Страницарыцарь

Брянщина. Бескорыстный рыцарь музыки (А.И. Рубец )

Стародуб — один из старейших и интереснейших городов юга Бряшци-ны. Как город-крепость известен с XI в. Центр древнего княжества, затем пол­ковая казачья столица, ныне — район­ный центр. Южный форпост России, он на протяжении своей истории испытал многое. Его осаждали не раз беспокой­ные ближние соседи — князья новго-род-северские, черниговские, киевские. Жгли половцы, татары, литовцы, поля­ки. А он вновь отстраивался и рос. Ка-заки-стародубцы отличались в боях со шведами при Петре I, турками — при Суворове, французами — в Отечествен­ную войну 1812 года Но стародубцы не только воевали, и в их культурной жизни было немало памятного. Так, яркий след в истории музыкальной культуры Ста-родуба оставлен профессором Петер­бургской консерватории Александром Ивановичем Рубцом.

А.И. Рубец родился 29 апреля 1837 года в Чугуеве, под Харьковом. Страст­ная любовь к музыке проявилась у не­го с детства. Его мать Анна Петровна, урожденная Немирович-Данченко, бы­ла родом из Стародуба. В семье люби­ли музыку, привечали бандуристов и лирников, их пение оставило неизгла­димый след в душе мальчика. Заметив музыкальные способности сына, генерал-майор Иван Филиппович Рубец пригласил из Вены чешского музыкан­та Франца Черни. Окончив гимназию, А.И. Рубец поступил в Нежинский ли­цей, но юридические науки не увлекали его и в 1862 году он поступил в открыв­шуюся Петербургскую консерваторию, занимался с большим увлечением, его успехи были особенно заметны в тео­ретических науках. Поэтому по окон­чании учёбы в 1866 году, его оставили преподавателем по сольфеджио. Летние каникулы А.И. Рубец обычно проводил в Стародубе, куда (после смерти отца в 1854 году) переехала мать и старший брат Ипполит, мировой посредник.

Деятельная натура А.И. Рубца не признавала пассивного отдыха, он об­учал стародубских ребятишек пению, занимался с талантливыми любителями, привлекал музыкантов-профессионалов (преподавателей еврейской школы). И вот результат: в 1880 году впервые на провинциальной сцене была поставле­на опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Это была любитель­ская, самодеятельная постановка, состо­ялось два представления: 12 августа в Стародубе и 24 августа в Почепе (гастро­ли!). Сам Александр Иванович исполнял партию Богдана Собинина. Историко-героическое произведение М.И. Глинки было восторженно принято патриотиче­ски настроенными стародубцами.

Спектакль имел и благотворительную цель — сбор средств на открытие жен­ской гимназии в Стародубе.

В 1895 году 57-летний А.И. Рубец ос­леп: сказалась многолетняя напряжен­ная работа с нотами, рукописями. <...> Энергичный, полный творческих планов человек оказался скованным.

Жить стало тяжело, но Александр Иванович не сломался. Он переселился в хорошо знакомый ему с юности Старо-дуб — ближе к родным, к добрым дру­зьям, любимым им украинским песням.

В Стародубе А.И. Рубец руководил хором и симфоническим оркестром, для этой цели он арендовал помещение в доме Василия Малиновского (по быв­шей Симеоновской улице) и проводил регулярные репетиции с хористами. Это люди разных профессий: мелкие слу­жащие, сапожники, маляры, учащиеся гимназии и городского училища, всего человек 60. В оркестре собралось около 30 местных музыкантов, в основном преподаватели и учащиеся еврейского училища под управлением Э. Вайнтра-уба, талантливого музыканта, любим­ца Александра Ивановича. Концерты проходили в дворянском клубе, весь сбор с концертов Рубец использовал на разные благотворительные нужды: он открыл рисовальную и музыкальную школы, в которые принимались все дети — без сословных ограничений; часть этих юных музыкантов впоследствии продолжили учебу в Петербургской консерватории, многие — за деньги Александра Ивановича.

Всю свою долгую жизнь А.И. Рубец собирал, записывал народные песни, особенно свои любимые — украинские. Уже в 1871 году вышел первый сборник «Двести малороссийских песен», а всего им записано более трех тысяч, многие из них на Стародубщине. Следует на­помнить, что Стародуб в то время входил в состав Черниговской губернии. Сре­ди этих песен и «Веснянка», которую П.И. Чайковский использовал в финале своего знаменитого Первого концерта для фортепиано. Рубец и Чайковский были однокурсниками и всю жизнь под­держивали дружеские отношения.

Облик Александра Ивановича Рубца запечатлел И.Е. Репин. С профессора Петербургской консерватории написан запорожец в барашковой шапке и мали­новом жупане, заразительно хохочущий в центре картины Е.И. Репина «Запорож­цы пишут письмо турецкому султану».