СтраницаРУШНИКИ

РУШНИКИ КАК ЭЛЕМЕНТ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ТРУБЧЕВСКОГО РАЙОНА, Брянская земля

Многообразные формы развития народной художествен-

ной традиции в русской культуре обозначается понятием “на-

родное искусство”. Каждое из относимых к нему явлений само-

стоятельно в социальном, историческом, экономическом и куль-

турном отношениях, имеет свой особый путь развития и далеко

не всегда осознается современниками как искусство. Поэтому

одной из насущных задач изучения народной художественной

традиции является уточнение представлений о ее типологии и формах бытования.

Ткачество было одним из основных промыслов на терри-

тории района в XIX – начале ХХ века. Изделия местных масте-

риц очень разнообразны. Распространение определенного орна-

мента характерно для династий мастериц. Об этом свидетельст-

вуют надписи, вышитые на полотенцах.

Обоготворение и почитание неба и небесных светил за-

нимает огромное место в системе религиозных верований. Эти

культы в той или иной степени свойственны всем без исключе-

ния народам. Их следы в материальной культуре мы находим на

территории России уже в неолите. Небесные верования славян

тесно связаны с аграрным культом и воплотились в систему зна-

ков – символов. Зародившись в глубокой древности, они часто

претерпевали изменения, как формы, так и содержания. Тем не

менее, основные формы этих знаков и смысл были одинаковы

везде, где важную роль играло земледелие. Все эти символы

оказались настолько устойчивыми, что в качестве декоративных

элементов сохранились в народных узорах до наших дней.

Особенно часто и почти повсеместно в вышивке трубчев-

ских мастериц мы находим изображение креста в различной его

форме. Крест – древний магический символ, существовавший

задолго до христианства у самых различных народов. Первона-

чально форма креста имитировала древнейшее орудие для до-

бывания огня, поэтому он стал универсальной религиозной эмб-

лемой огня, а затем и солнца как огня небесного. Как и огонь,

солнце умирает и возрождается в процессе движения по небу.

Крест как эмблема солнечного божества становится языческим

очистительным символом воскресенья и бессмертия задолго до

христианства. Как символ солнца – огня, служит амулетом, обе-

регавшим его владельца со всех сторон, что было важно для земледельцев.

ния огня, а затем, когда свастика стала символом солнца, обо-

значали его движение по небу.

На всей территории Трубчевского района можно встре-

тить рушники, вышитые растительным орнаментом. Часто

встречается изображение цветка с лепестками правильной фор-

мы, вписывающимися в круг. При сопоставлении этнографиче-

ских материалов мы можем уверенно говорить о влиянии соляр-

ных знаков на появление данного орнамента. Дело в том, что

крест иногда видоизменяется в четырехлепестковый цветок, а

подобные формы непосредственно переходят в розетку. Розетка

же еще в древних культах Востока была эмблемой солнечных

богов. По начертанию она, как уже отмечалось, близка к цветку.

В розетке как бы воплотилась идея о связи животворящих сол-

нечных лучей и обильного произрастания цветов и трав на земле.

Получили распространение на территории края и изобра-

жения животных и людей. Наиболее частым в вышивке является

изображение женщины. При этом женщина нередко показана в

позе роженицы с раскинутыми руками и согнутыми и также

раскинутыми в стороны ногами. Существует много вариантов

данного сюжета. Натуралистичность изображения старались

скрыть дополнительные детали, предельная стилизация и упро-

щение образа. Для нас ценно то, что, несмотря на эти ухищрения

вышивальщиц, мы во многих случаях можем рассмотреть осно-

ву архаичного образа – рожающую женщину.

На полотенцах, встречающихся в Трубчевском районе,

мы не видим прямого изображения роженицы, но ее изменен-

ный образ встречается очень часто. На полотенце из с. Филип-

повичи роженица изображена в виде цветка. Голова здесь скры-

та в изображении раскрывшегося бутона, верхние конечности

представлены в виде поднятых кверху листьев, растущих от

стержня, ноги изображены в

изогнутых отростках, берущих начало

от расширенного основания.

Рассмотрим рушник из с. Усох. Здесь появляется мотив

двуглавого орла. Интересно появление орла и его название у

мастеров. Обрисовка царского орла

хорошо была известна крестьянам по

изображениям на монетах и вывесках в

кабаках, не случайно и название орлов –

“кабацкие”. Рассматриваемый орнамент

можно рассмотреть и как

закамуфлированный образ роженицы.

Рисунок вышивки не ограничивается

изображением двуглавого орла. К нему

добавляется пышный растительный

узор: различной формы веточки,

“елочки”. А это, как свидетельствуют

исследователи, является частым элементом, сопровождающим, а

в данном случае подтверждающим изображение роженицы.

Особого внимания заслуживает обилие птиц. Пары птиц распо-

ложены на одном уровне по бокам от центрального орла, пара

крупных птиц, расположенных над ними, – это все должно было

изображать небесную сферу. Роженицы в славянской мифоло-

гии представлялись небесными существами, что и подчеркивало обилие птиц.

Рассмотрим рушник из с. Радчино. Здесь мы вновь видим

изображение человеческих фигур. Чередование женских и муж-

ских фигур, как в данном случае, напоминает древнюю тради-

цию славян – в праздники водить

хороводы. Танцующий хоровод

напоминает движение по небу

солнца, что говорит о поклонении

солнечным божествам. Обычай

водить хороводы чаще приуро-

чивался к весенним и летним праздникам.

Об обязательном дополнении изображений птиц к цен-

тральной женской фигуре трехчастной композиции речь уже

шла выше. Но хотелось бы привести еще один интересный вари-

ант присутствия птиц в трехчастной композиции. Обратимся к

вышивке на полотенце из д. Красное. В данном случае лебеди

как бы плывут в противоположные стороны от центральной

женской фигуры, что является приемом выражения идеи движе-

ния и именно движения солнца. По мнению Б.А. Рыбакова, эт-

нографические примеры резных ковшей с четким солнечным

знаком и фигурой коня или водоплавающей птицы общеизвест-

ны и давно истолкованы как стремление показать дневной и

ночной путь светил.

Ю.А. Робкин, С.В. Чернышов, Трубчевский районный Совет народных депутатов, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского

РУШНИКИ КАК ЭЛЕМЕНТ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ТРУБЧЕВСКОГО РАЙОНА

(по материалам этнографической экспедиции 1987 г.)