СтраницаРославец

Николай Андреевич Рославец Брянщина

Николай Андреевич Рославец — наш земляк. Он родился 23 декабря 1880 года в селе Душатин (сейчас Суражский район). Н.А. Рославец вспоминал: «До 12 лет, т. е. до того времени, как мне пришлось покинуть с семьей родную  деревню, я, как и полагается всякому  деревенскому подростку, выполнял со­ ответствующие возрасту крестьянские работы: помогал старшим на поле, на сенокосе, в саду, пас скотину... Здесь же  лет с 7-8 проявились мои музыкальные способности, очевидно, под влиянием  дяди, деревенского скрипача-самоучки:  я так же полюбил скрипку и выучился играть на ней не хуже дяди. Играли мы, конечно, по слуху».  Затем были занятия в музыкальных  классах A.M. Абазы в Курске, учеба в  Московской консерватории, где уже в  ученические годы прослыл «крайне левым». Он вспоминал, что по этой причине «терпел всяческие неприятности». Тем не менее за написанную к выпускному экзамену оперу-кантату «Небо и  Земля» (по Байрону) получил Большую  серебряную медаль (1912 г.). Н.А. Рославец сразу вошёл в русскую  музыку как большой и серьёзный художник, проявил себя представителем авангарда1. С 1913 года начался расцвет его творчества.  В эти годы он разрабатывает «новую систему организации звуков» — на основе «синтетических аккордов» (синтетаккорды), включающих от 6 до 8 и более  звуков. Н.А. Рославец — автор первых в  России атональных2 сочинений.

музыкальный педагог, политредактор Главреперткома. Новаторство Рославца-композитора, его редакторская деятель­ность, борьба с музыкальной халтурой породили немало недругов, и в 1931 году он уехал в Ташкент — два года рабо­тал заведующим музыкальной частью и дирижером Узбекского музыкального театра. Вернувшись в Москву в конце 1930-х годов, занимался только педа­гогической деятельность. Он был хо­рошим педагогом. Среди его учеников Даниил Покрасс (создавший вместе с братом Дмитрием немало популярных песен — «Москва майская» (1937 г.), «Три танкиста» (1939 г.) и др., Констан­тин Листов (автор знаменитых песен «Песня о тачанке», «В землянке», опе­ретты «Севастопольский вальс» и др.).

В 1938 году у Николая Андреевича случился инсульт, его парализовало. Скончался он 23 августа 1944 года.

С середины 1980-х годов в стране воз­рос интерес к творчеству представите­лей русско-го авангарда в искусстве, в том числе к творчеству Н.А. Рославца. Ярким событием в культурной жизни Брянска стал проводимый с 1986 года ежегодный фестиваль им. Н.А. Рославца. С 1994 года он стал также фестивалем им. Наума Габо (Певзнера) — всемирно известного скульптора, уроженца Брян­ска. Цель фестиваля — возрождение не­заслуженно забытых имен, возвращение к слушателям талантливой музыки.

На фестивале исполняются произве­дения Н.А. Рославца, а также его со­временников, композиторов XX века. В рамках фестиваля обязательно проходят художественные выставки, драматиче­ские спектакли. В концертах, творческих встречах принимают участие не только брянские музыканты, но и гости — из других городов и стран.

Организатором и душой фестиваля стал М.Е. Белодубровский — преподаватель Брянского музыкального училища, заме­чательный скрипач, член Союза компози­торов, исследователь творчества нашего земляка Николая Андреевича Рославца.

1 Авангард — передовая, ведущая часть общества, какой-либо общественной группы.

2 Атональный — лишенный гармонической тональности.