этот факт был в действительности. Эту Настю вычислили (как теперь говорят), нашли у неё баранью шкуру, нарядили в неё и провели по деревне. Эту сцену и мама видела.

Моя мать часто с теплотой отзывалась о Николае Ивановиче по поводу ещё одного случая. В деревне началась коллективизация, составили списки кулаков, сельских богатеев. В такой список попала и мамина семья, в которой были мать, отец, четверо сыновей и четыре дочери. Все работали не покладая рук. Павел, Пётр и отец плотничали, Егор – лапти плёл, Даниил уже был женат и жил отдельно. Стеша и Полина жили в своих семьях, а Мария с Верой — дома. Батраков не держали, а с хлебом были всегда. Вот Николай и предупредил о чёрном списке. Отец Алексей Иванович передал всё хозяйство Павлу, кое-что смогли продать, и всей семьей уехали в Бежицу (там строили стальзавод). А Павел всё хозяйство передал в колхоз, и селяне выбрали его своим председателем. Вера осталась в Тюнино, куда её взяла старшая сестра Полина, чтобы нянчить младшую дочь, которая была серьёзно больна. Там Вера пошла в Тюнинскую школу, в которой в своё время учился Николай Иванович. Моя мать поддерживала отношения с Николаем Ивановичем довольно долго.

Так уж получилось, что и меня судьба свела с Николаем Ивановичем Рыленковым. Я окончила Дубровскую среднюю школу в 1965 году и решила поступать в Смоленский пединститут. Начались вступительные экзамены, пришлось остановиться в семье Рыленковых. Мама пробыла со мной один день и оставила меня на попечение тёти Любы – сестры жены Николая Ивановича. Вся семья в то лето отдыхала на даче в селе Пржевальском. И в городской квартире были только Николай Иванович и тётя Люба (Любовь Антоновна). Встретили нас тепло и радушно. Тётя Люба поместила меня в своей комнате, мне предоставили стол для занятий и диван. Ни о каком питании в столовой даже не было и речи. Любови Антоновне было за счастье с кем-то общаться. Николай Иванович практически не бывал дома. Всё какие-то дела и дела (в то время он, кажется, возглавлял писательскую организацию Смоленской области). Но, тем не менее, он каждый вечер интересовался моими успехами. Искренне порадовался моей пятёрке по математике и посоветовал в дальнейшем не волноваться, поскольку первая оценка самая важная.

В один из воскресных дней в Смоленск приехали жена Николая Ивановича Евгения Антоновна и старшая дочь Наташа, с которой мы довольно быстро сдружились. Евгения Антоновна сходу запретила мне называть её по имени — отчеству: пришлось перейти на более простое обращение.

Как-то Наталья предложила мне пойти с ней на огород. Я удивилась: «Какой огород в городе?» Наташа засмеялась: «Пойдём, увидишь!» Улица Запольная и Рославльское шоссе — довольно шумные улицы: трамваи, автобусы, автомобили. Но стоило свернуть за пятиэтажки и по узкой тропке пройти по склону оврага, как мы оказались в совершенно другом мире. Шум города остался там, за пятиэтажками, а здесь: тишина, покой, журчание ручья, несущего свои чистые воды в Днепр.

И вот передо мной калитка в «зелёный кабинет» Николая Рыленкова. Маленький домик, деревянный топчан и столик у окна. Под деревом стол и скамья. А на дереве гроздья рябины, рядом яблони, сливы, по склону оврага вдоль забора кусты орешника. С другой стороны – густой малинник и среди него кусты ежевики. Но что меня поразило – это полоска льна, а рядом с ним рожь и ячмень. На грядке с огурцами росла сурепка, а среди редких берёзок на склоне я нашла сыроежки и подберёзовики.

