Страницарубеж

НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ Благоустройство территории Брянского уезда

В условиях начавшейся в пореформенное время модернизации экономической и социальной жизни, более сложной становилась инфраструктура городского и уездного хозяйства.

На рубеже XIX-XX вв. в Брянске и уезде деятельность по благоустройству включала в себя следующие мероприятия: устройство систем канализации и водопровода, развитие транспорта и освещения, поддержка в чистоте городских площадей, улиц и т. д. Результативность и приоритетность этих мероприятий во многом была обусловлена заинтересованностью городской управы и думы, в которую входили в основном представители купеческого сословия, а также личной инициативой промышленников, предпринимателей и общественных деятелей Брянщины.

С ростом уровня урбанизации, главной проблемой был дефицит жилья. Собственные квартиры в городе могли приобрести только состоятельные граждане. Около 5% населения обитало в подвалах и мансардах, где зачастую даже не было отопления. К концу века доля деревянных домов в Брянске и уезде была все еще велика.

Каменные постройки были характеры для центра города, окраина в основном была деревянной. Достаточно благоустроенной была центральная улица Брянска – Московская, на которой проживала большая часть купечества города, имеющая квартиры в собственности. Например: купец 2-й гильдии Андронов Василий Никитич - владел 4 квартирами, в которых проживали 30 жителей: купец 2-й гильдии Вязьмитин Иван Николаевич - владел 9 квартирами, сдавая их 46 жильцам, купец Добычин Михаил Гаврилович с женой Марией Васильевной являлись домовладельцами 2 квартир, в которых проживало 13 человек. У городского головы Василия Ивановича Сафронова во владении было несколько квартир на улице Московской (по переписным участкам – 4 с численностью жильцов 30).Несколько домов принадлежало Николаю Семёновичу Могилевцеву [1, ф. 2, оп. 1, д. 784 (т.2), лл. 251-253]. Сдача квартир внаём было, видимо, и тогда прибыльным делом.

Что же касается крупных промышленных центров уезда, еще со времен С. И. Мальцова на его предприятиях были организованы достаточно приемлемые бытовые условия. Большинство мастеровых жили в добротных каменных или деревянных домах, рассчитанных на 3-4 комнаты. Они строились в рассрочку. Долги, достигавшие 500 руб., как правило, списывались. При домах отводился приусадебный участок земли для сада или огорода в 800—1000 саженей. Для заводских мастеров возводились одно- и двухэтажные каменные и деревянные дома городского типа, в которых могли проживать несколько семей. Между главными населенными пунктами - селами Песочня, Любохна, Людиново, Дятьково - на протяжении ста верст было проложено шоссе с правильно организованным почтовым сообщением, станциями, экипажами [72, с. 39]. Чернорабо­чие обычно жили в специальных избах и казармах, построенных практиче­ски около каждого завода. Таким образом, при решении жилищной проблемы осуществлялся дифференцированный подход. Жилье на Мальцовских предприятиях привязывало рабочих к производству, заставляло соблюдать дисциплину и качественно работать. Как следствие, это повышало производительность труда, а заводовладелец ассоциировался с благодетелем [6, с. 73]. У рабочих появлялась воз­можность заниматься огородничеством, садоводством и животноводством, что существенно повышало благосостояние семей, с одной стороны, а с другой ограничивало их социальное положение, «привязывало к земле», они уже не могли уйти с завода и уехать в другой регион.

Вид улицы Московской в конце XIX века

После основания АО «Мальцовский портландцемент» руководство предприятия практически сразу стало возводить временные бараки для рабочих. Вскоре образовался целый поселок, который разрастался из года в год. К 1902 году было построено 15 деревянных жилых домов. Строительство жилья для мастеровых обошлось предприятию в 41 410 руб. 07 коп., для служащих в 23932 руб. 60 коп. [49, с. 25]. На содержание квартир, в том числе ремонт, отопление и освещение, тратили около 10 тыс. руб в год. С расширением поселка эти траты постоянно увеличивались.

«— Город готовится встретить г. военного министра, который, по слухам, будет осматривать Сухарный завод.

— Навоз на улицах, наконец, стали очищать. По сему, видимо, то дело это для нас непривычное: в центре груды навоза не тронуты, на окраинах где счищают, где нет. Счищенный навоз не свозится, а складывается тут же на улице, по сторонам дороги. При узости наших дорог и при скудном освещении кучи навоза и представляют большое неудобство, особенно в ночное время.

— Жалобы на то, что в кондитерской Донат не завертывают отпускаемый товар в бумагу или завертывают очень плохо, продолжаются. Следовало бы внушить нашим булочникам и кондитерам, что тщательное завертывание товара необходимость, так как незавернутые булочки и крендельки от близкого соседства с руками и одеждой прислуги могут быть источниками заразы».

Орловский вестник. – 1900. – 1 апр. (19 март.) (№76)

Счищенный навоз не свозится, а складывается тут же на улице, по сторонам дороги. При узости наших дорог и при скудном освещении кучи навоза и представляют большое неудобство, особенно в ночное время.

— Жалобы на то, что в кондитерской Донат не завертывают отпускаемый товар в бумагу или завертывают очень плохо, продолжаются. Следовало бы внушить нашим булочникам и кондитерам, что тщательное завертывание товара необходимость, так как незавернутые булочки и крендельки от близкого соседства с руками и одеждой прислуги могут быть источниками заразы».

Орловский вестник. – 1900. – 1 апр. (19 март.) (№76)