Брянщина. Бескорыстный рыцарь музыки (А.И. Рубец )
Стародуб — один из старейших и интереснейших городов юга Бряшци-ны. Как город-крепость известен с XI в. Центр древнего княжества, затем полковая казачья столица, ныне — районный центр. Южный форпост России, он на протяжении своей истории испытал многое. Его осаждали не раз беспокойные ближние соседи — князья новго-род-северские, черниговские, киевские. Жгли половцы, татары, литовцы, поляки. А он вновь отстраивался и рос. Ка-заки-стародубцы отличались в боях со шведами при Петре I, турками — при Суворове, французами — в Отечественную войну 1812 года Но стародубцы не только воевали, и в их культурной жизни было немало памятного. Так, яркий след в истории музыкальной культуры Ста-родуба оставлен профессором Петербургской консерватории Александром Ивановичем Рубцом.
А.И. Рубец родился 29 апреля 1837 года в Чугуеве, под Харьковом. Страстная любовь к музыке проявилась у него с детства. Его мать Анна Петровна, урожденная Немирович-Данченко, была родом из Стародуба. В семье любили музыку, привечали бандуристов и лирников, их пение оставило неизгладимый след в душе мальчика. Заметив музыкальные способности сына, генерал-майор Иван Филиппович Рубец пригласил из Вены чешского музыканта Франца Черни. Окончив гимназию, А.И. Рубец поступил в Нежинский лицей, но юридические науки не увлекали его и в 1862 году он поступил в открывшуюся Петербургскую консерваторию, занимался с большим увлечением, его успехи были особенно заметны в теоретических науках. Поэтому по окончании учёбы в 1866 году, его оставили преподавателем по сольфеджио. Летние каникулы А.И. Рубец обычно проводил в Стародубе, куда (после смерти отца в 1854 году) переехала мать и старший брат Ипполит, мировой посредник.
Деятельная натура А.И. Рубца не признавала пассивного отдыха, он обучал стародубских ребятишек пению, занимался с талантливыми любителями, привлекал музыкантов-профессионалов (преподавателей еврейской школы). И вот результат: в 1880 году впервые на провинциальной сцене была поставлена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Это была любительская, самодеятельная постановка, состоялось два представления: 12 августа в Стародубе и 24 августа в Почепе (гастроли!). Сам Александр Иванович исполнял партию Богдана Собинина. Историко-героическое произведение М.И. Глинки было восторженно принято патриотически настроенными стародубцами.
Спектакль имел и благотворительную цель — сбор средств на открытие женской гимназии в Стародубе.
В 1895 году 57-летний А.И. Рубец ослеп: сказалась многолетняя напряженная работа с нотами, рукописями. <...> Энергичный, полный творческих планов человек оказался скованным.
Жить стало тяжело, но Александр Иванович не сломался. Он переселился в хорошо знакомый ему с юности Старо-дуб — ближе к родным, к добрым друзьям, любимым им украинским песням.
В Стародубе А.И. Рубец руководил хором и симфоническим оркестром, для этой цели он арендовал помещение в доме Василия Малиновского (по бывшей Симеоновской улице) и проводил регулярные репетиции с хористами. Это люди разных профессий: мелкие служащие, сапожники, маляры, учащиеся гимназии и городского училища, всего человек 60. В оркестре собралось около 30 местных музыкантов, в основном преподаватели и учащиеся еврейского училища под управлением Э. Вайнтра-уба, талантливого музыканта, любимца Александра Ивановича. Концерты проходили в дворянском клубе, весь сбор с концертов Рубец использовал на разные благотворительные нужды: он открыл рисовальную и музыкальную школы, в которые принимались все дети — без сословных ограничений; часть этих юных музыкантов впоследствии продолжили учебу в Петербургской консерватории, многие — за деньги Александра Ивановича.
Всю свою долгую жизнь А.И. Рубец собирал, записывал народные песни, особенно свои любимые — украинские. Уже в 1871 году вышел первый сборник «Двести малороссийских песен», а всего им записано более трех тысяч, многие из них на Стародубщине. Следует напомнить, что Стародуб в то время входил в состав Черниговской губернии. Среди этих песен и «Веснянка», которую П.И. Чайковский использовал в финале своего знаменитого Первого концерта для фортепиано. Рубец и Чайковский были однокурсниками и всю жизнь поддерживали дружеские отношения.
Облик Александра Ивановича Рубца запечатлел И.Е. Репин. С профессора Петербургской консерватории написан запорожец в барашковой шапке и малиновом жупане, заразительно хохочущий в центре картины Е.И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».