И вот здесь часами и днями мог находиться Николай Иванович. Он очень любил русскую природу. Об этом говорили его товарищи по перу и просто люди, знавшие Рыленкова. Но далеко не каждый из них мог попасть в этот уединённый уголок, в то место, где поэт оставался один на один со своим миром, который он очень любил, где мог творить, мечтать, где вдохновение ждало его под грустной рябиной и цветущей яблоней.

В семье Рыленковых всё было подвластно жене Николая Ивановича Евгении Антоновне. Умная, добрая, красивая женщина – верный друг и помощник своего мужа, его бессменный секретарь. Сколько творений Николая Рыленкова прошло через её глаза, руки, ум! Сколько страниц текста перепечатано на машинке, сколько разобрано записных книжек, тетрадей, блокнотов! До конца своих дней она разбирала рукописи мужа…

Евгения Антоновна ушла из жизни, пережив своего мужа, свою дочь Наташу. Теперь только Ирина, её дети и внуки продолжают семейную традицию: ежегодно Ирина Николаевна приезжает на праздник поэзии в село Тюнино, поддерживает тесную связь с музеем Рыленкова, с Тюнинской средней школой.

Человек жив, пока его помнят. И пусть мне мало пришлось общаться с Николаем Ивановичем, но добрый взгляд сквозь толстые стёкла очков, лёгкая улыбка, немного хрипловатый голос, стремительная походка и палка в руке – всё это оживает, стоит посмотреть на его портрет в книге «Сказка моего детства», которую он подарил своей двоюродной сестре Верочке (моей матери)».

ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА

А вот ещё воспоминания. Вся наша семья регулярно собиралась на праздники в доме моих родителей Веры Алексеевны и Алексея Яковлевича Спиридоновых. За столом постоянно звучали русские народные песни. И каждый раз в какой-то момент слышалось: «А давайте-ка Колины споём». Звучит:

Отцвела черемуха,

Зацвела сирень,

Не весны под месяцем

Промелькнула тень?

Или:

Вешним солнцем окроплён,

Прорастает в поле лён.

Ходит по полю девчонка,

Та, в чьи косы я влюблен.

За этим таинственным «Колей» прячется Николай Иванович Рыленков. Его стихи-песни – это важнейшая страница послевоенной лирики. Готовя к изданию в 1964 году двухтомник избранных произведений, поэт выделил песни в специальный раздел – «Книгу песен».

В семейном архиве Рыленковых хранится огромная папка с дарственными экземплярами нот, которые прислали композиторы, положившие на музыку стихи Н. Рыленкова. Более пятидесяти музыкантов сумели расслышать негромкий, проникновенный, искренний голос поэта. Это Теплов и Фрадкин, Широков и Флярковский и многие другие. Эти песни, по сути, стали народными, их помнят.

Как-то по радио в передаче Виктора Татарского «Встреча с песней» я услышала строки из письма женщины средних лет с просьбой исполнить песню «Отцвела черемуха» в память о её матери, которая эту песню очень любила. Да, песни эти помнят! Их ещё запоют, в этом нет сомнения!

Николай Иванович Рыленков умер 23 июня 1969 года, подготавливая к печати новый сборник стихотворений «Журавлиные трубы». Он похоронен на городском кладбище в Смоленске. На Брянщине хорошо помнят Николая Ивановича Рыленкова. Здесь ежегодно проходят Рыленковские дни поэзии. Учреждена литературная премия имени Николая Рыленкова. В  брянской деревне Тюнино его имя носит средняя школа. Здесь создан музей поэта. В нём хранятся воспоминания селян о Николае Ивановиче. На мемориальной доске его почерком воспроизведены слова из письма к землякам: «Поклонитесь от меня и милому моему сердцу Тюнину».

Галина ГУЛЯЕВА, 

ветеран педагогического труда,  

р.п. Дубровка

 Справка: Рыленков Николай Иванович ( 1909- 1969). Русский поэт,член правления Союза писателей России с 1958 года. Автор многочисленных поэтических сборников, рассказов, исторических повестей

***

Материал предоставлен в редакцию  брянским краеведом Татьяной Жуковой